Экспериментальная деятельность
статья на тему

Степанова Ольга Викторовна

«Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов. Необходимо включить детей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zashchita_atest.docx18.18 КБ

Предварительный просмотр:

По мнению Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов. Необходимо включить детей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов».

Особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок знакомясь с  объектом, в процессе взаимодействия  с ним, осуществляет практические действия выполняющие познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, тем самым создаются условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального Государственного стандарта дошкольного образования. В требованиях к выпускнику детского сада выделены следующие интегративные качества: «Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе».

Объект:

Процесс развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет:

Роль экспериментирования и  исследования в развитии познавательных интересов  у детей старшего дошкольного возраста.

Цель:

Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, через создание развивающей среды и подбор картотеки заданий по экспериментально- исследователской деятельности .

  Задачи:

1. Анализ методической литературы и существующих программ.

2. Изучить теоретические аспекты темы

3. Создать развивающую среду,  составить картотеку заданий и рабочую программу с целью развития у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Понятие «экспериментирование» понимается как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы и явления окружающей действительности наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.

Цель экспериментального обучения, по мнению Н.Г.Черниловой, которая рассматривает экспериментальное обучение как развивающее, состоит в том, чтобы создать условия, при которых дети:

-самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

-учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

-приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

       -развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

-развивают системное мышление.

       Изучив имеющуюся литературу по детской опытно – экспериментальной деятельности, я решила адаптировать этот   материал к детям нашей группы и подобрала картотеку опытов и экспериментов, составила тематический план опытнической деятельности с учетом возрастных особенностей детей и с постепенным усложнением познавательных задач, четко определила для себя структуру занятий.

В программах дошкольного образования до 90-х г.г. не уделяли экспериментированию должного внимания, а зачастую просто игнорировали его. Эти программы основывались лишь исключительно на принципе словесного транслирования информации от педагога к ребенку.

           Весьма интересной мне кажется гипотеза Н. Н. Поддъякова, которую он сформулирован на основе обобщения своего богатого фактического материала в 1997 году, о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Для обоснования своей гипотезы он приводит многочисленные доказательства:

Некоторые дети не любят играть; но это не значит, что они бездействуют, они предпочитают заниматься каким-либо делом, отличным от игры, а их психическое развитие протекает нормально. И только при лишении возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.Фундаментальным доказательством ведущей роли экспериментирования в детской деятельности  является тот факт, что экспериментально-исследовательская деятельность пронизывает все сферы деятельности ребенка, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования.    

При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры:

  • Постановка проблемы;
  • Поиск путей решения проблемы;
  • Проверка гипотез, предположений;
  • Обсуждение увиденных полученных результатов;
  • Формулировка выводов;

Такой алгоритм работы позволяет  активизировать мыслительную           деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

На предварительном этапе я объяснила своим исследователям, что существует много способов сбора информации – «методов исследования». И в этом нам помогают карточки- символы

  • Подумай самостоятельно
  • Спроси у другого человека
  • Посмотри в книгах
  • Посмотри по телевизору
  • Получи информацию у компьютера
  • Понаблюдай
  • Проведи эксперимент
  • Свяжись со специалистами

Выделяется  четыре этапа исследования.

  • Первый этап - выбор темы.
  • Второй этап - постановка вопросов.
  • Третий этап - проведение исследования.
  • Четвертый - подведение итогов.

  Cистематическая, специально организованная работа по ознакомлению детей старшего возраста с окружающим миром через детское исследование и экспериментирование будет способствовать качественному изменению уровня знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная работа «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»

Опытно-экспериментальная работа«Развитие познавательной активности  детейстаршего дошкольного возрастачерез экспериментальную деятельность»...

Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»

Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...

"Экспериментальная мастерская" (деловая игра для педагогов по организации экспериментальной деятельности с дошкольниками)..

Все знают о пользе экспериментальной деятельности для детей. Однако, использованию экспериментов не всегда отводится необходимое время. А ведь проведение экспериментов полностью соответствуют реализац...

Мастер-класс по экспериментальной деятельности «Веселая наука». Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе.

Данный мастер-класс будет полезен для воспитателей детских садов при организации групповых и индивидуальных занятий. Родителям тоже будет полезна эта разработка для того, чтобы поддержать ст...

Экспериментальная деятельность для воспитателей по организации детской опытно-экспериментальной деятельности:

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей»Тема: «,Экспериментальная деятельность как средс...