Дополнительная образовательная программа кружка " Озорной карандаш"
методическая разработка на тему

Шныркова Светлана Алексеевна

 

Рисование для детей – игра.

Даже маленькие художественные

 неудачи могут свести на нет их желание

 заниматься изобразительной деятельностью.

Использование нетрадиционных приемов

создания рисунка  обеспечит элементы сюрприза,

подарит дошкольникам много положительных эмоций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx59.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 38 п. Кубанский муниципального образования Новопокровский район

Дополнительная образовательная программа

кружка

 

рассчитана на один год обучения детей 4-5 лет

автор: педагог дополнительного образования Шныркова Светлана Алексеевна

2012 год.

Пояснительная записка.

Рисование для детей – игра.

Даже маленькие художественные

 неудачи могут свести на нет их желание

 заниматься изобразительной деятельностью.

Использование нетрадиционных приемов

создания рисунка  обеспечит элементы сюрприза,

подарит дошкольникам много положительных эмоций.

    Рисование - самое естественное и увлекательное занятие дошкольников. Это первый опыт выражения своего отношения к окружающему миру. Занятие юных художников в студии изобразительного творчества «Озорной карандаш» поможет детям 4-5 лет реализовывать потребность, в самовыражении с помощью изобразительной деятельности, развивать универсальную способность- воображение. Формируясь в художественно- изобразительной деятельности, воображение впоследствии проявиться не только в каком- либо виде искусства, но и в любой другой области жизни человека.

    В  старшем дошкольном возрасте- наиболее целесообразном периоде для художествен- эстетического развития, дети становятся  организованными, учатся планировать деятельность, могут решать художественные задачи, начинают чувствовать цвет, форму, размер, состав и фактуру материала, обладают большим потенциалом фантазии, у них  вырабатывается точность движения рук, координируются действия, поэтому программа предусматривает расширение этого потенциала, формирование и совершенствование уникальных способностей ребенка.

Освоение нетрадиционных техник рисования помогает раскрыть личность ребенка, его творческий потенциал.

Новизна программы отражена в  определенном подборе нетрадиционных способов рисования, способным дать юным художникам возможность развивать свои творческие способности.

Программа по дополнительному  образованию детей 4-5 лет в студии «Озорной карандаш» рассчитана на один год обучения. В дальнейшем планируем разработать программу на три года обучения.

Цель программы: развивать художественно-творческие способности средствами изобразительного искусства и нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Задачи: 

- дать знания о нетрадиционных техниках изобразительной деятельности;

-развивать художественно- творческие способности в процессе изображения предметов, явлений и состояний окружающего мира;

-формировать яркие положительные эмоции в процессе восприятия произведений изобразительного искусства и художественно – творческой деятельности;

-умение использовать полученные знания в изобразительной деятельности;

- воспитывать желание передавать свой чувства, эмоции, полученные от восприятия окружающего мира.

Условия сегодняшней жизни таковы, что без воспитания у ребенка любви к своей малой родине невозможно строить не один воспитательный процесс. В своей программе я использую региональный компонент – кубановедение, т.к. детям интересно знакомится с творчеством своих земляков.

Данная программа представляет собой перспективное планирование работы кружка «Озорной карандаш», осуществляемое сверх Основной общеобразовательной программы  дошкольного образования МАДОУ № 38.

Работая по данной программе, прослеживается тесная взаимосвязь с разделом ознакомление с окружающим миром. Знания, которые дети получают на занятиях, дают возможность расширить их кругозор.

В основе образовательного процесса студии лежат следующие педагогические принципы: 

- уважение личности ребенка;

- на занятии дети находятся в постоянном процессе открытия новых знаний;

- создание условий для творческой активности детей.

-  свобода выбора ребенком способов решения творческих заданий.

Данную программу рекомендуется использовать в работе педагогов дополнительного образования.

Формы и методы, используемые в образовательном процессе: 

- беседа, рассказ;

- практические занятия;

- эксперимент;

-чтение художественной литературы;

- рассматривание произведений изобразительного искусства;

- наблюдение;

- выставка художественно-изобразительного и детского творчества.

Использование произведений изобразительного искусства, литературы, музыки, фольклора и игрового материала позволяет сделать занятия доступными, интересными, содержательными и познавательными.

Диагностика: для определения уровня развития детей используются контрольные занятия в начале и конце учебного года. С помощью наблюдения и анализа продуктивной деятельности оформляются диагностические карты.

Анализ продукта деятельности.

1.Форма: 3 балла – передана точно, части предмета расположены верно, пропорции соблюдаются, четко передано движение.

2 балла -есть незначительные искажения, движения переданы неопределенно.

1 балл –искажения значительны, форма не удалась, части предмета расположены неверно.

2.Композиция: 3 балла - расположение по всему листу, соблюдены пропорции.

2балла – на полосе листа.

1 балл – композиция не продумана носит случайный характер.

3.Цвет: 3 балла- переданы реальные цвета.

2 балла - преобладание нескольких цветов или оттенков.

1 балл- цвет передан не верно.

4.Ассоциативное восприятие пятна:3 балла самостоятельно перерабатывает  пятно в образы.

2 балла- справляется при помощи взрослого.

1 балл – не видит образа в пятнах.

Анализ процесса деятельности:

1.Изобразительные навыки: 3 балла - легко усваивает новые техники.

                                                2 балла – испытывает затруднение при действии с изобразительным материалом.

                                                 1 балл – рисует однотипно.

2.Регуляция деятельности: 3 балла – критично оценивает свою работу.

                                               2 балла – неадекватен при оценки взрослого.

3.Уровень творчества : 3 балла – выполняет задания самостоятельно.

                                         2 балла – требуется незначительная помощь.

                                        1.балл – требуется значительная помощь взрослого.

 Результативность: Проводятся систематические выставки, участие детей в конкурсах различного уровня. Работами детей оформляется интерьер детского сада.

Мониторинг образовательной деятельности.

Мониторинг используется для корректировки плана, правильного распределения учебной нагрузки, выявления уровня освоения детьми образовательной программы, а так же развития личностных качеств ребенка.

Один из наиболее эффективных методов мониторинга - наблюдение, осуществляемое в процессе художественно-продуктивной деятельности. Чтобы педагог мог судить о результативности обучения, необходимо в начале и конце года проводить итоговые занятия.

Тема таких занятий «Мы любим рисовать».

Цель- изучение интересов и возможности в рисовании.

Материал: предлагается разнообразный изобразительный материал: карандаши, глеевые ручки, краски, мелки,

Анализ и художественно-эстетическая оценка деятельности детей по результатам контрольных занятий.

-способность рисовать по замыслу;

-умение передать личное отношение к объекту изображения;

- подчинение средств, способов изображения собственному замыслу ,поставленной изобразительной задаче;

-отсутствие изобразительных штампов.

Все полученные данные хранятся у педагога.

Результат эффективности проведения работы- это изменение в поведении ребенка. Если ребенок с удовольствием рисует, делится впечатлениями, самостоятельно определяет содержание бедующего рисунка и использует разнообразные материалы, тогда можно сказать – поставленные задачи выполнены.

Содержание программы дополнительного образования.

Занятие в кружке «Озорной карандаш» организованы для детей среднего возраста, желающих заниматься изобразительной деятельностью. Занятие проходит один раз в неделю во второй половине дня по  20    минут в специально оборудованном помещении – изс - студии. Занятие планируется с учетом возрастных особенностей, на основе индивидуальн-дифференцированного подхода, интереса и желания детей.

Программа рассчитана на учебный год (сентябрь- май) и составляет 68 занятий в год. В месяц по 8 занятия, в январе 4 занятия.

Данная программа обеспечена необходимым оборудованием:

Материалом необходимым для детского творчества, предметами народного, декоративно- прикладного и изобразительного искусства.

Используются экологические прогулки, художественное слово.

Применение нетрадиционных приемов  позволяет дошкольникам   в ограниченное время. Более качественно реализовать задуманное. Необычные средства изображения развивают детскую фантазию, воображение , снимают отрицательные эмоции. Приобретая опыт рисования  в нетрадиционной технике. Ребенок преодолевает страх перед неудачей, обретает веру в свои силы,  испытывает радость  и удовольствие  от творчества.

Вводить нетрадиционные приемы в изобразительную деятельность с дошкольниками  надо разумно, не умаляя  значение классических техник, а так же учитывать целесообразность их применения по той или теме.

Результатами  работы в данном направлении  должны стать:

- активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;

- умение находить новые способы для художественного изображения;

- передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

К занятиям по данной программе необходимо проводить большую предварительную работу по подготовке материала: сбор природного материала, тонирование бумаги, подготовка различного вспомогательного инвентаря.

Методическое обеспечение программы.

Данная программа основывается на программе «Радуга» автор Доронова  Татьяна Николаевна, т.к. в ней широко описаны нетрадиционные способы рисования. Так же в данную программу включены элементы моделирования, экспериментирования, развивающие и художественные дидактические игры, творческие задания. В системе работы  используются нетрадиционные методы и способы рисования: набрызг, рисование по сырому, гратаж, батик, монотипия, пластилинография, расчесывание краски и др.

Методы обучения:

- индивидуальное творческое задание;

- проведение элементарных опытов и экспериментов с изобразительным материалом.

Сформированные качества личности:

- самостоятельность, инициативность, творческая активность.

- снижается напряженность, закомплексованность.

- поведение принимает характер открытости, естественности, детской непосредственности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ.

1.С.Д. Сажина «Составление рабочих учебных программ для ДОУ»

2. Т.Н. Доронова «Природа, искусство и изобразительная деятельность».

3.Ю.В. Великоднева «Рисуйте в нетрадиционной технике»

4.В.А.Баймашев «Как научится рисовать».

5.Т.А.Шпотова «Цвет природы: Экологическая прогулка».

6Т.Н.Доронова «Природа искусство и изобразительная деятельность»

7.Л.А.Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка».

8.Л.Б.Говорун «Декоративно-прикладное искусство».

9. Журнал «Старший воспитатель» № 2. 2012 года.

Учебно-тематическое планирование дополнительной образовательной программы.

месяц

Тема занятий

Цель

Срок

проведения

Январь

1.«Пожар» 2.«Снежный цветок»

Изучить реальный уровень умений детей. Развивать умение детей путём смешивания красок создавать художественное произведение. Формировать у детей уверенность в себе.

Февраль

1.«Ёлка»

2. «Верёвочные

рисунки»

3.«Зимнее панно»

4.«Цветочная ваза»

Продолжать развивать интерес к

смешиванию красок.

Развивать чувственный аппарат.

Воспитывать   любовь   к   живой

природе.

Март

1.        «Открытка         8
марта»

2.        «Ящик              с
морковью»

3.        «Шерстяные
рисунки»

Развивать замысел, интерес к нетрадиционному способу изображения. Отмечать и поддерживать все успехи детей, а в случае затруднения помогать им,      добиваться      результата.

4.«Портрет»

Воспитывать аккуратность в работе.

Апрель

1 .«Космос» 2.«Солнышко» 3 .«Разноцветные шары» 4. «Первые листочки»

Развивать осязательное восприятие формы и помогать детям осваивать характерные свойства предметов(их объёмность, удлиненность, суженность, выпуклость изгибы и т. д.)

Май

1 .«Превращение» 2.«Ночной город» 3. «Тюльпан» 4.« Радуга»

На основе игровой мотивации продолжать формировать у детей уверенность в себе и своих возможностях.

Сентябрь

1 .«Забор       вокруг домика»

2.«Травка и цветы»

3.        «Корзина           с
фруктами»

4.        «Пригласительные
билеты»

Изучить реальный уровень умения детей в изобразительной деятельности. Развивать желание из отдельных изобразительных элементов создавать на бумаге законченный сюжет.

Октябрь

1 .«Виноградный лист»

2. «Клумбы           с

красивыми

цветами»

3.«Осенние листья» 4. «Лимонное дерево»

Познакомить детей с изображением растительного узора.

Развивать у детей способность самостоятельно выбирать способы изображения цветов. Воспитывать аккуратность в работе.

Ноябрь

1.«Цыплят по осени считают» 2. «Лимонное дерево»

3 .«Разноцветные

рыбки»

4. «Гигантская

печатка»

Разрабатывать мышцы рук. Формировать эстетическое отношение к нарисованному. Приобщать к фольклору. Обобщать знания об окружающем мире. Учить использовать разные кисти.

Декабрь

1 .«Странные узоры» 2.«Головной убор» 3.«Волшебный   лес полон чудес»  '

4. «Новогоднее украшение»

Развивать фантазию, воображение детей. Предоставить возможность для экспериментирования. Учить детей предвидеть результат и контролировать его достижение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа кружка творческой деятельности «Умелые ручки»

Дополнительная образовательная программакружка творческой деятельности«Умелые ручки»...

Дополнительная образовательная программа кружка познавательно-речевой направленности «Умники и Умницы»

Дополнительная образовательная программакружка познавательно-речевой направленности«Умники и Умницы»...

Дополнительная образовательная программа кружка по художественно-творческому развитию детей «Волшебство своими руками» Программа рассчитана на детей: 4-6 лет

Пояснительная записка Работа по художественному творчеству имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и э...

Дополнительная образовательная программа кружка «Фантазеры» ( образовательная область «Художественно-эстетическое развитие)

Образовательная программа кружка «Фантазеры» имеет художественную направленность, способствует развитию творческих способностей, изобразительных навыков ребенка, используя различные изобра...

Дополнительная образовательная программа Кружка «Озорные пальчики»

Пояснительная запискаДошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только всех детей. Общение с искусством до...

Дополнительная образовательная программа Кружка «Озорные пальчики»

Пояснительная запискаДошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только всех детей. Общение с искусством до...

Дополнительная образовательная программа кружка по художественному развитию нетрадиционные техники рисования «Радуга красок» Возраст детей: 4-5 лет Срок реализации программы: 1 год

-Развивает уверенность в своих силах- Способствует снятию детских страхов. -Учит детей свободно выражать свой замысел. -Побуждает детей к творческим поискам и решениям. -Учит детей работать с разнообр...