Главные вкладки

    Доклад "Игровые технологии, направленные на развитие интеллектуальных способностей детей".
    статья (средняя группа) на тему

    Бахарь Татьяна Валерьевна

    Выступление воспитателя Городничевой И.А. на Рождественских чтениях - 2017г.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igrovye_tehnologii.docx16.59 КБ

    Предварительный просмотр:

            Игровые технологии, направленные на развитие интеллектуальных способностей детей.

            Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

            Существует множество разнообразных методик и технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Я выбрала «Логические блоки Дьенеша» и «Цветные счётные палочки Кюизенера», которые дают возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития мыслительные операции.

            Основная цель использования «Логических блоков Дьенеша» и «Счётных палочек Кюизенера»: они подводят дошкольников к решению логических задачи. Основное умение, необходимое для решения логических задач - это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их,  обозначать словом их отсутствие, удерживать их в памяти.

            Задачи: (при использовании блоков Дьенеша) это:

    Ознакомление детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;

    Развитие мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;

    Усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;

    Развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;

    Развитие творческих способностей.

            При использовании счётных полочек Кюизенера решаются следующие задачи:

    Формирование понятия числовой последовательности, состава числа.

    Подводят к осознанию отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и мн.др.

    Формирование умения делить целое на части и измерять объекты условными мерками.

    Способствуют усвоению понятий  сложения, умножения, вычитания и деления чисел.

    Развитие психических процессов: восприятие, мышление (анализ, синтез, классификация, сравнение, логические действия), зрительная и слуховая память, внимание, воображение, речь.

    Развитие детского творчества, фантазии и воображения, познавательной активности.

    Развитие умения работать в коллективе.

            Основное умение, необходимое для решения логических задач - это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их,  удерживать их в памяти.        У игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша есть три варианта сложности.     Так вначале малыши пробуют оперировать одним свойством (например, среди нескольких фигур следует найти все круглые); использую дидактические игры «Разложи по форме», «Разложи по цвету» «Разложи по размеру».

    Для проведения некоторых игр и упражнений дополнительно используется вспомогательный материал: игрушки-персонажи, обручи, верёвочки и пр.

            На следующем этапе осваиваются 2 свойства (нужно, к примеру, выложить цепочку из блоков, чтобы каждая последующая фигура была такой же по цвету, но не такой же по форме), ¬ третий вариант – классификация блоков по трем свойствам (цвет, форма, размер).

              Помимо самих блоков, существуют всевозможные альбомы и пособия для всех возрастных групп. Малыши знакомятся с геометрическими фигурами, учатся сравнивать и группировать, делают первые шаги в освоении логики и развивают аналитическое  мышление.   Так же  малыши выбирает подходящие фигуры и накладывает их на изображение, которое в итоге получается объемным.

            В игровой технологии «Цветные счётные палочки Кьюзенера»  каждая палочка - это число, выраженное цветом и величиной.  На первом этапе палочки используются просто как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала.

            На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. Умело подобранные задания по принципу «от простого к сложному»  в игровой форме учат ребенка считать, различать цвета, сравнивать предметы по количеству и величине, ориентироваться на плоскости.     В методическом комплекте «На золотом крыльце...» -  собраны  игры и упражнения, задания на умение выкладывать палочки по образцу и накладывать их на изображение.

            Ребенку предлагается "оживлять" картины художника, делая их объемными. А самое главное предоставляется возможность почувствовать себя «творцом». И тогда оживут зайцы, медведь, колобок и другие сказочные герои.  Выкладывание палочек на рисунок тренирует мелкую моторику ребенка, учит внимательности и аккуратности.

            Логические блоки Дьенеша и счётные палочки Кюизенера  используются во всех видах деятельности. Только, за действуя творческий потенциал ребёнка, можно привить любовь к математике и развить его интеллектуальные способности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья: Использование современных игровых технологий в развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста (мнемотехника, ТРИЗ)

    " Все мы родом из детства"... Эти прекрасные слова А. Сент-Экзюпери обращают нас к истокам нашей жизни, к пониманию того, что именно в нас самих, в наших детях поведет нас разными дорогами наших судеб...

    Список дидактических игр и упражнений,направленных на развитие интеллектуальных способностей детей с 4 до 7 лет /По программе «Радуга»,автор Т.Н.Доронова/

    Игра наиболее доступный  для детей вид деятельности. В игре складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребёнка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элем...

    ПРОГРАММА «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста на основе компьютерной технологии «Система интенсивного развития способностей (СИРС)»

    Программа «Развитие интеллектуальных способностей  детей старшего дошкольного возраста» на основе компьютерной технологии «Система интенсивного развития  способностей (СИРС...

    Применение инновационных технологий, направленных на развитие интеллектуальных способностей детей

    1          Современный педагог — это тот, кто постоянно развивается, самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей. Все это станов...