Образовательные технологии в ДОУ.
методическая разработка по теме

Яковлева Юлия Юрьевна

Новые образовательные технологии используемые воспитателями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnye_tehnologii_v_dou.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательные технологии в ДОУ.

Технология личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми.

            Реабилитационная работа строится с позиции гуманизма; любви к детям, изучения индивидуальных и личностных особенностей; воспитания, развития их способностей через раскрытие личностных качеств. В создании условий для коррекции, расширении знаний и представлений воспитанников. Большое место в реабилитационном процессе уделяется формированию духовных и нравственных представлений и социально приемлемого поведения.

         Поддержка основывается на трех принципах, сформулированных Ш.А. Амонашвили: любить ребенка, очеловечить среду в которой он живет, прожить в ребенке свое детство. Данная технология направлена на изучение, развитие личностных качеств, его индивидуальности. Используются игры для установления контакта: «Знакомство», Улыбки», «Комплимент». Для выявления характерных особенностей воспитанников используются рисуночные тесты: «Мечты и каракули», «Дом. Дерево. Человек». 

Технология проектной деятельности.

Эта деятельность направлена на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослого и детей над определенной практической проблемой. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применит в практической деятельности. Это форма поисковой деятельности. Участие в проектной деятельности помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий. Метод проектной деятельности позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные и нравственные качества.

Проектная деятельность позволяет учить детей:

- проблематизации;

- планированию содержательной деятельности;

- элементам самоанализа;

-  представление результатов своей деятельности: в виде презентации в различных формах с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макетов, плакатов, моделей, театрализации, сценических представлений).

Метод бесед

Игра «Директор» и другие

Интерактивная технология.

Решает несколько задач: познавательную, коммуникативно-развивающую, социально-ориентированную  Интерактивная технология включает в себя следующие методы: взаимодействия ребенка со сверстниками (коллективные дела в малых группах непосредственно образовательной деятельности),  презентации, дискуссии, коллективное решение творческих задач, обсуждение видеозаписей, включая запись собственных действий, встречи с приглашенными специалистами

Сказкотерапия,  создание проблемных ситуаций с элементами самооценки.

Под интерактивной игрой мы понимаем не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт.
Существует много вариантов интерактивных игр, но способ их проведения достаточно универсален и основывается на следующем алгоритме:

  1. Подбор педагогом заданий и упражнений для группы детей. (Возможно проведение подготовительного занятия.)
  2. Дошкольников знакомят с проблемой, которую предстоит решить, с целью, которой надо достичь. Проблема и цель задания должны быть четко и доступно сформулированы воспитателем, чтобы у детей не возникло ощущение непонятности и ненужности того, чем они собираются заниматься. Детей информируют о правилах игры, дают им четкие инструкции.
  3. В процессе игры дети взаимодействуют друг с другом для достижения поставленной цели. Если какие-то этапы вызывают затруднение, педагог корректирует действия дошкольников.
  4. По окончании игры (после небольшой паузы, призванной снять напряжение) анализируются результаты, подводятся итоги. Анализ состоит из концентрации внимания на эмоциональном аспекте — на чувствах, которые испытали дошкольники, и обсуждения содержательного аспекта (что понравилось, что вызвало затруднение, как развивалась ситуация, какие действия предпринимали участники, каков результат).

Важно, чтобы дети получали удовольствие от игры, попробовав себя в новой ситуации. Не следует путать интерактивную игру с ролевой и деловой игрой. Ролевая игра по сути своей напоминает театр: в ней решение проблемы не является основным; главное, есть те, кто разыгрывает роли, и наблюдатели. В процессе деловой игры происходит формирование профессиональных навыков на основе приобретаемого опыта и личностных качеств.

Предлагаем вашему вниманию несколько вариантов интерактивных игр для детей средней и старшей групп.

Вариант 1. Интерактивная игра по русской народной сказке «Репка»

Перед игрой проводится подготовительное занятие, на котором дети знакомятся с текстом русской народной сказки, обсуждают прочитанное.

Вопросы для обсуждения

1.Что такое репка? (Репка — овощ, который выращивают в огороде.)

2. Почему дед в одиночку не смог вытащить репку из земли? (Репка выросла очень большой, и одному человеку оказалось не под силу вытащить ее из земли.)

3. Кто помогал деду? (Деду помогали бабка, внучка, собака Жучка, кошка и мышка.)

4. Чему учит сказка? (Только вместе можно сделать даже очень сложное дело.)

Педагог предлагает детям раскрасить иллюстрации к сказке.
Для проведения игры необходимо
сформировать две-три команды по шесть-семь детей, заранее подготовить несколько одинаковых комплектов карточек с изображением героев сказки «Репка», карандаши, фломастеры, пластилин.
Педагог четко формулирует задание. В соседнем помещении на столе находится нарисованная (вылепленная из пластилина или глины) или настоящая репка. Каждый ребенок по очереди заходит в соседнюю комнату и вспоминает сказку; затем все вместе работают над составлением мозаики, располагая героев так, как они действовали в сказке. (Командам выдают по комплекту карточек с изображением героев. Каждый игрок выбирает одного героя и располагает его на столе в зависимости от того, как он действовал в сказке.)

Педагог предупреждает детей о необходимости соблюдать следующие условия:

  • работать не дольше 10 минут;
  • общаться можно только мимикой и жестами (невербально).

После выполнения задания педагог предлагает перейти к следующему этапу игры: каждый игрок должен «создать» предмет, который находится в соседней комнате (нарисовать, слепить репку).
По окончании игры дошкольники совместно с педагогом анализируют результаты работы (рассказывают о том, что получилось, что нет, все ли справились с заданием, кому было трудно, почему).

Вариант 2. Интерактивная игра по русской народной сказке «Теремок» (алгоритм игры тот же)

Перед началом игры проводим подготовительное занятие, на котором дети вспоминают (или знакомятся) текст русской народной сказки, обсуждают прочитанное.
Вопросы для обсуждения

  1. Где находился теремок? (В поле.)
  2. Кто первым стал жить в теремке? (Мышка-норушка.)
  3. Кто из зверей жил в теремке? (Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок -серый бочок.)
  4. Почему медведь полез на крышу? (Медведь не мог влезть в теремок, так как он очень большой.)

Затем детям предлагают раскрасить иллюстрации к сказке (подбор иллюстраций для раскрашивания осуществляет педагог)

Далее переходят к следующему этапу интерактивной игры «Теремок» (см. вариант 1).

После выполнения задания педагог предлагает детям построить собственный теремок (материал заранее готовит сам педагог или его приносят дети). По окончании игры, так же как в варианте 1, анализируют результаты.
Используя
интерактивные игры в обучении дошкольников, педагог сталкивается с проблемами мотивации участников (заинтересованность дошкольника, «выпадение» из игры и др.), разработки и использования данного метода в обучении и воспитании дошкольников (разработка игр, методическая литература, квалификация педагога и др.).

Вариант 3. Интерактивная игра «Домашний питомец»

Как обычно, до игры проводится подготовительное занятие, на котором детей знакомят с выбранным животным (в нашем случае с курицей) через обращение к различным видам искусства, предлагают отгадать загадки, назвать русские народные сказки, вспомнить мультфильмы, стихотворения, частушки, скороговорки, главным героем которых является курица.

Явился в желтой шубке.

Прощайте, две скорлупки! (Цыпленок.)

Белое круглое долго лежало,

Вдруг затрещало… (Яйцо и цыпленок.)

Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нем.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо –

Такое теплое, такое пушистое

И золотое. (Яйцо и цыпленок.)

Всех я вовремя бужу

Хоть часов не завожу. (Петух.)

Раньше всех встает,

«Ку-ка-ре-ку!» — поет. (Петух.)

Педагог читает стихотворение К. Чуковского «Курица», спрашивает, о какой курице рассказывается в стихотворении.

Курица-красавица у меня жила.

Ах, какая умная курица была!

Шила мне кафтаны, шила сапоги,

Сладкие, румяные пекла мне пироги.

А когда управится, сядет у ворот –

Сказочку расскажет, песенку споет.

Детям читают русскую народную сказку «Курочка Ряба», спрашивают, о чем она. Затем детей знакомят со сказкой К.И. Чуковского «Цыпленок». Предлагают ответить на вопросы: «Как повел себя цыпленок? Почему? Кто его утешил?».

«Жил на свете цыпленок. Он был маленький. Вот такой.
Но он думал, что он очень большой, и важно задирал голову. Вот так.
И была у него мама. Мама его очень любила. Мама была вот такая.
Мама кормила его червяками. И были эти червяки вот такие.
Как-то раз налетел на маму Черный Кот и прогнал ее прочь со двора. И был Черный Кот вот такой.

Цыпленок остался у забора один. Вдруг он видит: взлетел на забор красивый большой петух, вытянул шею вот так. И во все горло закричал: «Кукареку!». И важно посмотрел по сторонам: «Я ли не удалец? Я ли не молодец?». Цыпленку это очень понравилось. Он тоже вытянул шею. Вот так. И что было силы запищал: «Пи-пи-пи-пи! Я тоже удалец! Я тоже молодец!». Но споткнулся и шлепнулся в лужу. Вот так.

В луже сидела лягушка. Она увидела его и засмеялась: «Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! Далеко тебе до петуха!». А была лягушка вот такая.

Тут к цыпленку подбежала мама. Она пожалела и приласкала его. Вот так».

Затем педагог переходит к следующему этапу интерактивной игры, цель которого — разнообразить представления детей о домашнем питомце, учить их видеть живое существо в разных аспектах. Дети (полгруппы) размещаются около стола, на котором лежат цветная и белая бумага, ножницы, клей, пластилин, детали конструктора.

Задача — совместно создать образ цыпленка. Дети не должны общаться между собой словесно. В зависимости от подготовленности детей педагог может вносить изменения в игру. Если дошкольники затрудняются с выполнением задания, им предлагают определить, кто какую часть птицы хочет создать и из какого материала (слепить из пластилина лапки, вырезать из бумаги крылья, собрать из деталей конструктора голову и тело). Задача педагога — ничего не придумывать за детей, а только направлять их фантазию в творческое русло.

После окончания работы дети делятся впечатлениями, оценивают результаты своего труда. Вторая группа дошкольников должна отгадать, что было создано детьми первой группы.

Вариант 4. Интерактивная игра «Лесное животное»

Перед началом игры проводится подготовительное занятие, на котором дошкольников знакомят с выбранным животным (в данном случае с белкой), предлагают им отгадать загадки, послушать фрагмент «Сказки о царе Салтане…» А.С. Пушкина и сказку Л.Н.

Толстого «Белка и волк».

Кто с высоких темных сосен

В ребятишек шишку бросил

И в кусты через пенек

Промелькнул, как огонек? (Белка.)

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка.)

Зверька узнали мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке — летом. (Белка.) * * *

Знайте, вот что не безделка:

Ель в лесу, под елью белка,

Белка песенки поет

И орешки всё грызет,

А орешки не простые,

Всё скорлупки золотые,

Ядра — чистый изумруд…

А.С. Пушкин

Далее детям читают сказку Л.Н. Толстого «Белка и волк» и предлагают ответить на вопросы: «Что ты узнал о белках из этой сказки? Как повела себя белка, столкнувшись с волком?».

«Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:

- Пусти меня.

Волк сказал:

- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху всё играете и прыгаете.

Белка сказала:

- Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы от того, что мы добры и никому зла не делаем».

В заключение педагог читает стихотворение о белке, написанное неизвестным автором специально для детей; спрашивает, какими качествами выделяются белки среди остальных лесных животных.

Кто играет там в горелки?

Это рыженькие белки:

Шубки золотистые,

Хвостики пушистые.

Вверх и вниз по веткам скачут

И в дупле орешки прячут.

Непоседы, шалунишки

В домик свой таскают шишки,

Много ягод и грибов

Впрок до зимних холодов.

Эти белки не лентяйки,

Очень добрые хозяйки.

В данном случае интерактивная игра выступает как инструмент, позволяющий значительно разнообразить форму познания окружающей действительности.

Игровые технологии.

Включают в себя много методов и приемов организации реабилитационного процесса в форме разнообразных педагогических игр. Игра как основная форма организации жизни детей позволяет:

- выявлять знания, умения, навыки самопознания в процессе игры;

- формировать коммуникативную культуру детей;

- формировать у детей представления о внутреннем мире человека, его месте в окружающем мире;

- обучать детей владению, анализу и оценке поведения с точки зрения принятых в обществе эталонов и образцов;

- развивать умение чувствовать и понимать другого;

- повышать самооценки детей, их уверенности в себе;

- воспитывать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого;

- развивать творческие способности и воображение, индивидуальное самовыражение детей;

- развивать любознательность, наблюдательность.

(Используются подвижные, дидактические, игры с правилами, игры-соревнования, игры - драматизации, сюжетно – ролевые игры, режиссерские игры)

Включает в себя налаживание межличностного общения между взрослыми и Технология диалогового общения.

сверстниками, восстановление коммуникативных связей детей, способствует установлению доброжелательной атмосферы в коллективе, коррекция импульсивного, протестного, агрессивного, комфортного поведения, помогающего ребенку понять самого себя (Тренинги, самопрезентация) Игры на развитие коммуникабельности: «Секрет», «Письмо в руке», «На что похоже настроение».

Технология исследовательской деятельности.(ТРИЗ)

В основе исследовательской деятельности воспитанников старшей группы лежит исследовательская поисковая активность. Исследовательскую деятельность необходимо организовать таким образом, чтобы она способствовала открытию знаний самим ребёнком через исследовательский поиск.

Исследовательская деятельность включает:

- выявление проблем;

- наблюдения, опыты, эксперименты;

- анализ полученных результатов, ситуации на их основе;

- прогнозирование дальнейшего развития ситуации.

Метод бесед.

Методика «Цепочка вопросов»

Игра «Как? Зачем? Почему?» и другие

Использование информационно – коммуникационных технологий.

Это новый вид деятельности в работе детского сада. По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения старших дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;

- компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма;

- движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;

- компьютер является отличным средством для решения задач обучения;

- постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей;

- компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня сложности и в своем темпе;

- компьютер очень «терпелив» во взаимоотношениях с ребенком, никогда не ругает его за ошибки, а ждет, пока он сам исправит недочеты, что создает в процессе обучения необходимую «ситуацию успеха».

Использование большого и разнообразного спектра заданий способствует расширению кругозора дошкольников, развитию их познавательных процессов.

Но вместе с тем, необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте. 

Средства   ИКТ, используемые педагогом в работе с детьми и родителями:

·  Компьютер

·  Мультимедийный проектор

·  Принтер

·  Видеомагнитофон

· Телевизор

.   Видеомагнитофон

·  Фотоаппара

· Видеокамера

Информационно - коммуникационные технологии (ИКТ) используются педагогом для повышения эффективности образовательного процесса в:

- подборе иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, (сканирование, интернет- ресурсы; принтер, презентация);

- подборе дополнительного познавательного материала к непосредственно образовательной деятельности, знакомство со  сценариями праздников и других мероприятий;

- обмене опытом, знакомстве с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья;

- оформлении групповой документации, отчетов. Компьютер позволяет не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения;

- создании презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний, праздничных мероприятий;

- использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;

- использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса);

- использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, как поиск дополнительной информации для непосредственно образовательной деятельности, расширения кругозора детей;

- оформление буклетов, визитной карточки группы, материалов по различным направлениям деятельности.

- создание медиатеки, котора представляет интерес не только для педагога, но и для детей и родителей;

- использование компьютера в делопроизводстве группы, создании различных баз данных

  1. Здоровьесберегающие технологии, используемая педагогом в работе, включает в себя следующие виды:

медико-профилактические

- организация мониторинга здоровья дошкольников;

- разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

- организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста;

- физическое развития дошкольников;

- закаливание;

- организация профилактических мероприятий с детьми;

- организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНа;

- организация здоровьесберегающей среды в группе;

физкультурно-оздоровительные

- развитие физических качеств, двигательной активности;

- становление физической культуры дошкольников;

- дыхательная гимнастика;

- массаж и самомассаж;

- профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки;

- воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье;

технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка

- технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка. Для ребенка, как и для взрослого необходима эмоционально благоприятная обстановка в группе.

валеологического просвещения детей и родителей

 здоровьесбережение и здоровьеобогащение, развитие потребности к здоровому образу жизни.

- папки-передвижки,

- беседы,

- личный пример педагога,

- нетрадиционные формы работы с родителями,

-  практические показы (практикумы).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Сравнение бурого и белого медведей". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексические темы:...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Игра - путешествие "Едем в деревню". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексичес...

Деловая игра: «Использование современных образовательных технологий (технология исследовательской деятельности, технология обучение в сотрудничестве (групповая, командная) в условиях введения ФГОС в образовательном процессе»

Разрабока направлена на повышение профессиональной компетентности педагогов по освоению  и использованию  современных  образовательных  технологий - исследовательской деятель...

КОНСПЕКТ Совместная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста в образовательной области физическая культура (плавание)Здоровьесберегающая образовательная технология. Развивающая образовательная технология. Игровая образовательная технология

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 92 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга   КОНСПЕКТ Совместная деятельность с дет...