Конспект ООД по развитию речи в старшей группе на тему: "Зима"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Жирнова Валентина Степановна

       Цель.  Развитие связной речи.

 

      Задачи.

      1. Обобщать и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы.

      2. Закреплять умения детей отвечать на вопросы полным предложением.

      3. Активизировать словарь по данной теме; учить подбирать определения к заданным словам (активизация прилагательных). Обогащение словаря: вьюга, метель, пороша, запорошила, вьюжная.

      4. Совершенствовать грамматический строй речи: учить подбирать однокоренные слова, использовать в речи существительные в нужном падеже.

      5. Развивать внимание, мышление.

 

      Материал. Иллюстрации с зимними пейзажами, фонограмма П. И. Чайковского "У камелька" ("Времена года");  альбомные листы светло-голубого тона, цветные карандаши (цветные восковые мелки).

 

      Предварительная работа:

Наблюдения во время прогулок.

Чтение рассказов, разучивание стихотворений о зиме; беседа о приметах зимы.

Рассматривание иллюстраций с изображением зимней природы.

 

 

Ход занятия

      На доске висят иллюстрации с зимними пейзажами. Воспитатель читает стихотворение:

          Идет волшебница-зима.

          Пришла, рассыпалась;

          Клоками повисла на суках дубов;

          Легла волнистыми коврами

          Среди полей, вокруг холмов.

          Брега с недвижною рекою

          Сравняла пухлой пеленою;

          Блеснул мороз. И рады мы

          Проказам матушки-зимы.     

                                                    А. С. Пушкин

      Воспитатель. Ребята, сегодня мы будем говорить о прекрасном времени года - зиме.

      - Кто скажет, сколько месяцев длится зима?   (Три.)

      - Назовите эти месяцы.   (Декабрь, январь, февраль.)

      - А какой сейчас месяц?   (Январь.)

 

      Воспитатель. В это время года мы часто говорим слово "снег". А какой снег?     (Белый, холодный, пушистый, липкий и т. д.)

     Воспитатель читает детям отрывок из стихотворения Е. Трутневой "Первый снег":

          Что такое за окном?

          Сразу в доме посветлело!

          Это снег лежит ковром,

          Самый первый, самый белый!

      Дидактическая игра "Добавь слово"

      - Зимой все покрыто белым пушистым снегом. Давайте мы поиграем с этим словом. Я буду читать стихотворение, а вы заканчивайте строчки словами, похожими на слово снег.

          Тихо, тихо, как во сне, падает на землю...  (снег)

          С неба все скользят пушинки - серебристые...  (снежинки)

          На деревья, на лужок тихо падает...  (снежок)

          Вот веселье для ребят - все сильнее...  (снегопад)

          Все бегут вперегонки, все хотят играть в...  (снежки)

          Словно в белый пуховик нарядился...  (снеговик)

          Рядом снежная фигурка - это девочка...  (Снегурка)

          На снегу-то, посмотри, с красной грудкой...  (снегири)

          Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил...  (снег)

      - Какие вы слова добавляли? На какое слово они похожи?  (ответы детей)

 

      Воспитатель. Какие явления природы можно наблюдать зимой?     (Снегопад, метель, вьюгу.)

      - Тропинки запорошило - это как  вы понимаете?  (Занесло снегом.)

      "Пороша", "запорошило" - эти слова дети повторяют хором и индивидуально.

      - Какие слова можно сказать про зиму, какая она?  (Снежная, морозная, вьюжная, холодная и т. д.)

        

      Физминутка «Снежинки»
Ой летят, летят снежинки -
Белоснежные пушинки.                    (Плавные взмахи руками.)
Это зимушка-зима                             (Отводим сначала правую руку в сторону,
Рукавами повела.                                затем левую руку в сторону.)                             
Все снежинки закружила    
И на землю опустила.                        (Покружиться и присесть.)

 

      Воспитатель. Что происходит зимой с деревьями? Какие они? (Они стоят голые, без листьев, только сосна и ель зеленые; деревья зимой отдыхают)

      - А как вы думаете, как живут зимой звери в лесу?  (Дети рассказывают о зайце, лисе, белке, медведе и др.)

      - Птицы все улетели на юг? Расскажите, какие птицы зимуют и чем питаются, кто им помогает выжить зимой.   (Рассказы детей. Заслушивается 2-3 рассказа.)

      Воспитатель. А какие у вас забавы да игры зимой?  (Катаемся на санках, лыжах, коньках. Играем в снежки, лепим снежную бабу и др.)

      Упражнение "Закончи предложение"

      - Давайте поиграем в игру. Я буду говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово снеговик.

      Мы решили слепить...  (снеговика).

      Мы приделали нос-морковку нашему...  (снеговику).

      Мы показали соседям нашего...  (снеговика).

      Мы играли с нашим...  (снеговиком).

      Мы рассказали бабушке о...  (снеговике).

 

      Физкультминутка "Снеговик"

Давай, дружок, смелей, дружок,        (Идут по кругу, изображая, будто

Кати по снегу свой снежок.                  катят перед собой снежный ком.)

Он превратится в снежный ком,         ("Рисуют" руками большой круг.)

И станет ком снеговиком.                      ("Рисуют" снеговика из трех комков.)

Его улыбка так светла!                        (Широко улыбаются.)

Два глаза, шляпа, нос, метла.             (Показывают глаза, прикрывают

                                                     голову ладошкой, дотрагиваются до носа.)

Но солнце припечет слегка -                (Медленно приседают.)

Увы! - и нет снеговика.                       (Разводят руками, пожимают плечами.)

 

      Воспитатель предлагает детям нарисовать картинку о зиме.

      Звучит спокойная музыка,  дети рисуют.

      Итог. Оценка деятельности детей.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе на тему: "Зима"

       Цель.  Развитие связной речи.

 

      Задачи.

      1. Обобщать и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы.

      2. Закреплять умения детей отвечать на вопросы полным предложением.

      3. Активизировать словарь по данной теме; учить подбирать определения к заданным словам (активизация прилагательных). Обогащение словаря: вьюга, метель, пороша, запорошила, вьюжная.

      4. Совершенствовать грамматический строй речи: учить подбирать однокоренные слова, использовать в речи существительные в нужном падеже.

      5. Развивать внимание, мышление.

 

      Материал. Иллюстрации с зимними пейзажами, фонограмма П. И. Чайковского "У камелька" ("Времена года");  альбомные листы светло-голубого тона, цветные карандаши (цветные восковые мелки).

 

      Предварительная работа:

Наблюдения во время прогулок.

Чтение рассказов, разучивание стихотворений о зиме; беседа о приметах зимы.

Рассматривание иллюстраций с изображением зимней природы.

 

 

Ход занятия

      На доске висят иллюстрации с зимними пейзажами. Воспитатель читает стихотворение:

          Идет волшебница-зима.

          Пришла, рассыпалась;

          Клоками повисла на суках дубов;

          Легла волнистыми коврами

          Среди полей, вокруг холмов.

          Брега с недвижною рекою

          Сравняла пухлой пеленою;

          Блеснул мороз. И рады мы

          Проказам матушки-зимы.     

                                                    А. С. Пушкин

      Воспитатель. Ребята, сегодня мы будем говорить о прекрасном времени года - зиме.

      - Кто скажет, сколько месяцев длится зима?   (Три.)

      - Назовите эти месяцы.   (Декабрь, январь, февраль.)

      - А какой сейчас месяц?   (Январь.)

 

      Воспитатель. В это время года мы часто говорим слово "снег". А какой снег?     (Белый, холодный, пушистый, липкий и т. д.)

     Воспитатель читает детям отрывок из стихотворения Е. Трутневой "Первый снег":

          Что такое за окном?

          Сразу в доме посветлело!

          Это снег лежит ковром,

          Самый первый, самый белый!

      Дидактическая игра "Добавь слово"

      - Зимой все покрыто белым пушистым снегом. Давайте мы поиграем с этим словом. Я буду читать стихотворение, а вы заканчивайте строчки словами, похожими на слово снег.

          Тихо, тихо, как во сне, падает на землю...  (снег)

          С неба все скользят пушинки - серебристые...  (снежинки)

          На деревья, на лужок тихо падает...  (снежок)

          Вот веселье для ребят - все сильнее...  (снегопад)

          Все бегут вперегонки, все хотят играть в...  (снежки)

          Словно в белый пуховик нарядился...  (снеговик)

          Рядом снежная фигурка - это девочка...  (Снегурка)

          На снегу-то, посмотри, с красной грудкой...  (снегири)

          Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил...  (снег)

      - Какие вы слова добавляли? На какое слово они похожи?  (ответы детей)

 

      Воспитатель. Какие явления природы можно наблюдать зимой?     (Снегопад, метель, вьюгу.)

      - Тропинки запорошило - это как  вы понимаете?  (Занесло снегом.)

      "Пороша", "запорошило" - эти слова дети повторяют хором и индивидуально.

      - Какие слова можно сказать про зиму, какая она?  (Снежная, морозная, вьюжная, холодная и т. д.)

        

      Физминутка «Снежинки»
Ой летят, летят снежинки -
Белоснежные пушинки.                    
(Плавные взмахи руками.)
Это зимушка-зима                             
(Отводим сначала правую руку в сторону,
Рукавами повела.                                
затем левую руку в сторону.)                             
Все снежинки закружила    
И на землю опустила.                        
(Покружиться и присесть.)

 

      Воспитатель. Что происходит зимой с деревьями? Какие они? (Они стоят голые, без листьев, только сосна и ель зеленые; деревья зимой отдыхают)

      - А как вы думаете, как живут зимой звери в лесу?  (Дети рассказывают о зайце, лисе, белке, медведе и др.)

      - Птицы все улетели на юг? Расскажите, какие птицы зимуют и чем питаются, кто им помогает выжить зимой.   (Рассказы детей. Заслушивается 2-3 рассказа.)

      Воспитатель. А какие у вас забавы да игры зимой?  (Катаемся на санках, лыжах, коньках. Играем в снежки, лепим снежную бабу и др.)

      Упражнение "Закончи предложение"

      - Давайте поиграем в игру. Я буду говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово снеговик.

      Мы решили слепить...  (снеговика).

      Мы приделали нос-морковку нашему...  (снеговику).

      Мы показали соседям нашего...  (снеговика).

      Мы играли с нашим...  (снеговиком).

      Мы рассказали бабушке о...  (снеговике).

 

      Физкультминутка "Снеговик"

Давай, дружок, смелей, дружок,        (Идут по кругу, изображая, будто 

Кати по снегу свой снежок.                  катят перед собой снежный ком.)

Он превратится в снежный ком,         ("Рисуют" руками большой круг.)

И станет ком снеговиком.                      ("Рисуют" снеговика из трех комков.)

Его улыбка так светла!                        (Широко улыбаются.)

Два глаза, шляпа, нос, метла.             (Показывают глаза, прикрывают

                                                     голову ладошкой, дотрагиваются до носа.)

Но солнце припечет слегка -                (Медленно приседают.)

Увы! - и нет снеговика.                       (Разводят руками, пожимают плечами.)

 

      Воспитатель предлагает детям нарисовать картинку о зиме. 

      Звучит спокойная музыка,  дети рисуют.

      Итог. Оценка деятельности детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Зима».

Задачи:- активизация словаря по теме "Зима"-закрепление изученного ранее материала по теме "Зима"- учить образовывать единственное и множественное число имён существительных- учить подбирать слова ант...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Зима».

Данный конспект поможет решить множество задач, одни ми из которых являются обогащение и систематизация знаний детей о зиме, а также научит составлять предложения по заданной теме, закрепит умение дел...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Зима»

Данная разработка НОД по развитию речи " Зима" предназначена для детей старшего дошкольного возраста. .Совершенствовать умение составлять письмо  с помощью схемы. Активизировать сл...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Зима»

Обобщение  и систематизация знания детей о зиме. Развитие навыков словообразования, активизация словаря у детей. Воспитание у детей интереса к сезонным изменениям в природе....

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Зима»

Обучение детей составлению связного описательного рассказа по сюжетной картине....

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по теме: « Зимующие птицы»

Данный конспект разработан для открытого занятия в старшей группе...

План-конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Зимующие птицы»

Цели: формировать и расширить экологическую культуру у детей; прививать  любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.Задачи:• вырабатывать навыки осознанного и уместного употребле...