Программа по театрализованной деятельности "Шаг за шагом"
рабочая программа (средняя, старшая группа) по теме
Программа по театрализованной деятельности старших дошкольников (реферативный вариант, в соответствии с ФГОС ДО).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_teatralizovannoy_deyatelnosti_starshih_doshkolnikov.docx | 52.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по театрализованной деятельности старших дошкольников
«Шаг за шагом»
(реферативный вариант, в соответствии с ФГОС ДО)
Возраст детей – 4-5 лет
Срок обучения – 2 года
Пояснительная записка.
Особую значимость на современном этапе развития общества приобретает решение проблемы культурно-художественной социализации и духовно-нравственного развития ребёнка.
Главным источником духовности ребёнка раннего возраста является семья, атмосфера домашнего очага, семейные традиции, дом, где он живёт, первые друзья, окружающая природа. Особую роль в жизни ребенка играет его мать, которая стремиться создать для него условия эмоционального благополучия и спокойствия.
По мере взросления, на моральный облик дошкольника оказывают влияние педагоги учреждения, которое посещает ребёнок, телевидение и среда. Большинство родителей, загруженных работой, личными проблемами порой слишком формально относятся к своим обязанностям, позволяя проводить своему малышу свободное время за просмотром мультфильмов, компьютерными играми, сведя к минимуму свою роль в воспитании и образовании. Одной из причин этого явления является психологическая и педагогическая неграмотность (или недостаточная грамотность) родителей. Дефицит общения в семье также не способствует созданию благоприятного климата для развития ребёнка. Другие родители, в ряде случаев стремятся воздействовать на своего ребёнка, прививать определённые привычки, формировать положительные черты характера. Но, к сожалению это не всегда и не всем удаётся. У таких детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Возникают страхи, срывы, заторможенность, и наоборот, развязность и суетливость.
Формирование духовно – нравственной личности, удовлетворение творческих потребностей ребёнка – это непрерывно длящийся процесс, и здесь велика сила личного примера взрослых, окружающих ребёнка.
Родительские группы или «Школа родителей» - один из способов, который содействует развитию отношений между членами семьи, способствует сохранению и развитию ценностей семейной культуры, а также интересная и результативная форма взаимодействия детского сада с семьёй. В «Школе родителей» создаётся особая атмосфера, в которой происходит истинное сближение детей и родителей, радость взаимообщения, сотворчества, предъявляются лучшие образцы воспитания детей дошкольного возраста в семье и детском саду.
Определяющей целью в совместной деятельности детей и взрослых, является удовлетворение потребностей ребёнка, имеющие ведущее значение для его развития:
- потребность в любви и одобрении;
- стремление к овладению собственным телом, психологическими функциями, социальными способами взаимодействия с другими людьми;
- потребность в ознакомлении с окружающим миром, природой, искусством, приобщение к истокам народной культуры.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, обучению чувственности и художественному воображению, обретение внутренней свободы, видению прекрасного, доброты, любви – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать музыка и театр, которые, как часть общечеловеческой культуры являются источником эстетического воздействия на людей любого возраста. А в условиях коллективной (педагоги, родители, дети) творческой деятельности, за счёт гармонизации становления личности, через искусство, народное творчество, происходит укрепление физического и психологического здоровья, развивается сфера чувств, пробуждаются основы духовности и нравственности.
Занятия музыкой и театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребёнка; способствуют общему развитию; проявление любознательности, стремление к познанию нового; развитие ассоциативного мышления; настойчивости. Кроме того, требуют от ребёнка трудолюбия, систематичности в работе, что способствует формированию волевых черт характера. У дошкольника развивается умение комбинировать образы, развивается интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации, способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки.
Музыка и театр, по мнению специалистов, имеет особую важность благодаря формированию ускоренного обмена информацией между левым и правым полушариями головного мозга. Процессы восприятия, распознавания, мышления, принятия решений возможны только благодаря взаимодействию двух полушарий, каждое из которых имеет свою специализацию.
Левое полушарие | Правое полушарие |
Речь | музыка, шумы, ритм и интонация речи |
распознавание букв, слов, элементов целого | зрительное восприятие предмета в целом |
осознаваемые движения, комбинация движений | автоматизированные движения |
запоминание слов и фраз | запоминание музыки, картин, запахов |
логическое мышление | Интуиция |
Многолетние исследования зарубежных психологов (Гельницк Г., Шульц-Вульф Г.) показали, что дети, занимающиеся музыкой, театром, опережают сверстников в интеллектуальном, социальном и психомоторном развитии, а также оказывают влияние на формирование у детей хороших способностей к восприятию и способности концентрировать внимание. А музыкально – театрализованные игры (в условиях семьи и в родительских группах) являются эффективным средством для социальной адаптации ребёнка, укрепления положительного эмоционального контакта между взрослым и малышом, а также прекрасной подготовкой для последующего обучения.
Исходя из этого, я пришла к созданию программы «Шаг за шагом» для детей среднего дошкольного возраста и их родителей.
Актуальность
«Шаг за шагом» - программа рассчитана на сотворчество педагогов, родителей и детей от 4 до 5 лет. Она ориентирует взрослых на создание условий для активизации у ребёнка художественно – эстетических установок, как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. В совместном сотворчестве с близкими ему людьми, со сверстниками, ребёнок учится уважать чужое мнение, быть терпеливым к различным точкам зрения, учиться дорожить семейными традициями, любить и заботится об окружающей природе, наслаждаться её красотой.
Через музыку и театральное искусство происходит не только процесс гармонизации с окружающим миром, но и совершенствование самих себя, прежде всего в духовной сфере.
Цели и задачи социально-личностного и художественно-эстетического развития программы «Шаг за шагом»
Целью Программы - является воспитание гармоничной личности ребёнка,
воспитание ценностного отношения к искусству, эстетического вкуса.
Для достижения этой цели необходимо решить задачи художественно-эстетического развития.
1. развитие эстетических способностей;
2. развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания,
3. активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;
4. овладение навыками общения и коллективного творчества.
5. формирование думающего, чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.
В театрализованной игре, через музыкальные образы, в эмоционально комфортных условиях моделируются социальные отношения, возможные ситуации (в том числе и проблемные), отражающие общение с людьми и природным миром, положение ребёнка в семье, в кругу сверстников и взрослых. В результате дети получают представления, которые затем закрепляются в реальной жизни.
Исходя из этого, выделила основные задачи социально-личностного развития.
1. Формировать средствами музыкального искусства и театра опыт ценностного отношения ребенка к окружающей действительности.
2. Воспитывать любовь к своей семье, родному дому.
3. Воспитывать добрые чувства к детскому саду, улице, двору.
знания | умения | опыт ценностных ориентаций | |
Мир ребенка | - Содействовать овладению представлениями о родном доме, осознанию себя сыном (дочкой), усвоение понятия «Я – член семьи» - Знакомить малыша с первой в его жизни общественной средой. Развивать понятия «Я – житель улицы, двора», «Я – воспитанник детского сада» | Формировать умение выражать своё состояние и потребность в общении с родными. - Учить взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, придерживаться элементарных правил культурного поведения. | Побуждать говорить о себе, своих родных и близких в положительном ключе. - Побуждать вести себя естественно, видя в старших добрых друзей. Проявлять доброжелательное отношение к сверстникам. |
Мир взрослых | - Учить выстраивать элементарные родственные связи: моя мама, мой папа, ты -моя сестра и т.п. - Вызвать интерес к деятельности взрослых, знакомить детей с их трудом. | - Поощрять желание участвовать вместе с семьей в добрых делах, проявлять отзывчивость к близким, родным (пропеть, проговорить ласковые слова, обнять, приласкать, пожалеть). - Поощрять стремление передавать в играх культуру общения и взаимодействия взрослых. | - Одобрять проявление интереса к действиям, пению, речи родных людей, учить по выражению лица, жестам понимать их чувства, поддерживать стремление выполнять просьбы старших. - Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым (быть добрым, вежливым, заботливым..) |
Мир природы | - Способствовать приобретению детьми знаний о домашних животных, насекомых, растениях. | - Поощрять участие в уходе за растениями и животными – в совместной деятельности со взрослыми в семье и детском саду. | - Воспитывать бережное отношение к природе, способности радоваться , удивляться при встрече с растениями, животными, сопереживать при неосторожном обращении с ними. |
Рукотворный мир | - Пополнять элементарные знания ребенка о своем родном доме, домашнем быте (игрушки, мебель, одежда). - Знакомить с внешним видом зданий, общественных учреждений, их назначением. | Прививать навыки пользования окружающими предметами - Формировать умение различать и правильно использовать предметы, наиболее распространенные в быту. | Настраивать на бережное отношение к игрушкам и предметам. - Одобрять бережное отношение к предметам общего пользования (беречь, возвращать пользования на свое место…) |
Основные принципы в обучении детей театрализованным играм.
Программа «Шаг за шагом» имеет подготовительный этап и девять последующих ступеней.
Подготовительный, этап направлен на формирование к обучению театральной игре как виду деятельности; ступени - развитие какого-либо конкретного вида игры. Важная роль во всех видах деятельности отводится музыке. Предлагаемый репертуар предоставляет огромные возможности для творческих импровизаций и для поиска новых нестандартных решений.
Подготовительный этап - обеспечивает положительную мотивацию деятельности детей, эмоционально-положительную обстановку в группе (где обязательно должны присутствовать один из родителей малыша) и формирует готовность к восприятию театральной игры.
На подготовительном этапе решаются следующие задачи:
- создание эмоционально-положительного фона для пребывания ребёнка в дошкольном учреждении, адаптация к новым условиям проведения занятий;
- установление эмоционального, доверительного контакта между педагогом, ребёнком и родителем в процессе театрализации и занятия музыкой.
- демонстрация педагогом, при помощи родителей различных игровых действий и развитие у ребёнка положительного эмоционального отношения к окружающему миру.
На подготовительном этапе дошкольник вводится в мир музыки и театра- лизованных представлений: сюжетно-тематические, комплексные, интегрированные педагогические мероприятия, драматизация отрывков, или коротких литературных произведений с использованием различных видов театра, создание эмоционально положительной обстановки в ходе театрализованной игры. При этом особое внимание уделяется организации познавательного общения взрослых и детей, а также сверстников между собой. На этом этапе у детей формируется умение воспринимать новое. Для этого педагог старается вызвать у них реакции удивления, радости, грусти, растерянности…
Важным шагом в работе по установлению доверительных отношений с детьми является телесный контакт. Взрослый, вместе с ребёнком или в непосредственной близости от него (объятия, сидение на коленях, укачивание на руках и т.д.) играет на музыкальных инструментах, в забавные пальчиковые игры, проводит игровой массаж. Держа за руку своего малыша, водит хороводы, поёт и танцует, разыгрывает сценки, обыгрывает забавные песенки-потешки.
Основной этап работы по обучению театрализованным играм, выстроен ступенчато. Каждая ступень – это сформированность театрализованной игры определённого вида (игра с реальными предметами, режиссёрская игра с предметами заменителями, образная игра, ролевая игра, отобразительная, сюжетно-ролевая, сюжетная игра с правилами, игра драматизация, режиссерская игра).
Переход от одной ступени обучения к другой происходит только тогда, когда ребёнок овладел определённым кругом знаний, умений, отношений, что обеспечивает ему усвоение более сложного материала следующей ступени.
Работа по обучению детей театральным играм осуществляется в следующих направлениях.
1) знакомство с окружающим миром | - через музыку - народное творчество - литературные произведения |
2)формирование познавательной деятельности и ориентировки в пространстве | - реальном – на основе предметной и предметно-игровой деятельности - отраженном в различных знаках – с предметами заменителями, графическими изображениями; - условном, моделирование воображаемой ситуации. |
3) обучение принятия игрового образа, роли | - восприятие собственного тела, наблюдение за своими движениями - освоение действий с различными игрушками - вхождение в роли с помощью переодевания в образных играх - взаимодействие персонажей в режиссёрских играх и играх драматизациях |
4) развитие психомоторики | - освоение крупных движений тела, действий с реальными предметами - движения с предметами заместителями (с большими, затем меньшими по размеру игрушками) - движения с условными изображениями; |
5) развитие мелкой моторики рук | - пальчиковые игры - игровой массаж - игра на музыкальных инструментах - управление различными куклами - переодевания - действие с воображаемыми предметами; |
6) овладение различными средствами общения и развитие функции речи | - согласование (действие с игрушками, телодвижений) с музыкой, с песенкой, со словом взрослого - произнесение отдельных реплик персонажей в ходе режиссерских игр - освоение модулирования и интонирования речи в ходе образных игр |
Содержание программы «Шаг за шагом»
Программа состоит из четырех разделов, работа над которыми продолжается в течение года.
№ | Блоки | Содержание | Задачи |
1 | Театральная игра | -игры общеразвивающие -театральные игры | - развитие игрового поведения -развитие способности творчески относиться к любому делу -воспитывать нравственно-этические качества |
2 | Культура и техника речи | -дыхательные и артикуляционные упражнения -дикционные и интонационные упражнения - творческие игры со словом | -развитие речевого дыхания, правильной артикуляции, разнообразной интонации - связной, образной речи, творческой фантазии - упражнять в произношении скороговорок и стихов -пользоваться интонациями, выражающие основные чувства -пополнять словарный запас |
3 | Музыка и движения. Элементарное музицирование. | - комплексные, музыкальные, пластические игры и упражнения -этюды -хороводы -танцевальные композиции - музицирование - игра в мини- оркестре (дети и родители) - элементарные инструментальные импровизации
| -обучать музыкально-ритмическим движениям и способам их выполнения (основные, танцевальные, сюжетно-образные) - привлекать к художественно-творческому выполнению игровых и танцевальных движений в играх, танцах, хороводах -побуждать передавать в импровизациях музыкально-игровой образ -эмоционально изображать в пластичных движениях образ персонажа через мимику, позу, осанку, движения - обучить способам правильного звукоизвлечения при игре на муз. инструментах, муз. игрушках, шумелках - привить ребёнку чувства ансамбля (ритмического, динамического) - передать в игре характер музыки, особенности музыкального образа - самостоятельно подбирать инструмент по тембру, соответствующий особенностям действий персонажа и импровизировать на нем. |
4 | Работа над спектаклем | -работа над этюдами -работа над ролью - работа по ходу инсценировки | - развивать навыки действий с предметами заменителями и воображаемыми предметами - обучать приёмам сценической выразительности (определение целесообразных движений, действий, жестов персонажа на игровом пространстве, места его положения на сценической площадке, темпоритма исполнения, мимики, интонации) - вызвать желание произносить небольшие монологи и развернутые диалоги. |
Предметно – развивающая среда для обучения детей театрализованным играм.
Педагогический коллектив МКДОУ «Сказка», понимая важность работы по обучению детей музыке, приобретению навыков театральной игры при активной помощи родителей в течение ряда лет формируют предметно-развивающую игровую среду. Эта среда включает в себя разнообразные игрушки для настольного театра, предметы-заместители, театральные куклы. Силами родителей и сотрудников детского сада изготавливаются костюмы, не затрудняющие переодевание детей, шляпки шапочки, маски. Для проведения театральных игр активно используются полифункциональные игровые модули. Они позволяют взрослым, совместно с детьми создавать декорации для театрализованных игр: теремок, конуру для собаки, дом для старика и старухи и т.д. В музыкальном зале, установлено большое зеркало, позволяющее детям видеть себя в различные моменты театральных игр.
В зависимости от содержания занятия дети и родители рассаживаются на индивидуальные коврики или подушки, на мягкие модули или детские стулья. Это позволяет им ориентироваться в пространстве, осваивать его в различных плоскостях, способствует преодолению стереотипного поведения. В помещении имеется огромный выбор музыкальных инструментов, шумовые игрушки, ритмические палочки и т.д. Атрибуты для игр: шариковый бассейн, мячи, скакалки, обручи, верёвочки, платочки, шарфы, ленты, разные по структуре и площади отрезы тканей, прищепки, кубики, настольные и напольные ширмы, передвижка для смены декораций, затемнение для окон, прожекторы с различными световыми эффектами (например для оформления интерьера «Подводный мир» или «Космос»).
Для создания аудиоэффектов, прослушивания классической, народной и лучших образцов современной музыки, детских песенок, установлен музыкальный центр с набором кассет и СD дисков, ноутбук.
Программные задачи.
- Поддерживать музыкально-творческие проявления во всех видах деятельности.
- Побуждать эмоционально воспринимать музыку, различать ее характер, доступный музыкальный образ, контрастные средства ее музыкальной выразительности.
- Совершенствование макродвижений путем несложных упражнений, игр и танцев, а микродвижения (кистей рук) тренировать игрой на детских музыкальных инструментах и музыкальных игрушках.
- Воспитывать в детях готовность к творчеству.
- Развивать произвольное внимание. Память, наблюдательность, фантазию, быстроту реакции, инициативность и выдержку, умение детей согласовывать свои действия с партнёрами.
- Активизировать познавательный интерес.
- Прививать навыки вежливого поведения.
- Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
- Развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми в любой ситуации.
- Активизировать ассоциативное и образное мышление.
- Развивать умение менять своё отношение к предметам и месту действия, партнёрам по игре; превращать и превращаться.
- Совершенствовать навыки действий с предметами. Предметами-заместителями и воображаемыми предметами.
- Развивать умение владеть своим телом.
- Совершенствовать двигательные способности, гибкость, выносливость.
- Развивать ритмические способности и координацию движений.
- Развивать способность создавать образы с помощью жестов, мимики.
- Развивать воображение, музыкальность, выразительность, способность к пластической импровизации в соответствии с характером и настроением музыкального произведения.
- Развивать речевой аппарат, совершенствовать дикцию, расширять диапазон и силу звучания голоса.
- Учить пользоваться интонациями, которые выражают разнообразное эмоциональное состояние (грустно, радостно, жалобно, сердито…)
- Учить строить диалоги между сказочными персонажами.
- Способствовать тому, чтобы знания ребёнка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержании театрализованной деятельности
Предполагаемые умения и навыки.
- Умеют произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.
- Ориентируются в пространстве, равномерно размещаясь на площадке.
- Свободно и естественно выполняют на сцене простые физические действия.
- Умеют координировать и регулировать свои движения в соответствии с музыкой и текстом.
- Умеют имитировать движения животных, птиц, насекомых.
- Используют элементарные приемы игры на детских музыкальных инструментах.
- Умеют создавать песенные, музыкально-игровые, танцевальные, инструментальные импровизации на заданную тему.
- Умеют запоминать заданные педагогом мизансцены.
- Умеют менять высоту и силу звучания голоса, пользоваться различными интонациями.
- Умеют в движении произносить скороговорку или стихотворный текст.
- Побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребёнку средств выразительности (мимика, жесты, движения и т.п.) Помогать в создании выразительных средств.
- Учить согласовывать свои действия с действиями партнёров (слушать, не перебивая, говорить, обращаясь к партнёру).
- Уметь строить простейший диалог между сказочными персонажами.
Приложение 1.
Примерный учебный план.
Виды деятельности | Программные задачи | Содержание занятий |
1 квартал | ||
1. Театральная игра | Развивать внимание, память, наблюдательность. Учиться снимать зажатость и скованность, согласовывать свои действия с другими детьми и взрослыми. Формировать у детей умение управлять куклой бибабо. Готовить детей к действиям с предметами заменителями. | Игры: «Зайцы и медведь», «Чей силуэт», «Рисуем сказку», «В лодке», «Качели», «Школа |
2. Культура и техника речи | Следить за правильным звукообразованием во время речевых упражнений и разучиванием детских песенок. Пополнять словарный запас, связанный с характером образов. Упражнять в произношении стихов, потешек. Учить строить простейший диалог. | Потешки: «Медведь», «Ежик», «Сова», «Паровоз» |
3. Музыка и движения Элементарное музицирование | Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку; учить имитировать простейшие движения животных. Развивать умения пользоваться жестами. Развивать умение равномерно двигаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. Развивать мелкую моторику рук через игру на муз. инструментах и игру на муз. игрушках. Развивать двигательные способности детей. | Тане Этюды: «Идем по лесу лесу», «Ежи», «Капельки», «Дождь идет» Пляски: «Лютики-ромашки», «Пляска зайчат», «Пляска медвежат», «Пляска с куклами» Оркестр: «Мы все с бубнами сидим», «Бим-бом», «Пляска зайцев» Игровой массаж «Лето», «Ежик» Пальчиковые и жестовые игры: «Цветочки», «Помощники», «Мои вещи», «Берлога». |
4. Работа над спектаклем | Формировать у детей пространственно-временные ориентировки в окружающем пространстве. Обучать детей выражению своих чувств и настроения в соответствии со сказочной ситуацией. Формировать простейшие проявления эмпатии на лице – радость, грусть. Обучать детей приемам драматизации сказки. | Инсценировка стихотворений: «Зайка и капуста». Импровизированная игра-драматизация по мотивам сказки В. Сутеева «Под грибком» |
2 квартал | ||
1. Театральная игра. | Развивать находчивость, воображение, фантазию. Воспитывать доброжелательность и коммуникативность в отношении со сверстниками и взрослыми. Совершенствовать навыки действий с предметами и предметами-заместителями Готовить детей к действиям с воображаемыми предметами. Продолжать формировать умения управлять куклой бибабо. | Игры и упражнения: «Мороз», «Игра со снегом», «Зимние забавы», «Соседи», «Хорошо сидим», «Одеваемся на прогулку», «Пастушок и козлята». |
2. Культура и техника речи. |
Развивать дикцию. Учить пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, сердито. Развивать коммуникативную функцию речи. Стимулировать диалогическую форму общения. Расширять словарный запас. | Стихотворение И.Токмаковой «Снег», «Тары-бары» «На саночках». Жестовые и пальчиковые игры: «Дом», «»Лесенка», «Утро». |
3. Музыка и движение. Элементарное музицирование. | Формировать легкость пластичность движений. Помогать детям в освоении простых танцевальных движений. Вызвать интерес к пению и подпеванию. Учить создавать образы живых существ с помощью пластических движений. Развивать чувство ритма и координацию движений. Совершенствовать микродвижения (кисти рук) путем игры на музыкальных инструментах. | Танцы: «Как котята», «Веселый хоровод». Танц. Импровизация «Голуби». Песни: «Пастушок» Филиппенко, «Санки» Филиппенко, «Колыбельная для мишки». Этюды: «Тишина», «Снежинки», «Снегири». Игровой массаж «Дождь», «Лошадка». «Игра в оркестр» |
4. Работа над спектаклем. | Продолжать обучать детей приемам драматизации сказок. Формировать неречевые (мимика, пантомима, жесты) и речевые формы общения. Развивать умение искренне верить в воображаемую ситуацию. | Инсценировка стихотворения «Серенький козел». Инсценировка сказки Е.Шабад «Лесенка». Импровизированная игра по мотивам сказки Л.А.Лебедевой «Медвежонок мишутка». |
3 квартал | ||
1. Театральная игра. | Будить воображение, пополняя опыт детей содержанием литературных произведений. Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Развивать навыки действий с воображаемыми предметами. | Игры и упражнения: «Наш пес», «Бабочки», «Ковер самолет», «Клубочек» |
2. Культура и техника речи. | Пополнять словарный запас. Совершенствовать навык четкого произношения. Учить согласовывать свои действия с действиями партнёров (слушать, не перебивая, говорить, обращаясь к партнёру). Совершенствовать умение строить простейший диалог между сказочными персонажами. Уметь в движении произносить скороговорку или стихотворный текст. | Потешки: «Лягушка», «Петушок». Стихотворения: «На даче», «Ах!». Пальчиковые и жестовые игры: «Весна», «»Рыбки», «Пчелки». |
3. Музыка и движение. Элементарное музицирование. | Развивать умение использовать разнообразные жесты. Уметь передать в пластических импровизациях характер и настроение музыкальных произведений. | Пляски: «Пляска с мамами», Танец червяков», «Птички». Этюды: «Первые цветы», «Заблудились». «Кто как идет». |
4. Работа над спектаклем. | Способствовать тому, чтобы знания ребёнка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержании театрализованной деятельности. | Р.н.с. «Заюшкина избушка» В.Сутеев «Кто сказал Мяу». |
Приложение 2.
Конспекты.
Тема «Я и мои друзья»
НОД 1
Знакомство
Педагогический замысел:
- Познакомить детей друг с другом;
- Учить детей приветливо встречать друг друга, дружить, не конфликтовать.
- Совершенствование макродвижений путем несложных игр и танцев, а микродвижения (кистей рук) тренировать игрой на детских музыкальных инструментах.
- Учить детей ориентироваться в пространстве (строить круг; двигаться по кругу, не наталкиваясь друг на друга).
Оборудование и материалы: диски с записями детских песен, два вида музыкальных инструментов (по количеству детей и родителей), подушечки на каждого ребенка, полотно из плотной ткани, плоскостные цветы с отрывными лепестками, плоскостное солнышко, гуашь.
Содержание.
Дети с родителями входят в зал. Их приветливо встречает педагог:
- Сколько у меня гостей. Здравствуйте, дорогие мамы. Здравствуйте, ребятки.
Педагог предлагает разместиться на мягких подушках, расположенных по кругу, затем познакомиться - каждому спеть свое имя. Сначала мамам, затем детям. Говорит, что очень приятно со всеми познакомиться. Сегодня к вам на занятие пришло солнышко (показывает солнышко, напевает песенку).
Солнышко встало, в небе засияло,
Нашему Алеше, веселее стало.
Дети хлопают.
Птички летели, на головку сели,
Дети выполняют махи руками, кладут руки на голову,
Нашей Наташе песенку запели.
Дети хлопают.
Педагог поет, упоминая в песне имя каждого ребенка, побуждая детей к подпеванию. Закончить песенку следует словами: «Нашим мамам песенку запели».
Солнышко зовет детей на полянку хорошего настроения. Но до поляны дорога дальняя, давайте мы прокатимся на паровозе. Дети и родители становятся друг за другом, совершая вращательные движения руками, двигаются вперед, напевая за педагогом:
Едет, едет паровоз,
Две трубы и пять колёс,
Две трубы и пять колёс,
Машинистом – рыжий пёс.
Педагог говорит, что впереди река. Придется реку переплыть на лодочке. Дети и родители, держа в руках полотно плотной ткани, по очереди покачивают каждого ребенка. Педагог напевает песенку.
В лодке мы с тобой плывем, нас волна качает.
Дует легкий ветерок, лодку подгоняет.
А куда же мы плывем, только речка знает,
Дует легкий ветерок, лодку подгоняет.
Педагог разбрасывает по залу плоскостные цветы с отрывными лепестками.
- Вот мы на поляне хорошего настроения (закрепляет солнышко на ширме). Посмотрите, сколько здесь цветов. И лютики, и ромашки, и одуванчики.
Педагог предлагает взяться за руки, и сделать большой круг.
Дети водят хоровод «Ромашка»
Поют и выполняют движения по тексту.
Лютики, ромашки, розовые кашки,
Одуванчики и мята, вот присели все ребята…
Все в хоровод.
…ножкой топнули ребята,
…вот подпрыгнули ребята,
…покружились все ребята,
…поклонились все ребята.
Молодцы!
Педагог собирает лепестки у цветов и раскидывает их по залу, говорит, что подул ветерок и все лепесточки разлетелись. Нужно их собрать и вернуть на место. Каждому ребенку дается задание собрать лепестки определенного цвета (при этом называется имя каждого ребенка) и с помощью родителей выложить цветок.
Педагог предлагает под веселую музыку побегать сначала вокруг своего цветка, затем вокруг всей полянки. Родители хлопают детям.
Педагог предлагает детям отдохнуть и поиграть в оркестр. Бубны раздает детям, треугольники родителям. Под р.н.м. поочередно на музыкальных инструментах играют сначала дети, затем родители. В заключении играют все вместе.
Взрослый говорит, что солнышко очень радо, что у детей такое хорошее настроение. Оно широко открыло глазки (рисует гуашью солнышку глазки). Сморщило носик (рисует носик). И весело улыбнулось (рисует улыбающийся рот).
Педагог и солнышко прощаются с ребятами и родителями. Желают им хорошего настроения. Дети вместе с родителями уходят из зала.
НОД 2
Хорошее настроение
Педагогический замысел:
- Побуждать у ребенка потребность в общении с родными;
- Учить взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
- Совершенствование макродвижений путем несложных игр и танцев, а микродвижения (кистей рук) тренировать игрой на детских музыкальных инструментах
Оборудование и материалы: диски с записями детских песен, музыкальные инструменты (по количеству детей и родителей), подушечки на каждого ребенка, искусственные цветы разного цвета.
Содержание.
Под веселую музыку, дети в паре с мамами входят в зал. Педагог предлагает ребятам спеть свои имена и поприветствовать друг друга веселой песенкой. Для этого необходимо вместе с мамами встать в круг и взяться за руки.
Все на ножки становитесь
И друг другу улыбнитесь.
Все на ножки становитесь
И друг другу улыбнитесь.
Дети идут по кругу.
Все мы мамам очень рады,
Нам для мам похлопать надо.
Все мы мамам очень рады,
Нам для мам похлопать надо.
Дети хлопают, мамы танцуют. Песня повторяется для каждого ребенка. Названный ребенок танцует, остальные хлопают.
Педагог предлагает отправиться на поляну хорошего настроения. Но сначала, перед дальней дорогой, предлагает немного отдохнуть, для этого ребятишки лягут животиком на подушки, а мамы им сделают массаж.
(1) Летом солнышка лучи стали очень горячи.
Да, да все лучи, да, да горячи,
(2) Даже старый воробей начал прыгать веселей
Чив, чив, воробей, чив, чив, веселей.
(3) Лягушонок длинноног по дорожке скок да скок,
Ква, ква, длинноног, ква, ква, скок да скок.
(4) Прилетел и сел на сук толстый и усатый жук
Жу, жу; толстый жук, жу – жу, сел на сук.
(5) Ветерок шумит в ветвях на берёзах и дубах,
Уф, уф, на берёзах, уф, уф, на дубах.
1 – положить ладони на плечики малыша
2 - указательным и средними пальцами прыгать по спинке под музыку
3 – лёгкие шлепки на зарифмованные слова, после шлепка – ладонь прижата
4 – поводить указательным пальцем в воздухе и дотронуться до ручки малыша
5 – дуть на шейку и руки малыша
- А теперь пора в путь, а чтоб в дороге веселее было, мы возьмем за руку свою маму.
Дети выполняют движения по тексту песни.
По кругу мы шагаем,
И громко напеваем.
Тра-ля-ля-ля-ля…
Вот все бегут по кругу,
И смотрят друг на друга.
Тря-ля-ля-ля-ля…
Пора остановится,
Мы можем покружится.
Тря-ля-ля-ля-ля…
Педагог говорит, что впереди река, предлагает переплыть речку на лодочке. Для этого необходимо каждому сесть на свою подушечку. Напевает песенку.
В лодке мы с тобой плывем, нас волна качает.
Дует легкий ветерок, лодку подгоняет.
Дети раскачиваются на подушках вправо-влево, родители помогают детям.
А куда же мы плывем, только речка знает,
Дует легкий ветерок, лодку подгоняет.
Дети «гребут» руками, как веслами.
Педагог разбрасывает по полу искусственные цветы, говорит:
- Вот мы и приплыли на поляну хорошего настроения. Посмотрите, сколько цветов.
Проводится пальчиковая игра «Цветочек»
Цветок на полянке растёт и цветёт,
Одна из рук – «цветочек».
На солнышке греясь, гостей к себе ждёт.
Ладонь раскрыта, пальцы разведены в стороны (чашечка и лепестки).
К нему прибежал покачаться жучок,
Пальцы второй руки бегут по столу, «жучок заползает в чашечку» (ладонь).
Качает, качает его ветерок.
Рука – цветочек раскачивается. Вторая рука – жучок «сидит» в «чашечке»
Попить сладкий сок прилетел мотылёк,
Перебирают в воздухе пальцами второй руки, кладут их в «чашечку»
Качает, качает его ветерок.
«Цветочек раскачивается»
За мёдом к цветку прилетела пчела,
Перебирают в воздухе пальцами второй руки, снова опускают их в «чашечку»
Чуть-чуть покачалась и мёд собрала.
Раскачивают «цветочек», а второй рукой гладят ладошку (собирают мёд)
Но вот улетели пчела, мотылёк,
Перебирают в воздухе пальцами второй руки (улетают пчела и мотылёк)
Жучок убежал, и остался цветок.
Пальцы второй руки «убегают» с цветка (жучок убежал)
На солнышке греясь, он будет стоять,
Вращают кистью (чашечкой цветка)
А солнце зайдёт, наш цветок будет спать.
Сжимают кулак (цветочек закрылся)
Педагог приглашает всех поиграть в оркестр. Для этого мама с ребенком берут по одинаковому инструменту (у каждой пары инструменты разные). Под музыку, по указанию педагога, друг за другом играет каждая пара, затем все вместе.
Педагог предлагает детям сделать подарок для своих мам, каждому ребенку (называя имя) предлагает сорвать цветок, определенного цвета и подарить своей маме, обнять и поцеловать. Взрослый обращает внимание детей на то, что мамы улыбаются, что у них хорошее настроение. Дети с мамами танцуют с мамами любой танец, по выбору педагога, прощаются и уходят.
НОД 3
Кукольная история
Педагогический замысел:
- Расширять творческие возможности детей.
- Поощрять потребность в общении со взрослыми.
- Вызвать эмоциональный отклик на музыку.
- Поддерживать интерес к пению и танцам.
- Учить разыгрывать воображаемые ситуации.
Оборудование и материалы: мягкие игрушки и куклы; стол, стулья по возрасту детей, игрушечная посуда; тазики для умывания; подушки.
Под веселую музыку, дети в паре с мамами входят в зал. Педагог предлагает ребятам спеть свои имена и поприветствовать друг друга веселой песенкой. Для этого необходимо вместе с мамами встать в круг и взяться за руки.
Все на ножки становитесь
И друг другу улыбнитесь.
Все на ножки становитесь
И друг другу улыбнитесь.
Дети идут по кругу.
Все мы мамам очень рады,
Нам для мам похлопать надо.
Все мы мамам очень рады,
Нам для мам похлопать надо.
Дети хлопают, мамы танцуют. Песня повторяется для каждого ребенка. Названный ребенок танцует, остальные хлопают.
Обращают внимание на то, что везде разбросаны куклы и мягкие игрушки. Педагог удивляется, кто же это устроил такой беспорядок. Дети фантазируют на эту тему. Педагог предлагает подобрать игрушки и исполнить пляску с куклами.
Пляска с куклами.
Педагог предлагает напоить игрушки чаем. Просит, чтобы мамы подержали игрушки, пока дети накроют на стол. Затем педагог предлагает умыть своих кукол. Дети подходят к маленьким тазам, делают вид, что умывают кукол. Поют, повторяя за педагогом.
«Мы помоем»
Мы помоем, сладкий мой.
Носик тёплою водой
А теперь, мой котик,
Надо вымыть ротик.
Глазки моем, а потом
Всю мордашку целиком.
Чтоб не стать свинушкой
Моем оба ушка.
Чтобы очень чистым быть
Надо ручки чаще мыть.
Левую и правую
Моем вместе с мамою.
Дети усаживают кукол за стол, приглашают мам и проводят импровизированное чаепитие.
Педагог исполняет песню, после каждой фразы дети подпевают: «Бим, бом!».
Мы две чашки берём
Бим, бом.
Мы две ложки берём.
Бим, бом.
Вместе с мамой вдвоём.
Бим, бом.
И звеним и поём
Бим, бом.
Мы сидим за столом
Бим, бом.
Скоро чай мы попьём
Бим, бом.
С молочком, с сахарком
Бим, бом.
И сыграем потом
Бим, бом.
Педагог предлагает послушать историю о кукле Кате
Пальчиковая игра «Помощники»
Маленькая Катя умница была:
В комнате работу всем зверям дала.
Чашечки собачка моет язычком,
Левая рука - чашечка, скребём пальцами правой руки по её ладони
движение "от себя" тыльной стороной пальцев
Мышка подбирает крошки под столом.
Щипают пальцами правой руки ладонь левой
Кошка коготками лавочку скребёт,
Скрести согнутыми пальцами (коготками) ладонь левой руки
Курочка рябая пол крылом метёт.
Скользящее движение ребром ладони одной руки по другой
Катя варит кашу для зверят своих
Указательным пальцем правой руки
вращательные движения в ладони левой руки
За работу хвалит, с ложки кормит их
"Зачерпываем кашку из кастрюльки" левой рукой (ложкой),
протягиваем левую руку вперёд (кормим зверят)
Педагог предлагает с куклами отправиться на детскую площадку. Мамы и дети берут куклу за ручки и под музыку по кругу. Затем все садятся на скамеечки. Взрослый предлагает детям показать своим игрушкам, как качаются качели, чтобы они не боялись.
Качели.
Детям предлагается покачать руками (обязательно следить за свободой и расслабленностью рук). Сказать, что ручки у нас раскачиваются, как качели: сначала тихонечко (показ и повторение), а затем - сильнее и сильнее - показ с повторением. (Возможные круговые движения при большой амплитуде) (1 куплет).
Для 2 части упражнения необходимо отработать хлопки руками - за спиной и над головою. Для детей более старшего возраста возможно чередование хлопков (за спиной - над головой). Для малышей серий хлопков за спиной (4/8) и над головой (4/8).
Педагог предлагает отдохнуть. Для этого предлагает сделать небольшой массаж. Сначала мамы своим детям, затем дети своим игрушкам.
Маляр
(1) Маляр заборы красит, не любит отдыхать,
Мы тоже взяли кисти и будем помогать!
(2) Метлой наш дворник машет, не любит отдыхать,
Метлу берём, ребята, и будем помогать!
(3) Портной всё шьёт иголкой, не любит отдыхать,
Скорей возьмём иголки и будем помогать!
(4) Вот повар суп мешает, не любит отдыхать,
Мы тоже взяли ложки и будем суп мешать!
(5) Вот плотник пилит доски, не любит отдыхать,
Пилу берём, ребята, и будем помогать!
(6) Косарь косою косит, не любит отдыхать,
Мы тоже взяли косы и будем помогать!
7) А пианист играет, не любит отдыхать
И мы на пианино решили поиграть!
1 - ритмично водить расслабленными пальцами по спине вверх - вниз
2 - на слова: «метлой», «любит», «метлу», «будем» - спинку сверху вниз «метём»,
как метлой, ладонью и пальцами
3 - нажимаем указательным пальцем – «колем»
4 - круговые движения по спине
5 - растирание ребром ладони – «пилим»
6 - скользящие движения ребром ладони – «косим»
7 - пальцами постукиваем ритм мелодии
Педагог обращает внимание детей на то, что игрушки захотели спать. Предлагает взять и на руки, тихонько покачивая и напевая колыбельную песенку унести их в «дом», уложить спать на подушечки.
Тема «Лесные жители»
НОД 1.
Игры с зайчиками
Педагогический замысел:
- Учить детей выражать эмоции радости и грусти;
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку;
- Учить имитировать простейшие движения животных – прыжки.
Оборудование и материалы: игрушки-зайчики по количеству детей, большие зонты, треугольники, листы синей бумаги, аудиозапись спокойной мелодии, шума дождя,
Содержание.
Дети вместе с родителями входят в музыкальный зал, оформленный декорациями осеннего леса. Звучит грустная мелодия, педагог предлагает детям и родителям тихонько погулять… Они ходят по ковру из листьев, перебирают их. Педагог включает аудиозапись шум дождя и спрашивает у детей, что это. Сейчас идёт маленький дождь, побегайте под ним, подставьте свои ладошки капелькам дождя. Музыка начинает звучать тревожнее, в лесу начинается настоящий ливень. Родители открывают зонты, подзывают своих детей, чтобы они спрятались от дождя. Взрослые выполняют движения, словно вытирают им носики, ручки, стряхивают капельки дождя с одежды, предлагая и детям делать то же самое.
Педагог предлагает детям самим стать дождиком. Сделайте капельки из синей бумаги (для этого нужно мелко порвать бумагу и скатать из кусочков шарики), подбросьте их вверх, стараясь намочить как можно больше детей.
Педагог обращает внимание детей на то, что дождик закончился, выглянуло солнышко, предлагает вместе с родителями, взяв в руки осенние листочки, весело поплясать на полянке (музыка и движения по выбору педагога).
- В этом лесу много зайчиков. Они спрятались от дождя и их совсем не видно. Давайте поищем их и попросим поиграть с нами. Только искать зайчиков нужно осторожно, чтобы их не напугать . По лесу идти осторожно,
Заглядывать под деревья и кустики, разгребать руками листочки, говорить тихим голосом.
После того, как дети с родителями нашли всех зайчат, педагог предлагает сесть на ковер и рассмотреть зайчат. Он показывает, как зайчик умеет прыгать, шевелить ушками и т.п. Он приглашает детей поиграть со своими игрушками. На металлофоне или треугольнике несколько раз проигрывает ритмическую мелодию, давая возможность родителям, а потом детям, попрыгать своими зайчиками в таком же ритме.
Педагог говорит, что зайчикам весело, они улыбаются, им нравиться играть с детьми.
Педагог предлагает зайчиков накормить капустой. Проводится инсценировка стихотворения «Зайка и капуста».
В правой руке – зайка.
Длинноухий зайка
В огород пошёл.
«Заяц» приближается к «капусте», подпрыгивая.
Большой кочан капусты
Заинька нашёл.
Левую руку сжать в кулак, направить вверх (капуста)
«Попробую капусту»-
Заинька сказал.
«Зайка» дотрагивается до капусты
Погрыз кочан немножко
Несколько раз щипнуть «капусту» вытянутыми пальцами
И дальше побежал.
«Зайка» убегает (спрятать руку за спину).
Педагог говорит, что опять пошел дождь (наигрывает на металлофоне или треугольнике и напевает «Кап-кап») и детям пора возвращаться домой.
Он просит детей посадить зайчиков туда, откуда они их взяли. Дети прыгают вместе с зайчиками, сажают свои игрушки на места, прощаются с ними. Родители открывают зонты и вместе с детьми уходят из зала.
НОД 2
Зайчики и медведь
Педагогический замысел:
- Учить детей выражать эмоции радости и грусти;
- Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку;
- Формировать у детей пространственно-временные ориентировки в окружающем пространстве;
- Развивать общую и мелкую моторику детей.
Оборудование и материалы: желтый или красный круг (солнце), прищепки-лучики, игрушки – зайчики по количеству детей, игрушка – медведь, маленькие зонтики, листья, треугольники, барабан.
Содержание.
Дети вместе с родителями входят в зал, оформленный декорациями осеннего леса. Звучит грустная музыка, педагог предлагает детям немного погулять… Они ходят по ковру из листьев, перебирают их. Взрослый говорит о том, что в лесу темно, нет солнышка. Спрашивает у детей, где находится солнце.
Из-за ширмы взрослый достает красный (желтый) круг и говорит, что это солнышко, но оно потеряло лучики. Педагог обращается к детям от имени солнца и просит найти лучики. Он находит первый лучик прищепку и прикрепляет к кругу, показывая образец действия. Дети и взрослые находят лучики – прищепки и прикрепляют их к солнышку.
Педагог берет изображение солнышка, переворачивает (на обратной стороне изображение улыбающегося личика), показывает, как солнышко улыбается, предлагает улыбнуться в ответ.
Взрослый закрывает солнышко изображением тучки и говорит, что сейчас пойдет дождь. Включает шум дождя и предлагает детям и родителям погулять под зонтиками, посмотреть вокруг и поговорить друг с другом.
Дождь закончился. Дети складывают зонтики и продолжают с родителями гулять по лесу. Во время такой прогулки педагог обращает внимание на мишку, который сидит под деревом и рычит.
Педагог проговаривает потешку.
Медведь, медведь, мы к тебе пришли,
Мы к тебе пришли, медку принесли.
Медведь, медведь, получай –ка мёд,
Получай –ка мёд, угадай, кто идёт.
Взрослый голосом медведя говорит, что это наверное белочки.
Дети отвечают, что не белочки и помогают педагогу повторить потешку.
Тогда медведь говорит, что это зайчики. Дети повторяют потешку. Мишка угадывает, что это ребята, но не может понять, где мальчики, а где – девочки. Взрослый предлагает детям поднять руку (девочкам, затем – мальчикам). А потом – попрыгать (тоже по очереди). Затем игра проводится под музыку.
Педагог спрашивает у мишки, не видел ли он маленьких зайчиков. Мишка говорит, что он хотел поиграть с зайчиками, а они испугались и убежали. Дети отправляются на поиски зайчиков. Педагог напоминает, как надо искать (заглядывать под дерево, кустик, осторожно разгребая листья, не делать резких движений…)
Когда каждый ребенок найдет зайчика (игрушку), взрослый просит детей сесть на ковер и рассмотреть их. Затем предлагает зайчиков накормить капустой. Проводится инсценировка стихотворения «Зайка и капуста».
Дети играют со своими зайчатами. Педагог на треугольнике проигрывает несколько раз ритмическую мелодию. Дети имитируют прыжки зайчиков, повторяя заданный ритм.
Взрослый предлагает с зайчиками потанцевать. Родители берут в руки зайчиков, а дети танцуют веселый танец, выполняя действия по тексту песни.
«Зайка прыгал…» -подпрыгиваем на месте.
«Хвостиком пошевелил» -руки отводят назад (делают хвостик),шевелят им.
«Ушки вверх поднял» -прижимаем руки к голове («как ушки зайчика»)
«И услышал…»-шевелим ушками.
«Посмотрел по сторонам» - повороты то в одну, то в другую сторону.
«В норку прыгнул вдруг» - прыгаем вперёд и приседаем.
Взрослый обращает внимание детей на то, что зайчикам весело, они улыбаются, им нравиться играть с детьми. Но вот появляется медведь (дробь барабана). Зайчики быстро ускакали от него и спрятались в укромном месте.
Игра «Зайцы и медведь»
Педагог говорит, что мишку бояться не надо, он добрый. Предлагает с ним поиграть. Под тихую музыку дети с зайками в руках, прыгают к медведю. Под громкую, мишка бегает за зайчатами. Зайки прячутся в свои «домики».
Педагог снова берет солнышко, которое улыбается детям. Хвалит их за ловкость и прощается с ними.
НОД 3
В гостях у ёжика
Педагогический замысел:
- Воспитывать умения играть рядом, взаимодействовать друг с другом.
- Развивать общую и мелкую моторику.
Оборудование и материалы: куклы бибабо (разные по размеру ежи);
Колючие шарики трех размеров; большое зеркало; мольберт, на нем закреплен большой лист бумаги, на котором нарисованы ежи, но без колючек, бубны.
Содержание игры-занятия
Дети и родители входят в зал, где стоят одна – две ёлки, на полу лежат веточки, листья в которых спрятаны ежи, то есть имитируется ухоронка ежа. Взрослый обращает
внимание детей на елки, просит заглянуть под одну из них, надевая на руку куклу бибабо (ежа). Он как бы выводит ежа из ухоронки и говорит: «Я колючий, серый еж… Здравствуйте, детки, здравствуйте, мамы!» Все здороваются с ежом, рассматривают его. Еж сообщает, что пришел он не один, а со своей семьей. Появляются ежиха и ежата. Дети надевают на руки куклы бибабо и играют с ними. Родители, дотрагиваются руками до колючек ежа, пытаются изобразить, какие они колючие, сопровождая возгласами «ой», «ай», стимулируя активные подражательные действия детей. Педагог предлагает детям поиграть с ежами, погулять по полянке, поговорить друг с другом, поискать грибы.
В этой игровой ситуации взрослые общаются с детьми от имени ежей, помогая найти интересную, занимательную ситуацию, помогая взаимодействию с другими детьми.
Вдруг раздается шорох, шум, тревожная музыка и педагог очень быстро меняет кукол бибабо на колючие мячи. Он поясняет, что ежи испугались шума и свернулись в колючие комочки. Дети рассматривают их и с помощью взрослых приходят к выводу, что большой комочек – папа еж, средний – мама ежиха, а маленький – их сынок. Дети дотрагиваются до колючик комочков, и отдергивают руки, словно укололись, берут мячики двумя руками и осторожно передают родителям.
Педагог предлагает поиграть с ежиками. Предлагает детям лечь на животики, родители проводят игровой массаж.
«Ёжик»
Катится колючий ёжик,
Нет ни головы, ни ножек,
Мне по пальчикам (по ножкам вниз/по спинке вверх) бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда,
Мне щекотно, да, да, да!
Уходи, колючий ёж,
В тёмный лес, где ты живёшь!
Катать специальный резиновый «ёжик» для массажа.
Взрослый просит спрятать ежей в ухоронку.
Этюд «Ежи»
Дети перед зеркалом производят движения, характерные для ежа, сопровождая их звукоподражанием «пых-пых».
Звучит тревожная музыка. Педагог просит детей показать, что делают ежи, когда они боятся. Дети сворачиваются клубочек (сгибают спинки). Педагог спрашивает детей, кто же так напугал ежей. Если дети затрудняются с ответом, родители им помогают.
Звучит спокойная мелодия. Педагог сообщает, что опасность миновала, и предлагает «ежам» развернуться, потянуться (восстановить дыхание – три раза поднять и опустить руки).
Педагог говорит ребятам, что у него есть бубны, на которых нарисованы ежики, предлагает детям и родителям поиграть на них по очереди каждым пальчиком, напевая песенку, на любую мелодию.
«Мы все с бубнами сидим» игра на бубнах
Мы все с бубнами сидим
Пальчиком большим стучим
Пальчик начал уставать,
Нужно пальчик поменять.
Рядом с мамами сидим
Указательным стучим…Рядом с мамами сидим
Средним пальчиком…
Рядом с мамами сидим
Указательным…
Рядом с мамами сидим
И мизинчиком…
После этого педагог приглашает детей к мольбертам, где нарисованы ежи. Дети рассматривают рисунки и замечают, что у ежей не хватает иголок. Взрослый предлагает детям вместе с родителями дорисовать их (коллективная работа), располагая в определенном месте и направлении. На этом же листе родители, с помощью детей дополняют композицию интересными деталями.
НОД 4.
«Ухоронка для ежа»
Педагогический замысел:
- Формировать у детей навыки управления куклой бибабо;
- Уточнить имитационные движения, характерные для ежа;
- Воспитывать у детей умения играть рядом, взаимодействовать друг с другом во время игры;
- Учить детей создавать простейшие постройки, имеющие функциональное назначение (ухоронка для ежа).
Оборудование и материалы: куклы бибабо (разные по размеру ежи), бубны.
Содержание..
Дети с родителями заходят в зал, садятся на подушечки. Педагог напоминает, как называется каждый пальчик, раздает бубны и предлагает постучать по бубнам по очереди каждым пальчиком под песенку «Мы с бубнами сидим», движения в соответствии тексту песни. Затем предлагает посмотреть, кто же изображен на бубнах. Дети отвечают, что ежики. Педагог обращает внимание, какие колючие у них иголочки. Предлагает родителям подушечками пальцев сделать своему ребенку игровой массаж. Для этого дети ложатся животиками на подушку.
«Ёжик»
Катится колючий ёжик,
Нет ни головы, ни ножек,
Мне по пальчикам (по ножкам вниз/по спинке вверх) бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда,
Мне щекотно, да, да, да!
Уходи, колючий ёж,
В тёмный лес, где ты живёшь!
Вдруг из-за ширмы слышатся звуки «Пых-пых!». Появляется ежи (роли выполняют родители). Они жалуются детям, что у них нет домиков, и просят построить для них ухоронки.
Дети берут в руки ежей, разговаривают с ними, играют. После того, как дети наигрались, педагог предлагает найти место, где будет жить каждый ежик., и посадить его туда. Дети ходят по полянке и собирают все, что может понадобиться для строительства ухоронки для ежа. Родители помогают детям найти нужный строительный материал: веточки, листочки, шишки…
Все это разложено на полу кучками. Педагог говорить, что не нужно брать все сразу для своей постройки, а нужно делиться с другими детьми. Каждый ребенок носит материал к тому месту, где будет жить еж, строят ухоронки. Родители помогают.
Педагог хвалит детей, говорит о том, что они очень добрые, умелые, но наверное устали, после такой трудной работы. Он предлагает детям поиграть, чтобы их ручки отдохнули.
Игра с пальчиками «Ежик»
Ежик бежит по дорожке.
Лапки стучат, Пальчики стучат.
Иглы шуршат. Пальчики тихонько шевелятся.
Тишь! Тишь! Тихонечко передвигают пальцы
Бежит мышь. Левой руки, изображая мышь.
Ежик мышку – хап! Накрыть воображаемую мышь ладонями
Правой руки.
Съел! Спрятать левую руку за спинку.
Побежал опять, Положить правую руку пальчиками вверх,
Лег спать. Сблизить пальчики в кружок, будто ежик
Лег спать.
Педагог еще раз обращает внимание детей на то, ежи спят в ухоронке. Затем снова обращается к детям:
- Знаете, ребята, а ведь ежик может быть не только тихим, он любит и повеселиться. Давайте послушаем песенку про веселого ежа «Ежик и барабан». Затем, предлагает, подпевая песенку, выполнять движения в соответствии с текстом.
«Ежик и барабан»
С барабаном ходит ежик: Дети идут по кругу и пальцем имитируют
Бум-бум-бум! Удары по барабану.
Целый день играет ежик: Дети останавливаются,
Бум-бум-бум! Делают хлопки у правого и левого плеча.
С барабаном за плечами
Бум-бум-бум!
Ежик в сад зашел случайно: Руки, сомкнутые в кулачки, вытягивают
Бум-бум-бум! Вперед, переворачивают кулачки вверх,
Очень яблоки любил он: Вниз.
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он: Дети разводят руками, изображая
Бум-бум-бум! Растерянность, поднимая плечи.
Дети и родители прощаются, уходят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие к программе "Ритмика и хореография".Виды шага,бега,прыжки.
В пособии предложены основные виды движения - виды шага, бега, прыжков, которыми должны овладеть дети дошкольного возраста за время занятий по программе дополнительного образования "Ритмика и хо...
Программа раннего развития "Вместе весело шагать" адаптационно-развивающей направленности
Данная Программа, рекомендована педагогам дошкольных учреждений, организующим деятельность групп кратковременного пребывания адаптационно-развивающей направленности, но в большей с...
Рабочие программы: «Развитие сенсорной культуры. Первые шаги в математику»; «Социально – коммуникативное развитие». Подготовительная группа
Рабочие программы определяют содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей пятого года обучения в культурной практике «Развитие сенсорной культуры. Первые шаги...
Программа по адаптации "Вместе весело шагать"
Программа адаптации детей к условиям детского сада «Вместе весело шагать»Цель: Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.Задачи:- Способствова...
Рабочая программа по раннему развитию "Первые шаги"
Пока я в начале своего педагогического пути, но очень люблю читать рабочие программы, добавлять что-то своё, корректировать и пробовать написать рабочую программу пользуясь своими знаниями и опы...
Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Первые шаги в математику»
Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа социально-педагогической направленности...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ «ШАГИ К ЗДОРОВЬЮ»
Программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса «Шаги к здоровью» определяет основные направления оздоровления детей в детском с...