Перевернутый класс. Опыт применения в ДОУ
статья по теме

Чухрай Мария Константиновна

Устанавливаемые Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения требования к предметным, личностным и метапредметным результатам вызывают необходимость изменения технологии организации обучения, в котором ребенок становится активным участником учебно-воспитательной деятельности, а воспитатель - направляющим звеном. Перенос акцентов с «усвоения знаний» на формирование «компетентностей» включает в повседневную образовательную деятельность электронные учебно-методические пособия, видео-уроки, системы мультимедиа, интерактивные плакаты и многое другое. Наибольшую популярность приобретает форма смешанного обучения – «перевернутый класс». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perevernuty_klass._opyt_primeneniya_v_dou.docx36.81 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС: ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ В ДОУ

Современные технологии все больше и больше проникают в дошкольное образование. Сегодня уже невозможно представить занятие без технических средств. Но иногда возникает ситуация, которая в корне меняет все наше представление об обучении. Некоторые современные педагогические технологии переворачивают все наши традиционные способы работы с детьми. Об одной такой технологии и о моем опыте ее использования будет эта статья.

Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Исследования педагогов и психологов показывают, что при наличии  интереса    познавательная деятельность  у детей дошкольного возраста,   протекает более интенсивно, плодотворно. Дети меньше утомляются, познание становится увлекательной деятельностью.  Жажда познания побуждает дошкольника интересоваться всем и во всем участвовать, созидать и преобразовывать, радоваться и огорчаться. Интерес направляет познавательную деятельность детей. Ребенок стремится к активной деятельности и важно не дать этому стремлению угаснуть, а способствовать его дальнейшему развитию.

Но как?   А что если выйти за рамки установленных правил и сделать что-то, что бы было не так как обычно! В соответствии с действующим федеральным государственным образовательным стандартом, дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывной системы образования, поэтому проблема воспитания у дошкольников познавательных интересов и познавательных действий через его включение в различные виды деятельности, охватывающая все стороны  воспитательно-образовательного процесса является довольно значимой. 

Педагоги придумывают все новые формы вовлечения мам, пап в обучение и воспитание их собственных детей – собрания, консультативные пункты, информационные стенды, мастер-классы.

 Поэтому сам собой возник вопрос, возможно ли учить детей так же, как мы это делали вчера. Правильно ли сегодня делать так: воспитатель  добывает знания и передает их детям, а дети пассивно их воспринимает. Сейчас все абсолютно уверены, что для современного детского сада необходимо создавать новые, совершенно иные образовательные условия. Они должны не только учитывать скорость информационного потока, но и быть нацеленными на развитие у ребят навыков критического анализа информации, планирования своей деятельности и эффективного воплощения идей.

Иначе говоря, из пассивного поглотителя знаний ребенок должен превратиться в их активного добытчика, искателя истины, первооткрывателя, мыслителя, разработчика. Новый Федеральный государственный стандарт, стандарт как раз и предполагает изменение принципов организации образовательного процесса, в центре которого теперь находится ребенок. ФГОС ДО  ориентирует систему образования на переход от обучения, где ребенок - объект воздействия воспитателя, к учебной деятельности, субъект которой является ребенок, а  воспитатель при этом оказывается в роли организатора, партнера, помощника. Внедрению новых стандартов может способствовать применению технологии смешенного обучения.  Уже более десяти лет во всем мире, и в нашей стране, используется технология смешанного обучения.

В настоящее время в школе наибольшую популярность приобретает форма смешанного обучения – «перевернутый класс». Перевернутый класс – это такая педагогическая модель, в которой типичная подача материала и организация  проверки представлены наоборот.

Идея перевёрнутого класса возникла несколько десятилетий назад в США. Суть этой модели смешанного обучения заключается в том, чтобы привлечь детей к реальной деятельности на занятиях, а не скучному прослушиванию материала за воспитателем. При традиционной подаче материала воспитатель много говорит, а дети внимательно слушают выполняя какие-то задания. При перевернутой модели – воспитатель выступает в роли организатора, руководителя со стороны.

Все что нужно сделать – это организовать предварительную работу дома. А именно,  предложить детям вместе с родителями  посмотреть  дома короткий  обучающий видео-ролик.

Ценность перевернутых занятий в том, что в группе я  имею возможность качественно организовать образовательную деятельность, вовлекая всех  воспитанников в разные виды деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, чтение, всевозможные игры, в возможности использовать учебное время для разнообразного вида заданий и взаимодействовать друг с другом в практической деятельности, реализовывать проекты. Включение детей в эти виды деятельности дает возможность педагогам вариативно использовать образовательный материал, для формирования познавательных интересов и познавательных  действий ребёнка.

Возможности современного Интернет пространства практически безграничны. Продолжающееся развитие мощных мобильных устройств предлагает широкий выбор образовательных ресурсов и возможность пользоваться ими в удобном месте и подходящее время. Именно благодаря этим возможностям в мою деятельность пришла технология перевернутого обучения. Единой модели перевернутого обучения не существует, как не существует определенного направления деятельности для ее использования. Термин «перевернутый класс» широко используется для описания структуры практически любых занятий, которые строятся на предварительном изучении материала. И это один из самых важных аспектов. В моих группах собраны очень разные дети. Одним достаточно взглянуть на материал, а другие нуждаются во времени для его подробного изучения. Кто-то ходит в детский сад каждый день, не пропуская ни одного занятия, другие наоборот, часто отсутствуют по определенным причинам, не получая никаких знаний. При объяснении нового материала одни ребята еще ничего не поняли, а другие уже заскучали. Конечно же, нельзя исключить объяснения воспитателя полностью. Но предварительная подготовка детей позволяет воспитателю вовлекать ребят в процесс разбора новой темы сразу же на практических заданиях. Тем самым, дети становятся не пассивными слушателями лекции по новому материалу, а активными участниками по его разбору.

Другим важным аспектом является – организация работы с родителями. Одна из приоритетных задач работы нашего учреждения – взаимодействие с семьями воспитанников.  Все родители с рождения ребенка – воспитатели. Им нужны педагогические знания. Воспитатели – профессионалы, они готовы помочь в воспитании детей, предоставить им материалы, помогающие организовать работу с детьми в домашних условиях. Важно ориентироваться на потребности семьи,  запросы родителей. Все мамы и папы хотят, чтобы их дети легко обучались в школе и были успешны во взрослой жизни. Перед любым родителем, решившим самостоятельно обучить своего ребёнка, неизбежно встают вопросы: когда учить, и как учить? Существуют различные мнения о раннем обучении. Многие родители  считают: чем раньше, тем лучше. Вдохновленные (или испуганные) слоганом «После трех лет уже поздно!» они старательно изучают популярные методики. Безусловно, чтобы ребёнок смог овладеть знаниями, умениями и навыками в полном объёме, необходимо участие родителей, включение их в процесс развития ребёнка.

Еще одним немаловажным аспектом является домашнее обучение. И здесь тоже на помощь воспитателю приходит методика «Перевернутый класс». Ребенок, который часто болеет или часто отсутствует в детском саду, воспользовавшись материалами «Перевернутого урока» сможет изучать новый материал дома с родителями.  Для меня это, прежде всего, удовлетворение потребностей родительской общественности в новых формах дошкольного образования.  Современные мамы хотят рано развивать своих детей.

Казалось бы, сегодня в условиях тотального дефицита мест в детских садах нет смысла говорить о повышении конкурентоспособности дошкольных учреждений, но тем не менее конкуренция есть. Дошкольному учреждению не безразлично, кто придет к ним в детский сад: пассивные потребители образовательных услуг или заинтересованные родители, готовые активно участвовать в образовательном процессе, инвестировать в него финансовые, интеллектуальные средства и пр.

Сегодня мы убедились, что на смену классической форме дошкольного образования - детский сад полного дня - пришли новые вариативные формы.  На примере дошкольного образования,  проблема обеспечения дошкольников местами в детских садах  частично решается за счет обращения именно к обучению на дому.    

Материалами «Перевернутого класса» могут воспользоваться и семейные группы - форма организации дошкольного образования, направленная на обеспечение всестороннего развития детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, поддержку многодетных семей, предоставления   родителям возможности трудоустройства, практической реализации индивидуального подхода в воспитании ребенка.

Технологию «перевернутого класса» воспитатель может использовать в любых аспектах своей деятельности: при формировании элементарных математических представлений,  изучении грамоты, чтении художественной литературы, познавательно-исследовательской деятельности (опыты).

Рассмотрим каждый из вариантов.

Перед занятием, на котором предполагается формировать элементарные математические представления, дети получают домашнее задание узнать, например, видеоматериал для обучения детей счету, упражнений в распознавании величины предметов, формы предметов и геометрических фигур, упражнения детей в пространственной ориентировке, игры и упражнения на ориентировку во времени. Данная работа позволяет преодолеть сложности детям, у которых есть проблемы с математикой.

Прежде чем говорить о новой грамматике на занятиях по грамоте или развитию речи, я даю детям ссылку на видео с объяснением нового материала. Каждый ребенок имеет возможность просмотреть объяснение новой грамматики. Обычно я использую уже готовые материалы из Интернета. После этого отработка нового грамматического материала происходит уже в группе при выполнении упражнений, дидактических игр, различного рода заданий. Такой подход позволяет вовлечь всех детей в процесс изучения нового, превратить их из пассивных слушателей неинтересного материала в активных участников обучающего процесса.

Неотъемлемой частью в жизни детей является чтение художественной литературы. Не для кого не секрет, что главным помощником в развитие формировании и активизации словаря - является чтение художественной литературы. Уже с раннего возраста уделяется большое внимание знакомству детей с художественной литературой. Взрослый должен понять, что дети не читатели, а слушатели. И то, какое у них будет отношение с книгой, зависит от взрослых. Чтение художественной литературы решает ряд задач. Развитие интереса детей к художественной литературе; воспитывать умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения. С помощью ЧХЛ малыши знакомятся с окружающим миром, с героями сказок. Чтение художественной литературы благотворно влияет на развитие памяти детей. Именно чтение художественной литературы позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Большое и разносторонние влияние ЧХЛ, позволяет использовать его, как ненавязчивое педагогическое средство. 

Дети с большим удовольствием рассматривают картинки различных произведений. Что способствует воспитанию дружелюбных взаимоотношений. И комфортному пребыванию детей в детском саду. Необходимо воспитывать любовь к литературе личным примером, но и не забывать отталкиваться от интересов детей – обыгрывать художественное произведение (театрализация).

Прослушав дома заданную сказку я прошу чтобы родители  обращали внимание на незнакомые ребенку слова, при чтении часто необходимо остановиться и проговорить «проиграть» это слово, а в нашей группе мы предложили родителям такую форму работы с новыми словами как «Альбом подаренных слов», «Шкатулка умных слов» - во время чтения находятся незнакомые слова, которые попадают в ларец умных слов. Ребенок знакомит всех с новым словом, после этого слово попадает в «альбом подаренных слов». «Детский толковый словарь»- толкование незнакомых слов детьми, «Ларец мудрости» - подборка интересных стихов, поговорок, пословиц и др. Данная форма работы, позволяет детям знакомиться с новыми словами, активизирует как пассивный, так и активный словарь, развивает навыки коммуникации, поисковый интерес и творческую активность. на занятиях становится возможным не только обсуждение прочитанной сказки, но и разыгрывание диалогов, постановка кукольных театров, заучивание отрывков произведений.

При организации познавательно-исследовательской деятельности (опыты). «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики. «Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», — писал Лев Семенович Выготский.

Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся. Пусть даже при этом пострадает красивая одежда или испачкаются руки. Одежду можно постирать, руки – помыть. А вот исчезнувший интерес к окружающему с годами восстановить практически невозможно.

Любознательность у детей - это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает. На все вопросы детей надо отвечать точно, и доступно, как бы вы заняты ни были. Более того, нужно похвалить за хороший вопрос, за желание узнать. Но еще лучше, если вы будете, с пониманием относясь к незнанию ребенка, побуждать его самостоятельно находить ответы на вопросы в словарях, справочниках, книгах.

Дети легко находят объекты для исследований. Ведь для них весь окружающий мир – это одна большая лаборатория. Если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить. Взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.

Важнейшим методом исследования считается эксперимент. Он используется практически во всех науках. Эксперимент предполагает проведение практических действий с целью углубить представления детей о живой и неживой природе, учить самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.

Детям нравится проводить эксперименты дома. Они с удовольствием рассказывают о своих открытиях другим детям, так как дома можно ставит более сложные опыты. Дети вместе с родителями  учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их, а потом предоставлять отчет в виде презентации. Эти презентации так же могут стать частью «Перевернутого урока», в котором дети делятся своим опытом с детьми, родителями и воспитателями в том числе.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях я убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским исследованиям. В процессе экспериментирования каждый ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя исследователем. При этом взрослый – не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять свою исследовательскую активность.

Заключение

Таким образом, технология перевернутого обучения предполагает изменение роли преподавателя. Становится возможным более тесное сотрудничество во время учебного процесса. Меняется и роль обучающихся. Они перестают быть пассивными участниками образовательного процесса. Технология позволяет возложить ответственность за знания ученика на его собственные плечи, тем самым давая ему стимул для дальнейшего творчества, направляя процесс обучения в русло практического применения полученных знаний.

Вариативный образовательный процесс – взаимосвязанная деятельность всех участников образовательного процесса по реализации целей образования, осуществляемых в условиях выбора содержания (в рамках государственных стандартов), средств и способов деятельности и общения, ценностно-смыслового отношения личности к целям, содержанию и процессу образования.

Необходимо особо отметить тот факт, что процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные методы обучения и образования окажут влияние на характер взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Ожидаемые результаты от введения смешанных  форм обучения и образования в дошкольном учреждении:

повысится качество и доступность дошкольного образования для детей из разных социальных групп и слоев населения, независимо от места жительства и доходов родителей;

сложится культурный образ дошкольного детства как главный ресурс развития всех сфер жизнедеятельности ребенка и его будущего, что позволит содержательно определить его место в структуре возрастной стратификации общества;

осуществятся институциональные преобразования системы дошкольного образования на основе типового и видового многообразия учреждений;

гибкость и многофункциональность структуры дошкольного образования обеспечится оптимальным взаимодействием различных сфер жизнедеятельности;

 содержание, современные технологии и модели инновационной образовательной инфраструктуры обеспечат полноценное личностное развитие ребенка, оптимизируют преемственность дошкольного и начального общего образования;

Список использованной литературы и интернет-ресурсы.

1.Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – Казань, 2003 

2. Диана Богданова, кандидат педагогических наук, Институт проблем информатики Российской академии наук (ИПИ РАН) «Перевернутый урок. Как объяснить тему так, чтобы все поняли, и чтобы никому не было скучно?» / Дети в информационном обществе: информационный журнал - №11, апрель – сентябрь 2012

3. Царегородцева С. // В России начали использовать технологию смешанного обучения. – Учительская газета – 27.06.2013г. 

4.  Академия С. Хана // https://www.khanacademy.org/

5. «7 things you should know about flipped classrooms» // http://www.educause.edu/library/resources/7-things-you-should-know-about-flipped-classrooms

6.  http://www.maam.ru/detskijsad/rabota-s-roditeljami-v-dou-59708.html

7. 10 педагогических принципов, которые окажут самое значительное влияние на образование в ближайшие годы.  http://www.edutainme.ru/post/innovation-teaching-2014/

8. Какие технологии изменят школы в ближайшие пять лет? http://www.edutainme.ru/post/horizon2014-schools/

9. Владимиров А. В., Лебедев Ю.Б. Методика «перевёрнутого класса» в реализации требований  ФГОС.    http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=191913


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт применения компьютерных технологий при реализации Программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» в дошкольных образовательных учреждениях

В статье описываются некоторые возможности использования компьютерных технологий в дошкольных образовательных учреждениях при изучении детей старшего возраста курса программы "Основы безопасности дете...

Опыт применения мнемотехники для развития внимания и памяти детей дошкольного возраста

Статья, в которой описан опыт применения методических разработок мнемотехники и то, как стоит работать с детьми на протяжении нескольких лет для полнейшего развития интеллектуальных способностей ребен...

Опыт применения адаптированных методов инновационной технологии ОТСМ-ТРИЗ в обучении детей 6-7 лет составлению рассказов по картине

Согласно ФГОС  ДО "речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры ......."Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать з...

Опыт применения проектной деятельности в работе с дошкольниками группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

  Данная слайдовая презентация представлена с целью обмена опытом с коллегами-педагогами, применяющими в своей коррекционной работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи проектную деятельно...

Практический опыт применения здоровьесберегающих технологий у дошкольников с ОВЗ

В статье описан практический опыт учителя-дефектолога ч дошкольниками с задержкой психического развития по применению здоровьесберегающих технологий....

Опыт применения Лего и робототехнических конструкторов в развитии технического творчества детей.

Весь образовательный процесс в дошкольном учреждении идет по многим направлениям, затрагивая главным образом формирование личностных качеств дошкольника, таких как любознательность, активность, самост...

Статья. Технология смешенного обучения «перевернутый класс» как средство повышения эффективности урока английского языка.

Современные  образовательные условия должны не только учитывать скорость информационного потока, но и быть нацеленными на развитие у обучающихся навыков критического анализа информации и планиров...