Сенсорное развитие детей раннего возраста
материал на тему

Шошина Наталья Вячеславовна

План по самообразованию воспитателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie.docx25.23 КБ

Предварительный просмотр:

План

По самообразованию воспитателя

       Шошиной Натальи Вячеславовны

на 2016 – 2017 г.г.

Тема: Сенсорное развитие детей раннего возраста

 Цель:

-создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

Задачи:

1. Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов ( цвете, величине, форме, ).

2. Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами ( умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению  положительного результата и т.д.).

3. Развитие аналитического восприятия.

             Актуальность выбранной темы:

Ранний дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира. В этом периоде происходит становление всех видов восприятия – зрительного, тактильно – двигательного, слухового.

Одной из важнейших особенностей развития детей 1,5- 3 лет жизни является развитие ребёнка. Дети начинают понимать смысл высказываний взрослого. Речь теперь является для них регулятором поведения. Активная речь, появившаяся на втором году жизни, значительно расширилась как в объёме, так и по содержанию. Активный словарь стал шире. С развитием речи начинает развитие мышления. Для нас это очень важно, так как обобщённое значение приобретают слова, обозначающие сенсорные качества предметов – цвет, форму, величину, вкус, вес, температура. Сенсорное развитие детей во все времена было и остаётся важным и необходимым для полноценного воспитания. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Деятельность детей носит характер предметной деятельности. Они постоянно обследуют предметы, исследуя их свойства. Результатом проводимых детьми экспериментов являются их первые умозаключения. Дети совершенствуются в способах выполнения заданий. Они переходят от способа «проб и ошибок» к способу «примеривания» и зрительного соотнесения.

Усвоив обобщающее слово, обозначающее признак предмета, дети приобретают способность сравнивать предметы по качеству, а для этого им необходимо развивать чувствительность пальцев, которая обеспечивает восприятие таких свойств предмета, как мягкость – твёрдость, форма, вес (лёгкий – тяжёлый, температура (холодный – горячий – тёплый, особенность поверхности (гладкий – шершавый) .

Узнавание детьми предметов на ощупь в дальнейшем даёт возможность правильно держать кисть, регулировать силу её захвата и улучшает тонус мышц, что делает движения руки более точными. При систематической работе по развитию тактильного восприятия значительно активизируются познавательные процессы детей, расширяется их активный и пассивный словарь.

Игры с водой («Поздоровайся с водичкой», «Поймай рыбку», «Попади в колечко», «Водичка дырочку найдёт», «Времена года», «Лёд и вода» и т. д.) помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук, повысить их работоспособность, увеличить объём активных движений, что создаёт основу для новых возможностей в формировании умений и навыков.

Упражнения на нанизывание («Собери пирамидку (матрёшку)», «Собери бусы», «Ловим раков», «Светит солнышко» и т. д.) с их помощью у детей развивается умение самостоятельно чем - то себя занять и производить осмысленные действия с предметами: собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать банки, коробки, нанизывать кольца на стержень и др.

Игры на выкладывание (Пазлы, кубики – картинки) развивают щипковый захват указательным и большим пальцами; совершенствует движение «рука – глаз», развивают воображение; обогащают словарный запас; совершенствуется зрительное восприятие.

                                                     Литература

  1. «Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей детей 2-3 лет.»  Павлова Л.
  2. Янушко Е. А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста» .- Мозаика-синтез, 2013
  3. Пилюгина Э. Г. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста». Пособие для воспитателя дет. сада. М. : Просвещение, 1983.
  4. М. Д.Маханева, С. В. Рещикова. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет».
  5. Э. Г. Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет»
  6. Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет»
  7. Интернет-ресурсы.

Перспективный план самообразования педагога:

Месяц

Работа воспитателя

Работа воспитателя с детьми

Работа воспитателя с родителями

Сентябрь

1. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями по теме: «Сенсорное развитие детей раннего возраста»;

2. Постановка целей и задач по данной теме;

3. Составление перспективного плана по теме самообразования.

1. Проведение наблюдений  и выявление

уровня сенсорного развития детей

в ходе применения

дидактических игр.

1. Разработать анкеты и консультации

для работы с родителями.

2. Проведение род. собрания на тему : «Сенсорное развитие детей».

Октябрь

1.Подбор методической литературы по теме; 2.Изучение методической литературы.

1.Анкетирование и консультирование

родителей.

2.Выявление интересов и знаний

родителей воспитанников

по вопросам сенсорного развития и

воспитания дошкольников».

3. Проведение консультации для родителей

«Адаптация ребенка к условиям ДОУ» и

«Сенсорное воспитание детей раннего возраста».

Ноябрь

1. Изучение темы: «Роль дидактических игр для детей раннего возраста»;

2. Создание сенсорного уголка.

3. Создание дид. игр направленных  на сенсорное развитие детей.

4.  Создание картотеки дид. игр для работы с детьми.

Использование дид. игр в индив. работе с детьми и в самостоятельной деятельности.

1. Подготовка консультации для родителей Проведение консультации для

родителей на тему: «Как провести

выходной день с ребенком».

2. Помощь родителей в изготовлении дидактических игр.

Декабрь

1.Продолжать изучение литературы по заданной

тематике.

2.   Создание дид. игр направленных  на сенсорное развитие детей.

3.  Создание картотеки дид. игр для работы с детьми.

Использование дид. игр напоавленных на сенсорное развитие детей   в индив. работе с детьми и в самостоятельной деятельности.

1. Проведение консультации для

родителей на тему: «Какие

игрушки необходимы детям».

 2. Помощь родителей в изготовлении дидактических игр.

Январь

1. Продолжать формирование картотеки дидактических игр, направленных на сенсорное

развитие детей,

изготовление  дидактических игр.

2. Обогащение сенсорного уголка.

3. Продолжать изучение литературы по заданной тематике.

1. Упражнения и игры на развитие сенсорных эталонов детей раннего возраста.

1. Оформление папки-передвижки для родителей

на тему: «Сенсорные игры малышей».

2. Помощь родителей в изготовлении дидактических игр.

Февраль

1. Продолжать формирование картотеки дидактических игр, направленных на сенсорное

развитие детей,

изготовление  дидактических игр.

2. Обогащение сенсорного уголка.

3. Продолжать изучение литературы по заданной тематике.

1. Упражнения и игры на развитие сенсорных эталонов детей раннего возраста.

2.Экспериментирование с водой. Опыт «Разноцветная вода»

Опыт «Прозрачность воды».

3. Игры с сухим бассейном из крышек.

1. Проведение консультации для

родителей на тему: «Развитие сенсорных

способностей детей раннего возраста».

2. Помощь родителей в изготовлении дидактических игр.

Март

1. Продолжать формирование картотеки дидактических игр, направленных на закрепление понятия формы,

изготовление  дидактических игр.

2. Обогащение сенсорного уголка.

3. Продолжать изучение литературы по заданной тематике.

1. Проведение дидактических игр, направленных на закрепление понятия формы: «Найди предмет указанной формы», «Из каких фигур состоит?», «Найди предмет такой же формы», «Какая фигура лишняя?»

2. Дид. игры с прищепками, крышками, липучками, молниями. 

1. Проведение консультации для родителей

на тему: «Роль развивающих игр для детей».

Апрель

1. Продолжать формирование картотеки дидактических игр, направленных на направленных на закрепление цвета,

изготовление  дидактических игр.

2. Обогащение сенсорного уголка.

3. Продолжать изучение литературы по заданной тематике.

1. Проведение дидактических игр, направленных на закрепление цвета: «Какого цвета не стало?», «Какого цвета предмет?», «Собери гирлянду» ,«Какие цвета использованы?», «Уточним цвет».

2. Дид. игры с прищепками, крышками, липучками, молниями.

1. Оформление буклетов для родителей на тему: «Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста».

Май

1. Обогащение сенсорного уголка.

1. Проведение дидактических игр, направленных на закрепление цвета, закрепление понятия формы.

2. Дид. игры с прищепками, крышками, липучками, молниями.

1.Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов групп раннего возраста "Сенсорное развитие детей раннего возраста"

Цель:обогащение представлений педагогов об особенностях сенсорного развития детей раннего возраста....

Проектная деятельность с детьми раннего возраста. Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умст...

План работы по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности»

План по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста по теме "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности"...

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возраста На тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возрастаНа тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»Составители: Короткова И.А.Бобылева П.В.ГБДОУ детский сад 97Ка...

Презентация проекта в группе раннего возраста " Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр."

Презентация проект по сенсорному развитию детей.посредством дидактических игр.  (группа  раннего возраста )...

Презентация поможет познакомить родителей с понятиями «сенсорика», «сенсорное развитие», повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)...