Итоги опытно-эспериментальной работы по развитию логического мышления детей старшей группы
материал на тему

Коваленко Елена Владимировна

Здесь представлен мониторинг развития логического мышления детей экспериментальной группы в условиях использования развивающих творческих игр для развития процессов логического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogi_eksperimenta.docx30.05 КБ

Предварительный просмотр:

Итоги опытно-экспериментальной работы по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста 

При проведении опытно-экспериментальной работы нами был использован естественный эксперимент, обеспечивающий выявление уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Мы опирались на показатели логического мышлениядетей дошкольного возраста предложенные А.И. Савенковом:

  1. - потребность в подсказке;
  2. - умение находить удобный способ решения своими силами;
  3. - умение делать выбор и принимать решение;
  4. - самостоятельно классифицирует предметы в группы

На первом этапе нами был осуществлен констатирующий эксперимент. Он включал в себя три методики: «Что к чему подходит? », «Кто больше?», «Перепутанные варежки»

Экспериментальное исследование по диагностике развития логического мышления проводилось с детьми индивидуально в игровой форме, чтобы детям было интересно. Исследование не было слишком продолжительным, чтобы дети не уставали.

При подготовке исследования «Что к чему подходит?» было приготовлено 16 карточек с изображением 1-часы, 2-вентилятор, 3-молоток, 4-лампа, 5-цветы, 6-дерево, 7-шорты, 8-юбка, 9-платье, 10-шуба, 11-лось, 12-слон, 13-кактус, 14-баран, 15-белочка, 16-колючка (см. приложение 1).

Перед ребенком на столе мы разложили первые четыре карточки. Затем следовала инструкция: «Вот перед тобой лежат четыре картинки. Назови их (называется каждая). Ребенок внимательно смотрел на картинки и правильно их называл, отвечал четко. «Это слон, шуба, лампа, цветы». Далее мы давали другие картинки, просили ребенка их называть и сказать, куда их класть, к какой из картинок, которые лежат на столе, они подходят. Например, Это кто? (баран) Куда ее нужно положить? К этой (одежда), или к этой (школьные принадлежности)? Если ты затрудняешься, то положи картинку в сторону». Артем отвечал: «Кактус нужно положить в группу цветов, шубу в группу одежда, молоток в группу инструменты, белку в группу животные». После того как картинки были разложены по группам. Мы просили ребенка повторить все, что относилось к этим группам. Ребенок отвечал: «В группу животные входит: белочка, слон, лось; в группу одежда входит: шорты, шуба, платье, юбка …». Отвечали безошибочно Антон, Даша, Кира и Соня. Медленно выполняли задание Катя и Дима, они не сразу поняли, что нужно самостоятельно объяснять свои действия.

Уровень развития логического мышления детей мы определяли по следующим критериям:

Высокий уровень – ребенок умеет делать правильный выбор, находит способ решения своими силами; самостоятельно классифицирует предметы в группы, потребность в подсказке отсутствует, на выполнение методики было затрачено не более 5 минут;

Средний уровень – ребенок умеет не всегда сделать правильный выбор, выполняет задание с незначительной помощью педагога, он собирает группу предметов правильно, но в объяснении опирается на несущественные признаки или не может дать название группы, имеет место потребность в подсказке, на выполнение методики было затрачено 5-8 минут;

Низкий уровень – ребенок нуждается в подсказках, он не умеет делать правильный выбор, не находит способ решения своими силами; выполняет методику с помощью педагога, затрудняется в названии групп предметов и вещей, на выполнение методики было затрачено 8-10 и более минут.

Данные первой методики занесли в протокол №1 (см. приложение 2). Полученные данные отражены в таблице 1.

Таблица 1

Уровень развития мышления по методике «Что к чему подходит?» 

фамилия, имя ребенка 

уровень логического мышления 

1.

Сергей

В

2.

Максим

В

3.

Соня

В

4.

Андрей

Н

5.

Кристина

Н

6.

Никита

С

7.

Настя

С

8.

Катя

Н

9.

Варя

Н

10.

Женя

Н

11.

Миша

Н

12.

Даниил

С

Условные обозначения: В – высокий уровень;

С – средний уровень;

Н – низкий уровень.

Вторая методика«Кто больше?» проводилась без наглядной опоры.

Цель: выявить уровень развития логического мышления, абстракции, умение самостоятельно находить пути решения задачи своими силами.

При проведении этой методики мы предложили следующую инструкцию: «Мы сейчас зададим тебе задачи, послушай внимательно, подумай и ответь. 1. Если заяц больше волка, а волк больше медведя, то кто больше: заяц или медведь?»

Дети были не совсем уверены в себе, в правильности своих ответов. После заданного нами вопроса проходило небольшое количество времени, дети сразу же отвечали: «Самый большой медведь, так как он выше всех ростом, а волк поменьше, заяц самый маленький».

Вторую задачу: «Трава меньше кустов, а кусты выше дерева. Что самое высокое: кусты или дерево?» дети в основном решали так: «Самое высокое дерево, так как трава самая маленькая, а кустарник чуть повыше».

Правильно решить задачи и самостоятельно их объяснить не смог никто из детей. Почти все нуждались в помощи, в подсказке. Детям требовалось время для решения задачи. Если дети затруднялись, то мы им помогали, задавали наводящие вопросы, только в этом случае дети отвечали. Обработка результатов осуществлялась по следующим критериям.

Высокий уровень – ребенок с первого раза верно решает задачу, умеет найти удобный способ решения своими силами, уверен в себе, потребность в подсказке отсутствует.

Средний уровень – с первого предъявления задачу решить не может, нуждается в помощи, охотно прислушивается к подсказке, при рассуждении задает вопросы, перебирает разные варианты, объяснить их не может.

Низкий уровень – дает неверный ответ, не умеет находить правильный способ решения своими силами, нуждается в помощи, но не прислушивается к подсказке, доказывает, что медведь самый большой.

Результаты зафиксированы в протоколе №2 (см. приложение 3) и таблице 2.

Таблица 2

фамилия, имя ребенка 

уровень логического мышления 

1.

Сергей

С

2.

Максим

В

3.

Соня

В

4.

Андрей

С

5.

Кристина

Н

6.

Никита

С

7.

Настя

Н

8.

Катя

Н

9.

Варя

С

10.

Женя

Н

11.

Миша

Н

12.

Даниил

С

Уровень развития логического мышления по методике «Кто больше?» 

Третья методика «Перепутанные варежки». Цель: выявить уровень логического мышления, умение самостоятельно находить пути решения задачи своими силами.

При проведении этой методики мы предложили следующую инструкцию: «Посмотри, ребята перепутали свои варежки. Помоги им разобраться и найти все пары варежек» (см. приложение 4).

В основном дети были внимательны, сосредотачивали свое внимание на задании и быстро находили варежки.

Обработка результатов осуществлялась по следующим критериям.

Высокий уровень – ребенок полностью справился с заданием, не нуждался в подсказке.

Средний уровень – ребенок заметил не все варежки, иногда нуждался в подсказке, положительно воспринимал помощь.

Низкий уровень – ребенок не смог самостоятельно обнаружить все варежки, нуждался в подсказке, ожидал помощь воспитателя.

Таблица 3

фамилия, имя ребенка 

уровень логического мышления 

1.

Сергей

С

2.

Максим

В

3.

Соня

С

4.

Андрей

Н

5.

Кристина

Н

6.

Никита

С

7.

Настя

Н

8.

Катя

С

9.

Варя

Н

10.

Женя

Н

11.

Миша

С

12.

Даниил

С

Уровень развития мышления по методике «Перепутанные варежки» 

Результаты констатирующего эксперимента позволили выявить уровень логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Эти результаты мы отразили в таблице 4.

Таблица 4.

Уровень развития логического мышления 

у детей старшего дошкольного возраста 

(констатирующий этап) 

Фамилия, имя ребенка 

«Что к чему подходит?» 

«Кто больше?» 

«Перепутанные 

варежки» 

Общий результат 

1.

Сергей

В

С

С

С 

2.

Максим

В

В

В

В 

3.

Соня

В

В

С

В 

4.

Андрей

Н

С

Н

Н 

5.

Кристина

Н

Н

Н

Н

6.

Никита

С

С

С

С 

7.

Настя

С

Н

Н

Н 

8.

Катя

Н

Н

С

Н 

9.

Варя

Н

С

Н

Н 

10.

Женя

Н

Н

Н

Н

11.

Миша

Н

Н

С

Н 

12.

Даниил

С

С

С

С 

Условные обозначения: В – высокий уровень;

С – средний уровень;

Н – низкий уровень.

Из таблицы видно, что высокий уровень логического мышления показали 2 ребенка, что составляет 16,6%, средний уровень – 3 детей 25%, низкий уровень – 7детей 58,3%. Что наглядно представлено в диаграмме 1.

Диаграмма 1. Уровень развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста (констатирующий этап)

На втором этапе нами был проведен формирующий эксперимент, по развитию логическое мышление детей старшего дошкольного возраста,которое осуществлялось на занятиях по «Логике».

Результаты по опытно-экспериментальной работе 

Третьим этапом нашей работы был контрольный эксперимент. Его цель: выявить эффективность работы в ходе формирующего эксперимента.

На контрольном этапе мы использовали те же методики, что и в констатирующем эксперименте. Сравнив показатели, мы выяснили, что уровень развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста повысился. Результаты контрольного эксперимента представлены в таблице 5.

Таблица 5

Уровень развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста (контрольный эксперимент) 

Фамилия, имя ребенка 

«Что к чему подходит?» 

«Кто больше?» 

«Перепутанные 

варежки» 

Общий результат 

1.

Сергей

В

В

В

В

2.

Максим

В

В

В

В 

3.

Соня

В

В

В

В 

4.

Андрей

Н

С

С

С

5.

Кристина

Н

С

С

С

6.

Никита

В

В

С

В

7.

Настя

С

С

Н

С

8.

Катя

С

С

С

С

9.

Варя

Н

С

С

С

10.

Женя

Н

С

Н

Н

11.

Миша

Н

С

С

С

12.

Даниил

В

С

С

С 

В ходе контрольного эксперимента высокий уровень показали 4 ребенка, что соответствует 33,3%, средний уровень 7 детей – 58,4%, низкий уровень 1ребенок – 8,3%, что наглядно представлено в диаграмме 2.

Диаграмма 2. Уровень развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста (контрольный этап)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа "Моделирование как метод развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста"

Актуальность темы  обусловлена необходимостью совмещения задач максимального использования складывающихся в дошкольном детстве особо благоприятных условий для развития логического мышления и зада...

Конспект НОД по развитию логического мышления детей старшей группы. Тема : « Животные: домашние, дикие, животные жарких стран».2014 г.

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию логического мышления детей старшей группы.Тема : « Животные: домашние, дикие, животные жарких стран»...

Конспект образовательной деятельности по развитию логического мышления детей старшей группы "Космический полет на планету Логика"

Обучение детей сопоставлению, сравнению, анализу, умению самостоятельно делать выводы, находить общее и частное, устанавливать простые закономерности, строить умозаключения, творчески мыслить.Развитие...

Обобщение опыта работы воспитателя по теме: «Игра в шашки, как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»

Обобщение опыта работы воспитателяпо теме: «Игра в шашки, как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»...

Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста – залог успешного обучения в школе. Использование дидактических и математических игр в работе педагога.

Мышление — основной познавательный процесс. Несформированность мышления мешает неуспевающим детям запоминать сложный материал в школе. Поэтому особенно важно в старшем дошкольном...

Система работы с детьми "Игры и упражнения по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста"

Логическое мышление в старшем дошкольном возрасте можно развивать с помощью различных комплексов упражнений, серии занятий дидактических игр, которые являются одним из самых эффективных способов разви...

Интерактивная дидактическая игра на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста «Все работы хороши!»

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Закрепление у детей представлений о строительных и творческих профессиях.  ссылка для скачивания https://docs.g...