Тема по самообразованию
учебно-методический материал на тему

Кузьмищева Наталья Валерьевна

План самообразования старшего воспитателя МКДОУ д/с № 1 «Сибирячок» Кузьмищевой Натальи Валерьевны по теме: "Формирование основ педагогического мастерства"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_po_samoobrazovaniyu.docx25.59 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования старшего воспитателя МКДОУ д/с № 1 «Сибирячок» Кузьмищевой Натальи Валерьевны по теме: "Формирование основ педагогического мастерства"

План по самообразованию воспитателя ДОУ

Тема: Формирование основ педагогического мастерства

Цель: повысить свой профессиональный уровень.

Пояснительная записка

Что такое педагогическое мастерство? С этим вопросом можно обратиться к тысяче педагогов, и каждый даст свое определение с позиции собственного опыта. Для тех, кто начинает свой педагогический путь, мастерство - понятие более абстрактное, а для тех, кто имеет за плечами определенный опыт, мастерство воспринимается более конкретно, и, обычно, включает в себя то, чего ему недостает. Однако, в целом, для каждого педагога мастерство – это определенная педагогическая вершина, к которой он стремится.

«Мастер» (в переводе с лат. - начальник, учитель) - это человек, достигший высокого уровня совершенства и творчества в своем деле.

Мастерство (высший уровень профессионализма) - это комплекс качеств личности, обеспечивающих высокий уровень профессиональной педагогической деятельности. Мастерство в своей творческой деятельности глубоко индивидуально, однако можно выделить общие компоненты педагогического мастерства:

  • Личностные качества педагога: высокий моральный облик, ответственность, добросовестность, трудолюбие, педагогическая справедливость, любовь к детям, педагогические способности, терпение, выдержка, настойчивость, оптимизм, гуманистическая направленность, чувство юмора, педагогические способности в какой-либо области, профессиональная педагогическая направленность.
  • Профессиональная педагогическая техника - совокупность умений, навыков, приемов, позволяющих управлять процессом воспитания. 

Компоненты педагогической техники:

  1. умение педагога управлять своим поведением:

                                         

владение мимикой, пантомимой;

управление эмоциями, настроением;

социально-перцептивные способности (способности, позволяющие понимать субъекта педагогического воздействия на основе чувственного восприятия): внимание, наблюдательность, воображение;

техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи).

2) умение воздействовать на личность и коллектив.


Основой развития педагогического мастерства является сплав знаний и профессиональной направленности, условием успешности - педагогические способности, средством, придающим целостность профессиональной деятельности педагога, - умения в области педагогической техники.

Человек не может «просто жить»  и выполнять свою работу, он должен обрести цель, в которой работа и профессия, он сам и его действия в профессии занимают определенное место.

Личностное развитие и профессиональный рост педагога возможны тогда, когда в процессе «врастания» в профессию (выбор профессии, профессиональное обучение, осуществление педагогической деятельности) происходит целенаправленное разрешение ряда противоречий. Прежде всего, это противоречие между эталоном личности профессионала и образом своего внутреннего «Я». Психолог С. Л.  Рубинштейн подчеркивал, что человека как личность характеризует не только то, кто он есть, но и то, кем он хочет стать, к чему он активно стремится. Педагогический идеал - это представление педагога о том, каким он должен быть, педагогическое кредо самого педагога, осознание им своей миссии.

Один из основных путей совершенствования личности педагога -самовоспитание -  формирование человеком своей личности в соответствии с сознательно поставленной целью. В человеке все может быть развито, улучшено, но для того, чтобы пробудить «дремлющие силы», необходима систематическая и постоянная работа над собой. Это важнейшая задача любого педагога, как начинающего, так и опытного.

План работы на год

Раздел 1. Изучение методической литературы по теме.

1. "Основы педагогического мастерства" под ред. И.А.Зязюна. М., 1989.

2. "Педагогический артистизм", О.С. Булатова. Академия, 2001.

3. "Мастерство воспитателя", Ю.П.Азаров. Просвещение, 1971.

Раздел 2. Методическая работа по самообразованию.

1. Участие в методических объединениях на муниципальном уровне. (СЕНТЯБРЬ-МАЙ)

2. Просмотр форм работы образовательной деятельности на уровне детского сада и муниципальном уровне. (СЕНТЯБРЬ-МАЙ)

3. ОГРАНИЗОВАТЬ конкурс профессионального мастерства педагогов ДОУ (уровень детского сада). (ФЕВРАЛЬ)

4. Консультация для педагогов ДОУ на тему: "Формирование основ педагогического мастерства". (МАРТ)

5. Отчёт по теме самообразования за год. (МАЙ)

Раздел 3. Работа с детьми

1. Поиск эффективных методов работы с педагогами. (СЕНТЯБРЬ-МАЙ)
2.  Самоанализ педагогической деятельности. (СЕНТЯБРЬ-МАЙ)

3.  Подготовка и проведение мероприятия «День рождение детского сада». (АПРЕЛЬ)

Раздел 4. Работа с родителями.

1. Разработка плана работы с родителями на год. (АВГУСТ)

2. Подготовка и проведение анкетирования родителей собрания на тему: "Охрана и укрепление здоровья дошкольников". (ЯНВАРЬ)

3. Участие в подготовке и проведение итогового родительского собрания. (МАЙ)

Приложение 1.

Консультация для воспитателей по теме самообразования:

"Формирование основ педагогического мастерства"

Педагогу для успешной профессиональной деятельности важно овладеть педагогическим мастерством. Определений педагогического мастерства много. В самом общем значении - это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения.  В основе мастерства - сплав личной культуры, знаний и кругозора воспитателя с педагогической техникой и передовым опытом. Чтобы овладеть мастерством, надо многое знать и уметь. Нужно знать теорию, уметь пользоваться эффективными технологиями учебно-воспитательного процесса, правильно выбирать их для каждой конкретной ситуации, диагностировать, прогнозировать проектировать процесс заданного уровня и качества.

Слагаемых педагогического мастерства немало. Оно, прежде всего, выражается в умении так организовать образовательный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний. Для себя я избрала путь к вершинам педагогического мастерства, складывающийся из следующих этапов: наблюдение за работой опытных педагогов, постоянное самообразование, изучение специальной литературы, использование ресурсов интернета, помогающих познакомиться с опытом работы в детских садах нашей страны, самоанализ.

Одним из важнейших показателей мастерства является умение активизировать воспитанников, развивать их способности, самостоятельность, пытливость. 

Воспитатель, не владеющий мастерством, как бы навязывает знания, не требуя рассуждения. Воспитатель-мастер умеет сделать корень познания не горьким, а сладким. Задача воспитателя - найти положительные эмоции в самом процессе воспитания и обучения. Я стараюсь чередовать методы работы, возбуждать активность воспитанников, руководствуюсь правилом: «Нельзя повторяться, нужно постоянно находить новые оригинальные способы общения с воспитанниками»

Важный элемент педагогического мастерства - высокий уровень педагогической техники. Педагогическая техника - это комплекс знаний, умений и навыков, необходимых воспитателю для того, чтобы эффективно применять на практике избранные им методы педагогического сотрудничества. Владение педагогической техникой требует специальных знаний по педагогике и психологии и особой практической подготовки. Прежде всего, мне предстоит овладеть искусством общения с детьми: научиться выбирать нужный тон и стиль общения с ними. В отношениях с детьми важна простота и естественность. Мастер не разговаривает с ними ни искусственным, ни назидательным, ни панибратским тоном. Процитирую слова Макаренко А.С.: «Нужно уметь читать на человеческом лице, на лице ребёнка. Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать  о некоторых признаках душевных движений. Педагогическое мастерство заключается в постановке голоса воспитателя, в управлении своим лицом. Педагог не может не играть. Но нельзя просто играть сценически, внешне. Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда»  с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса». Я в свою очередь осознаю, что мне потребуется много времени, терпения, усилий для овладения педагогическим искусством. 

Чувство темпа также присуще педагогу. Одна из причин многих ошибок состоит в том, что педагоги плохо соразмеряют темп действий, педагогических решений: они или спешат или опаздывают, а это в любом случае снижает эффективность педагогического решения. Этому мне также предстоит  учиться. 

Большую группу умений и навыков педагогической техники составляют приёмы выразительного показа воспитателем своего субъективного отношения к  тем или иным действиям воспитанников или проявлению ими моральных качеств. Педагог не должен быть равнодушным. Я радуюсь хорошим поступкам воспитанников, огорчаюсь плохим. Мои переживания, как мне кажется, воспринимаются детьми как  оценка их действий. В этом смысле приходится быть актрисой, чтобы правильно влиять на воспитанников.

Педагогическое общение - установление контакта с детьми. Его можно определить и как профессиональное взаимодействие педагога с воспитанниками, направленное на установление доверительных отношений между ними. Кроме главного оружия педагога - слова, в моём  арсенале - целый набор невербальных (неречевых) средств общения. Роль играют поза, мимика, жесты, взгляд, осанка. Дети очень чувствительны к взгляду воспитателя. Заметила, что когда моё лицо неприветливо, воспитанники  чувствуют дискомфорт, эффективность работы снижается. Приходится работать над своей речью, регулировать эмоциональное состояние, сдерживать негативные проявления, т.е.  заниматься самовоспитанием, самосовершенствованием.

Сейчас я нахожусь в начале  нелёгкого пути: мне бывает трудно организовывать детей, успевать видеть всех и каждого во время образовательной деятельности, предвидеть поступки отдельных детей, быть строгой, требовательной, внимательной ко всем. Мне предстоит научиться  обдуманно использовать каждую минуту, проведённую с детьми, развивать профессиональные качества.  Я стараюсь приглядываться  и прислушиваться к более опытным воспитателям, пользуюсь материалами из интернета, педагогической литературой. Считаю, что от мастерства в нашей профессии зависит всё. А само мастерство - результат длительного и упорного труда педагога над собой. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию : «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка»

Тема: «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка»...

Тема по самообразованию

Тема самообразования по патриотическому воспитанию "Москва. История и современность", подготовительная группа....

Тема по самообразованию 2

Тема самообразования по духовно-нравственному воспитанию "И в Родине моей узрел я красоту..." (старшая группа)...

Темы по самообразованию

Темы по самообразованию за 2008-2012 годы...

Презинтация на тему экологическое воспитание для детей 5-7 лет (тема по самообразованию, итоговая работа)

Итоговая презинтация по теме самообразования, экологическое воспитание детей 5-7 лет...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...

Методическая разработка (2 младшая группа) на тему: План Самообразования тема:«Нравственное воспитание младших дошкольников через любовь к семье».

Повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Углубление знаний через изучение методической литературы по теме самообразования....