Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ
статья по теме

Гарманова Наталия Анатольевна

Материал для педагогического совета.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл garmanova_n.a.docx22.82 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ

         

Гарманова Н. А., МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 188»

Дошкольный возраст является решающим периодом в формировании фундамента физического и психического здоровья, именно на этом этапе важно воспитать у детей осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.

Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Их внедрение строится на формировании осознанного отношения ребенка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизации оздоровительной деятельности современного детского сада.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования, задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель: выявление механизмов и методов внедрения здоровьесберегающих технологий, с помощью которых можно организовать физическое воспитание в ДОУ таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня; приобщение детей к здоровому образу жизни.

Оздоровительные задачи:

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

- совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и

устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, закаливания;

- формирование правильной осанки, гигиенических навыков.

Образовательные задачи:

 - формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;

- создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;

- выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему оздоровительной работы.

Воспитательные задачи:

- воспитание потребности в здоровом образе жизни;

- выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх;

- расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире;

- воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития

личности.

Реализация модели формирования здоровья детей обеспечивается:

- направленностью образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование;

- комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;

- созданными оптимальными педагогическими условиями пребывания детей в ДОУ;

- формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства.

Все эти технологии направлены в первую очередь на воспитание здоровых физически

 и психологически детей. Физическому и психологическому аспектам уделяется одинаково большое внимание, в то время как еще несколько лет назад в детских садах велась работа предпочтительно по сохранению и поддержанию физического здоровья ребенка.

Реализация инновационных здоровьесберегающих технологий в оздоровительной деятельности осуществляется через:

• внедрение новых здоровьесберегающих технологий в деятельность ДОУ;

• использование нетрадиционных приемов для мотивации к здоровому образу жизни;

• использование ИКТ для более наглядной демонстрации преимущества здорового образа жизни.

Направления работы по здоровьесбережению:

- лечебно-профилактическое (прием кислородного коктейля на основе соков, настоек и отваров растений-адаптагенов в соответствии с комплексным планом оздоровления и лечебно-профилактических мероприятий для детей);

- обеспечение психологической безопасности личности ребенка (психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, доброжелательный стиль общения взрослого с детьми, использование приемов релаксации в режиме дня, применение необходимых средств и методов);

- оздоровительная направленность образовательного процесса (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов, валеологизация образовательного пространства для детей, бережное отношение к нервной системе ребенка: учет его индивидуальных особенностей и интересов; предоставление свободы выбора и волеизъявления, создание условий для самореализации; ориентация на зону ближайшего развития ребенка и т.п.);

- формирование валеологической культуры ребенка, основ валеологического сознания (знание о здоровье, умение беречь, поддерживать и сохранять его, формирование осознанного отношения к здоровью и жизни).

Система профилактической и коррекционной работы по оздоровлению дошкольников на практике включает комплекс мероприятий:

- Профилактика: точечный массаж по методу Уманской, самомассаж и массаж, комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения во время занятий, комплексы по профилактике плоскостопия, комплексы по профилактике нарушений осанки, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, снятие умственной усталости во время занятий (релаксационные паузы, физкультминутки, массаж ушных раковин), прогулки + динамический час, минуты тишины, ритмопластика, музыкотерапия, сказкотерапия, улыбкотерапия,  биологическая обратная связь (БОС).

- Закаливание: сон без маек, ходьба босиком, чистка зубов и полоскание полости рта,  обширное умывание, рижский метод закаливания (топтание по коврику с шипами, по влажной салфетке, смоченной в солевом растворе + полоскание полости рта йодно-солевым раствором или травяными настоями), оптимальный двигательный режим.

Особое внимание в режиме дня уделяется проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивается в течении всего времени пребывания ребенка в детском саду. Поэтому при проведении закаливающих процедур соблюдаются следующие условия:

- четкая организация  теплового и воздушного режима помещения;

- одежда у детей должна соответствовать погодным условиям;

- соблюдение режима прогулок  во все времена года;

- занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой.

Мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ:

- прием лука и чеснока  во время обеда с первым блюдом;

- кулончик с долькой чеснока (аромотерапия).

Таким образом, каждая из технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка привычку к здоровому образу жизни. Эта вся работа должна проводиться комплексно, на протяжении всего дня. В этой работе должны участвовать и педагогические, и медицинские работники: педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель. Семья и детский сад связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьей.

В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи, используются  разнообразные формы работы:

- консультации с родителями, беседы, рекомендации по поводу профилактики болезней, пользе дополнительных прогулок и занятий в спортивных секциях, по поводу соблюдения личной гигиены;

- также ответить на все эти вопросы можно на родительских собраниях;

- оформления папок-передвижек;

- личный пример педагога;

- нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы;

- анкетирование;

- совместные акции: дни здоровья, спортивные праздники;

- буклеты, памятки из серии «Пальчиковая гимнастика», «Как правильно закаливать ребенка?»;

- дни открытых дверей;

- обучение родителей методам оздоравливания детей (практикумы, тренинги);

- выпуск стенгазеты.

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребенка - стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Забота о здоровье - одна из самых важных задач каждого человека. Здоровье среди всех благ - самый ценный дар, который невозможно ничем заменить, но люди о нем не заботятся так, как это необходимо. Важно понимать, что забота о детском здоровье сегодня - это полноценный трудовой потенциал всей нашей страны в ближайшем будущем. Педагоги, врачи, родители, все хотят, чтобы наши дети учились хорошо, становились с каждым годом сильнее, вырастали и выходили в большую жизнь людьми не просто знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье - бесценный дар!

Литература:

- Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства. Дошкольное воспитание. -2004.-№1.

- Горбатенко О.Ф.,  Кадраильская Т.А.,  Попова Г.П.   Физкультурно-оздоровительная работа. -  Волгоград: Учитель, 2007. 

- Крылова Н.И.  Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Волгоград: Учитель, 2008.

- Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010.    

- Подольская Е.И. Формы оздоровления детей 4 -7 лет. Волгоград:  Учитель,2008. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий при систематическом использовании в работе с детьми.

Использование элементов здоровьесберегающих технологий для сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий при систематическом использовании в работе с детьми...

Конспект открытого занятия с использованием здоровьесберегающих технологий, технологий ТРИЗ Тема «Путешествие капельки»

Цель: учить детей подбирать прилагательные и глаголы к существительным; замещать при отборе требуемого количества предметов (без использования счёта), устанавливая взаимно однозначное соответстви...