Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Зима»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Сапиро Татьяна Витальевна

Обобщение  и систематизация знания детей о зиме. Развитие навыков словообразования, активизация словаря у детей. Воспитание у детей интереса к сезонным изменениям в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zima_starshaya_gruppa.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи  в старшей  группе
                         
на тему «Зима»

Воспитатель: Сапиро Татьяна Витальевна
Цели – обобщить и систематизировать знания детей о зиме; учить отвечать на вопросы, развивать навык словообразования, прививать любовь к поэтическому слову, активизировать словарь детей; учить подбирать родственные (однокоренные) слова; учить пересказывать текст, используя метод моделирования; воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.
Словарь: снежная, морозная, холодная, ледяной, снегири, снегопад, снежок.
Оборудование: сундучок с заданиями; снежок
Предварительная работа: беседа о зиме, рассматривание картин и иллюстраций, чтение стихов и пословиц,  наблюдение за погодой на прогулках
                                              Ход  занятия
Организационный момент:
Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты - мой друг

Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнёмся.    Ребята,  а теперь сядьте все красиво и покажите  мне,  что вы готовы к занятию.
 Глазки смотрят на меня, ушки слушают меня. 
Сегодня утром, когда я шла на работу в детский сад, встретила женщину, она была одета в белую шубу, шапку, а в руках у не была волшебная палочка и сундучок. Как вы думаете, кто была эта женщина?
(ответ-зима)
я тоже так думаю! (Волшебница Зима).
Пришла к нам зима, и подарила нам свой подарок - сундучок – вот он!
Чик, чук, чак, чок – открывайся, сундучок! 
Давайте вместе! (воспитатель заглядывает в сундучок).

Ребята, сколько здесь вопросов, загадок, подарков, сюрпризов, и мы с вами должны на них ответить.
Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? 
На дворе зима.  А как же называются зимние месяцы?
 Закрепить признаки зимы.
   
Посмотри, какое чудо:

    Снег ковром лежит повсюду!

    Соткала его сама

    Рукодельница сама.

Зимушка-зима хочет знать – знаете ли вы ее приметы?
Вот сейчас мы с вами поиграем - я слеплю снежок из снега и буду вам его давать, а вы берите и отвечайте. 
 Какая у нас зима? (снежная, холодная, морозная); 
что бывает зимой? (вьюга, метель, ветер, река замерзла); 
что можно сказать о снеге? Какой он? (холодный, пушистый, мягкий, укрыл всю землю);
Молодцы, хорошо описали зиму!
3.  Развитие связной речи

Рассказ воспитателя «Гостья зима» «Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом.

Идёт снег. Дует ветер. Трещит мороз. Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму».

Первичное восприятие рассказанного воспитателем: - Кто пришел к нам в гости? - Какое время года было до этого? - Чем зима накрыла землю? - Какие подарки принесла зима? - Для чего людям нужны эти подарки? - Что такое зимние забавы?

4.  Физкультминутка «Снежок». 

Мы с тобой снежок лепили – лепят

Круглый, крепкий, очень гладкий – показывают круг, сжимают ладони               вместе, гладят одной рукой другую

Но совсем-совсем не сладкий – грозят пальчиком

Раз – подбросим – подбрасывают

Два – поймаем – приседают, ловят

Три – уроним – встают, роняют

И сломаем – топают.  

         

5.  Пересказ рассказа о зиме по мнемотаблице:

http://pandia.ru/text/78/055/images/image001_148.jpg

Я прочитаю рассказ ещё раз, а вы подготовьтесь к пересказу. Чтобы запомнить рассказ, вы можете смотреть на рисунки- подсказки. Слушайте внимательно и скажите мне, кто рассказал особенно интересно и выразительно о гостье зиме.  (Пересказывают 2-3 человека)

Пока мы рассказывали с вами о гостье зиме, в сундучок намело столько снежинок, что получился целый сугроб. Но снежинки эти не простые, а «снежинки-загадки».

6. «Снежок - загадка» отгадывание загадок:

Хоть сама - и снег и лёд,
А уходит - слезы льет. (Зима)

Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять - так надевать,
Чтоб не мёрзли пять да пять. (Рукавички)

Что за нелепый человек
Пробрался к нам
В двадцатый век?
Морковкой нос,
В руке метла,
Боится солнца
И тепла? (Снеговик)

Он слетает белой стаей и сверкает на лету. Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. (Снег.)

Их треплют, катают,
А зиму таскают. (Валенки)

Мы - проворные сестрицы, быстро бегать мастерицы, В дождь - лежим, в снег - бежим, уж такой у нас режим. (Лыжи.)

С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки,
Белые... (Снежинки)

Белый дед, белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму
- Никто не поднимет.
Весна придет
- Он сам уйдет. (Сугроб)

Что за дворник удалой снег сгребал на мостовой? Не лопатой, не метлой, а железною рукой. (Снегоочиститель.)

Я снежная, я белая,
Меня ребята сделали,
Днём они всегда со мной,
Вечером идут домой.
Ну, а ночью под луной
Очень грустно мне одной. (Снежная баба)

Кручу, урчу,
Знать никого не хочу. (Метель)


Зима забыла дописать стихотворение, давайте ей поможем, и подскажем ей нужные слова.
7. Игра «доскажи словечко»:
Тихо-тихо, как во сне, падает на землю………………………………………снег!
С неба всё скользят пушинки - серебристые………………………….снежинки!
На поселке, на лужок, всё снижается………………………………………………..снежок!
Вот веселье для ребят - все сильнее……………………………………………снегопад!
Все бегут в перегонки, все хотят играть в……………………………………..снежки!
Словно в белый пуховик, нарядился………………………………………….снеговик!
Рядом – снежная фигурка, это девочка…………………………………….снегурка!
На снегу-то, посмотри, с красной грудкой……………………………………снегири!
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил…………………………………снег!
Какие слова вы добавляли? (снег, снежинки, снежок, снеговик…)
На какое слово они все похожи? (на слово «снег»)
Итог занятия - Вспомните ребята, о чём мы говорили? - Что мы делали? - Что Вам понравилось



http://pandia.ru/text/78/055/images/image001_148.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное открытое логопедическое занятие для педагогов Тема: «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи ребенка» Лексическая тема: «Зима»

Программные задачи:развивать подвижность мимико-артикуляционных мышц;продолжать работу над выработкой четких артикуляционных позиций губ и языка;улучшать координацию движений пальцев рук;вырабат...

КонспектНОД по развитию речи во 2 младшей группе "Испорченное настроение"

Учить детей определять не только свое личное состояние, но и состояние окружающих людей....

КонспектНОД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ сказки "У страха глаза велики"".

Програмное содержание, Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ сказки "У страха глаза велики"...

Конспект НОД по развитию речи для детей Тема: «Зимующие птицы. Пересказ»

Цели: 1. Учить пересказывать рассказы по картинно-графическому плану. 2. Учить подбирать родственные слова. 3. Развивать внимание, память, мышление. Оборудование: картинно-графический план рассказ...

Рекомендации родителям по лексическому развитию речи ребёнка на тему "Зима"

Предлогаемый материал можно использовать в родительском уголке на тему зима. Он содержит в себе увлекательные задания для детей старшего возраста....

Конспект занятия по развитию речи по лексической теме « Зима»

Конспект занятия по развитию речи по лексической теме « Зима»Задачи: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы, совершенствовать грамматический строй ре...