Развитие внимания детей дошкольного возраста
презентация на тему

Королева Марина Александровна

Развитие внимания детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnimanie_detey_doshkolnogo_vozrasta.pptx1.42 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие внимания детей дошкольного возраста

Слайд 2

Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс выбора нужной информации и отбрасывания лишней. В человеческий мозг ежесекундно поступают огромное количество сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (являющегося своеобразным фильтром), то мозг не смог бы избежать перегрузки.

Слайд 3

Внимание необходимо детям в процессе познания мира, позволяя им сосредоточиться на определенных объектах. Эта и другие особенности психики помогают из потока информации, которую дети непрерывно получают извне, выделить наиболее интересную и значимую для них. Природа внимания состоит в том, что выбранный объект имеет доминирующее значение, в то время как воздействие остальных раздражителей тормозится. Поэтому увлеченные дети часто не замечают того, что происходит вокруг.

Слайд 4

Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом.

Слайд 5

На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость.

Слайд 6

Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30-50 мин, то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до двух часов. Это объясняется тем, что в игре шестилеток отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций. Возрастает устойчивость внимания детей и при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок. Так, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза; ребенок шести лет лучше осознает картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей.

Слайд 7

Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства.

Слайд 8

Кто наблюдательнее? Посмотреть на какой-либо предмет, запомнить его, отвернуться и подробно описать .

Слайд 9

Разные звуки Вместе с ребенком запишите на диктофон или телефон разные звуки, например звук льющейся из крана воды, кашель дедушки, работающей кофемолки, скрип двери и многое другое. Пусть ребенок даст послушать эту запись папе или бабушке и проверит, насколько точно они определят источники звуков. Потом сами запишите звуки и дайте отгадать ребенку.

Слайд 10

Путешествие мышки Возьмите лист бумаги и расчертите его на 12 одинаковых по размеру клеток. Пусть ребенок раскрасит эти клетки в разные цвета. Теперь отправим в путешествие воображаемую мышку. Вы говорите ребенку: «сейчас мышка находится в красном квадрате». Теперь мы командуем: «Мышка, вверх!» В каком квадрате она оказалась? Правильно в зеленом. «Мышка, вправо!» - где она теперь? В желтом». И т.д. Дальше ребенок следит за передвижением мышки сам, а вы только подаете команды. Вдруг вы говорите «Мышка, стоп!». Ребенку нужно назвать, в каком квадрате она остановилась. Теперь поменяйтесь с малышом ролями, пусть он руководит мышкой, а вы следите за ее передвижением .

Слайд 11

Рыбалка Взрослый и малыш становятся друг против друга. Они сейчас – рыбаки. Один из рыбаков – ведущий. Он показывает движения и называет их: «Тянем сети, вынимаем рыбу, чиним сети, забрасываем удочку, гребем веслами ит.д.». Задача другого рыбака – точно повторить все движения. Когда малыш освоит игру, водящий начинает запутывать другого рыбака, говорит одно, а показывает совсем другое. Задача ребенка не сбиться и показать правильное движение. Теперь поменяйтесь с ребенком ролями.

Слайд 12

Ухо – нос Объясните ребенку, что по команде «ухо» он должен взяться за ухо, по команде "нос" - за нос. Начинаем играть. Постепенно дополняя "части тела" и задания, например: закрыть левой рукой правый глаз. Вместе с малышом выполняйте движения по команде, но через некоторое время начинаете его запутывать, ошибаться. В задачу малыша входит не сбиться и делать все правильно. К игре можно привлечь всех членов семьи, будет еще веселее.

Слайд 13

Отыскивание чисел по таблицам Шульте . Эту методику применяют при обследовании детей, которые хорошо знают числа. Ребенок должен отыскать числа по порядку, показывая и называя их вслух.

Слайд 14

Игра «Черный с белым не носи». Эта игра, представляющая собой вариант старинной игры, рекомендуется для развития произвольного внимания. В ней участвуют двое – ребенок и взрослый, который контролирует выполнение правил игры. Предложите ребенку поиграть в вопросы и ответы. Вы будете задавать вопросы, а он – отвечать. Ответы могут быть разными, нельзя только произносить одно запретное слово, например, называть белый цвет. Предупредите малыша, чтобы он был внимательным, так как вы постараетесь его подловить. Затем можно задавать вопросы, к примеру: «Был ли ты в поликлинике?», «Какого цвета халаты у врачей?» и т. п. Ребенок должен найти такую форму ответов, чтобы выполнить правила игры. Как только он ошибется и назовет запретное слово, происходит смена ролей. Выигрывает тот, кто сумеет ответить правильно на большее количество вопросов. Сначала, чтобы помочь ребенку, можно дать ему карточку, раскрашенную запретным цветом. Когда у малыша есть такое вспомогательное средство, он гораздо лучше управляет своим вниманием. После нескольких вариантов игры (запретными могут быть разные цвета) ребенок может отказаться от карточки. Эту игру можно усложнить, вводя 2 запретных цвета или другие запретные слова, например да и нет.

Слайд 15

Найди свое счастье Найти два цветка с пятью лепестками.

Слайд 16

Упражнение на развитие концентрации внимания и его устойчивости. Предлагается детям, умеющим читать. На бланке напечатаны буквы в случайном порядке, в каждой строке примерно 30 букв. Ребенок внимательно просматривает каждую строку и пытается обнаружить среди случайных букв слова. Он должен отыскать эти слова и подчеркнуть их. одыраметлакаиогуавтобусшыгмио (дыра, метла, автобус) отшмолрорввуранстралгпалканио (палка) квиаипшубаывакртьамамаоипсазш (шуба, мама) трпмдыммылойьмшцысорзщнтспржо (дым, мыло, сор) фпитзмкунцзниакотелмартпомячв (котел, март, мяч) Показатель успешности – число найденных правильных слов и скорость выполнения задания. Буквы и слова между ними можно набрать на компьютере или написать от руки.

Слайд 17

Найди отличия. Сравни картинки между собой и назови отличия.

Слайд 18

Поиск сокровищ Разместите небольшие сюрпризы в укромном месте в комнате или во дворе, а для ребенка приготовьте карты-подсказки на листочках бумаги. Карты-подсказки это простые, понятные ребенку рисунки, которые обозначают разные места в комнате или во дворе. Например: стул, диван, скамейка и т.д. Первую подсказку даете ребенку в руки, он отыскивает по ней вторую подсказку, потом третью. Игра продолжается, пока подсказки не доведут малыша до «сокровища». Будьте готовы к тому, что, сыграв в эту игру один раз, ребенок будет требовать повторять ее постоянно.

Слайд 19

Лабиринты. Ребенку показывают картинку, спрашивают: “Кто нарисован? Что она (они) делают?” Объясняют, что такое лабиринт. Читают стихотворение или рассказывают какую-нибудь историю или сказку, а потом просят, например, помочь девочке найти домик, в котором живёт её бабушка. Сначала предлагают ребенку проследить линию глазами, если он не справляется с заданием, ему предлагается проследить линию с помощью указки. Далее от простого варианта переходят к более сложному

Слайд 20

Собери бусы. Ребёнку показывают рисунок с изображением бус, в зависимости от того, что изображено на картинке, ребёнку дают задание, например: “Какие бусинки нанизаны неправильно? Найди продолжение бус”. Задание можно сопровождать стихами, например: Бусы на пол полетели, Весело Затарахтели: Две – Кот Васька закатил, Восемь бусин потеряли, Двадцать под столом собрали, А одну – Я проглотил. Р.Сеф . Бусы.

Слайд 21

Рисуем по клеточкам Сначала найдите интересные, но не слишком большие и сложные узоры, которые можно нарисовать по клеточкам (зверюшек, человечков, разных предметов). Усадите ребенка за стол, дайте ему листок бумаги в клетку и карандаш. На листочке заранее поставьте исходную точку. Теперь скажите ребенку: «Я буду говорить тебе, в какую сторону провести линию и на сколько клеточек. Поставь карандаш в исходную точку и проведи линию на две клетки вниз, на одну вправо и т.д. Если не будешь отвлекаться, то в конце у тебя получится интересный рисунок». Когда рисунок будет готов, его надо раскрасить.

Слайд 22

Числа Вы называете числа от одного до десяти, а ребенок повторяет их за вами. Но в этой игре есть условие: все числа можно повторять, кроме одного, например, когда малыш слышит «пять», вслух его не произносит, а хлопает один раз в ладоши. Для ребенка постарше условия можно усложнить. Например, на «три» хлопает в ладоши, а на «семь» нужно просто помолчать.

Слайд 23

Ладошки Сядьте рядом с ребенком, руки сожмите в кулаки. Вы будете командовать, какую руку сжать в кулак, а какую разжать. Например: левую открыть, правую открыть, левую закрыть, обе открыть, обе закрыть, правую открыть и т.д. Темп подачи команд постепенно увеличивайте. В начале игры выполняйте движения вместе с ребенком, а потом только даете указания. Если ребенок не успевает, уменьшите темп заданий.

Слайд 24

Где чей домик? Игра для развития устойчивости детского внимания. На рисунке изображено 5-7 разных животных, соединенных запутанными линиями с таким же количеством домиков. Предложите ребенку определить, кто в какой домик спешит. Для этого ему нужно будет следовать по линии взглядом. Если такое задание пока еще сложно для ребенка в силу возраста, он может воспользоваться карандашом. По мере того, как происходит развитие внимания, карандаш нужно будет отложить в сторону.

Слайд 25

Что еще способствует развитию внимания… Правильное питание. Ежедневное меню стимулирует развитие внимания, если оно рационально и сбалансировано, а приемы пищи – часты и не слишком обильны. В рационе должны преобладать фрукты, овощи, крупы, сыры, орехи, бобовые, мясо птицы и жирная рыба. В зимний период ребенку необходимы поливитамины. Оптимальный режим дня. Правильная организация режима дня является важным условием, обеспечивающим развитие внимания и повышение успеваемости ребенка. Дозированную умственную активность следует чередовать с часами отдыха и полноценного сна. Особое время необходимо уделять физическим нагрузкам. Настольные игры и пазлы . Хорошим способом, стимулирующим развитие внимания у детей, является игра в лото с изображениями мультипликационных персонажей, животных, фруктов, овощей и т. п., а также собирание пазлов .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на развитие внимания детей дошкольного возраста

Уровень успеваемости ребёнка, продуктивность его деятельности во многом зависит от степени сформированности внимания. Представленный материал содержит дидактические игры и упражнеия на развитие вниман...

Развитие внимания детей дошкольного возраста

Презентация. Содержит теоретический и практический материал по теме "Развитие внимания детей дошкольного возраста"...

Методические рекомендации по развитию внимания детей дошкольного возраста

Рекомендации для педагогов,  также серия игр по развитию произвольного внимания у детей-дошкольников...

Консультация для родителей по проблеме развития внимания детей дошкольного возраста

"Будь внимательнее!" - эта фраза все чаще сопровождает ребенка и дома, и в детском саду, и во время прогулок на улице. То есть всегда и везде. И взрослый может объяснить, что такое внимательность и вн...

Развитие внимания детей дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений

« Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. (М.В. Ломоносов)». ...

Презентация "Развитие внимания детей дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений"

« Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. (М.В. Ломоносов)»....

Методическая разработка дидактических игр по развитию внимания детей дошкольного возраста

Методическая разработка дидактических игр по  развитию внимания детей дошкольного возраста...