Главные вкладки

    Конспект занятия в подготовительной группе "Путешествие по городу"
    план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

    Конспект заняти в подготовительной группе "Путешествие по городу"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_zanyatiya_puteshestvie_po_gorodu.docx18.98 КБ

    Предварительный просмотр:

    Психологическая готовность к школьному обучению.

           Под психологической готовностью к школьному обучению  понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Оно включает: личностно-мотивационную и волевую сферы, элементарные системы обобщенных знаний и представлений, некоторые учебные навыки  и способности.  Учебно-важные качества (УВК), входящие в структуру готовности, образуют сложные взаимосвязи и оказывают неодинаковое влияние на успешность школьного обучения.

           Качества, имеющие наибольшее количество связей с другими УВК, и, следовательно, больший вес в структуре готовности – базовые УВК. Они играют интегрирующую роль в структуре готовности, объединяя другие качества в соответствии с целями обучения. Вровень развития базовых УВК является основой для развития и компенсации других учебно-важных качеств. Базовые качества в структуре психологической готовности к школе в начале обучения:

    • Мотивы учения;
    • Зрительный анализ (образное мышление);
    • Уровень обобщений (предпосылки логического мышления);
    • Способность принимать учебную задачу;
    • Вводные навыки (некоторые элементарные речевые, математические и учебные знания и умения);
    • Графический навык;
    • Произвольность регуляции деятельности (в условиях пошаговой инструкции взрослого);
    • Обучаемость (восприимчивость к обучающей помощи)

          Уровень развития некоторых качеств (не всех) оказывает прямое и непосредственное влияние на успешность усвоения программного материала. Такие качества называются ведущими УВК. В начале школьного обучения в первом классе это:

    • Мотивы учения;
    • Зрительный анализ;
    • Способность принимать учебную задачу;
    • Вводные навыки;
    • Графический навык;
    • Произвольность регуляции деятельности;
    • Обучаемость;
    • Вербальная механическая память.

           Базовые и ведущие УВК в начале школьного обучения практически одно и то же. Именно на развитие этих качеств следует обращать особое внимание при организации диагностической и коррекционно-развивающей работы со старшими дошкольниками при подготовке их к обучению в школе.

            Психологическая готовность к обучению в школе отражает общий уровень психического развития ребенка, базовые и ведущие учебно-важные качества одновременно являются базовыми в психическом развитии старших дошкольников. Следовательно, подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие детей этого возраста.

           Психические качества и свойства, определяющие готовность к школе, существуют не изолированно, а тесно взаимосвязаны и образуют структуру психологической готовности к обучению в школе.

            Психологическая готовность ребенка к обучению в школе развивается в процессе самого обучения. Психологическая готовность к школе является, с одной стороны, результатом предшествующего периода развития, с другой – как бы проекцией условий и содержания школьного обучения на психическое развитие ребенка.

         «Внутренняя позиция школьника», возникающая на рубеже дошкольного и младшего школьного возрастов, позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей или произвольном поведении ученика.

           Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

           Интеллектуальный – это развитие базовых УВК. Эмоциональная  - уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание. К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

    Конспект занятия (подготовительная группа)

    Тема: «Путешествие по городу»

    Цель: развитие внимания, мышления, восприятия, памяти, воображения, тактильных ощущений. Развитие эмоциональной сферы, патриотических чувств.

    Оборудование: знаки дорожного движения; мелкие предметы фруктов, овощей, инструментов, канцелярских предметов, игрушек; указатели на листах бумаги (красный, желтый, зеленый); изображения эмоций людей; массажные дорожки; модули; листы бумаги; фломастеры.

    Игра «Знаки в городе»

    Психолог: «Мы отправляемся с вами в увлекательное путешествие. Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

    • В какой стране мы с вами живем? (в России)
    • А в каком городе? (в Москве)
    • Как называется наш район? (Новогиреево)

    Психолог: «Перед нами дорога. Нам надо ее перейти по этому знаку.

    Светофор нас в гости ждет.
    Освещает переход.
    Загорелся красный глаз:
    Задержать он хочет нас.
    Если красный — нет пути.
    Красный свет — нельзя идти.
    Желтый свет — не очень строгий:
    Жди, нам нет пока дороги.
    Ярко-желтый глаз горит:
    Все движение стоит!
    Наконец, зеленый глаз
    Открывает путь для нас.
    Полосатый переход
    Пешеходов юных ждет!                (
    И. Гурина. Малышкин светофор)                                                                                  

    Психолог: Как называется этот дорожный знак? (Светофор)»

    Психолог: «Перед нами магазин «Супермаркет». В магазин привезли товары в одном мешке. Давайте поможем продавцам распределить товары по отделам».

    Игра «Волшебный мешочек»

    Психолог: «На ощупь назовите предметы в мешочке (огурец, банан, отвертка, пузырек, расческа, кисточка) и разложите их по отделам (Детский уголок «Магазин»).

    Психолог: «Следующий знак на нашем пути - …(Подземный переход). Дети проходят по подземному переходу (тоннель «Гусеница»). Мы с вами вышли из тоннеля и видим знак - …(«Остановка автобуса»). Какие еще виды транспорта есть в нашем городе? (трамвай, автобус, троллейбус, пароход, самолет, легковая машина, метро).

    Психолог: Давайте поиграем в игру «Пассажирский транспорт».            

    Правила игры следующие: красная ладошка (на карточке) – летите на самолете, желтая ладошка – едете на машине, зеленая ладошка – едете на поезде.

    Психолог: «Следующий пункт нашего путешествия – театр «На Перовской».

    Бывают чувства у зверей,
    У рыбок, птичек и людей,
    Влияет, без сомнения,
    На всех нас настроение.
    Кто веселится?
    Кто грустит?
    Кто испугался?
    Кто сердит?
    Избавит от сомнений
    Вас "Азбука настроений"!     (
    Н.Л. Белопольская. Азбука настроений)

    Психолог: Постарайтесь отгадать, какое настроение изображено на картинке (радость, злость, грусть, удивление, печаль.)                                                                       Игра «Нарисуй лицо»                                                                             Психолог: «Давайте все вместе нарисуем радостное лицо (по очереди рисуют по одной части лица).                                                                                Психолог: «В нашем районе есть стадион. Это следующая остановка. Здесь мы поиграем в эстафету».                                                                                   Игра «Кто быстрее построит здание».                                                          Дети делятся на две команды, затем по сенсорным дорожкам переходят в тоннель, берут модуль, ставят его в постройку, бегут обратно, «включают» следующего игрока. Тот повторяет все действия и т.д.                           Психолог: «Какие дома вы построили? (каждой команде). Как называется этот знак?» («Дети» – его ставят около школы).                                                  Психолог: Вот и подошло наше путешествие к концу. Сейчас я хлопну в ладоши и мы  окажемся в детском саду (дети закрывают глаза, психолог хлопает в ладоши). Вот какой хороший дом – в нем растем мы с каждым днем! А когда подрастем – вместе в школу мы пойдем.

    Литература:

    Н.Л. Белопольская. Азбука настроений.

    И. Гурина. Малышкин светофор.

    Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста/ Под науч. ред. проф. Л.М.Шипицыной. – СПб,  2005.

    С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина, И.Г.Топоркова, С.В.Щербинина. Большая энциклопедия подготовки к школе. М., 2003.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию речи: « Любимый город Омск» в подготовительной группе МДОУ « Детский сад № 194 компенсирующего вида»

    Коррекционно-образовательные цели:Расширять и обогащать знания детей о родном городе и его  достопримечательностях.Формировать нравственно-эстетические чувства детей. Расширение и активизац...

    Конспект занятия в подготовительной группе "Мой город"

    Программное содержание: Уточнить и обобщить знания детей о родном городе, его достопримечательностях, о героях города. Закрепить знания о Солнечной системе, умение давать характеристику планетам...

    Конспект занятия в подготовительной группе Мой город Нелидово

    «Мой город»Познавательное занятие в подготовительной группе.Составила конспект Ковалёва Надежда Николаевна воспитатель группы етского сада №4 г. Нелидово, пер. Свердлова, д. 4 «б». Декабрь 2014 г...

    Конспект занятия в подготовительной группе "Родной город"

    Конспект занятия в подготовительной группе "Родной город"...

    Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Москва-город герой, Москва-город героев».

    Конспект занятия в подготовительной группена тему:«Москва-город герой, Москва-город героев».Задачи:-нравственное воспитание:- воспитывать уважительное отношение и любовь к родному городу;-воспитывать ...

    Конспект занятия в подготовительной группе: Мой город – Павловский Посад.

    Расширять представление детей о родном городе Павловский Посад. Формировать чувство ответственности за малую Родину и уважения к предкам....

    Конспект занятия в подготовительной группе "Достопримечательности города Кемерово"

    Конспект занятия в подготовительной группе "Достопримечательности города Кемерово".Програмное содержание:1. Расширить представление детей о родном городе, познакомить с памятниками, достопримечательно...