Выступление
консультация на тему

Вагизова Рамиля Ахтамовна

«Использование инновационных технологий в непосредственной образовательной деятельности с младшими дошкольниками»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx28.56 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление

«Использование инновационных технологий в непосредственной образовательной деятельности с младшими дошкольниками»

Желание быть на шаг впереди, всегда находиться в постоянном творческом поиске, прогнозировать образовательные потребности общества, осваивать новые педагогические и информационные технологии - все это условия поступательного развития образования, в основе которого, безусловно, лежит инновационный процесс. Пренебрежение инновациями заводит образование в тупик неразрешенных проблем или в скучное функционирование. Без инновационной работы сегодня нет развития образования, нет современного его качества.

Хотелось  бы обратиться к словам известного философа Френсиса Бэкона, который сказал: «Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед», это мудрое изречение вполне может быть подтверждением того, что нововведения в современном образовании не просто дань какой-то моде, а необходимость, продиктованная самой жизнью.

Переход к полноценному  инновационному ДОУ непрост и возможен лишь при условии создания соответствующей прогрессивной модели управления, которая предусматривает организацию работы в инновационном режиме, только в этом случае, возможно будет перевести ДОУ из функционирующего в развивающееся и развивающее. При этом необходимы особые управленческие действия руководителя по подготовке коллектива к работе в режиме становления, формирования и развития инновационной культуры.

В  нашем толковании понятия «инновационная культура»- это сформированная готовность педагога поддержать предстоящие изменения, высокая внутренняя убежденность, способность к целенаправленному поиску и получению новых знаний, персональная ответственность,  способствующая  развитию профессиональных качеств и навыков.

Управлять инновационной деятельностью ДОУ – значит познавать и выявлять закономерности, прогрессивные тенденции в инновационном образовательном процессе, направлять (планировать, организовывать) данный процесс в соответствии с этими тенденциями, с учетом объективных возможностей педагогов.

 Контингент педагогов ДОУ  представляет собой «яркое разноцветье» образований, стажей, категорий.  Важно каждому специалисту помочь найти свое достойное место в развивающейся инновационной системе, помочь вырваться из круговорота ставших традиционными норм поведения, искоренить в себе консерватизм.

Сформировать собственные творческие способности воспитателю ДОУ в одиночку крайне сложно. Ведь личностное и профессиональное саморазвитие напрямую связано с возможностями, которые предоставляет педагогу «родной коллектив» и зависит от того, стало ли стремление к инновациям внутренней потребностью всех сотрудников образовательного учреждения.

Как известно, в среде единомышленников, то есть людей близких по духу, убеждениям, интересам, человеку легче «двигаться вперед» в своем развитии в силу поддержки со стороны не только администрации, но и коллег. В этом контексте важнейшей задачей является согласование внутри коллектива ценностно-смысловых установок – важнейшего условия профессионального роста сотрудников.

      Информационно-компьютерные технологии активно используются  в воспитательно-образовательной и методической работе нашего дошкольного образовательного учреждения. Для педагогов  ДОУ очевидно, что педагог, который ведет занятия с использованием компьютера,  обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Ведь такие занятия позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), активизируют внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике.  

    Для того, чтобы  каждый педагог мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми, в ДОУ имеется ноутбук, диски с обучающими программами и играми, принтер, сканер, интернет. Кроме этого воспитатели используют личные ноутбуки для занятий в ДОУ.

    С педагогами, испытывающими затруднения в использовании компьютера в воспитательно-образовательном процессе, проводим мастер-классы, педагогические мастерские, организуем  наставничество с целью обучения педагогов  методам и приемам работы с детьми с использованием информационных технологий. В помощь педагогам в ДОУ  создана творческая группа, которая оказывает помощь в разработке занятий с использованием цифровых образовательных ресурсов, методических рекомендаций по использованию информационно-компьютерных технологий на занятиях. В результате  многие педагоги ДОУ  самостоятельно разрабатывают и апробируют    занятия с использованием  мультимедийных презентаций.

   Как воспитатель я  использую ИКТ в методической работе: создаю и  использую мультимедийные презентации  при проведении педагогических советов. Чтоб закрепить усвоенный материал, педагогам было предложено к педагогическому совету подготовить презентацию о своей работе и достижениях на 3 минуты. Время подготовки к педсовету давалось две недели. На протяжении двух недель я наблюдала за работой коллектива, и сделала следующие выводы:  

 - педагоги стали более сплоченными;

 - активными;

 - тщательно готовились к занятиям

 -  те, кто не владел компьютером,  научились и заинтересовались;

- появилась небольшая конкуренция, которая помогает педагогам творчески расти и достигать поставленных целей;

 - а, также в группах у вновь поступивших детей прошла быстро и легко адаптация.

Педагогический совет прошел в интересной форме, коллектив больше узнал  друг о друге, научился самостоятельно делать презентацию, которая в дальнейшем поможет в подготовке к занятиям с использованием интерактивной доски.

       Наши педагоги активные пользователи интернета, который помогает нам решать следующие задачи:

 - Во первых, это дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании;

 - Во вторых, это разнообразный иллюстративный материал при подборе наглядных пособий к занятиям;

  - В третьих, это наиболее демократичный способ распространения новых методических идей, и новых дидактических пособий, независимо от места проживания и уровня дохода педагогов;

- Использование Интернет -  ресурсов позволяет сделать образовательный процесс для старших дошкольников информационно емким, зрелищным, комфортным.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

Предъявления информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

Несет в себе огромный тип информаций, понятный дошкольникам;

Движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание;

Проблемные задачи, поощрение ребенка при  их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

Предоставляет возможность  индивидуализации обучения;

Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых  обучающих задач;

Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни, неожиданные и необычные эффекты;

 В инновационный процесс в ДОУ мы не только ввели информационно-коммуникативные технологии, но и проводим комплексные интегрированные занятия:

ФЭМП + конструирование. Воспитатели второй младшей и  средней группы в своей работе используют раздаточный материал Цветные счетные палочки Кюизенера.

Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Они вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач. Работая с палочками Кюизенера, ребята в детском саду знакомятся со своеобразной цветной алгеброй, готовясь к изучению школьной алгебры значительно раньше, чем предусмотрено программой.

Палочки можно предлагать детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений. Они могут использоваться во второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах детского сада. Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами.

Рисование + окружающий мир. Для интеллектуального развития детей и уточнения его знаний об окружающем мире имеет большое значение творческий вид деятельности, который в силу своей специфики обеспечивает детскую активность и самовыражение. Комплексно интегрированные занятия способствуют всестороннему развитию детей, особенно важны они в умственном воспитании и  сенсорном развитии.

Таким образом, цель управления инновационными процессами в ДОУ заключается в обеспечении реализации инновационных стратегий, функционирования инновационных структурных подразделений и всего педагогического коллектива для достижения высокой эффективности образования и повышения его качества.

Выступление

Познавательное развитие детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Познавательное развитие.

Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.

Это весьма полезно,

а потому не только не следует этому мешать,

но нужно принимать меры к тому,

чтобы всегда у них было что делать.

Коменский Я.

Познавательное развитие детей - одно из приоритетных направлений в моей работе с детьми дошкольного возраста. ФГОС предлагает «реализацию Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности… ». Я считаю, что данная тема всегда будет актуальной в дошкольном возрасте, так как направлена на развитие любознательности, активности, самостоятельности, а главное - на формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности согласно ФГОС ДО. Для каждого ребенка я прорабатываю индивидуальный образовательный маршрут – это основной принцип моей работы.

Любой ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательно-исследовательской деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений, знаний об окружающем мире.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно важно, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Исследовательскую деятельность с детьми я начала со второй младшей группы. Используя проблемно – игровую технологию, которая развивает интеллектуально – творческий потенциал ребенка и позволяет сделать процесс обучения доступным и привлекательным. Дети проявляли интерес, когда мы вместе строили постройки из песка. Почему из мокрого песка можно сделать «пасочку», а из сухого нельзя, почему шарик железный утонул в воде, а пластмассовый плавает, мои малыши сделали открытие, что обычная поролоновая губка, мы ее использовали для построек домика, башенки, дорожки и т. д., оказывается, может пить водичку, если положить ее в блюдце с водой. Регулярно провожу дни открытий и удивлений. Очень интересно прошел день «Приключения в королевстве Его величества Воздушного шарика», где дети узнали, что воздушные шарики имеют разную фактуру, разные по форме, размеру если надуть специальным воздухом (газом, то он улетит высоко в небо. «Украсим елку сосульками», сосульки сделали из разноцветной воды и заморозили в холодильнике, а потом украсили елку и кустарники на участке.

Для того чтобы подвести детей к пониманию таких природных явлений, как дождь, снег, я проводила простейшие опыты со снегом, водой, льдом. Наблюдая сильный дождь из окна, мы увидели, как стекает вода по стёклам, появляются лужи после дождя на дорогах. После нескольких наблюдений делали выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый). Чаще всего дождь идёт тогда, когда на небе появляются тучи, но бывает иногда и при хорошей погоде, когда светит солнышко, такой дождик называют «грибной». Он тёплый и быстро проходит. Для формирования у детей интереса к этим явлениям я использую художественную литературу: стихи, потешки.

Для того чтобы у детей появилось желание самостоятельно использовать элементы исследовательской деятельности – проводить опыты и эксперименты, я создала в группе определённую развивающую среду:

- разнообразные емкости: кружки, колбы, тарелочки, пробирки, стаканчики, песочные формочки и т. д. ;

– шприцы, трубочки - резиновые, пластмассовые, воронки, сито;

– увеличительные стекла, лупы (микроскоп) ;

– измерительные приборы - градусники, весы, часы, линейки, термометр, пипетки и пр. ;

– компас, бинокль;

– пилочки, наждачная бумага, пипетки;

– губка, пенопласт, поролон, вата и т. д.

Подборку материала осуществляю по мере изучения темы и по мере ознакомления детей с теми или иными материалами.

В своей работе применяю информационно-коммуникативные технологии. Как одно из пособий при обучении детей, я использую мультимедийные презентации: «Красивые бабочки», «Зимующие птицы», «Краски осени» и др.

Презентация несет в себе образный тип информации, понятный детям; формирует у них познавательную активность, интерес к обучению. Дошкольнику, с его наглядно - образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без тесного контакта с семьей. Сотворчество, по утверждению родителей, сближает, позволяет открыть какие-то новые стороны личности. Родители принимают активное участие в выставках поделок из природного и бросового материалов: ««Космос», «Волшебница Осень», «Вторая жизнь ненужный вещей», «Лучшие изобретения группы».

Подготовила для родителей тематическую выставку «Я - исследователь» о том, как организовать дома исследовательскую деятельность. Памятки - «Как поддержать у детей интерес к познавательному экспериментированию? »

Я считаю, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а воспитателю сделать весь процесс максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

Список литературы

1. Бабина Н. В. 500 как и почему для детей. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 96 с.

2. Дыбина О. В. Что было до… : Игры-путешествия в прошлое предметов. - М. : ТЦ Сфера, 2011. – 160 с.

3. Зебзеева В. А. Теория и методика экологического образования детей. Учебно-методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 288 с.

4. Иванова А. И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 80 с.

5. Кузнецова А. Е. Лучшие развивающие игры для детей от 3 до 7 лет. – М. : ООО ИД РИПОЛ КЛАССИК, ООО издательство Дом. XXI век, 2010. – 189 с.

6. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб. : ООО издательство Детство –пресс, 2013. – 128 с.

7. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. – СПб. : ООО издательство Детство –пресс, 2012. – 80 с.

8. Хабарова Т. В., Шафигуллина Н. В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологического воспитания дошкольников. – СПб. : ООО издательство Детство –пресс, 2010. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию

Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи"  Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей     старшего дошкольного возраста"...

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»

Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас

С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....

Выступление на муниципальном семинаре «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» (выступление из опыта работы)

Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры потребность, привычка.Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, ч...

Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"

Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"...

Выступление на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста. Тема выступления: «Развитие личности ребенка, его успешности и творческого потенциала через проектный метод»

Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-...

Тезисы выступлений. Тема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы».

Тезисы выступленийТема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы»....