Дети с ЗПР, СДВГ
консультация по теме

Фелькер Татьяна Юрьевна

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ.

Психологические особенности детей дошкольного возраста с СДВГ.

Отставание биологического созревания ЦНС у детей с СДВГ и, как следствие, высших мозговых функций (преимущественно регулятивного компонента), не позволяет ребенку адаптироваться к новым условиям существования и нормально переносить интеллектуальные нагрузки.

Наблюдается несоответствие между реальным уровнем развития и той успеваемостью, которую можно ожидать, исходя из коэффициента интеллекта. Довольно часто гиперактивные дети сообразительны и быстро «схватывают» информацию, обладают неординарными способностями. Среди детей с СДВГ встречаются действительно талантливые дети, но и случаи задержек психическою развития у данной категории детей не являются редкостью. Самое существенное состоит в том, что интеллект детей сохраняется, но черты, характеризующие СДВГ - беспокойство, неусидчивость, множество лишних движений, недостаточная целенаправленность, импульсивность поступков и повышенная возбудимость, часто сочетаются с трудностями в приобретении учебных навыков (чтение, счет, письмо). Это ведет к выраженной школьной дезадаптации .

Выраженные нарушения в сфере познавательных процессов связаны с расстройствами слухового гнозиса. Изменения слухового гнозиса проявляются в неспособности правильно оценить звуковые комплексы, состоящие из серии последовательных звуков, невозможностью их воспроизвести и недостатками зрительного восприятия, трудностями в образовании понятий, инфантильностью и неконкретностью мышления, на которые постоянное влияние оказывают сиюминутные импульсы. Моторная дискордантность связана со слабой координацией «глаза-руки» и отрицательно сказывается на способности легко и правильно писать .

Исследования Л.А. Ясюковой (2000) показывают специфику интеллектуальной деятельности ребенка с СДВГ, состоящей из цикличности: произвольная продуктивная работа не превышает 5-15 минут, по истечении которых дети теряют контроль над умственной активностью далее, в течение 3-7 минут мозг накапливает энергию и силы для следующего рабочего цикла.

Нужно отметить, что утомление обладает двойным биологическим действием: с одной стороны, оно является защитной охранительной реакцией от чрезвычайного истощения организма, с другой - утомление стимулирует восстановительные процессы, раздвигает границы функциональных возможностей. Чем дольше ребенок работает, тем короче
становятся продуктивные периоды и длительнее время отдыха - пока не наступает полное истощение. Тогда для восстановления умственной работоспособности бывает необходим сон. В период «отдыха» мозга ребёнок перестает понимать, осмысливать и перерабатывать поступающую информацию. Она нигде не фиксируется и не задерживается, поэтому ребёнок не помнит, что он в это время делал, не замечает, что были какие-то перерывы в его работе.

Память у детей с СДВГ может быть в норме, но из-за исключительной неустойчивости внимания наблюдаются «пробелы в хорошо усвоенном» материале.

Расстройства кратковременной памяти могут обнаруживаться в уменьшении объема запоминания, повышенной тормозимости посторонними раздражителями, замедленном запоминании. При этом усиление мотивации или организация материала даёт компенсаторный эффект, что свидетельствует о сохранности корковой функции в отношении памяти .

В этом возрасте начинают обращать на себя внимание нарушения речи. Следует отметить, что максимальная выраженность СДВГ совпадает с критическими периодами психоречевого развития у детей.

Нарушение внимания у девочек достигает максимальной выраженности к 6 годам и становится ведущим нарушением в этом возрастном периоде.

В области двигательных способностей обнаруживаются координаторные нарушения. Результаты исследований показывают, что двигательные проблемы возникают уже в дошкольном возрасте. Кроме того, отмечаются общие затруднения в восприятии, что отражается на умственных способностях детей, а, следовательно, и на качестве обучения. Наиболее часто страдают тонкая моторика, сенсомоторная координация и ловкость движений рук. Трудности, связанные с удержанием равновесия (при стоянии, катании на коньках, роликах, двухколесном велосипеде), нарушения зрительно-пространственной координации (неспособность к спортивным играм особенно с мячом) - причины моторной неловкости и повышенного риска травматизма.

Одной из характерных особенностей детей с СДВГ являются нарушения социальной адаптации.

Важно подчеркнуть, что неприятие обществом гиперактивных детей приводит к развитию у них чувства отверженности, отдаляет их от коллектива, усиливает неуравновешенность, вспыльчивость и нетерпимость к неудачам. Старшие дошкольники с СДВГ демонстрируют снижение произвольности собственной активности как одной из основных составляющих развития ребенка, обуславливающей снижение и незрелость формирования в развитии следующих функций: внимания, праксиса, ориентации, слабости нервной системы.

Незнание того, что у ребенка есть функциональные отклонения в работе мозговых структур, и неумение создать ему соответствующий режим обучения и жизни в целом в дошкольном возрасте порождают множество проблем в начальной школе.

Литература.

1.  Заваденко Н.Н. Как понять ребенка с гиперактивностью и дефицитом внимания. //Лечебная педагогика и психология. Прил. к журн. Дефектология. - 2000.- №5

2. Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция.- М.: Просвещение, 1992. 

3.  Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. - М.: ТЦ Сфера, 2003.

4. Тржесоглава З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. - М.: Медицина, 1986.

5.  Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с минимальными мозговыми дисфункциями. - СПб.: Питер,  1997.



Предварительный просмотр:

Н.М. Пащенко (г. Борисоглебск)

Особенности обучения грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции.

Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.

Успешное обучение ребенка в школе может осуществляться на основе определенного уровня дошкольной готовности, которая предполагает формирование у детей физических, умственных и нравственных качеств, общую психологическую и специальную подготовку.

Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Для успешного усвоения школьного курса родного языка у ребенка должны быть сформированы такие компоненты речевой системы как: звукопроизношение, фонематические процессы, лексика и грамматика.

Одна из наиболее распространенных причин школьной неуспеваемости – задержка психического развития. Дети этой категории составляют около половины стойко неуспевающих в начальных классах общеобразовательных школ.

Многочисленные исследования психологических особенностей детей с задержкой психического развития указывают на то, что у детей данной категории недостаточно сформированы многие психические функции: логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память. Отмечается замедленность процессов переработки сенсорной информации, снижение работоспособности. Кроме того, выявляется чрезмерная эмоциональность, впечатлительность, повышенная утомляемость, двигательная расторможенность либо, наоборот, вялость, апатичность.

У детей с ЗПР особенно  выражена низкая речевая активность, несформированность речи и, как следствие, ее отставание. Словарный запас этой категории детей ограничен. Из – за   недостаточно развитого фонематического слуха возникают трудности в  различении фонем. 

Дети с ЗПР с трудом овладевают анализом и синтезом звукового состава слова, которые лежат в основе обучения грамоте. Кроме этого, они испытывают значительные трудности в ориентировке языковой действительности, не вычленяют из потока речи крупных речевых единиц: предложение, слово. Их речь несовершенна в грамматическом отношении. Они делают ошибки в употреблении предлогов, в согласовании слов в предложении, а также в использовании других синтаксических связей.

Подготовка детей к обучению грамоте предусматривает решение следующих задач:

  1. Активизация устной речи. Сделать предметом их внимания слово и предложение в целом, научить практически изменять слова и образовывать новые, сравнивать и обобщать различные явления языка.
  2. Формирование у детей направленности на звуковую сторону речи. Развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы, различать звуки, близкие по артикуляции и по акустическим признакам, что соответствует этапу овладения простыми видами звукового анализа.
  3. Развитие умения детей последовательно выделять из слова звуки, устанавливая их точное место в слове, а также количество звуков в слове.

Главный принцип коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с ЗПР – простота изложения и доступность материала. Введение в занятия по обучению грамоте игровых и сказочных персонажей позволяет решать одновременно целый комплекс педагогических задач: речевых и познавательных. Действуя от имени героев или демонстрируя им свои умения, дети активно вступают в диалог, сопереживают, решают поставленные проблемы. Тем самым непроизвольно улучшается произносительная сторона речи, повышается интерес к интеллектуальным заданиям, появляется самоконтроль, формируется устно-речевая база для овладения элементами письма и чтения еще в дошкольный период.

Работ по обучению грамоте детей с задержкой психического развития проводится системно, поэтапно, предусматривает использование целого комплекса дидактического материала, который применяется в различных формах организации детей: фронтальные, дифференцированные и индивидуальные задания. Систематическое его применение и продуманная методика работы обеспечивает возможность лучшего усвоения учебного материала, развития устной речи, формирования интереса к учебной деятельности в целом и освоение основ грамоты.

Литература

  1.  Екжанова Е.А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2002, № 1.
  2.  Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. — М., 2002.



Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста

с задержкой психического развития с помощью бельевых прищепок.

Развитие мелкой моторики способствует развитию ориентировки в пространстве; зрительно-моторной координации и тесно связана с познавательной деятельностью.

В.А. Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

У детей дошкольного возраста с задержкой психического развития уровень развития мелко моторных функций не соответствуют возрастной норме. Поэтому на протяжении всего пребывания ребенка в ДОУ, группе компенсирующей направленности в течение 3-4 лет (1 года), а также при подготовке детей к школьному обучению, необходимо активно включать задания и упражнения по развитию мелкой моторики рук, ориентировке в пространстве и зрительно-пространственной координации. Коррекционно-развивающие задания и упражнения по данной проблеме должны использовать в своей работе коррекционные педагоги (воспитатели, учителя-дефектологи, учителя-логопеды) в непосредственно организованной деятельности, свободной деятельности и на занятиях.

Чтобы прочно, легко и твердо удерживать карандаш (шариковую ручку) в руке, у ребенка должны быть развиты 3 пальца правой (левой) руки.

Бельевая прищепка способствует формированию, а затем развитию движения сжимания и разжимания кончиков пальцев правой и левой руки. Наблюдая за ребенком, можно определить какой рукой предпочтительнее работает – правой или левой. Если у ребенка склонность работать левой рукой, то исправлять эту склонность не следует. Можно приветствовать работу ребёнка обеими руками.

Материал для упражнений: разноцветные бельевые прищепки основных цветов (цвета насыщенные: красный, синий, зелёный, желтый; можно добавить белый) пластмассовые или деревянные, плоская фигура из толстого картона (солнышко, ёжик и др.) или ковролина. Очень интересно использовать в работе декоративные прищепки (птички, ягодки, кукуруза и др.).

Ребенок берет коробку (пластмассовую корзинку) с прищепками и плоскостную фигуру. Педагог предлагает сделать лучики солнышку (разноцветные или однотонные), колючки ежику и т.д.

Инструкция: у тебя в руках фигура ёжика, солнышка и др. В коробке лежат разноцветные прищепки. Но у солнышка нет лучиков. Давай приделаем лучики солнышку с использованием разноцветных прищепок. Слушай внимательно задание. Берешь синюю прищепку (или прищепку другого цвета), затем красную, желтую, зеленую, белую (или однотонные пластмассовые или деревянные). Прищепки прицеплять близко друг к другу, выполняя строго определенную последовательность, которую определил педагог – словесно или по образцу. Ребенок выполняет задание самостоятельно или (по мере необходимости) под контролем со стороны педагога.

Затем вместе с ребенком проверить правильность выполнения задания и исправить допущенные ошибки.

Примечание. Перед тем как ребенок начнет выполнять задание, педагог показывает правильность удержания прищепки в руке, положение пальцев и силу нажима на прищепку.

Ребенку вместо плоскостных фигур предлагается прицепить прищепки по краям коробки (корзинки, пластикового контейнера), в которой они хранятся. Цветовую последовательность также определяет педагог.

Есть ещё такое задание. Берется полотно, которое состоит из металлических кругов, которые обвязаны нитками и соединены между собой. Круги расположены так: 4х6.

Инструкция: возьми прищепку красного цвета. Прицепи её на самый верхний кружок слева. На следующий кружок – синий; желтый; зеленый. На следующем ряду прищепки располагаются в шахматном порядке (инструкцию дает педагог).

Возьми прищепку любого цвета. Какого цвета у тебя прищепка? Прицепи её на верхний кружок слева и назови любое домашнее животное (прорабатывать любую предыдущую тему). Такой же способ размещения прищепок можно использовать для повторения предыдущего материала (очень актуально для детей с задержкой психического развития для активизации процессов памяти). Во время выполнения задания детьми следить за тем, чтобы дети не называли одинаковые предметы.

Примеры прищепок для использования в работе с детьми:

Желаю удачи в работе!!!



Предварительный просмотр:

«Роль нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития».

«Истоки способностей и дарования детей –

на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие нити – ручейки, которые питают

источник творческой мысли. Другими словами, чем

больше мастерства в детской руке, тем умнее

ребенок».

В.А. Сухомлинский

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Рисование- увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Но зачастую рисование при помощи кисти, красок, карандашей вызывает у детей с определенные трудности, так как у них слабо развита моторика рук, ограничены возможности освоения технических приемов, недостаточно развито воображение, способность к планированию и самоконтролю деятельности. Особенно это актуально для детей с задержкой психического развития. Используя же нестандартный материал для создания рисунка, ребенок освобождается от изобразительной скованности, которая мешает ему с помощью классических техник реализовать собственный замысел, создать выразительный образ, выразить свои впечатления, представления о мире, его окружающем. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Творческий процесс - это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, есть только свой собственный путь». Ребенок становится более раскованным, уверенным в себе, развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность. Малыш увлекается процессом преобразования материала, экспериментирует с ним и получает новое оригинальное произведение искусства, яркий выразительный образ, стимулирующий его к дальнейшему творчеству

Начиная работать по этой теме, я обратилась к опыту Марии Мантессори, именно она в своей работе с детьми обратилась к творческому экспериментированию с материалами. Нетрадиционные техники рисования использовали многие педагоги такие как Т.И. Сиганоава, Е. М. Седова, В.Д. Слепцова, Т. В.Смагина, А. В., Никитина, Т.Н Доронова, И.А Лыкова, АА Лыкова, А. А Фатеева и др.

Познакомившись с методической литературой различных авторов, таких как пособие А.В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», И.А. Лыковой - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений», Т.Н. Дороновой - «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей» Р.Г. Казаковой «Рисование в детском саду»,Фатеевой «Рисуем без кисточки»,я начала учить своих детей рисовать  используя как предметы заменители .такие как поролоновые тампончики, трафареты, ватные палочки, еловые шишки,    полые трубочки, зубные щетки, и просто ладошки ,пальчики .и даже ступни ног.          «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» -так писал выдающийся педагог В.А. Сухомлинский Работая в технике нетрадиционного рисования я нашла множество подтверждений этому высказыванию Начиная работать с детьми по этой теме поставила перед собой следующие задачи:

  • Сформировать у детей технические навыки рисования.
  • Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
  • Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.

Развивать пространственное мышление;

  • Познавать свойства предметов и материалов окружающего мира
  • Учить детей свободно выражать свой замысел;
  • Побуждать детей к творческим поискам и решениям;
  • Способствовать снятию детских страхов.
  • Развивать уверенность в своих силах;
  • Учить детей работать с разнообразным материалом;
  • Развивать чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Развивать творческие способности, воображение и полёт фантазии.
  • Воспитывать ответственность, и желание довести начатое дело до конца.

Воспитывать уверенность в своих силах.

Во время работы я столкнулась с, дети боятся рисовать, потому что как им кажется, они не умеют, у них не получится особенно это с детьми с ЗПР. У этих детей слабо развита мелкая моторика рук, формообразующие движения пальцев, неустойчивое внимание, эти дети быстро утомляются. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности.  Для меня это стало стимулом побудить детей к деятельности, заставить их поверить в то что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге

На первом этапе работы необходимо создать развивающую среду в группе. При организации предметной среды учитывала, чтобы содержание ее носило стимулирующий, развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Для этого мною в группе были созданы уголки «Мастерская юного художника», где детям были предоставлены акварельные и гуашевые краски, сангина, фломастеры, цветные карандаши, мелки бумага различного размера и фактуры, зубные щетки, поролон, ватные палочки, трафареты, мелкая наждачная бумага, засушенные листья стебли и цветы растений, пластилин, картон цветной и белый, альбомы с репродукциями картин известных художников, наиболее удачные работы самих детей. В уголке «Лаборатория юного исследователя» собраны гербарии, коллекции минералов, семена растений, еловые, кедровые и сосновые шишки, желуди, орехи лощины и каштана скорлупа грецких орехов, песок глина, емкости для жидкости, воронки, фильтры увеличительные стекла и др. В группе постоянно действует уголок «Наш вернисаж» где постоянно вывешиваются и обновляются детские работы.

Большую помощь оказали родители. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д.). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами обогатили уголок продуктивной деятельности                                                     Начиная     работать по данной тем я провела диагностику уровня развития изобразительной деятельности детей группы развития возраст 5-6 лет. Пришла к следующими выводам что у детей моей группы

  • Слабо развита мелкая моторика рук
  • Недостаточно сформировано зрительное восприятие и восприятие цвета
  • Внимание неустойчивое, плохая усидчивость;
  • Слабо развито умение наблюдать и передавать свои наблюдения в рисунке;
  • Недостаточно сформированы навыки контроля и самоконтроля
  • Недостаточно развито умение пространственной ориентировки на листе бумаги
  • Плохо развит глазомер.
  • Низкий уровень познавательной деятельности недостойность организованности и целеустремленности.
  • Низкий уровень самоконтроля. неусидчивость и неустойчивое внимание.

Составила перспективный план работы по своей группе (старший дошкольный возраст), написала конспекты занятий для детей, учитывая особенности воспитанников с задержкой психического развития.

При составления плана использовала такие пособия, как:

Программа «От рождения до школы»

Программа «Мы в Мордовии живем»

Программу «Цветные ладошки»

Работу по использованию нетрадиционных техник рисования я провожу как в ходе непосредственно организованной образовательной деятельности, так и в свободной деятельности

На первом этапе я знакомлю детей с такими методиками как:

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

  • рисование пальчиками;
  • оттиск печатками из картофеля;
  • рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

  • тычок жесткой полусухой кистью.
  • печать поролоном;
  • печать пробками;
  • восковые мелки + акварель;
  • свеча + акварель;
  • отпечатки листьев;
  • рисунки из ладошки;
  • рисование ватными палочками;
  • волшебные веревочки

       А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:

  • рисование песком;
  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • кляксография с трубочкой;
  • монотипия пейзажная;
  • печать по трафарету;
  • монотипия предметная;
  • кляксография обычная;
  • пластилинография.

Кляксография.

Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что она тебе напоминает?» - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

Рисование вдвоем на длинной полосе бумаги.

Кстати говоря, формат бумаги полезно менять (т.е. давать не только стандарт). В данном случае длинная полоска поможет рисовать вдвоем, не мешая друг другу. Можно рисовать изолированные предметы или сюжеты, т.е. работать рядом. И даже в этом случае ребенку теплее от локтя мамы или папы. А потом желательно перейти к коллективному рисованию. Взрослые и ребенок договариваются кто, что будет рисовать, чтобы получился один сюжет.

Тычок жесткой полусухой кистью.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

В дальнейшем я усложняю задания для детей:

Рисование с секретом в три пары рук.

Берется прямоугольный лист бумаги, 3 карандаша. Распределяются взрослые и ребенок: кто будет рисовать первый, кто второй, кто третий. Первый начинает рисовать, а затем закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху и оставив чуть- чуть, какую-то часть, для продолжения (шея, к примеру). Второй, не видя ничего, кроме шеи, продолжает, естественно, туловище, оставив видной только часть ног. Третий заканчивает. Затем открывается весь листок - и почти всегда получается смешно: от несоответствия пропорций, цветовых гамм.

Рисование самого себя или рисование с натуры любимых игрушек.

Рисование с натуры развивает наблюдательность, умение уже не творить, а изображать по правилам, т.е. нарисовать так, чтобы было похоже на оригинал и пропорциями, и формами, и цветом. Предложите вначале нарисовать самого себя, глядя в зеркало. А еще непременно много раз поглядывая в зеркало. А еще лучше, покажите, как вы, взрослые, будете рисовать себя, непременно много раз поглядывая в зеркало. Дальше пусть сам ребенок выбирает себе предмет, это может быть любимая кукла, мишка или машина. Важно учить длительно наблюдать, сопоставляя части предмета. И еще. Если ребенок отойдет от натуры, внесет что-то свое, в результате чего появится совершенно непохожий предмет или игрушка, - не огорчайтесь. Похвалите своего малыша: «Ты сегодня нарисовал новую машину! Наверно, тебе такую хочется?» Но обязательно в конце такого рисования важно спрашивать: «А чем нарисованная машина отличается от этой?»

Скатывание бумаги.

Средства выразительности: фактура, объем. Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы. Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

«Я рисую маму…»

Хорошо бы продолжить рисование с натуры или рисование по памяти (объектами для такого изображения могут стать члены семьи, родственники и друзья). В качестве вспомогательного материала могут быть фотографии или беседы о характерных особенностях внешнего вида отсутствующих родственников...Берутся и рассматриваются фотографии. Проводится беседа: «Какая бабушка Валя? Какие у нее волосы? Прическа? Любимое платье? Улыбка?» И начинается процесс сотворчества. Через время можно предложить нарисовать по памяти подружек. Когда соберется достаточно рисунков с изображением родственников и друзей, советуем организовать мини-выставку «Мои родные и близкие», где по достоинству оцениваются первые портреты дошкольника.

Оттиск смятой бумагой.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Свеча + акварель.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Точечный рисунок.

Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается. Спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты и окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.

Набрызг.

Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см). Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Отпечатки листьев.

Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.

Поролоновые рисунки.

Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Далеко не всегда, утверждают тризовцы. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.

Загадочные рисунки.

Загадочные рисунки могут получаться следующим образом. Берется картон размером примерно 20х20 см. И складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8 - 10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают взрослые с детьми. Чрезвычайно полезно давать названия получившимся изображениям. Это сложная умственно-речевая работа в сочетании с изобразительной будет способствовать интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

Рисование мелками.

Дошкольники любят разнообразие. Эти возможности предоставляют нам обыкновенные мелки, сангина, уголь. Гладкий асфальт, фарфор, керамическая плитка, камни - вот то основание, на которое хорошо ложится мелок и уголь. Так, асфальт располагает к емкому изображению сюжетов. Их (если нет дождя) можно развивать на следующий день. А затем по сюжетам составлять рассказы. А на керамических плитках (которые порой в остатках хранятся где-нибудь в кладовой) мы рекомендуем изображать мелками или углем узоры, маленькие предметы. Большие камни (типа валунов) просятся украсить их под изображение головы животного или под пенек. Смотря, что или кого по форме камень напоминает.

Метод волшебного рисунка.

Реализуется этот метод так. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может бать целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету. К примеру, нарисованного свечой снеговика лучше закрасить голубой краской, а лодочку зеленой. Не нужно беспокоиться, если при рисовании начнут крошиться свечи или мыло. Это зависит от их качества.

Разрисовка маленьких камешков.

Разумеется, чаще всего ребенок изображает па плоскости, на бумаге, реже на асфальте, плитки больших камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. В этой связи в идеале используются морские камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать (а иногда взрослые помогут малышам). Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой - под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок. На камешек наносится яркая густая краска - и образ готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками. Эта игрушка еще не один раз будет участвовать в самостоятельных детских играх и приносить немалую пользу ее хозяину.

Метод ниткографии.

Существует этот метод в основном для девочек. Но это не значит, что он не пригоден для детей другого пола. А заключается он в следующем. Вначале делается из картона экран размером 25х25 см. На картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный фланель. К экрану хорошо бы подготовить симпатичные мешочек с набором шерстяных или полушерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягивается ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из таких ниток можно готовить интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса. Особенно девочки учатся умело подбирать цвета. К светлой фланели подходят одни цвета ниток, а к темной - совершенно другие. Так начинается постепенный путь к женскому ремеслу, очень нужному для них рукоделию.

Метод монотипии.

Два слова об этом, к сожалению редко используемом методе. И напрасно. Потому что он таит в себе немало заманчивого для дошкольников. Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем. Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.

Рисование на мокрой бумаге.

До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например, если ребенок хочет изобразить следующие темы: «Город в тумане», «Мне приснились сны», «Идет дождь», «Ночной город», «Цветы за занавеской» и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.

Тканевые изображения.

В мешочек собираем остатки тканей всевозможных рисунков и различного качества. Пригодится, как говорится, и ситец, и парча. Очень важно на конкретных примерах показать, как рисунок на ткани, а также ее выделка могут помочь изобразить в сюжете что-то очень ярко и в то же самое время легко. Приведем несколько примеров. Так, на одной из тканей изображены цветы. Их вырезают по контуру, наклеивают (только клейстером или другим хорошим клеем), а затем подрисовывают стол или вазу. Получается емкое красочное изображение. Бывают ткани, которые могут хорошо послужить в качестве домика или туловища животного, или красивого зонтика, или шапочки для куклы, или сумочки.

Объемная аппликация.  

Очевидно, что дети любят заниматься аппликацией: вырезать что-либо и наклеивать, получая от самого процесса массу удовольствия. И нужно создавать им все условия. Наряду с плоскостной аппликацией научить их делать объемную: объемная лучше воспринимается дошкольником и более реалистично отражает окружающий мир. С целью получения такого изображения нужно хорошо помять в детских руках аппликативную цветную бумагу, затем слегка распрямить и вырезать требуемую форму. После чего едва наклеить и в случае необходимости дорисовать отдельные детали карандашом или фломастером. Сделайте, к примеру, так любимую детьми черепашку. Помните коричневую бумагу, слегка распрямите, вырежьте овальную форму и наклейте, а затем подрисуйте голову и ноги.

Рисуем с помощью открыток.

В самом деле, почти в каждом доме хранится масса старых открыток. Переберите вместе с детьми старые открытки, научите вырезать нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку вполне художественное оформление. Разве может трех-, четырех- и даже пятилетний ребенок нарисовать собаку и жука? Нет. Но к собачке и жучку он дорисует солнышко, дождик и будет очень рад. Или если вместе с детьми вырезать из открытки и наклеить сказочный домик с бабушкой в окошке, то дошкольник, ориентируясь на свое воображение, знание сказок и изобразительные навыки, бесспорно, дорисует что-то к нему.

Учимся делать фон.

Обычно дети рисуют на белой бумаге. Так отчетливее видно. Так быстрее. Но некоторые сюжеты требую фона. И, надо сказать, на сделанном заранее фоне лучше смотрятся все детские работы. Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске.

Коллаж.

Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, один из детей 5-6 лет решил нарисовать лето, и для этого он использует точечный рисунок (цветы), а солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и овощи он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет. Английский педагог-исследователь Анна Роговин рекомендует все, что есть под рукой, использовать для упражнений в рисовании: рисовать тряпочкой, бумажной салфеткой (сложенной много раз); рисовать грязной водой, старой чайной заваркой, кофейной гущей, выжимкой из ягод. Полезно так же раскрашивать банки и бутылки, катушки и коробки и т.д.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

  • игра, которая является основным видом деятельности детей;
  • сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
  • просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
  • музыкальное сопровождение. И т.д.

Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Результаты диагностики показали, что высокий уровень освоения программы по разделу «Ребёнок в мире художественной литературы изобразительного искусства» повысился на 25 %.

Мои воспитанники на основе нетрадиционной техники создали творческие работы, которые были представлены на межрегиональном конкурсе «Они такие хорошие» посвященном 120-ти летию В. В Бианки, двое моих воспитанников заняли первые места Ельмеев Илья с рисунком «Конь» в технике «цветные ладошки и Тимур Ахметов с рисунком «Торгаша» в технике «рисования поролоновым тампоном»

Таким образом, я считаю, что овладение нетрадиционными техниками рисования положительно влияет на развитие дошкольника, развивается мелкая моторика что положительно сказывается на развитие мышления и речи познаются свойства предметов, малыш учится экспериментировать, самостоятельно исследовать и познавать свойства предметов, развивается уверенность в своих силах, развивается пространственное мышление, воображение фантазия. Навыки, приобретенные в результате обучению нетрадиционному рисованию способствуют снятию детских страхов и эмоционального напряжения

В дальнейшем я планирую расширить уголок «Мастерская юного художника», пополнить его дополнительным материалом таким, как печати, пластика, наборами для выкладывания мозаикой по влажной глине, набором рисования цветным песком, набором рисования по ткани. В уголке «Лаборатория юного исследователя» предполагается добавить набор для опытов с воздухом, микроскоп, набор «Юный археолог».

Так же я планирую сотрудничать с Художественной школой №1 для обмена опытом и внедрения новых методик нетрадиционных способов рисования. Создать портфолио рисунков для выпускников. Провести ряд консультаций и презентаций для родителей на тему нетрадиционного рисования. Формировать у детей четкий интерес к нетрадиционным техникам рисования, а у родителей – уважительное отношение к детскому творчеству.

Мая главная цель: достичь того, чтобы каждый ребенок был уверен в своих силах, а каждый родитель поверил восточной мудрости «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника».

   Литература:

  1. Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки» Ярославль «Академия развития» 2004г
  2. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» 2010г.
  3. Маслова Е. «Обогащение социальных представлений старших дошкольников с нарушениями слуха в системе обучения сюжетному рисованию» ж. «Дошкольное воспитание» №4 2010г
  4. Воробьева И. «Развитие интереса к действиям с красками» ж. «Дошкольное воспитание №5 2009 г.


Предварительный просмотр:

Центральная психолого-педагогическая комиссия Нижегородской области

Специфические особенности развития детей дошкольного возраста с выраженным нарушением интеллекта (В помощь учителям дефектологам, работающим с детьми с ОВЗ)

Специфические особенности развития детей дошкольного возраста с выраженным нарушением интеллекта ( F71.0, F 72.0, F 73.0)

Специфические особенности развития

 F71.0 Умственная отсталость умеренная (нерезко выраженная имбецильность)

F 72.0 Умственная отсталость тяжелая (резко выраженная имбецильность)

 F73.0 Умственная отсталость глубокая (идиотия)

Способность к общению (контакт с взрослыми, сверстниками, способность к взаимодействию, характер взаимодействия)

Контакт со взрослыми непродолжительный. Для поддержания контакта необходима положительная стимуляция (доброжелательная улыбка, знаки одобрения, поглаживание и т.п.). Заинтересованность в контакте не проявляет. Некоторые дети  способны привлекать внимание к своим нуждам (приему пищи, туалету, боли и т.п.).

Контакт затруднен, кратковременный. Требуется мимическое и жестовое подкрепление. Возможен контакт на тактильном и эмоциональном уровне (непродолжительный). Положительно реагируют на ласку, поощрение в форме сладостей, игрушек и т.п.

Контакт крайне затруднен из-за непонимания обращенной речи. Необходимо многократное жестовое и мимическое повторение. Самостоятельно контакт не инициирует. Иногда проявляют негативизм. Характерно пассивное подчинение.

Знания и представления об окружающем

Соотносят названия знакомых предметов обихода, некоторых животных, одежду с их изображением. Выделяют по названию некоторые знакомые действия  при рассматривании простых сюжетных картин, но понимание изображенного на картинках сюжета недоступно даже при наличии значительной помощи и разъяснений взрослого. Различают величину «большой -маленький» на контрастных по величине предметах. Соотносят основные цвета, выделяют по названию и называют 1-2 цвета. Соотносят и выделяют по названию объемные формы, некоторые называют (кубик, шарик, кирпичек). Выделяют по названию «1-мнрго», не называют. Ориентируются в помещении, где постоянно находятся, в бытовых ситуациях. Частично ориентируются в схеме тела.

Показывают на картинках некоторые эмоционально значимые предметы окружающего обихода (куклу, мяч, машинку, кошку, собаку), называют их первым слогом или звуком, нечленораздельными звуками, жестами, звукоподражанием. Величину, форму, цвет предметов не дифференцируют. Недоступно выполнение даже самых легких заданий практического характера. Действия хаотичны, бессмысленны. Плохо ориентируются в помещении, где постоянно находятся: не знают своего места за столом, своей кровати, своих вещей. Плохо ориентируются в схеме тела. Могут показать только руки, ноги, глаза. Требуется организация самого процесса восприятия окружающего и его сопровождение со стороны взрослого.

Грубое недоразвитие функции восприятия. Реакция на окружающее слабая или неадекватная. Трудности восприятия знакомых предметов на основе чувственных раздражителей (двигательных, слуховых и др.). Не сформированы понятия об основных признаках предметов. Помощь неэффективна.

Развитие моторики и координации движений

Замедленность, неуклюжесть, некоординированность движений.  Их точность и темп нарушены. Походка может быть неустойчивой. Плохо регулируют мышечное усилие. Нарушены все функции движений: управляемость, четкость, объем. Знакомые действия выполняет однотипно, автоматизировано. Наблюдаются непроизвольные навязчивые движения.  Недоразвитие дифференцированных движений пальцев рук.

Координация, точность, темп произвольных движений нарушены. Движения замедленные, неуклюжие, дети плохо бегают, не умеют прыгать. Особенно плохо развиты дифференцированные движения рук и пальцев (грубое недоразвитие). Часто наблюдается несоизмерение усилий при действиях с предметами (либо сильно сжимают, либо не удерживают, роняют их). Недостатки произвольных движений носят выраженный характер.

Недоразвитие моторики проявляется в однообразии, замедленности движений, нарушении их координации, вплоть до расстрачивания навыков ходьбы и стояния; крайняя бедность мимики. Двигательные недостатки резко выражены. Недостатки произвольных движений носят с выраженный, стойкий характер.

Навыки самообслуживания и степень их сформированности

Элементарные навыки самообслуживания и гигиены сформированы слабо: в 6-7 лет самостоятельно едят, одеваются, умываются, убирают игрушки, застегивают пуговицы, помогают убирать со стола и накрывать на стол при минимальной помощи взрослого и под его контролем. При выполнении гигиенических процедур, одевании, приеме пищи испытывают трудности в установлении правильной последовательности действий. Нуждаются в постоянном стимулировании и совместных действий с взрослыми.

Навыки самообслуживания формируются с трудом, отличаются нестойкостью. К 5-6 годам начинают самостоятельно есть и высаживаться на горшок.  При выполнении гигиенических процедур, одевании, приеме пищи испытывают трудности в установлении правильной последовательности действий. Нуждаются в постоянной стимуляции и совместных действий с взрослыми. К 7 годам с помощью могут одеться, раздеться, вымыть руки.

Навыки самообслуживания и гигиены отсутствуют.

Особенности деятельности

Познавательный интерес поверхностный, ограничивается выявлением внешних признаков предметов и явлений.  Испытывают неуверенность в своих действиях, при трудностях наблюдается отказ от работы. Хаотичный, беспорядочный, неосмысленный характер деятельности. Помощь принимает слабо. Требуется многократное повторение инструкции с показом того, что следует делать. Наступает быстрое пресыщение деятельностью. Волевых усилий не проявляет.

Полная невозможность включения в какую-либо целенаправленную деятельность даже на уровне выполнения отдельных действий. Помощь не принимают и не умеют ее использовать. Даже при жесткой организующей помощи взрослого возможно лишь кратковременное манипулирование с предметами по подражанию. Безразличны к оценке  результатов работы.

Полная неспособность к целенаправленной деятельности. Пассивны в принятии предлагаемого взрослыми задания. Простейшие действия при совместной пошаговой помощи взрослого выполняются лишь частично.  

Игровая деятельность

Проявляют интерес к игрушкам. Игрушки используют по назначению. В игре повторяют разученные игровые действия или знакомые бытовые ситуации. Самостоятельного внесения в игру новых действий не наблюдается. Речевое сопровождение носит фиксирующий характер. Игра процессуальная или отобразительная под руководством педагога.

Осмысленной игровой деятельности не наблюдается. Действия с игрушками ограничиваются бессмысленным  манипулированием, наблюдается неадекватное употребление игрушек.

Интереса к игрушкам не проявляют, действуют с игрушками неспецифически (стучат, тянут в рот, бросают).

Особенности познавательных психических процессов.

Внимание

Внимание привлекается кратковременно (на 5-10 минут). Объем мал. Нарушено переключение и распределение внимания. Нарастает расстройство внимания в процессе занятий.

Внимание привлекается кратковременно яркими игрушками, звучащими предметами Интерес к новым предметам крайне нестойкий. Целенаправленное внимание отсутствует.

Грубое нарушение внимания. Трудно привлечь внимание к игровому материалу (движущиеся предметы); резкие звуки привлекают внимание на очень короткий срок (возможно привлечение внимания сильными и продолжительными раздражителями).

Память

Доступно частичное запоминание небольших стихотворений, простых сказок  («Курочка ряба», «Колобок») после многократных повторений; воспроизведение с помощью педагога (по наводящим вопросам, подсказке, часто подговаривают за педагогом отдельные слова), наблюдаются искажения.  

Память механическая, резко снижена – на знакомые лица (дети, обслуживающий персонал, родственники), предметы ближайшего окружения. Опосредованное запоминание недоступно. Не соотносит запоминаемый материал с предложенными опорами.

Развитие памяти минимальное. Может узнавать обслуживающий персонал, близких людей. Опосредованное запоминание недоступно.                                                                                                                                                                                                                                                                          

Мышление

Конкретное. Характеризуется медлительностью, инертностью, тугоподвижностью, склонностью к «застреванию».  Различия между предметами устанавливают только в пределах конкретного. Предлагаемые задания могут выполняться только при активном взаимодействии с взрослыми. При группировке однородных предметов с учетом формы, цвета, величины требуется организующая, направляющая помощь, многократный показ способа выполнения задания.  Помощь принимают слабо. Наблюдается «соскальзывание» на деятельность по собственному побуждению.

Нарушены все мыслительные процессы. Не понимают причинно-следственные зависимости. Простейшую группировку однородных предметов не выполняют. Помощь педагога  не принимают.

Мыслительные операции недоступны.

Эмоционально-волевая сфера

Эмоциональные реакции примитивны. Дети положительно относятся к похвале, гостинцам, но достаточно спокойно, без бурной радости. На отрицательные стимулы (порицание, наказание) наблюдаются выраженные реакции: плач, иногда агрессивные действия, примитивные истерические реакции, недовольство. Но порицание стимулирует желание заслужить похвалу. Неудачи не вызывают заметного огорчения. Ко всему новому относятся настороженно. Наблюдаются предпочтения к определенным видам деятельности.

Эмоциональные реакции примитивны: кратковременные невыразительные эмоции удовольствия при виде привлекших внимание предметов и проявление боязливости при появлении новых лиц, в новых ситуациях. Большинство на похвалу, строгий тон, порицание эмоциональных реакций не проявляют. Может преобладать повышенное настроение вплоть до эйфории, с гневливостью или спокойное, благодушное настроение. Чувства однообразны, неустойчивы, ограничены двумя крайними состояниями – удовольствия или неудовольствия.

Эмоции крайне элементарны, связаны с физическим самочувствием, физиологическими потребностями. Удовольствие и примитивные проявления радости наблюдаются при соматическом благополучии, сытости, удовлетворении патологических влечений (сосание пальцев, жевание несъедобных предметов и т.п.). Чувство неудовольствия вызывается ощущением голода, холода, боли, соматическим дискомфортом. Формы выражения удовольствия – двигательное возбуждение, выразительный крик, визг, в состоянии злобы наблюдается агрессия, направленная на окружающих и на себя. Боязнь всего нового.

Поведение

В привычных бытовых ситуациях поведение достаточно адекватное. Стремятся к общения с взрослыми и детьми, наблюдается избирательность в общении. Понимают «хорошо» и «плохо». Настроение может быть пониженное, сопровождаемое плаксивостью, выраженным негативизмом, агрессией, импульсивностью. Наблюдается нарушение контактов в новой обстановке. Сохраняют симпатию к родным и близким.

Поведение хаотично, плохо управляемо. Наблюдается негативизм, импульсивные агрессивные реакции. Похвала может вызвать усиление расторможенности. Характерна недифференцированная активность, бывают навязчивы.  Может отмечаться выраженная пассивность, подчиняемость, безучастность, однообразие действий, движений. Интерес  к окружающему почти полностью отсутствует, крайне пассивны, почти не реагируют на новые игрушки, новых людей. Контакт резко затруднен. Не проявляют глубокой привязанности к  близким.  

Могут быть элементы привязанности к людям, которые их кормят, ухаживают за ними. Общий фон настроения: благодушие с элементами эйфории; вялость и апатия; злобность и угрюмость. Поведение ограничивается действиями, связанными с реализацией инстинктивных потребностей, или элементарными аффективными и двигательными реакциями на внешние раздражители. Дети двигательно беспокойны, бесцельно суетливы или лежат, сидят и не реагируют на окружающее.  

Особенности речи

Понимают обращенную речь, связанную с привычными , обыденными ситуациями. Запас слов невелик. Словарь состоит из повседневных, обиходных, часто повторяющихся слов. В речи много аграмматизмов, звукопроизношение нарушено (замены, перестановки звуков). Речь невнятная, смазанная. Обращенную обиходную речь понимают неплохо, особенно живо реагируют на мимику, интонацию, жесты окружающих. Обращаются с просьбами, задают простые вопросы. Характерно стремление вступить в речевой контакт с  взрослыми. Некоторые дети не вступают в речевой контакт, но если в него вступает взрослый, дети разговаривают с ним.  Крайне ограничен как активный, так и пассивный словарный запас.

Значительное недоразвитие речи. Резкая ограниченность понимания речи: без жестового или ситуационного подкрепления способны понять только самые простые обиходные инструкции с повелительным смыслом (»Дай», «Иди», «Сядь» «Ешь» и т.п.). Собственная речь:  лепетное подражание речи взрослых. Чаще обращение на уровне жестов, сопровождающихся нечленораздельными звуками. Почти совершенно не понимают речевую инструкцию. Без побуждения не обращаются к окружающим с просьбой. Затруднена способность сосредоточить внимание на речи взрослого даже на незначительное время. Плохо понимают речь, улавливают лишь мимику, интонацию говорящего, отдельные слова, связанные с их непосредственными потребностями.  

В обращенной речи понимают не смысл, а интонацию и сопровождающие речь жесты и мимику. Речь ограничена отдельными нечленораздельными звуками. Доступно пониманию небольшое количество слов бытового характера.




Предварительный просмотр:

Особенности речевого развития

детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Известно, что дети с задержкой психического развития имеют следующие наиболее значимые особенности: недостаточный запас знаний и представлений об окружающем, пониженную познавательную активность, замедленный темп формирования высших психических функций, слабость регуляции произвольной деятельности, нарушения различных сторон речи.

Часто в раннем возрасте у детей данной категории отмечается задержка речевого развития (позднее появление первых слов, отставание в формировании фразовой речи), а на более поздних этапах наблюдается отставание в овладении речью.

Большую роль в структуре дефекта детей с ЗПР играют речевые нарушения, которые характеризуются определенными чертами.

Артикуляционный аппарат

Дети с ЗПР имеют различные отклонения в строении органов артикуляции:

-аномалии прикуса (прогнатия, прогения, передний открытый прикус);

-укорочение подъязычной связки;

-толстый массивный язык;

-высокое узкое («готическое») или уплощенное твердое небо;

-дефекты строения зубного ряда.

Для большинства детей характерна недостаточность речевой моторики, что проявляется в напряжении мышц языка, трудностях удержания определенной позы языка, переключении органов артикуляции с одного положения на другое. Движения языка неточные. При смене артикуляционных укладов нарушается плавность переключения и последовательность движений.

Многие артикуляторные позы дети могут выполнить только по подражанию после нескольких попыток. 

Звукопроизношение

Нарушение звукопроизношения у детей с ЗПР носит полиморфный характер. Чаще всего бывают нарушены артикуляторно сложные звуки: свистящие, шипящие, сонорные.

Преобладающим видом нарушения звукопроизношения  является смешение звуков, имеющих сложную артикуляцию и требующих тонких акустических дифференцировок (с-ш, з-ж, с-ч, с-щ, р-л). При этом смешение звуков имеет место в речевом потоке,  в то время как при произношении отдельных слогов или слов этого может не наблюдаться.

Такого рода нарушение звукопроизношения может быть обусловлено общей вялостью артикуляции, что, как правило, является проявлением неврологической патологии – снижением тонуса артикуляционных мышц, а также нарушением фонематического восприятия и ослаблением контроля со стороны ребенка за артикуляцией звуков, когда основное внимание его сосредоточено на смысловой стороне высказывания. Осуществление одновременного контроля за несколькими действиями, сложная межанализаторная деятельность зрительного, слухового и тактильного анализаторов для детей с ЗПР представляет значительную трудность.

Менее распространенными нарушениями звукопроизношения у детей с ЗПР являются искажения (преимущественно межзубное произношение свистящих, а также велярное и увулярное произношение звука [р]), стойкие замены одного звука другим (чаще р → л, л → л, л → в, ш → с, ж → з). Наблюдается и отсутствие звука (чаще [р]).

Фонематическое восприятие

У детей с ЗПР отмечается недостаточная сформированность фонематического восприятия. Дети испытывают затруднения при дифференциации звуков на слух, при этом они плохо различают не только нарушенные в произношении звуки, но и некоторые правильно произносимые звуки: твердые-мягкие, звонкие-глухие согласные звуки.

Дети испытывают затруднения в удержании порядка и количества слогового ряда. Изменение характера предъявления речевого материала (дополнительное предъявление, замедление темпа воспроизведения) не улучшает качества воспроизведения. Дети повторяют два слога вместо трех (да-та-да как да-та) или изменяют их последовательность.

Звуковой анализ

Нарушение фонематического развития детей с ЗПР проявляется и в несформированности звукового анализа и синтеза. Это нарушение оказывается очень стойким, сохраняется в течение нескольких лет и вызывает в школе нарушения письма и чтения. Данные исследований показывают, что без целенаправленной коррекционной работы дети с ЗПР не могут овладеть звуковым анализом слов.

Относительно возможным у дошкольников с ЗПР является умение выделять начальный ударный гласный. Выделение же первого согласного звука вызывает затруднения – дети часто выделяют не 1-ый звук, а 1-ый слог (кошка – 1-ый звук ко). Аналогичные трудности отмечаются при выделении конечного гласного звука (мышка – последний звук ка).

Наибольшую трудность у детей с ЗПР вызывает анализ слога со стечением согласных (стол, стул, утка). Наиболее типичной ошибкой является пропуск одной согласной из стечения (утка – у,к,а; стол – с,о, л).

Малодоступны такие задания, как определение количества и  последовательности звуков в слове, установление позиционных соотношений звуков.

Лексика

Своеобразие словарного запаса и понимания речи связано у детей с ЗПР с их интеллектуальной и эмоциональной незрелостью, со сниженной познавательной активностью. При ЗПР характерны следующие особенности словарного запаса:

- преобладание пассивного словаря над активным;

- ограниченность словарного запаса;

- затрудненная его активизация;

-неточное, недифференцированное, иногда и неадекватное употребление слов.                

Предметный словарь

Страдает предметная соотнесенность слов – номинативная функция речи (например, «Роза – это и пионы, и астры, и тюльпаны», «Уха - это рыба такая»).

Дети не могут назвать воспринимаемый предмет, его свойства, особенности. Вместо этого они начинают описывать ситуацию или действие, с которыми связан данный предмет (например, «Дворник - дядя, который улицу убирает»).

Значительные затруднения у детей с ЗПР вызывает использование элементарных обобщающих понятий. Даже при наличии в пассивном словаре нередко обобщающее понятие заменяется родовым, видовым или каким-либо конкретным понятием. («Земляника – это малина такая»). И наоборот, в отношении некоторых предметов дети используют лишь обобщающие понятия: «рыбы», «грибы» и т.д. - в их лексике отсутствуют названия конкретных видов рыб, грибов и т.д.

Глагольный словарь

Дети с ЗПР редко используют глаголы, обозначающие эмоциональные состояния (обрадовался, испугался, удивляется).

При вычленении слова-действия из предложения дети с ЗПР называют не отдельное слово, а целое словосочетание («пришла зима», «снежная пришла»), соединяя глагол с именем существительным или прилагательным. Это явление характерно и для учащихся  младших классов с ЗПР, в то время как подобные синкретические словесные связи могут наблюдаться в норме у детей среднего дошкольного возраста, но, как правило, к моменту поступления в школу, они исчезают.

Качественный словарь

Дети с ЗПР крайне ограниченно и недифференцированно используют слова, обозначающие свойства и признаки предметов.

Чаще они используют прилагательные, обозначающие непосредственно воспринимаемые признаки. Так, для описания цвета предметов используются названия основных цветов, а для обозначения величины предметов (длины, ширины, высоты и т.д.) используют слова «большой» - «маленький».

Крайне редко дети используют  оценочные прилагательные: все положительные качества (добрый, храбрый, умный) заменяют словом «хороший», а отрицательные качества (жадный, трусливый) – словом «плохой».

При подборе антонимов дошкольники используют зачастую предложенные же прилагательные с отрицательной частицей «не»: храбрый – нехрабрый (вместо трусливый), веселый – невеселый (вместо грустный).

Дети затрудняются также и  в подборе слов-синонимов, при чем больше, чем в подборе антонимов. Ими  допускаются следующие ошибки:

-использование вместо синонимов антонимов или слов с частицей не (радостный - печальный);

-употребление слов другой части речи (горе – печальный).

Детское словотворчество

У детей с ЗПР период бурного словотворчества наступает к концу дошкольного возраста и сохраняется на первом и втором годах обучения в школе, в то время как обычное детское словотворчество охватывает период от 2 до 5 лет и к 5-6 годам  угасает.

Создание неологизмов («Коровы стоят в коровятнике, лошади в лошаднике», «Дядя красит дома. Он работает красником») этими детьми показывает, что хотя и в поздние сроки, но они практически выделяют морфемы, правильно понимают смысловые значения корней и образуют слова, не выходя за границы грамматических закономерностей родного языка. Эти процессы отсутствуют у умственно отсталых детей.

Грамматический строй речи

Исследования грамматического строя речи у детей с ЗПР выявили значительное недоразвитие у них процессов словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения.

Предложения, употребляемые детьми с ЗПР, отличаются небольшой линейной протяженностью в 3-4 слова. При восприятии же более длинных предложений из 6-7 слов дети  нарушают порядок слов, пропускают отдельные члены предложений, заменяют малознакомые слова, что связано с неполноценностью грамматического программирования.

Словоизменение

У детей с ЗПР не сформирована система предлогов языка – нарушенным является как понимание значения простых и сложных предлогов, так и их употребление. Причем дети допускают замены и семантически близких предлогов (на – в, в – из), и  далеких (под – в, за – на, перед – на).

При задержке психического развития нарушено правильное оформление в экспрессивной речи грамматического значения множественности имен существительных, хотя в импрессивной речи большинством детей оно дифференцируется правильно. Большим количеством ошибок у детей с ЗПР сопровождается употребление форм именительного и родительного падежей существительных множественного числа (платьи, листы, ведры, зеркали, одеялов, лампов, листов, арбузей).

Характерными ошибками словоизменения глаголов и прилагательных у детей с ЗПР являются:

 -неточное употребление глаголов (дети катаются – дети едут);

 -нарушение дифференциации глаголов единственного и множественного числа (мальчик рисует – мальчик рисуют;девочки читают – девочки читает);

 -нарушение чередования в основе глагола (мальчик бегит, дети бежат);

-трудности согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (синий варежки, железные замок, красная яблоко, красных ягодов, больших ветков, лесных цветов).

Таким образом, парадигма форм словоизменения у детей с ЗПР очень ограничена, недостаточно устойчива, характеризуется большим количеством смешений флексий.

Словообразование

Характерными ошибками являются:

-трудности словообразования уменьшительно-ласкательных существительных–наиболее сформированными являются модели с использованием суффиксов -очк-, -ечк-, -ик-, -ек-, -чик-, -к-, менее сформированными – с помощью суффиксов  -ичк-, -ишк-, -ышк-, наибольшие трудности вызывает образование слов с помощью суффиксов   -иц-, -ец-, -ц- (домочик, туфеленьки, шкафик, столчик, платьинко);

-трудности словообразования названий детёнышей животных и птиц (свиненок, лошаденок, лошадка, лошадик, маленькая лошадка);

-трудности дифференциации глаголов совершенного - несовершенного вида (лекарство запил, полено срубил), возвратных – невозвратных глаголов (Мальчик прячется машинку под диван);

-трудности словообразования приставочных глаголов (улетает – вылетает, переходит – уходит, переливает – наливает);

-трудности образования относительных и притяжательных прилагательных - дети используют ограниченное число суффиксов –н-, -ов-, -ев- (фарфорная, шерстевая, грушневое, волкин).

Следует отметить, что у детей с ЗПР «чувство языковой нормы» находится на низком уровне и спонтанный процесс его развития осуществляется довольно медленно.

Связная речь

У детей с ЗПР недостаточно сформированы регулирующая и планирующая функции речи и основные этапы порождения речевого высказывания (замысел, внутреннее программирование и грамматическое структурирование).

Диалогическая речь–дети могут не отвечать на вопросы из-за слабого побуждения к речи, либо они дают малоразвернутые ответы на вопросы взрослого, зачастую прекращают разговор, играть предпочитают молча, однако любое побуждение к дальнейшему общению приводит к увеличению объема высказываний. Часто в ответах основная мысль перебивается посторонними мыслями и суждениями.

Монологическая речь–носит ситуативный характер, уровень сформированности монологической речи у детей с ЗПР неодинаков. Однако у их большинства обнаруживаются существенные нарушения программирования текста, невозможность подчинить речевую деятельность замыслу, соскальзывание на побочные ассоциации.

Пересказ

Пересказы являются наиболее доступной формой речевой деятельности для детей         с ЗПР. Однако у них выявляются трудности и в этом виде связного рассказывания, а именно:

-небольшой объем текста;

-незначительное количество смысловых звеньев;

-нарушение связи между отдельными предложениями текста;

-наличие повторов, пауз.

Составление рассказа по серии сюжетной картинок

Наличие серии сюжетных картин активизирует речевую деятельность детей с ЗПР. Однако дети быстро устают, отвлекаются, что отражается на качестве связных речевых высказываний. Рассказы детей с ЗПР характеризуются:

-недостаточностью понимания связей между отдельными картинками, сложностью установления причин и следствия поступков изображенных персонажей, их мотивов,

-несоблюдением логической направленности рассказа;

-перечислительным способом передачи информации об объектах картинок и их действиях.

Составление рассказа по сюжетной картинке

Несмотря на максимальную помощь со стороны взрослого дети с ЗПР затрудняются самостоятельно составлять связное описание картины. Их рассказы характеризуются:

-небольшим объёмом (чаще содержат простое перечисление изображенных на картинке объектов);

-отсутствием четкой программы реализации замысла высказывания;

-неполным раскрытием смысловой стороны ситуации, пространственных, причинно-следственных связей между отдельными компонентами ситуации (персонажами, объектами);

-фиксированием незначительных деталей, не имеющих значения для раскрытия смысла ситуации, наличием излишних повторов, случайных ассоциаций.

Рассказывание на заданную тему

Самостоятельные рассказы на заданную тему особенно трудны для детей с ЗПР. Характерные ошибки:

-многие дети отказываются от выполнения этих заданий, не зная, о чем говорить;

-в других случаях они ограничиваются лишь одной фразой;

-при составлении рассказа дети не используют свой личный опыт;

-воспроизводят серию отдельных высказываний, связанных случайными ассоциациями, которые характеризуются стихийностью, импульсивностью.

Литература:

1. Игнатьева С.А., Блинков Ю.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии. – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2004.

2. Костенкова Ю.А., Р.Д. Тригер, С.Г. Шевченко. Дети с задержкой психического развития. Особенности речи, письма, чтения. – М.: Школьная пресса, 2004.

  3. Лалаева Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой    психического развития. – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2004.

4. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007.

  5. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. – М.: Школьная пресса. 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Теоретические основы проблемы "Психолого-педагогическое сопровождение детей-дошкольников с СДВГ"

Данная презинтация раскрывает понятие, клинические проявления, причины СДВГ, психолгическую помощь дошкольникам, а также рекомндации педагогам и родителям....

Психологическое сопровождение детей с диагнозом СДВГ в условиях ДОУ

С каждым годом количество детей с диагнозом СДВГ поступающих в ДОУ увеличивается.  Неправильное понимание причин возникновения и механизмов протекания СДВГ приводит к трудностям социализаци...

Семинар-практикум для педагогов "Дети с СДВГ или неудобные дети"

раскрыть особенности гиперактивного ребёнка, выработать эффективные приёмы взаимодействия с гиперактивными детьми...

Памятка для родителей « Дети с синдромом СДВГ»

рекомендации  для родителей  по воспитанию детей с синдромом СДВГ....

Советы психолога родителям детей с ЗПР, СДВГ, "Шустриков"

Рекомендации родителям по воспитанию детей с особенностями...

Гиперактивные дети или дети с СДВГ

Гиперактивные дети или дети с СДВГ...