Народная педагогика.
статья (средняя группа) на тему

Терешкина Наталья Анатольевна

Среди богатого арсенала сложившихся в народе педагогических традиций существуют способы  и приёмы воспитания у детей оптимизма и жизнерадостности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.92 КБ

Предварительный просмотр:

Народная педагогика о формирования у детей оптимизма.

«Трудно представить, каков будет человек через 1000 лет, но отнимите у человека этот медленно и трудно нажитой скарб обрядов, обычаев, всяких условностей -- и он растеряется, утратит всё своё житейское умение , не будет знать, как обойтись с ближним, и будет принуждён всё начинать сызнова, говорил В.О.Ключевский ещё в начале прошлого века.

        Народная педагогика и есть тот механизм, который развивает в человеке «житейское умение» - способность жить в мире и согласии с собой и с окружающим миром. Она возникла в глубокой древности, когда взрослые впервые осознали свою ответственность за жизнь и судьбу идущего им на смену поколения. «Воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ», - писал К.Д.Ушинский.

        Среди богатого арсенала сложившихся в народе педагогических традиций существуют способы и приёмы воспитания у детей оптимизма и жизнерадостности. Это такие качества личности, которые помогают человеку выживать в самых трудных условиях, не терять веры в себя, надеяться на лучшее и стремиться к лучшему.

        Проблема воспитания оптимистически настроенного, счастливого человека приобретает особую остроту в наше время с его бурными коллизиями, экономическими кризисами, дисбалансом, падением морального общественного тонуса. Поэтому важно воспитывать в детях определённый «стоицизм» к негативным средовым воздействиям, обеспечивающий сохранение душевного равновесия.

        Основой воспитания в народе является организация радостной перспективы воспитания, которая имеет устойчивую оптимистическую направленность. Она заложена в таких широко известных воспитательных средствах, как сказки, потешки, игры, песни, загадки, дразнилки и т.п.        Первым педагогическим произведением у человечества была колыбельная песня. Её прямая функция – успокоить, убаюкать маленького ребёнка. Мудрый народ, не знакомый с основами психологии, путём многолетних наблюдений понял, что сделать это можно тихой, монотонной, умиротворяющей мелодией. Так создалась форма для колыбельной песни. Материнские чувства подсказали, каким должно быть её содержание, -- здесь отражается всё, что есть в душе матери лучшего, возвышенного, здесь высказываются материнские надежды и пожелания видеть своё дитя добрым, справедливым, красивым духовно и физически. Эти извечные материнские мечты придают колыбельной песне воспитательную силу.

                Логическим продолжением колыбельных песен являются пестушки, потешки. Своё название они получили от слов «пестовать», тешить, что означает нянчить, растить. Пестушки и потешки короткие стихотворные приговоры, которые сопровождают ребёнка в первые месяцы жизни. Главные их особенности: быстрый ритм, шуточно-юмористическое содержание, связанные с различными движениями детей: протягиванием рук, первыми шагами, движением, беганием.

        На смену пестушкам и потешкам в 3-4 года к ребёнку приходят прибаутки – маленькие смешные сказочки, рассказы или выражения, придающие речи юмористический оттенок. Существует особый вид прибауток - небылицы или перевёртыши, как назвал их К.И.Чуковский. Небылицы, чепуха, перевёртыши – прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, здоровая пища для детской души, удовлетворяющая ненасытную потребность ребёнка в смехе, веселье, радости.        

        Ребёнок растёт и в 5-6 лет некоторое время проводит на улице со сверстниками, соседскими детьми. В детской среде ребёнок овладевает способами самовыражения своей личности, самоутверждения, становление его самооценки, самоконтроля и саморегуляции своего поведения и настроения. Одним из наиболее известных средств народной педагогики являются народные игры.

Игры часто начинаются со считалок. Исстари считалка придумана для детей как способ осуществления объективной справедливости, когда не авторитет взрослого или старшего ребёнка, а как бы сама судьба разрешает ту или иную проблему. Считалка помогает воспитывать привычку к безусловному подчинению общественным нормам, правилам.

Повседневная жизнь ребёнка - это не только смех и веселье. По разным причинам и поводам ребёнку свойственны и чувства огорчения, обиды неприязни, злости, отвращения и т.п.  Народная мудрость выработала способы выхода отрицательных эмоций в слове, а именно в дразнилках. Перенимая от взрослых привычку давать прозвища, дразнить дети, в то же время осуждали само желание дразнить часто без особой нужды. По разному можно относится к дразнилке, но нельзя не признать, что именно она высмеивает и осуждает дурные наклонности и поступки ребёнка прямо называя его вором, лентяем, обжорой. Непроизвольно развивая чувство юмора, дразнилка формирует открытость при выявлении отношений, прямоту в осуждении недостойного поведения.

Для воспитания у детей жизнерадостности можно с успехом применять и другие народные педагогические средства: загадки, пословицы и поговорки, сказки, игры т.д. Заинтересованным родителям не трудно будет найти этот материал и для того чтобы разнообразить и эмоционально обогатить общение с ребёнком, а значит провести время совместной жизни радостно, полноценно, многогранно.

Литература:

Бахтин В.С. От былины до считалки: Рассказы о фольклоре. – Л.:Дет.лит., 1982.

Лунина Г.В. «Воспитание детей на традициях русской культуры». – М.: ЦГЛ, «ЭЛИЗЕ ТРРЕЙДИНГ», 2004.

Как помочь ребёнку войти в современный мир?)/ Под ред. Т.В. Антоновой. М.: 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по народной педагогике. посвященный народному празднику "Егорий Вешний" , подготовительная группа

В конспекте использованы: художественное слово, материал для знакомства ,как праздновали этот праздник в старину, пальчиковая и подвижная игра.Заканчивается занятие лепкой из соленого теста овечек....

Методы народной педагогики в социокультурной абилитации детей раннего возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Фольклор применяется нами как комплексное средство воздействия на ребенка; с его помощью формируется картина образов и представлений, которая и становится базой для дальнейшего конструирования с...

консультация для родителей "Русское народное творчество как средство народной педагогики"

Ознакомление родителей с народной педагогикой, различными видами устного народного творчества. Испльзование народной педагогики в воспитании ребенка....

Русское народное творчество как средство народной педагогики

      Народная педагогика, став самостоятельной областью народной культуры, создала целостную систему обучения и воспитания с учетом специфических особенностей наций, этносов, на...

Проект "Матрешка"по объединению усилий детского сада и семьи и приобщение к народной культуре средствами народной педагогики в группе адаптации и развития детей младшего возраста

Ни для кого не секрет, что этап адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения, особенно раннего возраста – это зачастую большой стресс для него, да и для семьи в целом. Вс...