Инновационный проект "Играем вместе"
проект (старшая группа) на тему

Татьяна Владимировна Макеева

Сюжетно-ролевая игра это актуально

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение

Существенные изменения в связи с введением ФГОС и переходом на федеральный образовательный стандарт дошкольного образования, требуют актуальные перемены в содержании и построении образовательной деятельности. Изменился взгляд и на выпускника детского сада, успешно освоившего образовательную программу.

В последнее время серьезное беспокойство со стороны педагогов и психологов вызывает сделанный на основе тщательного анализа вывод об «утончении» первичного игрового пласта в общечеловеческой культуре. Так, Д.И. Фельдштейн отмечает сужение уровня развития сюжетно-ролевой игры дошкольников.

Н.А. Короткова, Н.Я.Михайленко указывают на то, что в сохранившихся ролевых детских играх практически отсутствуют " профессиональные сюжеты», которые, как традиционно считалось, в наибольшей мере способствуют вхождению ребенка в мир взрослых. На смену им приходят достаточно оторванные от реальной детской жизни сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, видео- и мультипликационных фильмов. Дети постепенно перестают осознавать и принимать важность соблюдения в игре определенных правил, все чаще считая вполне возможным их нарушать. В современном обществе игра постепенно перестает быть «способом освоения социальных отношений » и школой становления произвольного поведения, а дети все более отдаляются от взрослых, не видят и не понимают смысла профессиональной деятельности родителей. Игра уходит из жизни ребенка, а вместе с ней и само детство, - к такому неутешительному заключению приходят исследователи детской игры.

Практика показывает: сюжетно-ролевые игры  дошкольников характеризуется однообразностью и стереотипностью; не умением принимать и последовательно менять игровые роли; не достаточно используют действия с предметами и ролевую речью, то есть не осознаются сущность, смысл и мотивы деятельности, которые скрыты за внешними признаками людей и присущими им атрибутами. Сюжет игры в основном отражает героев современных мультфильмов. Дома дети мало играют в сюжетно-ролевые игры, родители занимают детей компьютерами, планшетами телевизором. Таким образом, у современных детей игровые действия недостаточно развернуты, иногда сопровождаются речью, но с ней не взаимосвязаны. Игра, как правило заключается в однообразном повторении одного игрового действия ( например, кормление). Игровое сосредоточение недостаточное: начинают игровые действия и быстро прекращают их, переходят к новым игрушкам и так же быстро оставляют игру, не развив сюжет.

Большинство  дошкольников (65 % ) не выполняют правила игры, недостаточно осознают их, проявляют  неустойчивость в игровом общении: дружеское отношение часто сменяется конфликтами, попытками завладеть игрушками других детей.

Актуальность в настоящее время происходит разрушение сюжетно-ролевой игры, как особой культуры жизни ребенка дошкольника. В современной культуре детства положение игры становиться все более двусмысленным: игра попадает в категорию прав ребенка по Конвенции ООН « О правах ребенка», статья 31, но границы того, что должно быть защищено правом стремительно размываются.

Игрой называют все ( игровое обучение,  игровой тренинг, игровое шоу и т.п.). «Возраст игры» также теряет определенность. Если раньше было понятно, что это дошкольное детство, то теперь, в последние 10-15лет, играми в первую очередь, конечно компьютерными захвачены подростки и взрослые. В этих условиях трудно сохранить сюжетно-ролевую игру. Таким образом, наблюдаются изменение  социальных установок  по отношению к игре, а развитие и педагогическое руководство сюжетно-ролевой игрой почти забыто.

Если говорить о современных детях, дети в наши дни, либо совсем не играют, либо играют слишком мало.

        Актуальность вопроса определяется еще и тем, что значительная часть современных родителей и педагогов, ориентируясь на искусственно сформулированные требования ранней подготовки к обучению в школе, беспечно игнорируют возрастные особенности дошкольников. А ведь именно в дошкольном возрасте закладываются основы чрезвычайно важных социальных компетенций: социального партнерства, продуктивного взаимодействия, управления конфликтами.

       Также актуальность проекта обозначена необходимостью коррекции межличностных отношений и недостатков общения у детей. К сожалению, ребенок при общении в детском саду использует копию типичной для большинства ( как правило, однодетных) семей модели неконструктивного поведения, индикатором которого является раздражительность, неуступчивость , агрессивность. Ребенка в такой семье не учат дружить, уступать друг другу, сочувствовать, быть толерантным, стараться понять товарищей по игре. Все чаще, наблюдается негативная реакция со стороны детей и на просьбы взрослого: капризы, немотивированные требования, плаксивость.

Поэтому, актуальность работы подтверждается следующими положениями:

1. Игра и общение дошкольников очень тесно связаны. Формируя внеситуативное общение, мы подготавливаем или совершенствуем игровую деятельность детей, а организуя сюжетно-ролевую игру (предлагая детям новые сюжеты, роли, показывая, как можно играть),

мы способствуем развитию их общения

2. Неблагополучие отношений ребенка со сверстниками, его конфликт с ними порождаются недостаточной сформированностью ведущей деятельностью ребенка.

3. Родители должны почаще играть со своими детьми дома в сюжетные игры, а не в компьютерные.

Новизна проекта - заключается в привлечении родителей к данной проблеме, чтобы научить их общаться и играть с детьми, стать партнером, помочь родителям увидеть в сотрудниках детского сада помощников, союзников, коллег в решении проблем воспитания и развития детей, показать значимость совместной работы ДОУ и семьи, которая выражается в компетентности родителей как соучастников в общем образовательном процессе.  

        В проекте представлены методы активации родителей с целью повышения педагогической компетентности в вопросах развития сюжетно-ролевых игр; вовлечению родителей в совместную игру родители – дети (взрослый – ребенок).

 Предмет исследования – систематическое исследование сюжетно - ролевых игр, направленных на всестороннее развитие личности ребенка.

Гипотеза исследования- в качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что если включить родителей в изучение  сюжетно – ролевых игр, то это даст положительный результат на развитие навыков общения между детьми и расширению кругозора в целом.


Цель проекта : Формирование игровых и социальных компетенций у младших дошкольников через развитие сюжетно - ролевой игры.

Задачи:

- Развивать умения развертывать игровые действия с сюжетной игрушкой, предметом-заместителем и воображаемым предметом.

- Связывать два-три игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнером-взрослым, а затем сверстником.

- Стимулировать самостоятельно выбирать атрибуты для игр, дополнять игровую обстановку недостающими предметами и игрушками.

- Побуждать к игровому общению со сверстниками, вступать в ролевой диалог, развивать восприятие сверстника как игрового партнера.

- Формировать собственную позицию ребенка.

- Развивать навыки социального партнерства: дружелюбие, спокойно играть, обмениваться игрушками, уступать, доброжелательно относиться друг к другу.

Предмет исследования – систематическое исследование сюжетно - ролевых игр, направленных на всестороннее развитие личности ребенка.

Гипотеза исследования:

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что если включить родителей в изучение  сюжетно – ролевых игр, то это даст положительный результат на развитие навыков общения между детьми и расширению кругозора в целом.


Принципы работы по реализации проекта :

  • Принцип учета детских игровых интересов, детской субкультуры
  • Принцип учета полоролевой дифференциации в игровой деятельности детей
  • Принцип творческого обучения и воспитания
  • Принцип доступности
  • Принцип личностной ориентации
  • Принцип интеграции
  • Принцип систематичности
  • Принцип практической применимости
  • Принцип динамичности и гибкого зонирования
  • Принцип индивидуального подхода к детям
  • Принцип педагогической поддержки.
  • Принцип родительской поддержки


Методы реализации проекта:

  • изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;
  • наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности;
  • использование и комбинирование сюжетных игр в процессе обучения;
  • диагностика развития детей;
  • включение сюжетных игр в самостоятельную деятельность дошкольников;
  • анкетирование, консультации, беседы с родителями, проведение праздников.

Условия реализации пректа:

  • обязательно учитывать содержание базовой программы детского сада;
  • правильное определение главной цели сюжетной игры;
  • необходимость сохранять положительно - эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на занятии, учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей;
  • использовать в сюжетных играх элементы из дидактической игры, а также развивающие упражнения.

Этапы реализации проекта:

Организационный этап:

  • выбор темы и разработка проекта;
  • изучение методической литературы;
  •  подбор информации для родителей;

 Диагностический этап:

  • выявление уровня развития сюжетно-ролевой игры в старшей группе через наблюдение и оформление результатов в картотеке;
  • выявление уровня знаний о структуре сюжетно-ролевых игр, о значении их в развитии ребенка у родителей путем анкетирования.

 Основной этап:

  • составление перечня сюжетно-ролевых игр;
  • проведение занятия по совершенствованию коммуникативных навыков  у детей старшей группы;
  • теоретическое обоснование детям целесообразности использования атрибутов, предметов-заместителей для предметно-игровой среды;
  • проведение бесед на тему: «Все профессии важны!»;
  • дидактическая игра «Кому что нужно для работы.»;
  • систематическое проведение сюжетно-ролевых игр;
  • составление картотеки  по восприятию детьми сюжетно-ролевых игр;
  • проведение семинара-практикума для родителей «Как научить ребенка играть в сюжетно-ролевую игру» с домашним заданием для родителей: организовать оснащение игровой зоны (сшить одежду, постель к кукольную кроватку), изготовление атрибутов и игрушек – предметов-заместителей (бигуди, ножницы, градусники, таблетки);
  • проведение акции «Играем дома»

4. Обобщающий этап:

  • подведение итогов по выполнению проекта на вечере «Веселые посиделки» с показом сюжетно-ролевой игры «Салон красоты», «У папы в мастерской»;
  • организация фотовыставки «Игра и жизнь наших звездочек»;
  • повторное проведение анкетирование родителей.

Предполагаемый результат

  • проявление у детей собственной инициативы в использовании предметов- заместителей.
  • формирование эмоционального мира детей, построение в ходе игры доброжелательных и дружеских отношений.
  • желание родителей самостоятельно организовывать совместные, сюжетно-ролевые игры с детьми дома и в дошкольном учреждении.
  • создание позитивного микросоциума, где каждый участник (взрослый и ребенок) развивается в процессе совместной деятельности, сотворчества.
  • сплочение детского коллектива, развитие взаимопонимания между детьми и родителями.
  • развитие речевой активность детей в разных видах деятельности.
  • возникновение доверительных отношений между родителями и воспитателями.
  • повышения педагогической компетентности родителей в вопросах развития сюжетно-ролевых игр;
  • вовлечению родителей в совместную игру родители – дети (взрослый – ребенок).
  • участие родителей в обогащении предметно-игровой среды;
  • участие родителей в играх детей дома  


Вывод: Проведенная мною работа показала большую эффективность во всестороннем развитии дошкольников. Игры такого рода игры очень нравятся детям. Предлагаемое мною взаимодействие обеспечивается целенаправленным, активным включением всех участников проекта в игровую деятельность детей. Результатом такого социального партнерства является максимальное раскрытие индивидуальности каждого воспитанника с низким уровнем игровых компетенций, формирование собственной позиции ребенка, гармонизация личности ребенка.

В проекте использовались педагогические наблюдения, соответствующие возрасту. Они позволили отследить навыки игровой деятельности и общения детей, как на начальном этапе так и в конце, а так же выявить результаты приобретенных умений и навыков в конце проекта.

В результате углубленной работы по данной теме, удалось сформировать у детей представление о себе и окружающей действительности, рукотворном мире, мире людей и их взаимоотношениях, мире животных и т.д.

       Перед внедрением проекта родители ссылались на занятость, незнание и неумение что-либо делать по содержанию проекта, но после бесед и индивидуальных консультаций родители согласились  поучаствовать в семинаре-практикуме по теме «Как научить ребенка играть в сюжетно-ролевую игру». После этого семинара родители с удовольствием стали помогать  организовать оснащение игровой зоны (шили дома одежду для кукол при этом играя, в сюжетно-ролевую игру «Ателье», изготавливали атрибуты для игр и игрушки – предметов-заместителей (бигуди, ножницы, градусники, таблетки). У родителей появилось желание самостоятельно организовывать совместные, сюжетно-ролевые игры с детьми дома и в дошкольном учреждении.

 


Список  литературы.

  1. Л.Ф. Островская  «Игрушки и пособия для детского сада».
  2. Журнал  «Дошкольное воспитание» № 7  2012г.
  3. Зворыгина Е.В.  «Первые сюжетные игры малышей». Москва, Просвещение, 1988г.
  4. Аникиева Н.П.  «Воспитание игрой». М., Просвещение, 1007г.
  5. Богусловская З.М., Смирнова Е.О.  «Роль игры в нравственном развитии ребенка». М., Просвещение, 1991г.
  6. Н.Ф.Губанова  «Игровая деятельность в детском саду».
  7. БодалеваА.А., Спиваковский А.С.  «Популярная психология для родителей». М., 1998г.
  8. Эльконин Д.Б.  «Психология игры». М., Педагогика, 1978г.

                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный образовательный проект «Вместе дружная семья»

Инновационно-образовательный проект о построение единой линии взаимодействиямеджду семьей, детским садом и школой. Материал включает в себя: концепцию проекта,ресурсное обеспечение, этапы работы....

Паспорт проекта инновационного подхода к работе с родителями "Мы вместе"

Воспитывает ребенка все: люди,вещи, явления, но прежде всегои дольше всего – люди.Из них на первом месте –родители и педагоги.А. С. Макаренко...

Инновационная образовательная программа по взаимодействию с семьями воспитанников "Мы вместе"

Формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, учитывая интересы всех сторон, и объединяя усил...

Разработка просветительского мероприятия для воспитанников и их родителей направленная на формирования культуры безопасного поведения на дорогах у детей и взрослых: тематический день на тему «Изучаем ПДД вместе» с использованием инновационной техно

Цель: Изучение и внедрение в практику новых технологий, объединяющих усилия педагогов и родителей по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма...