Работа в музее "Русская изба" в детском саду.
презентация к уроку (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Козырева Юлия Геннадьевна

Презентация расскажет,  как можно использовать музей "Русская изба" в работе с детьми в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_v_mini-muzee.pptx2.38 МБ
Файл poyasnitelnaya_zapiska_k_prezentatsii.docx35.26 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа в мини-музее «Русская изба» МБДОУ « Детский сад №112» Выполнила воспитатель Козырева Ю.Г.

Слайд 2

Цель работы: приобщать всех участников педагогического процесса ДОУ, в первую очередь дошкольников, к истокам русской народной культуры. Задачи: Воспитательная: воспитывать чувство любви к своей Родине на основе изучения русских народных традиций и традиций своего края. Образовательная: способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада; приобщать дошкольников к духовно-нравственным традициям русского народа. Развивающая: развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту родной природы.

Слайд 3

Содержание работы В младших и средних группах: первое знакомство с предметно развивающей средой «русской избы»; знакомство с предметами обихода (самовар, рукомойник, чугунок, горшок. ухват, кочерга и т.д ); изучение русской женской народной одежды; знакомство с русской народной игрушкой – символом русского народного искусства.

Слайд 4

В старших и подготовительных группах: знакомство со старинными орудиями труда; расширение словарного запаса детей за счёт старинных слов; знакомство с народными музыкальными инструментами; обогащение знаний о русских народных традициях, обычаях и обрядах; знакомство с народными промыслами.

Слайд 5

Формы работы Использование экспонатов музея на занятиях, при организации режимных моментов, в ходе праздников и развлечений.

Слайд 6

Экскурсии в музей

Слайд 7

Обрядовые и народные праздники

Слайд 8

Развлечение с фольклорной тематикой.

Слайд 9

Театрализованная деятельность, вечера сказок.

Слайд 10

Тематические дни. Дидактические игры.

Слайд 11

Передвижные выставки.

Слайд 12

Взаимодействие с педагогами Знакомство с народными инструментами Народные игры

Слайд 13

Творческая продуктивная деятельность

Слайд 14

Конкурс среди воспитателей «Русский народный костюм»

Слайд 15

Взаимодействие с родителями Мастер класс «Волшебный клубок» Экскурсии

Слайд 16

Праздничный концерт к 70 летию со дня победы в ВОВ http://ok.ru/video/63803997610197-1 Встреча с ветеранами боевых действий

Слайд 17

Организация работы с социальными партнёрами Музей природы Палаты

Слайд 18

Музей «Старый Владимир» ВОПОО «Милосердие и порядок»

Слайд 19

Музей пряника

Слайд 20

Спасибо за внимание !



Предварительный просмотр:

2 слайд.

    Мини - музей «Русская изба» в ДОУ  был создан с целью: осуществлять воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ДОУ.

Цель: приобщение  всех участников педагогического процесса, в первую очередь дошкольников, к истокам русской народной культуры.

Задачи:

Воспитательная:

  • воспитывать чувство любви к своей Родине на основе изучения русских народных традиций и традиций своего края.

Образовательная:

  •  способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада;
  •  приобщать дошкольников к духовно-нравственным традициям русского народа.

Развивающая:

  •  развивать  эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту родной природы.

3 слайд.

В настоящее время мы только ещё начинаем активно работать с мини – музеем «Русская изба». Идёт работа над созданием собственной программы. Сейчас мы опираемся на парциальную программу Ольги Леонидовны Князевой и Марии Дмитриевной Маханевой   «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» и собственные разработки занятий воспитателей. На этой основе создан тематический план занятий.  Первые посещения «избы» детьми младшего и среднего возраста посвящаются знакомству с предметами быта, их названиями,  функциональным предназначением. Чтению сказок, заучиванию потешек, прибауток. Знакомству с народной игрушкой  - символом русского народного искусства.

  1. слайд.

    Содержание работы в старших и подготовительных группах включает в себя:  

        знакомство со старинными орудиями труда;

  • расширение словарного запаса детей за счёт старинных слов;
  • знакомство с народными музыкальными инструментами;
  • обогащение знаний о русских народных традициях, обычаях и обрядах;
  • знакомство с народными  промыслами.

 Если в младших группах дается только название старинных предметов и демонстрируется их функциональное использование, то в старших подчеркивается историческая приемственность с современными аналогами. Например: валёк – чугунный утюг на углях – электрический утюг. Кроме того, детей знакомят с зависимостью использования предметов от образа жизни людей (крестьяне пользовались лучиной, а богатые люди – свечами), а также от места их проживания (в лесной местности использовалась деревянная посуда, а в местности богатой глиной – глиняная). Организация таких занятий предполагает познавательную активность детей, так как им самим надо догадаться, для чего был нужен тот или иной предмет, как он использовался. В качестве подсказки детям загадываются соответствующие загадки, используются пословицы и поговорки. Особое внимание уделяется расширению активного словаря детей за счёт того, что внешне похожие предметы имеют разные названия ( горшок, кринка, кувшин).

5 слайд.

Экспонаты музея используются на занятиях, при организации режимных моментов, в ходе праздников и развлечений.  Например: «Путешествие в прошлое одежды», выступление народного оркестра, «Домашние животные», « Научи куклу готовить кашу».

 6 слайд.

Посещение музея – одно из основных средств развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним. Экскурсии в мини-музей – средство развития положительных эмоций, эстетического вкуса ребёнка. Его познавательной активности. После посещения музея создаются условия самостоятельной творческой деятельности детей.

7- 8 слайды.

Праздник  - это день, который наполнен радостью, весельем. Праздник, народный обряд, фольклорное развлечение являются большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе обряды и праздники (Рождественские колядки, Масленица, проводы зимы, Пасха ), мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и в их памяти остаётся глубокий след.

9 слайд.

Если детям младшего возраста сказка рассказывается от начала до конца, то более старшие дети сами участвуют в пересказе, викторине по сказкам, театрализованной деятельности.

10 слайд.

Проводим тематические дни: « В гостях у сказки», «Во саду ли в огороде», «Русские богатыри». Используем дидактические игры: « Собери узор», « Угадай  из какой сказки предмет», «Кто где живёт?» и т.д..

11 слайд.

В детском саду проводятся тематические и сезонные выставки. Местом оформления выставки могут быть музыкальный зал, холл, группа. Содержанием выставки являются произведения народно - прикладного творчества русских мастеров, членов семьи и самих ребят: вышивки, кружева, домотканые коврики, игрушки изготовленные вручную, творческие работы детей по рисованию, лепке, аппликации.

12 слайд.

Система занятий в « избе» может включать не только активное знакомство детей с устным народным творчеством декоративно прикладным  искусством. Здесь  иначе звучат и поются народные песни, частушки, заклички. Музыкальный руководитель вводит детей в мир народных инструментов.

Русские народные подвижные игры являются неотъемлемой частью физического воспитания: «Горелки», «Кот и мыши», «Жмурки». Любимые хороводные игры «Каравай»,  «Золотые ворота», «Карусель» были непременными элементами народных обрядовых праздников.

 13 слайд.

Усвоенный материал дети могут закрепить не только на занятиях с воспитателем, но и расширить их и совершенствовать на практике с педагогами из студий  дополнительного образования «Пластилинография» и «Совёнок».

14 слайд.

У нас не только дети принимают активное участие в продуктивной творческой деятельности, но и сами воспитатели. Год назад в нашем детском саду прошел конкурс  « Русский народный костюм», в результате у нас появилась коллекция кукол  в национальных костюмах разных областей и регионов. Все костюмы на куклах сделаны руками воспитателей.

     

      15 слайд.

Работа в музее ведётся при тесном взаимодействии ДОУ с семьями воспитанников. Родителей приглашаем на занятия, экскурсии. Привлекаем к организации и участию в совместных мероприятиях, праздниках, конкурсах, выставках.   И сами родители показывают мастер классы детям.

16 слайд.

6 мая 2015г. был снят репортаж посвященный празднованию

70- летию со дня победы в ВОВ, каналом местного телевидения  МИР ТВ          Владимир. Воспитанники и педагоги ДОУ подготовили для гостей (участников ВОВ, тружеников тыла, детей войны) праздничный концерт. В мероприятии было задействовано более 50 детей и 20 взрослых. В концертной программе была прослежена одна линия от начало ВОВ до сегодняшнего дня. Воспитывать патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста: чтить наши традиции, знать наших героев, сохранять ценности нашей родины, «Кто,  если не мы!!!» - цель данного мероприятия.

Устраиваем встречи с ветеранами боевых действий .Анкетирование родителей выявило: совместные мероприятия способствовали доверительному отношению родителей к образовательному процессу и неподдельному интересу к традициям народной культуры.  

17 - 19 слайды.

 Мы живём в старинном русском городе. И чтобы вживую соприкоснуться с его историй и природой, мы возим детей на экскурсии в исторический центр, сотрудничаем с музеями и организациями,  где для детей проводят интерактивные выставки и занятия. Это музей природы,  «Палаты»,  музей «Старый Владимир», Владимирская областная   патриотическая общественная организация «Милосердие и порядок», « Музей пряника».  

Хотелось бы закончить своё выступление словами Сергея Михалкова: « Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

Тематический годовой план работы.

Младшая группа.

Тема

Содержание

1

«Милости просим, гости дорогие»

Первое посещение детьми «избы». Знакомство с её Хозяйкой.

2

«Ходит сон близ окон»

Знакомство с колыбелькой (люлькой) и колыбельными песнями.

3

«Как у нашего кота»

Знакомство детей с обитателями «избы» - котом Васькой. Заучивание потешки «Как у нашего кота»

4

«Сундучок Деда Мороза»

Загадывание загадок о зиме, о зимней одежде.

5

«Водичка, водичка, умой моё личико»

Знакомство детей с рукомойником. Разучивание потешки «Водичка, водичка, умой моё личико»

6

«Фока воду кипятит и как зеркало блестит»

Знакомство детей с самоваром. Дидактическая игра «Напоим куклу чаем»

7

«Хозяйкины помощники»

Знакомство детей с предметами обихода – коромыслом, вёдрами, корытом, стиральной доской.

8

«Сорока - белобока кашу варила»

Знакомство с предметами обихода – глиняным горшком.

9

Прощание с «избой»

Дидактическая игра «Чудесный сундучок». Прощание детей с Хозяйкой до осени.


Средняя группа.

Тема

Содержание

1

«Народная игрушка - матрёшка»

Знакомить с русской народной игрушкой как символом русского народного искусства.

2

«Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча!»

Знакомство с печкой, чугунком, ухватом, кочергой..

3

«Сошью Дуне сарафан»

Знакомство детей с женской русской народной одеждой.

4

«Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!»

Знакомство с празднованием Нового года. Разучивание колядки «Щедровочка»

5

«Золотое веретено»

Знакомство детей с предметами обихода – прялкой и веретеном. Знакомство со сказкой «Золотое веретено»

6

«Весёлые ложки»

Знакомство детей с предметами обихода – деревянными ложками. Загадывание загадок о животных.

7

«Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая»

Знакомство с Масленицей. Разучивание песенки «Блины»

8

«Русская свистулька»

Рассказ о глиняной свистульке. Лепка свистулек.

9

Прощание с «избой»

Знакомство детей с новой сказкой. Прощальной чаепитие.


Старшая группа.

Тема

Содержание

1

«Хлеб всему голова»

Беседа с детьми «Откуда хлеб пришёл?». Знакомство со старинными орудиями труда – цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе.

2

«Русская балалайка»

Знакомство с балалайкой. Пословицы и поговорки о балалайке.

3

«Октябрь пахнет капустой»

Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и праздниках (Покров, Сергиев день). Знакомство с предметами обихода – деревянным корытцем, тяпкой.

4

«Гончарные мастеровые»

Дидактическая игра «Что как называется?». Рассказ о гончарном промысле. Знакомство со сказкой «Лисичка и кувшин».

5

«Что нам осень принесла»

Беседа об осени с использование соответствующих народных примет, песенок, загадок, пословиц.

6

«Знаешь ли ты сказки?»

Литературная викторина по сказкам.

7

«Здравствуй, зимушка- зима!»

Беседа о характерных особенностях зимы с использованием соответствующих пословиц, поговорок, загадок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз».

8

«С Новым годом со всем родом!»

Рассказ о традициях празднования Нового года.

9

«Пришла коляда – отворяй ворота»

Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки.

10

«Хороший город Городец»

Рассказ о городе Городец и городецкой росписи. Пение частушек.

11

«Небылица в лицах, небывальщина»

Знакомство с русскими народными небылицами. Самостоятельное придумывание детьми небылиц.

12

«Ой ты, Масленица!»

Рассказ о Масленице. Пение обрядовых песен.

13

«Нет роднее дружка, чем родная матушка»

Беседа о маме. Изготовление поделки в подарок маме.

14

«Гуляй, да присматривайся»

Беседа о характерных признаках весны. Разучивание заклички о весне «Жаворонки, прилетите»

15

«Красная горка»

Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Словесные игры. Пение частушек.

16

«Апрель ленивого не любит, проворного голубит»

Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семян.

17

«Победа в воздухе не вьётся, а руками достаётся»

Рассказ о воинах – защитниках Отечества. Знакомство с былью «Илья Муромец»

18

Прощание с «избой»

Словесные народные игры. Рассказывание докучных сказок. Пение частушек.

                                                 


                                              Подготовительная группа.

Тема

Содержание

1

«Старинный город Владимир»

Рассказ об истории Владимира. Прослушивание русских народных песен.

2

«Золотые ворота»

Знакомство с легендами строительства Золотых ворот – символа города.

3

«Злое истребление»

Рассказ о монголо-татарском нашествии. Знакомство со старинным оружием.

4

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»

Экскурсия в исторический центр города Владимира.

5

«Чудо - чудное, диво - дивное – Золотая Хохлома»

Знакомство детей с хохломской росписью.

6

«Светит, да не греет»

Беседа о разных источниках освещения. Показ теневого театра.

7

«Гжель прекрасная»

Знакомство с гжельским художественным промыслом. Самостоятельное рисование детьми гжельских узоров.

8

«Снегурочка – внучка Деда Мороза»

Знакомство со сказкой «Снегурочка». Прослушивание фрагментов оперы Н.А.Римского - Корсакова «Снегурочка».

9

«Пришла Коляда накануне Рождества»

Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях. Пение песен.

10

«Живёт в народе песня»

Беседа о русской народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне. Разучивание русской народной песни «Ой, встала я ранешенько».

11

«Зимние узоры»

Знакомство с творчеством вологодских кружевниц.

12

«На героя и слава бежит»

Рассказ о русских богатырях.


13

«Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!»

Беседа о Масленице. Пение обрядовых песен, частушек.

14

«Сердце матери лучше солнца греет»

Этническая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок. Изготовление поделки в подарок маме.

15

«Красная горка»

Рассказ о Пасхе. Словесные игры «Садовник», «Бирюльки».

16

«Путешествие на златогривой чудо- тройке»

Знакомство детей с образом коня в русском народном декоративно-прикладном творчестве (городецкая, палехская, хохломская роспись). Рассказ о мастерах Палеха. Прослушивание народных песен, воспевающих русскую тройку.

17

«Человек без Родины, что соловей без песни»

Заключительная беседа о прошлом родного края и героях – земляках.

18

Прощание с «избой»

Заключительная беседа о русской избе и национальной кухне. Чаепитие.

Учебно – методическое обеспечение:

  • Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной : Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд. перераб. и доп. – СПб: ООО « ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016г.
  • Косарева В.Н. «Народная  культура и традиции» занятия с детьми 3-7 лет. –Волгоград: Учитель, 2015г.
  • Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ. Под ред. Кондрыкинской Л.А. – М:ТЦ Сфера, 2013г.
  • Зимина А.Н. «Государственные праздники для дошкольников». Учебное пособие. М: Центр педагогического образования, 2007г.
  • СертаковаН.М., КулдашоваН.В. «Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности». – Волглград: Учитель, 2016г.


МБДОУ «Детский сад №112»

Пояснительная записка

 к презентации «Работа в мини – музее

 «Русская изба»».

 

Выполнила воспитатель –

Козырева Ю.Г.

г. Владимир 2016 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду»

рассматриваются основные и инновационные формы работы детского сада с семьей...

Перспективное планирование работы воспитателей по оборонно-массовой работе в средней группе детского сада

В планировании указаны мароприятия в рамках месячника оборонно массовой работы по неделям для детей и родителей средней группы детского сада...

Опыт работы учителя-логопеда МДОУ детского сада №12 «Колокольчик» г. Егорьевска Московской области Раткиной Светланы Геннадьевны по теме: «Коррекционная работа с заикающимися детьми дошкольного возраста в условиях детского сада».

Логопедическая группа для заикающихся детей существует в нашем городе с 1994 г.. Все эти годы в этой группе логопедом работаю я, Раткина Светлана Геннадьевна. С 1999 года имею высшую квалификационную ...

Документация психолога на ставку 0,23 по работе с младшими дошкольниками: график работы педагога-психолога в детском саду и циклограмма работы психолога в ДОУ.

Везде дается документация на 1 или 0.5 ставки педагога-психолога, работающего со всеми группами. В данном случае даны образцы документов педагога-психолога на ставку 0.23, работающегов 1 и 2 младших г...

Конкурсная работа "Современная образовательная среда детского сада и семьи" - 2019 Детская сказка "Жила была Сорона"

Конкурсная работа "Современная образовательная среда детского сада и семьи" - 2019    Детская сказка "Жила была Сорока"...

Проект: «Вместе дружная семья – детский сад, родители и я» (Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду) в средней группе №10 «Почемучка»

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудное, потому что все роди...

Проведение выставки детских работ в старшей группе детского сада

в этой работте подробно описано проведение выставки детских работ...