Программа экспериментальной площадки по познавательно-исследовательской деятельности в мини-лабораториях МБДОУ «Детский сад «Улыбка» «Хочу все знать»
материал на тему

Радянская Светлана Вячеславовна

  Работа МБДОУ в экспериментальном режиме обуславливает систематическое совершенствование содержания и методов воспитания и обучения дошкольников, повышение квалификации педагогов, а также организацию психолого-педагогического просвещения родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_eksperimentalnoy_ploshchadki_hochu_vse_znat.doc240 КБ

Предварительный просмотр:

 

ПРИНЯТО

решением педагогического совета МБДОУ «Детский сад «Улыбка»

28.08.2015 протокол №1

УТВЕРЖДЕНО

приказом МБДОУ «Детский сад «Улыбка» 01.09.2015 г. №117/2

Программа

экспериментальной площадки

по познавательно-исследовательской деятельности

в мини-лабораториях

МБДОУ «Детский сад «Улыбка»

«Хочу все знать»

Срок исполнения работ:

Сентябрь 2015 г.- август 2019 г.

                                               Составитель:

старший воспитатель Радянская С.В.

                       Творческая группа:

                                                                  Несмиянова О.Н.

                                                                    Матвеева Е.Ю.

                                                                      Степаненко Т.В.

                                                                 Плахова Е.Ю.

 

Кирсанов

2015год

Уровень: городской

База:  МБДОУ «Детский сад «Улыбка»

Экспертные объекты

Контрольные объекты

МБДОУ «Детский сад «Улыбка»

Возрастные группы МБДОУ

 

В МБДОУ «Детский сад «Улыбка» с 01.09. 2015 г. началась экспериментальная работа по познавательно - исследовательской деятельности в мини-лабораториях детского сада «Хочу всё знать», в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.        

          К.Е. Тимирязев

 

     

  Работа МБДОУ в экспериментальном режиме обуславливает систематическое совершенствование содержания и методов воспитания и обучения дошкольников, повышение квалификации педагогов, а также организацию психолого-педагогического просвещения родителей.

  На педагогическом совете творческой группой МБДОУ было принято решение о начале эксперимента по внедрению исследовательской и экспериментальной деятельности в педагогический процесс. Экспериментальная деятельность научит детей получать знания и оперировать ими самостоятельно, позволит педагогическому коллективу работать творчески, делать открытия, а значит - расти в личностном и профессиональном планах.

   При выборе темы учитывались способности и потребности каждого участника проекта. Первым и важным условием являлось: присутствие интереса и позитивное отношение педагогов, воспитанников, родителей, членов экспертного совета.

Актуальность:

  Детская познавательно - исследовательская деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников. Отвечает современным требованиям концепции модернизации российского образования: «развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются любознательностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбы страны».

  Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию.

  В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному и эмоциональному развитию.

  1. Наименование

Программа экспериментальной площадки по познавательно-исследовательской деятельности в мини-лабораториях МБДОУ «Детский сад «Улыбка» «Хочу все знать»

 Реквизиты заявителя:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка»

Адрес: ул.Спортивная, дом 32, г.Кирсанов, 393360, Тамбовская область, Российская Федерация. Телефон -  8(47537) 37088

Электронный адрес: ya.ulybka1@yandex.ru

  1. Ф.И.О. должности исполнителей работ. 

Составитель, руководитель проекта: 

старший воспитатель Радянская Светлана Вячеславовна

Исполнители эксперимента: 

Воспитатели всех групп

Творческая группа:

Несмиянова Ольга Николаевна – заместитель заведующего;

Матвеева Елена Юрьевна - воспитатель;

Степаненко Тамара Владимировна - воспитатель;

Плахова Елена Юрьевна - воспитатель.

Срок исполнения работ по проекту:

Сентябрь 2015 г.- август 2019 г.

 3.  Цели, задачи разрабатываемого проекта: 

 

Цель эксперимента:

  Сформировать у дошкольников интерес к познавательно - исследовательской деятельности и способствовать развитию у детей         познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и мышлению.

 Задачи экспериментальной деятельности:

1. Построить модель познавательно-исследовательской деятельности в мини - лабораториях         групп детского сада, через интеграцию         опытно-экспериментальной         деятельности.

2.Активизировать интерес детей к окружающему миру.

3.Систематизировать знания детей о явлениях природы:

  • развитие у детей представления о химических свойствах веществ;
  • развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях;                                                                                                  
  • познакомить с основными чертами рельефа планеты: вулканы, горы, озёра.

4. Развивать у детей умственные способности:

  • развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение,

обобщение;                                                                                                                    

  • формирование способов познания путём сенсорного анализа;                                  
  • обучать выделению противоречий в различных жизненных ситуациях;                    
  •  активизировать мышление путем разрешения проблемной ситуации.                        

5.Социально-личностное развитие каждого ребёнка:  

  • развитие коммуникативности;
  • самостоятельности;
  • наблюдательности;

-элементарного         самоконтроля         и         саморегуляции         своих         действий;        

-ориентировать детей на здоровый образ жизни.

6. Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.

 

История изучения темы экспериментирования в образовательном учреждении.  

 

   Ежедневно в своей практической деятельности мы, педагоги, сталкиваемся с приемами и методами развития познавательных способностей детей. Но в практике недостаточно широко используется метод экспериментирования. А ведь именно через экспериментирование ребенок самостоятельно может вывести причинно – следственные связи рассматриваемого явления.  

     Проанализировав примерную основную образовательную программу дошкольного образования, одобренную решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15), которая является базовой в нашем образовательном учреждении, творческая группа педагогов МБДОУ «Детский сад «Улыбка» пришла к выводу, что метод экспериментирования недостаточно используется в практической работе с детьми. Поэтому было решено изучить работы следующих авторов: А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьева, Н.А.Рыжова., Тугушевой., А.Е. Чистяковой., Е. А. Мартыновой, И.М.Сучковой и разработать собственную методологическую основу по применению  метода экспериментирования  с практическим введением его в деятельность.

 Для этого   был разработан план мероприятий с педагогами и детьми по внедрению познавательно- исследовательской деятельности в мини - лабораториях МБДОУ «Детский сад «Улыбка».

 

 Новизна

  Новизной данного опыта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования в комплексе с решением изобретательских задач. И характеризуется структуризацией практического материала для организации развивающей среды в группах детского сада и проведения игр - экспериментирования с дошкольниками.  

 

 Технологичность

Данные разработки могут использоваться педагогами детских садов для работы с дошкольниками.  

 

 4. Методы и приемы организации познавательно- исследовательской деятельности:

  • эвристические беседы;
  • постановка и решение вопросов проблемного характера;
  • наблюдения;
  • моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
  • опыты;
  • фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
  • «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
  • подражание голосам и звукам природы;
  • использование художественного слова;
  • дидактические         игры,         игровые         обучающие         и         творчески развивающие ситуации;
  • трудовые поручения, действия.

Системный анализ:

Данная программа помогает дошкольникам рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Цель которой – определить роль и место функций объектов, и их взаимодействие по каждому подсистемному элементу.

Алгоритм решения изобретательских задач:

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ, надо выяснить, что он сам об этом думает, побудить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой - то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.  

      На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить их формулировать. 

 5. Программа и план поэтапной реализации (кадровое, научное, экономическое, материально-техническое обеспечение проекта) 

 Совместная деятельность воспитателя с детьми организуется во второй половине дня 1 раз в неделю: с детьми раннего возраста 9 -10 минут, с детьми младшего возраста 15 минут, среднего дошкольного возраста по 20 минут, с детьми старшего дошкольного возраста по 25-30 минут. Работа проводится небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей.

 Нормативно-методическое обеспечение:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Закон Тамбовской области от 01.10.2013 г. N 321-З "Об образовании в Тамбовской области".
  3. Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 г. №1123 «Об организации опытно-экспериментальной деятельности в системе образования РФ».
  4. Методическое пособие «Инновации в детском саду», Н.В.Микляева.

5. Методическое пособие «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.

6. Методическое пособие «Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет». Мартынова Е.А., Сучкова И.М.

7. «Познавательно - исследовательская деятельность дошкольников». Веракса Н.Е. О.В.Галимов

8. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. Дыбина О.В.

План реализации программы по познавательно-исследовательской деятельности в мини-лабораториях

МБДОУ «Детский сад «Улыбка» «Хочу все знать»

1 этап

июнь 2015 г. – август 2015г. (Организационный)

- Создание творческой группы педагогов по развитию познавательно- коммуникативных компетенций в процессе проектно-исследовательской деятельности.

- Проведение первичной диагностики дошкольников на выявление знаний, умений и навыков проектно-исследовательской деятельности у детей, их познавательно–коммуникативных компетенций.

- Изучение мнения родителей и получение семейной поддержки.

- Повышение компетенции педагогов (через консультации, семинары-практикумы) и создать методическую базу (специальная литература, картотеки, тематическое планирование, методические разработки) по познавательно-исследовательской деятельности.

- Составление планирования детской экспериментальной деятельности в рамках программы.

- Обогащение развивающей предметно-пространственной среды для развития познавательного интереса детей, а именно - организовать в группах центры по экспериментированию.

2 этап

сентябрь 2015-май 2019 г. (Экспериментально-Внедренческий)

-Организация постояннодействующего семинара для воспитателей по теме «Влияние исследовательской деятельности на интеллектуальное развитие дошкольников».

- Корректировка тематических планов по организации поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста на дальнейшем этапе. Создание картотеки занятий по детской экспериментальной деятельности в рамках программы.

- Использование интерактивных методов обучения в работе с детьми и педагогами.

- Промежуточная диагностика дошкольников на выявление знаний, умений и навыков проектно-исследовательской деятельности у детей, их познавательно- коммуникативных компетенций.

- Разработка системы проектно-исследовательской деятельности в учреждении.

- Разработка единой диагностической методики по исследовательскому обучению дошкольников.

- Создание банка детских и взрослых исследовательских проектов в детском саду.

- Участие детей и педагогов в конкурсах различного уровня.

- Привлечение родителей как единомышленников к совместной деятельности.

- Организация и проведение совместных мероприятий с родителями по исследовательской деятельности детей.

3 этап

май 2019г (корректировочный)

- Анкетирование педагогов, с целью определения степени овладения детьми исследовательской деятельностью; выявления положительных достижений и возможных затруднений воспитателей в вопросах развития познавательной активности детей путём экспериментирования.

- Анкетирование родителей, с целью выявления отношения родителей к поисково-исследовательской активности детей.

- Корректировка календарного плана деятельности на дальнейших этапах. Проведение мониторинга успешности реализации программы. Анализ полученных результатов. Анализ рисков, деятельность по минимизации рисков.

4 этап

июнь-август 2019г.(результативный)

- Заключительная диагностика дошкольников на выявление знаний, умений и навыков проектно-исследовательской деятельности у детей, их познавательно-коммуникативных компетенций.

- Мониторинг профессиональной компетенции педагогов.

- Адаптация модели проектно-исследовательской деятельности к комплексно- тематическому планированию образовательной программы дошкольного образования учреждения.

- Анкетирование родителей воспитанников учреждения на предмет удовлетворённости результатами проектно-исследовательской деятельности детей.

- Обобщение опыта работы по проектно-исследовательской деятельности в педагогических мероприятиях различного уровня.

- Системный анализ проведённой работы.

- Создание методических рекомендаций по развитию познавательной активности детей через исследовательскую деятельность.

Предполагаемые промежуточные и конечные результаты:

1.Создание единого инновационного пространства, объединяющего педагогический коллектив дошкольного учреждения.

2.Улучшение качества работы каждого педагога.

3.Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.

4.Повышение уровня мотивации к занятиям.

5.Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.

   Заявляемый ориентировочный объём финансирования работ по этапам, предполагаемые источники финансирования. 

Создание лаборатории не требует больших финансовых вложений. Организация лаборатории осуществляется: с помощью работников учреждения и родителями обучающихся.

Образовательная программа и воспитательный процесс  

План работы в детских лабораториях с детьми дошкольного возраста

 

Примерный алгоритм проведения игры-экспериментирования  

  1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.
  2. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.
  3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
  4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.
  5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.
  6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.
  7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

 

Примерная структура игры-экспериментирования  

  1. Постановка исследовательской задачи.
  2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.
  3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
  4. Уточнение плана исследования.
  5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
  6. Распределение детей на подгруппы.

7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.

 

Предметно-пространственная среда для экспериментирования.

 

Мини-лаборатории организованы во всех возрастных группах детского сада с учетом возраста детей.

 В мини-лабораториях может быть выделено:

  1. Место для постоянной выставки.
  2. Место для приборов.
  3. Место для выращивания растений.
  4. Место для хранения природного и бросового материалов.
  5. Место для проведения опытов.
  6. Место для неструктурированных материалов (емкость для песка и воды и т.д.)

 

Приборы и оборудование для мини-лабораторий  

  1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т.п.
  2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
  3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.)
  4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.

Материалы для организации экспериментирования (младший возраст)

  1. Бусинки, пуговицы.
  2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки.
  3. Пластиковые бутылочки разного размера.
  4. Разноцветные прищепки и резинки.
  5. Камешки разных размеров.
  6. Воздушные шарики разных размеров и цветов.
  7. Пробки.
  8. Пух и перья.
  1. Фотопленки.
  2. Полиэтиленовые пакетики.
  3. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.
  4. Спилы дерева.
  5. Вата, синтепон.
  6. Деревянные катушки.
  7. 16. Киндер-сюрпризы
  8. 17. Глина, песок.
  1. Вода и пищевые красители.
  2. Бумага разных сортов.

 

Содержание исследовательской деятельности детей

(младший дошкольный возраст)

В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко – низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.).

Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира.

В процессе формирования у детей элементарных обследовательских действий педагогам рекомендуется решать следующие задачи:

1) сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (может быть использована дидактическая игра типа "Чудесный мешочек");

2) сравнивать схожие по внешнему виду предметы: шуба - пальто, чай - кофе, туфли - босоножки (дидактическая игра типа "Не ошибись");

3) учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит автобус?);

4) активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается?);

Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:

1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

2. О природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).

 3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов).

4. О способах исследования объекта (раздел "Кулинария для кукол": как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп).

5. Об эталоне "1 минута".

6. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый -тёплый и прочее).

Тематический план

по организации поисково-исследовательской деятельности детей

второй группы раннего возраста

Месяц  

Направление экспериментальной деятельности

Темы игр- экспериментирований:

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь  

Экспериментирование с предметами

Секрет сосновой шишки.

Мыло- фокусник.

Необычные кораблики.

Как замесить тесто?

Октябрь  

Экспериментирование с песком, глиной, камнями.

Песок.

Свойства песка.

Изготовление куличиков.

Наблюдение за

природными материалами.

Глина. Лепка

печений для кукол.

Песок и

глина.

Свойства песка и глины.

Ноябрь  

Экспериментирование с водой

Вода льется из крана. Вода жидкая она может течь.

 Вода жидкая она может течь.

 Свойства воды.

Узнаем, какая вода.

Декабрь  

Экспериментирование с воздухом  

Надувание мыльных пузырей.

Ветер по морю гуляет.

Воздух повсюду.

Вертушка.

Январь  

Экспериментирование с водой  

. Вода бывает холодная и горячая.

Вода прозрачная.

Вода не имеет формы.

Растворимость веществ в

воде. Цветная вода.

Февраль  

Растительный мир

Посадка лука.

Маленький цветочек.

В тепле и холоде.

На свету и в темноте.

Март  

Экспериментирование с предметами

Сокровища природы.

Играем на бобах.

Потрясающая игра.

Какие предметы могут плавать?

Апрель  

Наблюдение за погодой

Наблюдение за состоянием погоды.

Наблюдение за солнцем.

Изучаем облака.

Дождик- дождик перестань.

Май  

Экспериментирование с песком, глиной, камнями.

Камни.

Каждому камешку свой домик.

Можно ли менять форму камня и глины.

Сравнение глины и камня

Июнь  

Экспериментирование с солнечным светом.

Играем с тенью.

 Солнечные зайчики.

День и ночь.

Прячемся от солнышка.

Июль  

Экспериментирование с воздухом

Познакомьтесь одуванчик.

Одуванчиков много – они разные.

Самолетики.

Кораблики.

Август  

Наблюдения за жизнью насекомых

Интересные насекомые.

Насекомые.

Как летают насекомые.

Польза насекомых.

Тематический план

по организации поисково- исследовательской деятельности детей                                                        младшей группы

 

Месяц  

Направление экспериментальной деятельности

Темы игр- экспериментирований:

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь  

Изучаем органы чувств человека.

Наши помощники- органы чувств.

Умный нос.

Глаза- орган зрения.

Ухо- орган слуха.

Октябрь  

Экспериментирование с песком, глиной

Песок в природе.

Почему песок хорошо сыплется?

 

Глина, ее качества и

свойства.

 

Родственник и стекла.

Глиняные игрушки.

Ноябрь  

Экспериментирование   с предметами

Бумага, ее качества и свойства.

Ткань, ее качества и свойства.

Пластмасса, ее качества и свойства.

Резина, ее качества и свойства.

Декабрь  

Экспериментирование с воздухом  

Реактивный шарик.

Упрямый воздух.

Где теплее?

 

 

 

 

Ветер и его свойства.

Веселый ветерок в комнате.

Январь  

Экспериментирование  

с водой  

Откуда берется вода.

Свойства и признаки воды.

Пар- это тоже вода.

Лед- замерзание жидкости.

Февраль  

Растительный мир

Влияние света и темноты на рост растений.

В тепле и холоде.

Чем питаются растения.

Что внутри?

Март  

Растительный мир

Как увидеть движение воды через корни?

Может ли растение дышать?

Где лучше расти?

Что есть в почве?

Апрель  

Экспериментирование со звуком  

Как распространяется звук?

Где живет эхо?

Почему не слышно?

Спичечный телефон.

Май  

Экспериментирование с солнечным светом.

Свет и тень.

Солнечные «зайчики».

Солнце дарит нам тепло и свет.

Защитим себя от солнца.

Июнь  

Экспериментирование с предметами

Мы фокусники.

Почему всё падает на землю?

Почему лампочка светит?

Твердые и жидкие.

Июль  

Экспериментирование с предметами.

Игрушки из ниток.

Кораблик.

Как измерить тепло?

Починим игрушку.

Август  

Наблюдения за жизнью животных  

У кого какие клювы?

Как приносят пчелки пыльцу?

Насекомые архитекторы и строители.

Дышат ли рыбы?

 

Содержание исследовательской деятельности детей

(средний дошкольный возраст)

 Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира. Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования, являются:

1) активное использование опыта игровой и практической деятельности детей (почему лужи ночью замерзают, днём оттаивают? Почему мячик катится?);

2) группировка объектов по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью она используется?);

3) классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая).

I. Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:

1. О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса).

2. О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы - песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками).

3. О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты), условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).

4. О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.).

5. О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма).

6. О человеке (мои помощники - глаза, нос, уши, рот и т.д.).

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого, дети знакомятся с происхождением слов (таких, как: сахарница, мыльница и т.д.).

В этом возрасте активно используются строительные игры, позволяющие определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами (круг, прямоугольник, треугольник и т.д.).

                                                     Тематический план по организации

                 поисково- исследовательской деятельности детей          

средней группы

 

Месяц

Направление экспериментальной деятельности

Темы игр- экспериментирований:

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь  

Экспериментирование с песком и водой

Волшебное сито.

Реактивный кораблик.

Цветной песок.

Что растворяется в воде.

Октябрь  

Экспериментирование с песком, глиной, камнями.

Песок в природе.

Свойства песка.

Каждому камешку свой домик.

Можно ли менять

форму камня и глины.

Волшебный материал.

Ноябрь  

Экспериментирование с предметами

Какие предметы могут плавать?

Фокусы с магнитами.

Узнай все о себе, шарик.

Резина, мой веселый, звонкий мяч.

Декабрь  

Экспериментирование с воздухом  

Воздух работает.

Танец горошин.

Как проткнуть

воздушный шарик без вреда для него.

Делаем облако.

Январь  

Экспериментирование  

с водой  

Где вода?

Звенящая вода.

Водяные весы.

Окрашивание воды.

Февраль  

Растительный мир

Что любят растения?

Где прячутся детки?

Хитрые семена.

Соревнование.

Март  

Человек  

Потеря воды во время дыхания.

Вкусовые зоны языка.

Угадай по запаху.

Откуда берется голос.

Апрель  

Экспериментирование со звуком  

Почему все звучит?

Где живет эхо?

Поющая струна.

Спичечный телефон.

Май  

Экспериментирование с солнечным светом.

Черное и белое.

Свет повсюду. Солнечные «зайчики».

Радуга.

Солнце дарит нам тепло и свет.

Июнь  

Экспериментирование с предметами

Фонтанчики.

Естественная лупа.

В мире стекла.

Волшебные зеркала.

Июль  

Экспериментирование с предметами.

Чудесные спички.

Необычное рисование.

Угадай- ка.

Стеклянный огород.

Август  

 Экспериментирование с предметами

Как замесить тесто?

Таинственные

картинки.

Все увидим, все узнаем.

Что отражается в зеркале.

Содержание исследовательской деятельности детей

(старший дошкольный возраст)

Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.

Основными задачами, решаемыми педагогом в процессе экспериментирования, являются:

1) активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности (Как быстрее построить прочный дом для кукол?);

2) классификация на основе сравнения: по длине (чулки - носки), форме (шарф - платок - косынка), цвету/орнаменту (чашки: одна- и разноцветные), материалу (платье шёлковое - шерстяное), плотности, фактуре (игра "Кто назовёт больше качеств и свойств?").

Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:

1. О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон).

2. О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год).

3. Об агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.).

4. О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений).

5. О предметном мире (родовые и видовые признаки - транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.).

6. О геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар).

В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме, того дети знакомятся с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (лёгкий - тяжёлый), а также фразеологизмами ("лошадь в яблоках").

Тематический план по организации

поисково- исследовательской деятельности детей старшей группы

Месяц  

Направление экспериментальной деятельности

Темы игр- экспериментирований:

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь  

Наблюдения за жизнью растений.

Земля- наша кормилица.

Что выделяет растение?

Есть ли у растения органы дыхания?

Почему цветы осенью вянут?

Октябрь  

Экспериментирование с песком, глиной, камнями.

Песок в природе.

Свойства песка.

Песок, глина наши помощники.

Песчаный конус.

Меня зовут Стеклянчик.

Ноябрь  

Экспериментирование с предметами

Волшебные стеклышки.

Почему не тонут корабли?

Легкая пластмасса.

Опыт с металлом и пластмассой.

Декабрь  

Физические явления  

Почему горит фонарик?

Упрямые предметы.

Почему предметы движутся?

Хитрости инерции.

Январь  

Физические явления

Что такое масса?

Почему не тонут корабли?

Все обо всем.

О «дрожалке» и «пищалке».

Февраль  

Экспериментирование с магнитом

Испытание магнита.

Как действуют

магниты на предметы?

Как достать скрепку из воды, не замочив рук.

Представления о полюсах магнита.

Март  

Человек  

Проверим слух.

Наши помощники глаза.

Взаимосвязь вкуса и запаха.

Большой- маленький.

Апрель  

Физические явления  

Что такое молния?

Как образуются

метеоритные кратеры?

Почему в космос

летают на ракете?

Что такое молния?

Май  

Экспериментирование с водой

Твердая вода.

Почему не тонут айсберги?

Путешествие Капельки.

У воды нет запаха.

С водой и без воды.

Июнь  

Явления природы

Откуда взялись острова?

Как происходит извержение вулкана?

Как появляются горы?

Сила тяготения.

Июль  

Экспериментирование с предметами.

Разные отражения.

Как поднять единицу?

Мир бумаги.

Мир ткани.

Август  

 Экспериментирование с предметами  

Почему горит фонарик?

Электрический театр.

Радуга в небе.

Забавные фокусы.

 

Тематический план по организации

поисково- исследовательской деятельности детей

          подготовительной к школе группы

 

Месяц

Направление экспериментальной деятельности

Темы игр- экспериментирований:

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь  

Наблюдения за жизнью растений

Куда тянуться корни?

Листья и стебли могут

вести себя, как соломинки.

Бережливые растения.

Много- мало.

Октябрь  

Экспериментирование с песком

Песок в природе.

Свойства песка.

Удивительный песок.

Сухая и влажная почва.

Путешествие в мир

стеклянных вещей.

Ноябрь  

Экспериментирование с водой

Фильтрование воды.

Бережем воду.

Путешествие Капельки.

Где же пятый океан?

Декабрь  

Природные явления  

Почему горит фонарик?

Упрямые предметы.

Почему предметы движутся?

Хитрости инерции.

Январь  

Физические явления

Что такое масса?

Почему не тонут корабли?

Все обо всем.

О

«дрожалке»

и

«пищалке».

Февраль  

Экспериментирование с магнитом

Испытание магнита.

Как действуют магниты на предметы?

Как достать скрепку из воды, не замочив рук.

Представлен

ия о

полюсах магнита.

Март  

Человек  

Определение частоты дыхания.

Опыт Мариотта.

Осязательный центр человека.

Обоняние человека.

Апрель  

Физические явления  

Земля-

магнит.

Как образуются

метеоритные кратеры?

Почему в космос

летают на ракете?

Полярное сияние.

Май  

Экспериментирование с водой

Твердая вода.

Почему не тонут айсберги?

Путешествие капельки.

У воды нет запаха.

С водой и без воды.

Июнь  

Явления природы

Откуда взялись острова?

Как происходит извержение вулкана?

Как появляются горы?

Сила тяготения.

Июль  

Экспериментирование с предметами.

Мир металлов.

Мир пластмасс.

Автомобиль будущего.

Покорение космоса.

Август  

 Экспериментирование с электричеством.

Почему горит фонарик?

Электрический театр.

Как увидеть молнию?

Что такое молния?

 

 

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по экспериментальной и опытнической деятельности в мини-лаборатории

Данная программа поможет воспитателям работать с детьми, где нет специалиста-эколога....

Презентация "Детский сад будущего" п.Залари МБДОУ детский сад "Улыбка"

Наше время — это время перемен и модернизаций в сфере дошкольного образования.Идеальный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического...

Проект во второй младшей группе МБДОУ детский сад «Улыбка» «Шоврие» («Зайчик»)

Патриотическое воспитание детей занимает  далеко  не  последнееместо в системе образования.Сегодня  ярко  ощущается  потребность  в  восстановлении  утраче...

План работы методического объединения воспитателей МБДОУ «Детский сад «Улыбка» на 2016 - 2017 учебный год

МО педагогических работников часть своей работы осуществляет на заседаниях, где анализируется или принимается к сведению информацию решении задач...

Отчёт о реализации экспериментальной площадки познавательно – исследовательской деятельности в мини – лаборатории «Хочу все знать»в мини – лаборатории «Хочу все знать» »

Экспериментальная площадка была запущена на базе МДОУ «Детский сад №2 р.п.Новые Бурасы» с сентября 2017г. (срок реализации сентябрь 2017г. – май 2018г.) в соответствии с федеральным ...

Кружковая работа по опытно-экспериментальной деятельности "У дедушки Зная" МБДОУ детский сад №1 с.Стерлибашево Стерлибашевский район Республика Башкортостан ГалиеваГ.Р.

Кружковая работа  по опытно-экспериментальной деятельности "У дедушки Зная"То, что я услышал, я забыл.То, что я увидел, я помню.То, что я сделал, я знаю.Цель:Обеспечить положитель...