Перспективный план коррекционно-развивающей работы в старшей группе с ЗПР
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

Дарья Вадимовна Новик

Поквартальное планирование коррекционно-развивающей работы в старшей группе с задержкой психического развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prespektivnoe_planirovanie_v_starshey_gruppe_s_zpr.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план коррекционно-развивающей работы (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Социально - коммуникативное  развитие

Содержание

Оборудование,

Материал

Обучение игре:

Сюжетно-ролевая игра

 Игра «Магазин» Цель: - формировать представления детей о работе людей в магазине, разнообразии магазинов и их назначении; - развивать наглядно-действенное мышление, коммуникативные навыки; - продолжать воспитывать адекватное отношение к ролевым играм; уважительное отношение к друг другу.

Развитие навыков общения

«Какой ты, что  тебе нравится?» Формирование чувства уверенности в себе и окружающем. Устанавливать сходства и различия людей.

«С кем я дружу» (формировать положительную реакцию на других людей, расширять знания о себе, развитие понимания взаимозависимости людей и их необходимости друг другу). Рассматривание рисунков «Вместе – тесно, а врозь – хоть плачь»).

Атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Магазин: Овощной магазин. Обувной магазин». Ходим в магазин всей семьей.

Познавательное развитие

Восприятие формы:

  • Закрепление представлений  о круге, квадрате, треугольнике, овал, прямоугольник.  Характерные признаки. Выделение предметов круглой, квадратной, треугольной, овальной, прямоугольной формы в окружающем.

Развитие внимания:

  • Формирование слухового внимания.
  • Формирование зрительного внимания:

Ориентировка в пространстве:

  • Различение понятий «сверху – снизу» - различение их. Слева, справа, впереди, сзади, над ним. Закрепить понятия «высокий  - низкий», «выше – ниже», «одинаковые по высоте». Использование предлогов: «в», «на», «под» и т.д. Различение понятий: «далеко» - «близко», «около», «рядом».

Восприятие цвета:

  • Сравнение предметов по цвету: находить одинаковые и разные по цвету предметы на основе практических действий; составлять группы предметов, одинаковых по цвету. Сравнение предметов по цвету: находить одинаковые и разные по цвету предметы на основе практических действий; составлять группы предметов, одинаковых по цвету.

Восприятие величины:

  • Сравнение предметов по величине: большой – маленький.  Различение понятий: «длинный» - «короткий», «одинаковые по длине» «длиннее» - «короче». Сравнение предметов по величине (длине, ширине, высоте, толщине).

Формирование элементарных математических представлений:

Счёт в пределах «10», обратный счет в пределах «6». Состав чисел (2,3) Учить выделять один и много предметов из группы по образцу; словесной инструкции (возьми столько же). Дифференцировать количество «один - много». Учить понимать вопрос сколько, отвечать на вопрос. Счёт на слух, ощупь. Учить сравнивать две неравные группы предметов по количеству, устанавливая, каких предметов больше - меньше, используя прием наложения, приложения.

Развитие ручной моторики и подготовка руки к письму: Обведение трафаретов, рисование по шаблонам, закрашивание и штриховка изображений. Учить выполнять ритмичные круговые навыки простым карандашом  в тетради. Выкладывание из палочек цифр. Проведение прямых линий (горизонтальных и вертикальных). Соединение по точкам.

 

Иллюстративный материал

Игрушки резиновые, пластмассовые, мягкие

Пальчиковые игры

Лото (определение предмета по величине), «Сложи и закрой», «Красивые узоры»

д/и «Чудесный мешочек»

Лото,  «Подбери по цвету»

Музыкальные инструменты, игрушки

 «Продолжи ряд», «Второй ряд» (блоки Дьенеша), «Повтори шифр» (развитие речевого  и слухового внимания).

Настольный и напольный строитель, деревянные палочки, мозаика

Палочки Кюизенера,. игры Никитина «Сложи узор».

Крупные пуговицы,   трафареты, карандаши, шнурки , прищепки, природный материал.

Развитие речи

Ознакомление с окружающим и развитие речи:

Вспомнить название каждого времени года. Уточнить последовательность смены времён года. Знакомить с изменениями в природе: признаки осени (часто идет дождь, на деревьях желтые листья, которые постепенно опадают). Знакомить с овощами и фруктами:  морковь, лук, огурец, помидор, картошка, капуста, свекла; яблоко, груша, апельсин, лимон, вишня, арбуз, виноград. Учить различать знакомые фрукты, овощи по вкусу. Ввести обобщающие слова: овощи, фрукты.

Знакомить с предметами одежды, обуви: платье, штаны, рубашка, тапки, ботинки (сапоги), сандалии, колготки, рукавицы, перчатки, шарф. Ввести обобщающие слова: одежда, обувь, головные уборы. Семья , родственники (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, тетя, дядя).

.

Муляжи  и натральные овощей, фруктов,  Иллюстрации, картинки.

д/и «Чудесный мешочек», «Расскажи, что видишь», «Ошибка художника», «Чего не стало?»,  «Когда это бывает?»(по картинкам,  словесному описанию).

 Лексические темы:

Сентябрь-Осень

Октябрь-Овощи, Фрукты, Перелетные птицы

Ноябрь- Одежда,Обувь, Поздняя осень, Семья.

Перспективный план коррекционно-развивающей работы (декабрь, январь, февраль)

Социально - коммуникативное  развитие

Содержание

Оборудование, материал

Обучение игре:

Сюжетно-ролевая игра

Развитие игровой деятельности.

Развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции; формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.

Развитие навыков общения:

Учить детей дополнять ответы и исправлять ошибочные ответы сверстников. Продолжать учить поддерживать диалог и задавать вопросы: «Кто это?», «Что делает?», «Где живет?». Учить адекватно оценивать свои ответы и ответы сверстников. Учить слушать окружающих – не перебивать. Форм-ть умение точно следовать указаниям, подчин. свои действия правилам.

Сюжетно - ролевая игра "Зоопарк"

Цель: расширить знания детей о животных, их повадках, образе жизни, питании, воспитывать любовь, гуманное отношение к животным, расширить словарный запас детей.

 Оборудование: игрушечные звери, знакомые детям, билеты, деньги, касса.

«Новогодний праздник».

 Цель: расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда, закрепить знания о столовых предметах, расширить словарный запас: ввести понятия «праздничный обед», «сервировка», «посуда», «сервис».

 Оборудование: игрушки, которые могут прийти в гости к Степашке, столовые предметы – тарелки, вилки, ложки, ножи, чашки, блюдца, салфетки, скатерть, столик, стульчики.

Познавательное развитие

Восприятие формы:

  • Формировать  умение  узнавать и правильно называть словом геометрические фигуры  (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), находить в окружающем  предметы похожие на эти фигуры. Деление круга на 2 и 4 равные части

Ориентировка в пространстве:

  • Использование  и употребление предлогов «в», «на», «за», «под», «перед» и т.д. Ориентировка на листе бумаги. Закрепить умения детей ориентироваться в пространстве, используя в речи понятия: далеко – близко; дальше – ближе; влево – вправо; левый – правый; вперёд – назад; впереди – сзади.

Восприятие цвета:

  • Упражнять детей в различении основных цветов и их оттенков: голубого, розового, оранжевого, коричневого.

Восприятие величины:

  • Учить выявлять  общий признак расположений ряда фигур и продолжать ряд по заданному признаку (величина).

Формирование элементарных математических представлений:

Формировать умение называть «соседей» числа (предыдущее и последующее числа). Зеркальный счет. Подсчет отдельных предметов и их пар (лыж, коньков, перчаток). Решение логических задач (Три пары лыж. — Сколько детей? и т.д.). «Сравни числа» (больше-меньше). Состав чисел. Закрепить умение детей устанавливать последовательность чисел в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа.

 Развитие ручной моторики и подготовка руки к письму:

Учить детей регулировать силу нажима на карандаш и кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображённого предмета. Упражнения: «Посмотри, запомни, напиши». Обведение по контуру, штриховка.

Рамки-вкладыши

Объемные формы (шарики, кубики, бруски, треугольные призмы)

Лото геометрическое

Дидактические упражнения:

 «Измени цвет», «Найди и назови», «Что изменилось», «Повтори шифр», «Один-много»,  « Корзинка с цифрами и фигурами», «Второй ряд» (блоки Дьенеша), «Сосчитай до пяти…» и т.д.

Деревянные палочки, цифры, мозаика,

шнурки, деревянные шарики, игрушки и т.д.

 

Развитие речи

Ознакомление с окружающим и развитие речи:

Активизация предметного словаря (зима, время года, стужа, метель, заносы, снежинки…)

Активизация словаря признаков (качественные признаки, антонимы)

Образование сложных слов (голый лед — гололед, падает снег — снегопад…)

Уточнить и систематизировать представления детей о зиме, зимних забавах..   Закрепить с детьми названия зимних праздников: «Новый год», «Рождество».     Использование обобщающих понятий «дикие» и «домашние» животные. Сравнить диких и домашних животных. Мебель (для кухни, спальни, гостиной, кабинета).  Закрепить с детьми части мебели. Закрепить названия предметов посуды.

 

Иллюстрации, картинки, плакаты

Муляжи посуды, мебели.

Игрушки резиновые, пластмассовые, мягкие

Лексические темы:

Декабрь- Зима, зимние забавы, новый год

Январь - Дикие животные, домашние животные

Февраль- Мебель, посуда, день защитника отечества.

Перспективный план коррекционно-развивающей работы (март, апрель, май)

Социально - коммуникативное  развитие

Содержание

Оборудование,

Материал

Обучение игре:

Сюжетно-ролевая игра

"Мы – военные разведчики"

Цель: развить тематику военизированных игр, учить детей в точности выполнять задания, быть внимательными, осторожными, воспитать уважение к военным профессиям, желание служить в армии, расширить словарный запас детей – «разведка», «разведчики», «часовой», «охрана», «солдаты».

"На дорогах города"

Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, познакомить с новой ролью – регулировщик, воспитывать выдержку, терпение, внимание на дороге.

Развитие навыков общения (игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог)

«Разговор по телефону»

Цель: развитие умения вести диалог по телефону на соответствующую тему.

Задать тему (например, поздравить с днем рождения, пригласить в гости, и т. д.).

«О чем спросить при встрече»

Цель: учить детей вступать в контакт.

«Вопрос — ответ»

Цель: развивать у детей умение отвечать на вопросы партнера.

 «Прощай»

Цель: учить детей выходить из контакта, используя доброжелательные слова и интонации.

Атрибуты к сюжетно-ролевым играм: элементы военной одежды для детей.

Игрушечные машины, флажки для регулировщика – красный и зеленый.

Мяч, красивая палочка, флажок, игрушечный телефон.

Познавательное развитие

Восприятие формы:

  • Продолжать учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрическими фигурами и подбирать предметы по геометрическому образу.
  • Узнавание геометрических фигур в окружающем.
  • Учить  различать объемные формы в процессе конструирования по подражанию действиям взрослого (куб, брусок, треугольная призма)

  •  Развитие внимания:
  • Продолжать развивать слуховое внимание.
  • Продолжать развивать зрительное внимание (учить находить заданный предмет в силуэтном изображении; в контурном изображении)
  • Развитие моторно-двигательного внимания.

Ориентировка в пространстве:

  • Закрепить умения детей ориентироваться в пространстве, используя в речи понятия: далеко – близко; дальше – ближе; влево – вправо; левый – правый; вперёд – назад; впереди – сзади.
  • Учить располагать предметы в указанном порядке и определять пространственные отношения: между, перед, за.

Восприятие величины:

  • Учить выявлять  общий признак расположений ряда фигур и продолжать ряд по заданному признаку (величина).
  •  Сравнение предметов по ширине, длине, высоте, толщине несколькими способами: приложения, наложения.
  • Группировка предметов по заданным признакам.

Формирование элементарных математических представлений:

Счёт в пределах «10», обратный счет в пределах «10». Восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа. Увеличивать/уменьшать количество предметов «на один», «на два». Закрепить понятия «больше-меньше-поровну»

Развитие ручной моторики и подготовка руки к письму:

Закрепить умение  пользоваться различными изобразительными средствами: мелками, красками, карандашами, фломастерами. Выполнять задания в прописях. Работа с бусами, мелкая мозаика. Обведение по контуру, штриховка.

Геометрическое лото

Иллюстративный материал

Пальчиковые игры

Блоки Дьеныша, игры Никитина «Сложи узор», Контурные и силуэтные изображения по лексическим темам

Мяч, музыкальные инструменты, игрушки, «Повтори шифр», «Что звучало» (развитие речевого  и слухового внимания). «Съедобное – несъедобное» (развитие моторно-двигательного внимания)

Контурные и силуэтные изображения по лексическим темам

 

Игрушки,  иллюстративный материал, д/у «Поезд с вагонами»», «Найди игрушку»

Д/у «Что лишнее и почему?», «Продолжи ряд».

Лото (определение предмета по величине).

Деревянные цифры, счетные палочки. Домино. Д/у «Какого числа не хватает», «Какие цифры убежали»

Развитие речи

Ознакомление с окружающим и развитие речи:

Признаки весны, месяцы весны: март, апрель, май, закрепить последовательность смены времён года. Познакомить с профессиями. Закрепить в словаре обобщающее понятие «профессии». Классификация транспорта: автодорожный, железнодорожный, водный, подземный, воздушный, космический.

Закрепить с детьми   виды транспорта: наземный, водный, воздушный, железнодорожный, пассажирский, грузовой. Космос. Мой город. Мой район. Моя улица (познакомить с гимном и гербом  и флагом, президентом  России.) и т.д.

Иллюстрации, картинки, плакаты

Муляжи .Игрушки резиновые, пластмассовые, мягкие.

Лексические темы:

Март- Весна, профессии

Апрель- Цветы, день космонавтики, транспорт, ПДД

Май- День Победы, наш город, лето


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план воспитательно-оздоровительной работы в старшей группе на летний оздоровительный период

Перспективный план воспитательно-оздоровительной работы в старшей группе «Незабудки»на летний оздоровительный период 2015 г....

Перспективный план воспитательно - образовательной работы в старшей группе на февраль месяц

Перспективный план воспитательно - образовательной работы  на февраль месяц...

Перспективный план физкультурно - оздоровительной работы в старшей группе

Основная цель проведения физкультурно - оздоровительной работы с детьми старшей группы : сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование их физического развития, п...

Перспективный план коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы с ТНР

Перспективный план коррекционно-развивающих  занятий с детьми подготовительной группы с ТНР по реализации программы Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. "Программа логопедическ...

Перспективный план летней оздоровительной работы в старшей группе «Колокольчик»

Перспективный план летней оздоровительной работыв старшей группе «Колокольчик»...