Примерное комплексно - тематическое планирование образовательного процесса в детском саду
методическая разработка на тему

Лаврова Ирина Ивановна

Цель данного плана - оптимальная организация образовательного процесса в соответствии с тематикой "Календаря жизни ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksno.doc216 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  №42 «Аленка» г. Воркуты

«Челядьӧс   42№-а  видзанін   «Аленка»

школаӧдз велӧдан муниципальнӧй сьӧмкуд учреждение Воркута к.

Составитель: Лаврова И.И., воспитатель

ПРИМЕРНОЕ  КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА  В ДОУ

Примечание и рекомендации педагогам:

Цель данного плана – оптимальная организация образовательного процесса в соответствии с тематикой «Календаря жизни ДОУ».

Перечень представленных видов деятельности помогает планировать сценарии недели и учитывать разнообразие видов детской деятельности, организуемых вместе с педагогами в течение дня. Педагоги каждой возрастной группы ориентируются на тематику и виды деятельности с детьми, однако форму проведения и содержание каждого мероприятия подбирают с учётом возраста своих воспитанников. Так, например, беседы «Польза летнего отдыха», «Моя любимая игрушка» или составление рассказов по картине, как и прочие указанные виды, могут использоваться в любой группе, но содержание их может усложняться в соответствии с возрастом детей. Помимо усложнения содержания, может расширяться и количество образовательных областей, интегрируемых в одном виде деятельности. Следовательно, данный план – основа, от которой отталкивается педагог при планировании сценария недели в своей возрастной группе.

Педагог имеет право и должен творчески подходить к планированию, корректируя виды деятельности в зависимости от индивидуальных проблемных полей группы, а, следовательно, не рассматривать данный комплексно-перспективный план как «нерушимую догму». Следовательно, в содержание сценариев недели, каждый воспитатель должен вносить ещё и те виды деятельности, которых нет в данном плане, а именно:

- дополнительную индивидуальную работу с детьми;

-  работу по предварительной подготовке к НОД;

- те виды деятельности, которые позволяет использовать имеющаяся в каждой группе развивающая предметно- пространственная среда;

        Данный комплексно-тематический  план позволяет решить следующие задачи развития дошкольников:

        

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

1.Способствовать благоприятной адаптации в детском саду, установлению положительных отношений с воспитателем и детьми в группе, устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности каждого ребенка.

2.Обеспечить физическое развитие детей, своевременное овладение основными движениями и элементарными культурно-гигиеническими навыками.

3.Способствовать развитию познавательной активности детей, обогащать их представления о людях, предметах и явлениях, учить выделять особенности предметов на основе способов сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа

.

4.Способствовать развитию у детей самостоятельности, овладению разнообразными способами действий, приобретению навыков самообслуживания, игровой деятельности и общения.

5.Развивать взаимоотношения детей, умение действовать согласованно, принимать общую цель, переживать радость от результатов общих усилий и совместной деятельности.

6.Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему, эмоциональную отзывчивость на состояние других людей, добрые чувства к животным и растениям.

7.Способствовать развитию творческих проявлений детей, интереса к участию в игровой и художественной деятельности с элементами творчества, переживанию успеха и радости от реализации своих замыслов.

1.Укреплять здоровье, закаливать и развивать двигательную активность детей.

2.Развивать познавательную активность детей, осваивать средства и способы познания, обогащать опыт деятельности и представления об окружающем.

3.Воспитывать самостоятельность и развивать стремление к самоутверждению и самовыражению.

4.Укреплять доброжелательные отношения между детьми и дружеские взаимоотношения в совместных делах.

5.Развивать творческие проявления и воображение в художественной, изобразительной и игровой деятельности.

6.Обогащать социальные представления о людях, о родном городе, стране.

1.Укреплять здоровье, продолжать развивать двигательную и гигиеническую культуру детей.

2.Воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость и доброжелательность к людям.

3.Развивать эстетические чувства детей, эмоционально-ценностные ориентации, приобщать детей к художественной культуре.

4.Развивать познавательную активность, кругозор, познавательную мотивацию, интеллектуальную способность детей.

5.Развивать детскую самостоятельность и инициативу, дружеские взаимоотношения и сотрудничество со сверстниками.

6.Воспитывать у каждого ребенка любовь к своей семье, чувство собственного достоинства, самоуважение, стремление к активной деятельности и творчеству.

7 Развивать интерес к жизни своей страны, города, деятельности и отношениям людей в обществе; обогащать социальные и тендерные представления, социально-ценностные ориентации, гуманные и патриотические чувства детей.

1. Укреплять физическое и психическое здоровье детей, развивать двигательную активность, воспитывать гигиеническую культуру, приобщать к ценностям здорового образа жизни.

2.Развивать гуманистическую направленность отношения детей к миру (социальному, природному, рукотворному), воспитывать культуру общения, доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, дружеские взаимоотношения, стремление к сотрудничеству, взаимодействию со сверстниками и близкими взрослыми.

3.Развивать познавательную активность, любознательность, стремление детей к исследованию и экспериментированию с предметами, материалами, природными объектами, умение вести наблюдение, сравнение, анализ, пользоваться схемами, моделями, пооперационными картами; обогащать кругозор детей, углублять и дифференцировать представления о мире.

4.Развивать инициативу и самостоятельность детей в деятельности, общении и познании, неуклонно расширять область самостоятельных действий, обогащать личный субъектный опыт каждого ребенка, возможность для творческого самовыражения в разных видах детской деятельности (в играх, изобразительной, театральной, музыкальной, речевой, коммуникативной деятельности) в соответствии с интересами и склонностями дошкольников.

5.Обогащать эстетические чувства и впечатления детей, интерес к искусству, музыке, художественной литературе, развивать речевую культуру, умение грамматически правильно, выразительно и связно передавать в речи свои мысли, стремиться к взаимопониманию в общении со взрослыми и сверстниками.

6.Развивать стремление к школьному обучению, интерес к школе, к будущей новой социальной позиции школьника, обеспечивать становление полноценной готовности детей к обучению в школе.

7.Развивать самосознание детей, воспитывать в детях уверенность, чувство собственного достоинства, стремление к социально одобряемым действиям и поступкам, радость взросления, понимания роста возможностей и достижений.

8.Обогащать представления детей о людях, о родной стране, многообразии стран и народов мира, формировать основы гражданских, патриотических чувств и толерантности к другим народам.

Комплексно-тематическое планирование видов детской деятельности

 в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

СЕНТЯБРЬ

Виды деятельности

/ Темы

Игровая

Двигательная

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

Трудовая

Продуктивная

Музыкально-художественная

1. Вспомним лето красное

- С/р и. «Мы едем в отпуск», «Плывём на теплоходе», «Прогулка в лесу».

- Лото «Фрукты», «Ягоды», «Грибы», «Цветы».

- Д/и «Когда это бывает?», «Явления природы», «Угадай, что задумали», «Найди о чём расскажу», «Найди такое же», «Найди листок, какой покажу».

- Режиссерские игры по летним впечатлениям.

Игры-фантазирования «Однажды летом я попал на необитаемый остров…(в далёкую страну, в сказку и т.п.)».

Развлечение «Час народных игр» («Садовник», «Краски», «Катилася торба с высокого горба» и т.п.)

- П/и «Мой весёлый, звонкий мяч», «Море волнуется раз», «У медведя во бору», «Мышки и сова», «День – ночь», «Бабочки и стрекозы», «Собери грибы», «Радуга», «Кузнечики».

Народная игра «Гори-гори, ясно».

- Спортивные соревнования с использованием самокатов, велосипедов, мячей, кеглей «Фестиваль летнего спорта».

Беседы «Польза летнего отдыха», «Прекрасные места нашей страны».

Активизирующее общение «Как летом закаляться», «Красота летней тундры», «Что происходит летом в Воркуте» (КРК), «Моё смешное летнее приключение», «Труд взрослых летом», «Любимые летние игры и занятия». «Лето для укрепления здоровья», «Как лето помогает поумнеть», «Что я узнал нового этим летом».

Составление рассказов по фотографиям семейных архивов, сюжетным картинкам о летних играх детей, отдыхе, занятиях людей, описательных рассказов летних пейзажей.

Составление загадок на летние темы.

Проблемные ситуации «Случай на берегу реки», «Отдых на природе», «Лето – это хорошо или плохо».

Тематические выставки «Рисуем лето», Фото «Вспомним лето красное»,  «Лето и пешеходы», «Правила дорожного движения на летних дорогах».

Прослушивание аудиозаписей «Звуки летней природы», «Песенки о лете».

Чтение и разучивание, пересказ литературных произведений: прямо или косвенно затрагивающих тему лета.

Наблюдения за явлениями природы и сравнение – какие из них ещё похожи не «летние», а какие – на осенние (цвет неба, дождь, температура воды в водоёмах, цвет листвы, состояние травы, внешний вид тундры.)

- Игры-экспериметрирования «Рисуем лейкой», «Ветерок играет ленточкой», «Бумажные вертушки – ветерка подружки», «Ловишки с солнечными зайчиками».

- Опыт «Почему летом вода тёплая, а осенью холодная», «Как солнце землю нагревает».

Целевые прогулки в парк, в тундру. «Ищем оставшиеся признаки лета», «Прощаемся с летними явлениями природы».

Моделирование. Изготовление схем-моделей «Явления природы летом», «Правила укрепления и сохранения здоровья летом», «Как беречь летнюю природу», «Занятия взрослых и детей летом».

Составление коллекций «Семена», «Злаки», «Камни и минералы», «Листья деревьев средней полосы и юга», «Ракушки» (из материалов, привезённых детьми с летнего отдыха).

Трудовые процессы совместно со взрослым: увлажнение и разравнивание песка в песочнице; подметание дорожек на прогулочном участке; мытьё оборудования для опытов и экспериментов.

Поделки из природного и бросового материала «Летняя сказка», «Подарок от лета».

Аппликации «Солнце в небе голубом», «Кораблик в море», «Прекрасные цветы», «Летняя поляна».

Рисование «Одуванчики на лугу», «Бабочки порхают», «Тундра летом», «Городской парк в летний день» (КРК), «Самое яркое летнее воспоминание», «На берегу реки», «Летом в лесу», «Отдых у моря».

Лепка «Тарелка ягод», «Петушок, золотой гребешок».

Коллективный коллаж  «Портрет лета».  

Рассматривание репродукций, организация выставок репродукций, проведение экскурсий по выставкам репродукций:

А.Головин «Купавки»; П.Кончаловский «Клубника», «Сирень в корзине»; И.Левитан «Васильки», К.Петров-Водкин «Яблоки на красном фоне»; И.Репин «Яблоки»; И.Крамской «Букет цветов», «Флоксы», «Цветы»; Ф.Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка»;  И.Айвазовский «Чёрное море», А.Герасимов «После дождя» (Мокрая терраса); А.Куинджи «Лунная ночь на Днепре», «Днепр утром»; И.Шишкин «Корабельная роща», «Дождь в дубовом лесу», «Утро в сосновом лесу» и т.п.

Прослушивание и обсуждение музыкальных произведений: П.И Чайковский из цикла «Времена года» («Июнь», «Июль», «Август»).

Разучивание песен о лете по плану музыкального руководителя

2. Игра – лучшая пора.

С/р и. «Магазин игрушек»; Режиссёрские игры по мотивам русских народных сказок, литературных произведений, впечатлений от событий в жизни детей.

Р/и «Узнай игрушку по описанию», «Какой игрушки не стало?», «Волшебный мешочек», «Каждой игрушке – свой домик», «Раздели игрушки по размеру (цвету)».

Игры-аттракционы «Не урони мячик в ложке», «Рыбак и рыбки», «Дракон ловит свой хвост», «Успей занять стульчик», «Варим компот всей командой», «Сорви ленточку» и т.п..

Игры-имитации на воспроизведение звуков, игровых образа, характерных движений: «Как кто кричит», «Как дует ветер и качает деревья», «Как медвежонок увидел бабочку и побежал её ловить», «Как мама-медведица ищет медвежонка»» и т.п.

П/и с ходьбой, бегом, прыжками, подлезанием и лазанием, бросанием и ловлей, с мячом, скакалками и кеглями; на ориентировку в пространстве

Игры на развитие скоростно-силовых и других физических качеств «Толкай мяч», «Доползи до погремушки», «Воробушки и автосмобиль», «Поймай бабочку»? , «Быстро возьми, быстро положи», «Проползи – не задень», «Пройди мишкой, проползи мышкой», «Карусель», «Мыши и кот», «Скорее в круг»;

Игры с обручами «Юла», «Догони обруч», «Кто дальше».

Игры с бумажными стрелами, самолётиками «Догони голубя», «Чей самолёт пролетит дальше», «Подбрось и поймай»;

Игры «Цветные автомобили», «Найди свою пару», «Мы – весёлые ребята». И др.

Элементы спортивных игр футбол, волейбол.

Составление описательного рассказа по игрушкам.

Составление рассказа-монолога от имени каждой из игрушек, находящихся в группе, обращение к детям.

Беседы «Почему эта игрушка – моя любимая», «Смешная история с моей игрушкой», «Как можно играть с какими игрушками», «Какие игры мне нравятся и почему»? «В какую игру ты играешь», «Какие игрушки нужны для какой игры?»

Активизирующее общение «Какие игры в детстве были у моих родителей», «Если бы исчезли все игрушки, то…», «Если бы я превратился в игрушку (мишку, машинку, мячик, куклу…), то я бы хотел рассказать вот что…».

Театрализованные игры на темы любимых сказок в зависимости от возраста детей.

Совместное проектирование игровой деятельности: определение места для игры, создание игровой обстановки, согласование и обговаривание своих действий с действиями партнёров по играм.

Социально-нравственная ситуация «Мы играем»;

Проект «Изготовление игры» (игрушки).

Выставка «Игрушки-веселушки».

Игры-эксперименты  со светом («Пускаем солнечные зайчики», «Солнечные зайчики догоняют друг друга», «Подаём сигналы фонариками», «Поиск в тёмной комнате», «Теневой театр», «Рисование свечой»); игры с магнитами, стеклом, резиной («Испытание магнита», «Таинственныеt фигурки», «Попрыгунчики», «Мир в цветном стекле».

Игры с бумагой («Вертушки», «Гармошки», «Цветные брызги») и т.п.

Трудовые поручения:

- Мытьё и уборка игрушек. Ремонт и обновление игрушек (совместно со взрослым).

- Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых и театрализованных игр (ширм, бантов, элементов для ряжения, масок, корон и т.п.).

Поделки: изготовление необычных игрушек из природного и бросового материала; украшение и дизайн имеющихся игрушек

Рисование: «Пирамидки», «Тележка для игрушечного ёжика»; «Роспись каргопольской (дымковсмкой) игрушки»; «Украсим кукле платье», «Весёлая матрёшка», «Моя любимая игрушка».

Лепка: «Пирамидка из шариков», «Пирамидка из колец»; «Неваляшка», «Мишутка», «Моя любимая игрушка».

Аппликация: «Украсим рубашку Петрушки», «Неваляшка», «Игрушечный грузовик».

Коллективный коллаж (для старшего возраста) «Дети играют во дворе».

Конструирование в технике оригами «Котёнок», «Птичка», «Лягушка».

Чтение (пересказ, разучивание, инсценировка): А.Барто Цикл «Игрушки»; немецкая песенка «Ягнёнок»; молдавская потешка в пер.И.Токмаковой «Ой ты, заюшка, пострел»; И.Токмакова «Медведь»; Г.Цыферов «Про цыплёнка, солнце и медвежонка»; И.Янчарский «Приключения Мишки-Ушастика», «В магазине игрушек»; Л.Берг «Питт и трёхколёсный велосипед»; Д.Хармс «Игра»; русс. нар. сказка в обработке И.Колпаковой «Небывальщина»;

Рассматривание картин из сюжетной серии «Мы играем»;

Театр на столе «Про маленького котёнка», «Упрямые козлики», «Ножки не идут», «Ёж и медведь».

Пальчиковый театр «Перчатки» (по англ.нар. песенке)

Теневой театр «Ёж и заяц».

Инсценировки «Оживим наши сказки».

3. Первые шаги осени

Д/и «Что бывает осенью»; «Догадайся по описанию, какое явление природы»; «какая сегодня погода»:

Народная игра «Где мы были, мы не скажем, а что осеннего увидели, покажем»;

Лото «Дары осени».

Катание на велосипеде, самокате;

Час спортивных и подвижных игр «Как мы играем в начале осени».

П/и «Перелёт птиц», «Зайка серый умывается».

Активизирующее общение «Какие приметы осени  мы заметили на прогулке?», «Осень – хорошо или плохо», «За что я люблю осень»; «Птицы осенью»; КРК «Воркутинская северная осень – какая она?»; «Осенняя тундра – северная красавица»;

Составление описательных рассказов «Ранняя осень», «Деревья начинают менять наряд», «Небо в сентябре».

Речевое упражнение «Я начну, а ты продолжи»;

Беседа «Какие опасности и таит осенняя погода», «Как укрепить здоровье ранней осенью».

Выставка-коллекция «Первые дары ранней осени».

Наблюдения за изменениями погоды в солнечный и пасмурный день, за изменениями листвы и травы на участке.

Целевые прогулки в городской парк, в тундру, выявление «осенних» изменений в растениях, состоянии почвы, воды, в одежде людей.

Игры - эксперименты «Играет ветер ленточкой», «Дождик рисует на асфальте

- Уборка участка (сухая опавшая листва, веточки).

- Очистка крыльца от влажного песка, земли.

- Сбор природного материала и его классификация для поделок.

Аппликация «Поспели яблоки в саду»; «Укроем землю красивыми листочками»; из опавших листьев «Осенний золотой ковёр»; «Осенняя пылающая листва на фоне холодного голубого неба».

Рисование «Радостная осень», «Грустная осень»; «Осенняя фантазия»; «Дождик».

Конструирование из природного материала «Гриб»;

Лепка «Дары с огорода»;

Украшение уголка природы осенними растениями, цветами, листьями.

Альбомы для раскрашивания «Фрукты», «Овощи», «Грибы».

Концерт «Осень разноцветная»;

Инсценировка на фланелеграфе «Кто как от дождя спасается»;

Чтение: песенки, потешки «Во поле рябинушка»;

Стихи: И. Бунин «Листопад»; А.Ремизов «Хлебный колос», Н.Минский «Листопад»;  Н.Стачнёв «Осенняя гамма»; А.К.Толстой «Осень»; В.Зотов «Рябина», «Заяц-русак».

Потешки, песенки «Боровик, боровик», «Земелюшка добрая»;

4. Детский сад – чудесная страна.

С/р и. «В детском саду»; «Дети и воспитатель», «Дети и музыкальный руководитель».

Д/и «Угадай, чт о из нашей группы я опишу», «Есть или нет», «Режим дня».

Р/и «Ищем игрушку по карте»; «Умные тропинки ведут по детскому саду», «Внимание», «Найди, каких игрушек в группе поровну», «Чем похожи группы, чем отличаются».

Лото, кубики, мозаика по желанию детей.

Подвижные игры с мячами, скакалками, кеглями; игры с бегом, прыжками в физкультурном зале и на прогулочном участке.

Спортивно-музыкальные развлечения «Ребята в детском саду – ловкие и сильные»; «Час движения и творчества»

Беседы «Как взрослые трудятся в детском саду», «Что в нашей группе самое красивое», «Где что хранится в группе».

Активизирующее общение «Почему все дети в детском саду должны дружить»; «Как относиться к вещам и игрушкам детского сада и почему», «Почему все дети в группе имеют равные права на игрушки», «В какие игры лучше играть в группе, в спортивном зале и на прогулочном участке и почему»; «Безопасность в детском саду».

Составление правил «Как вести себя в детском саду» (правила для сохранения здоровья, удачной подготовки к школе, для сохранения хорошего настроения и укрепления дружбы со сверстниками».

Игровые ситуации «Превратим предметы детского сада в героев сказок»»,

Игры-эксперименты с водой и мыльной пеной «Весёлые путешественники», «Весёлые кораблики», «Нырки», «Бульбочки»;

Со стёклами «Мир в детском саду меняет цвет»; с увеличительным стеклом «Всё вокруг увидим, всё вокруг узнаем»;

Наблюдения за трудом воспитателей, поваров, медсестры, дворника.

Поисковые ситуации на обследование предметов и вещей, сравнение их свойств «Что из чего сделано в детском саду».

Трудовые поручения по украшению, оформлению, пополнению книжного уголка, коллекции игр в группе, создание коллекций природного материала, злаков и т.п.

- Наведение порядка в игровых зонах, мытьё игрушек.

Дежурство по столовой, по занятиям.

Рисование  «Наш детский сад», «Наши игрушки», «Наш воспитатель».

Художественный труд: изготовление украшений для группы из бумаги, природного и бросового материала;

Аппликация «Картинки для шкафчиков», «Красивые коврики для мелких игрушек», «Салфетка для обеда кукол».

Конструирование «Мебель для группы», «Детская площадка моей мечты».

Театр игрушек «Игрушки рассказывают ребятам про детский сад»;

Музыкально-художественное развлечение «Детский сад, с праздником».

Чтение, инсценировки, разучивание:

А.Барто «Девочка-рёвушка», Е.Благинина «Алёнуша», «С добрым утром»;

ОКТЯБРЬ

Виды деятельности

/ Темы

Игровая

Двигательная

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

Трудовая

Продуктивная

Музыкально-художественная

1. Улыбка украшает человека.

Р/и «Найди, что покажу», «Найди, что назову», «Настроения человека»; «Где звенит колокольчик?»;

Д/и «Сплетём веночки», «Что нам привёз Мищутка»; «Пиктограммы-настроения»;

С/р игры «Матрёшкино новоселье»; «День рождения», «Идём на концерт», «Цирк»;

Игры-забавы с воздушными шарами «Не позволим шарику упасть», «Цветные шары – цветные команды», «Нарисуй каждому шарику улыбку»; с зеркалом «Улыбнись себе», «Забавные добрые рожицы»;

«Прятки», «Жмурки с колокольчиком», «Попади в круг».

Игровые соревнования «Весёлые эстафеты» (включение в эстафету забавных юмористических заданий «Гонки мотоциклов», «Самодельные лыжи», «Перенеси воду ложкой» и т.п.

Музыкально-спортивное развлечение «Давайте улыбнёмся»;

П/и  с элементами забав «Поймай бабочку», «Мой весёлый звонкий мяч», «На одной ножке вдоль дорожки», «Наседка и цыплята», «Дай кролику морковку», «Лохватый пёс», «Солнышко и дождик»;

Игровые образовательные ситуации  «Поздравим матрёшку с новосельем», «Живые картинки»; «Поможем кукле, чтоб она улыбнулась (кукла упала, порвала платье)»;

Беседы, активизирующее общение «Похвали товарища, чтобы он улыбнулся», «Какая бывает улыбка у человека»; «Почему люди улыбаются»; КРК «Посмотрю на родной город и улыбнусь», «Пройду по осенней тундре: чему можно улыбнуться?»; «Что детей радует, а что печалит», «Почему улыбка украшает человека»;

Решение проблемной ситуации «Хорошо или плохо?»; «Кто из товарищей прав», «Почему бабушка перестала улыбаться?», «Почему Оля обиделась?».

Тематические выставки для общения «Люди улыбаются», «Дети и взрослые рады», «Лучшие случаи нашей жизни».

Прослушивание аудиозаписей любимых сказок и юмористических стихов.

Игры-фантазирования «Как мы насмешили царевну-Несмеяну», «Отчего Баба Яга подобрела».

Составление рассказов по картинкам, из опыта, по схеме-модели «Почему люди улыбаются», «Как улыбка помогает жить», «Весёлый случай», «Как мы смеялись всей семьёй», «Самый весёлый случай в детском саду», «Вспомним радостные события».

Р/и «Копилка добрых слов», «Кто больше скажет ласковых слов», «Похвали друга, но не повторяйся».

Наблюдения за изменениями погоды в солнечный и пасмурный день. Беседа по наблюдению «Когда говорят, что природа улыбается, а когда говорят, что природа грустит».

Игры-эксперименты, имеющие максимальную эмоциональную окраску: с песком «Лепим колобки», «Делаем фигурки и дорожки из песка»; с бумагой и фольгой «Блестящие комочки», «Бумажный вихрь»; со светом «Театр теней», «У кого тень интересней», «Угадай, чья тень», «Самая смешная тень»; со звуками «Звонкие бутылочки», «Необычные и смешные звуки»;

Составление простых планов-схем  «Волшебные знаки», «Ищем сюрприз в группе»;

Трудовые поручения, самообслуживание: помощь товарищам, испытывающим затруднения в самообслуживании; помощь взрослым в уборке группы, в игровых уголках;

Художественный труд «Сувениры для хорошего настроения», «Подарок другу»;

Рисование «Прекрасные цветы», «Я улыбаюсь», «На картине – радость»; «Красивая салфетка для пирожного»; «Ах, прекрасный натюрморт».

Конструирование «Мы волшебники» (по замыслу»; «Городок для любимых игрушек», «Вертушки для игры с ветром»,

Аппликация «Украсим платье», «Открытка другу для хорошего настроения»;

Коллективный коллаж «Радостный мир».

Драматизации сказок «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба»;

Музыкально-дидкактические игры «Где мои детки?», «Птицы и птенчики».

Кукольный театр «Заяц и гуси», «Утята и шалуны»;

Чтение (пересказ, инсценировки, разучивание): Потешки, песенки  и заклички «Ах ты, ноченька, ночка тёмна», «Улитка улитка», «Жили у бабуси», «Кисонька-мурысонька», «Мыши водят хоровод»; сказка «Как собака друга искала»; К.Чуковский «Телефон»; С.Маршак «Багаж», «Вот какой рассеянный»; Г.Кружков «Рррры»; Д.Биссет «Про мальчика, который рычал на тигров».

Инсценировки «Лиса и заяц», «Как непослушный котёнок обжёг себе лапу»;

Развлечение «Вечер шуток и загадок».

2. Осень – всюду

Лото и настольно-печатные игры «Овощи», «Собери урожай», «Фрукты»; «С какого дерева осенний лист»;

Д/и «Что бывает осенью», «Правильно-не правильно»; «Осенние приметы»; «Найди что покажу», «Найди в букете такой же листок», «Такой листок, лети ко мне», «Сбор грибов», «Опиши, я отгадаю».

С/р игра «Магазин семян».

П/и с элементами забав: «Солнышко и дождик», прятки, жмурки; «Пилоты», «Птички и кошка», «Перелёт птиц», «Бег наперегонки», «Ловишка в кругу», «Огородники», «Догони», «Быстрые и меткие», «Коршун и наседка», «Сбей кеглю», «Краски», «Серсо», «Кольцеброс»

Активизирующее общение «Здравствуй, осень золотая», «Покажем мишке уголок природы», «Оденем куклу на осеннюю прогулку»,; «Как укрепить здоровье осенью», «Каким спортом можно заниматься осенью»? «Как мы делали винегрет», «За что я люблю осень», «Что нам осень подарила».

Беседы по картинам  «Осень в саду, на огороде, в поле».

Составление рассказов по впечатлениям  КРК. «Тундра в октябре»; «Улицы города в октябре»;

Речевые логические задачи  «У реки», «По грибы».

Наблюдение в природе: Небо (чистое, голубое, серое, тучи на небе). Погода (дождливая, ненастная, ветреная). Дождь (струится по стеклу, стучит по окнам; на дорогах лужи, в лужах – круги и пузыри). Ветер (дует, раскачивает деревья, гнутся ветки, облетают последние листочки). Изменение цвета листьев, опадание листьев с деревьев; состояние водоёма (в городском парке). Изменение освещённости в течение дня, высоты солнца, первые заморозки, туман, роса. Прекращение роста и отмирание верхних частей растений.

Исследовательская игра «Разведчики» (осмотр участка детского сада);

Опыты : воздух, способы его обнаружения; состояние почвы (состав и изменение её в зависимости от температуры).

Целевые прогулки в цветочный магазин; по осеннему городу, в парк, к водоёму.

Трудовые поручения, практические действия: сбор осенних листьев, уборка участка; сбор осенних листьев, семян цветов и других растений; посадка чеснока под зиму; заготовка и сушка листьев растений (для аппликаций, зимних букетов, гербария). Сбор семян арбуза, дыни для уголка природы, для ручного труда. Посадка луковиц тюльпана, нарцисса для проращивания к новогодним праздникам.

Художественный труд: выкладывание для осени  жёлтого и зелёного шарфика;  

Рисование: «Осень», «Заготавливаем картофель», «Консервируем фрукты»; «Осенний лес», «Осенний парк», «Волшебные облака», «Гроздья рябины»; «Сочное, румяное, для всех ребят желанное» (акварель, с натуры); «Вывеска для магазина «Овощи, фрукты», «Осенняя фантазия», «Осенний натюрморт».

Аппликация «Поспели яблоки в саду» (коллективная); «Угостим зайчика морковкой», «Осенний ковёр», «Сказочный осенний лес вокруг теремка»;  

Чтение, пересказ, разучивание: А.Плещеев «Осень наступила»», К.Бальмонт «Осень», А.Блок «Зайчик», П.Воронько «Хитрый ёжик»;

М.Пришвин «Листопад»; Э.Мошковская «Чужая морковка», И.Бунин «

Листопад», «Осенние листья по ветру кружат», А.Майков «Кроет уж лист золотой», Ю. Тувим «Овощи». Н.Минский «Листопад», В.Зотов «Белка, Ёж, Заяц-беляк» (из кН. «Лесная мозаика»). А.Блинов «Последний листок».

Выставка картин, их рассматривание: А.Куприн «Натюрморт с кабачками и корзиной», «Белки осенью» (из серии С.Н.Николаевой, Н.Н.Меньшиковой); И.Грабарь «Осенний день», И.Левитан «Осенний день», И.Ерышев «Хлебное поле», В.Ван Гог «Картофель», «Корзина с яблоками»; И.Бродская «Опавшие листья», И.Горлов «Осень», И.Остроухов «Золотая осень».

Песенки «Боровик», «Земелюшка добрая», «В саду на груше».

3. Транспорт

- С/р игры «Шофёры», «Едем в автобусе», «Перекрёсток»; «Пароход», «Отпр

Д/и «Виды транспорта»; «Целое из частей», «Наша улица»; Найди, чем отличаются», « Почини машину», «Узнай по части», «Что перепутал художник?», «Кому что нужно?»

Лото «Машины».

Игра-конструирование «Транспорт на улице города».

П/и «Воробушки и автомобиль», «Машины, в гараж!»; «Самолёты, в полёт»; «Цветные автомобили».

Спортивное развлечение «Пешеходы и транспорт».

Беседы  «Что такое транспорт и зачем он нам нужен», «Зачем нужны правила дорожного движения?», «Как вести себя в транспорте», «О последствиях нарушений правил дорожного движения»; «Правила дорожного движения», «Улица полна неожиданностей».

Творческое рассказывание «от имени» любого вида транспорта «Если бы я был машиной».

Рассказы из личного опыта «Зачем нужен транспорт?», «Починим машину», «Зачем нужны дорожные знаки?»,   «Как я ездил к бабушке», «Машины специального назначения».

Описательный рассказ игрушечного транспорта и изображённого на картинках.

Рассматривание и обсуждение иллюстративного материала с изображением различных видов машин.

Экспериментирование «Тонет – не тонет, или почему лодки делают деревянные и резиновые»;

Целевые прогулки по городу: «Игра в разведчиков, или разыщем машины специального назначения»; «Изучение работы автобусов, маршрутных такси», «Наблюдение за движением легкового автомобильного транспорта»;

Ремонт игрушечных машинок вместе с родителями и воспитателями;

Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

Рисование «Машины родного города», «Грузовик», «Автобус», «Самолёт»;

Аппликации «Поезд», «Пароход»;

Чтение, пересказ, разучивание:

Н.Носов «Автомобиль», В. Берестов «Про машину»,  С. Фангинштейн «Наша улица»; С. Михалков «Должен помнить пешеход: перекресток-переход); К.Кубилинскас «Самолёт», «Машина моет» ;

- Придумывание загадок о разных машинах и любых видах транспорта.

- Музыкальное развлечение «Путешествие».

4. Мы – исследователи мира.

Р/и «Где мои детки?», «Каждой вещи своё место», «Найди, о чём расскажу», «Чего не стало»; «Что изменилось?», «Почтальон принёс посылку», «Угадай, какой наш дом», «Кто что делает», «4 времени года»; «Кто больше увидит», «Преобразовывание одной фигуры в другую», «Куб-хамелеон».

Игры с запрещающими действиями и правилами «Фанты», «Чёрное и белое», «Да и нет не говорите».

Подвижные игры по желанию детей и плану инструктора по физической культуре с различным оборудованием и атрибутами (обручи, мячи, скакалки, гимнастические скамейки)

Активизирующее общение: «Что кому нужно для совместной работы?», «Распутай путаницу», «Как непослушный котёнок чуть не обжёгся»;

Речевые логические задачи «Разноцветные кораблики», «Когда это бывает?», «Что закрыто на картинке?»

Рассказы из личного опыта «Моё удивительное открытие», «Очень интересное наблюдение», «Вот как я узнал что-то новое».

Опыты : необходимость света для роста растений; необходимость влаги для роста растений; различная потребность комнатных растений в свете и влаге; свойства воздуха;

Наблюдения в природе: облачность, осадки. Осмотр участка детского сада;

Экскурсия по детскому саду «Что из чего сделано», «Найдём всё деревянное», «Найдём всё металлическое», «Найдём всё пластиковое» и т.п.

Создание коллекций вещей и предметов из разных материалов.

Игры-экспериментирования с магнитами, стеклом, резиной.

Уход за комнатными растениями; Уборка участка; Изготовление и вывешивание кормушек для птиц; Подкормка птиц на улице; Помощь малышам в уборе участка;

Конструирование «Преобразовывание домика в теремок»; «Постройка домика по собственному замыслу»;

Лепка «Бревенчатый домик для матрёшки»; «Наши игрушки».

Чтение, пересказ, разучивание: З.Александрова «Хрюша и чушка», Л.Толстой «Птица свила гнездо», Н.Носов «Ступеньки», Б.Житков «Что я видел», «Как мы ехали в зоологический сад»; Э.Мошковская «Добежали до вечера»; И.Токмакова «Веретено», «Сосны»; Л.Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду».

НОЯБРЬ

Виды деятельности

/ Темы

Игровая

Двигательная

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

Трудовая

Продуктивная

Музыкально-художественная

1. Если хочешь быть здоров

- С/р игра «Больница», «Аптека», «Поликлиника», «На приёме у врача»; «Мы – спортсмены»; «Кукла заболела»; «Научим мишку быть здоровым»;

- Дидактические игры «Научи котёнка умываться», «Научи куклу чистить зубы», «СМС здоровья», «Что понадобиться для… (умывания, закаливания, чистки зубов, занятия спортом)»; «Можно-нельзя»; «Мой организм», «Режим дня».

Игры-путешествия предметного характера «Водичка-водичка», «Я одеваюсь сам», «Так привыкли мы к порядку», «Опасно-безопасно».

- Эстафеты;

- Спортивные соревнования на улице «Праздник здоровья»;

- Час подвижных игр и творчества,

- Вечер игр-аттракционов.

- Активизирующее общение: «Какие опасные предметы ты видишь на картинке?», «Что значит быть здоровым?», «Главные правила укрепления здоровья»; «Почему говорят – движение это жизнь», «Почему говорят: солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья?»,

Решение проблемных ситуаций «Может ли спорт быть опасным?», «Правила поведения на зарядке и физкультуре», «Кто прав: на прогулке случилось вот что…»,

Составление рассказов по сюжетным картинкам (о спорте, о санитарно-гигиенических процедурах); Составление рассказов из личного опыта: «Как плохо болеть», «Как меня лечили», «Однажды бабушка заболела – как я ей помог».

Беседы с людьми, чья профессия связана с безопасностью и сохранением здоровья: врач, инспектор ГИБДД, полицейский, пожарный.

- Конкурсы «Чистый из чистых», «Первый приз девочки Чистюли», «Мисс и мистер Аккуратность»»;

- Создание коллекции предметов и картинок «Что полезно для здоровья»;

- Ситуационные познавательные задачи «Сгруппируй», «Вспомни и выложи с помощью моделей»; «Предложи способ, позволяющий укрепить здоровье (не заболеть)»;

Моделирование Изготовление схем-моделей «Здоровое питание, полезная еда», «Правила умывания», «Правила чистки зубов», «Безопасная прогулка», «Когда ты дома один: «можно» и «нельзя»,

Проект «Создаём азбуку здоровья»;

- Упражнения показ-повтор в процессе освоения культурно-гигиенических навыков; трудовые поручения по мытью игрушек.

- Изготовление «рекламы» полезных продуктов и занятий»;

- «Рисование «Мы любим спорт»;

Изготовление плакатов, коллажей «Кладовая витаминов», «Всё для здоровья», «Правила безопасности в картинках и рисунках»

Чтение, разучивание, пересказ: Э.Мошковская «Нос, умойся», Э.Фарджен «Мыльные пузыри», С.Капутикян «Хлюп-хлюп», С.Погореловский «Про глаза-глазёнки, про глаза-глазищи», «Берегись»; А.Кондратьева «Зеркало», Ю.Мориц «Пирожок», И.Токмакова «Тихо-тихо», Е.Серова «Лягушонок», Л.Герасимов «Купаю куклу», А.Кузнецова «Кто умеет?», Я.Яхнин «Почему надо чистить зубы?»

В. Бондаренко «Где здоровье медвежонка»

Прослушивание аудиозаписей детских песенок «Зарядка», «Весёлая компания», «огород», «Моя игрушка».

2. Мои любимые игрушки.

Развивающие игры «Найди игрушку, какую покажу»; «Найди игрушку, какую опишу», «Найди все круглые игрушки», «Посели игрушки в домики по цвету», «Какой игрушки не стало?»; Мозаика; д/и «Кукольная комната»; «Где спряталась игрушка?».

Игры-забавы: «Попади в круг», «Из кружка в кружок», «Дай кролику морковку»; «Волчок»;

С/р игра «В магазине игрушек»;

Забавные упражнения и игры на площадке: «Догони мяч», «Догони обруч», «Принеси предмет», «Брось мяч дальше всех», «Поймай мяч», с обручем «Прокати обруч», «Такси». 

П/и «Цветные автомобили», «Кегли», «Мяч через сетку».

- Активизирующее общение: «Матрёшкино новоселье», «Поможем кукле: кукла упала, порвала платье», «Мы убираем игрушки», «Кукла заболела», «Игры и игрушки»; «Любимая игрушка в детстве моих родителей»; «Правила безопасного обращения с игрушками»; «Какие игрушки могут быть опасны»;

Развивающая игра: «Опиши игрушку, мы отгадаем»,

Составление рассказов: описание игрушки ; описание игрушки по схеме-модели; «Кукольный детский сад», «Музыка для кукол»; «Новоселье куклы»;

Моделирование: составление схемы-модели для описания игрушки; составление схемы-алгоритма «Правила пользования игрушкой»;

На прогулке: постройка из снега домика для куклы, игрушечных зверушек; помощь воспитателю в мытье и починке игрушек;

- Изготовление игрушек для игр с ветром (султанчики, бабочки, вертушки);

- Изготовление игрушек-забав для малышей (дергунчики);

Аппликация «Домик для игрушечной собачки»; «Коврики для игрушечных котят»; «Кукла в длинной шубке»; «Гирлянды из флажков», «Рыбка»; Вывеска для магазина «Игрушки»;

Рисование «Коврик для игрушечной собачки», «Воздушные шары для Вини-Пуха», «Матрёшка танцует»; «Пирамидки»;

Лепка  «Бревенчатый домик для матрёшки», «Матрёшка», «Наши игрушки»;

Конструирование:  «Лесенка для петушка» (кубики, пластины); «Постройка горки для куклы Кати» (кубики, кирпичики, призмы), «Гараж для игрушечной машины»; Постройка домика по собственному замыслу; «Городок для любимых игрушек», Игрушки из поролона; «Кружка и ведёрка для гномов», «Игрушечный щенок» (бросовый материал); «Бабочка» (оригами); «Уточка» (природный материал);

Чтение, разучивание, пересказ: В.Берестов «Больная кукла», «Бычок», «Котёнок»; Ч.Янчарский «В магазине игрушек», «Приключения Мишки Ушастика», «Игры», «Самокат»; Г.Цыферов «Когда не хватает игрушек», А.Барто «Игрушки»;

Кукольный спектакль «Петрушка и шарик»,

Театр на столе с использованием игрушек: «Про маленького котёнка», «Упрямые козлики»; «Про машину»; «День рождения Чебурашки»;

3. Мебель и посуда.

С/р игра: «Новоселье куклы», «Наведём порядок в кукольном доме»; «В мебельном магазине»; «Наведём порядок на кухне»; «Обед у Мишутки»;

Д/и «Что лишнее?», «Какой предмет мебели – для чего?»; «Угадай предмет мебели по описанию»; «Отгадай, что я описываю».

Игровые упражнения с гимнастической скамейкой; Игра «Лишний стул»:

Составление описательных рассказов о предметах мебели и посуде «с натуры» и по схеме-модели.

- Активизирующее общение:  «Для чего человеку…(отдельные виды посуды, мебели)»; «История возникновения и преобразования предметов посуды», «История возникновения и преобразования мебели»; «Какая мебель встречается в сказках?», «Какая посуда встречается в сказках?», КРК: «Мебель в Коми избе», «Почему в чуме у оленеводов тундры нет мебели?»; «Правила безопасного обращения с посудой»; «Какая мебель может навредить здоровью и как этого не допустить»;

- Составление схем-моделей для рассказывания о мебели и посуде.

- «Исследовательский поход по детскому саду» (исследуем виды мебели: из каких материалов сделаны);

- Составление схемы-плана «Расстановка мебели в нашей группе».

- Исследование и сравнение схожих предметов мебели и посуды, поиск сходства и различия (блюдце – тарелка – миска – блюдо); (стакан – кружка – чашка); (табурет – стул – кресло); (диван – кровать – раскладушка).

- Помощь в сервировке стола, закрепление правил пользования посудой.

- Мытьё кукольной посуды.

- Мытьё и починка кукольной мебели.

Рисование: «Прекрасная ваза», «Чашки для трёх медведей», «Миски для трёх медведей»; «Стулья для трёх медведей»;

Аппликация «Украсим кастрюлю», «Красивая кружка»; «Орнамент на блюдце».

Лепка: «Чашка», «Кувшин»; «Тарелка с пирожками».

Чтение, разучивание, пересказ: сказка «Лиса и журавль»;

4. С Днём рождения, Воркута!

КРК

С/р игра «Путешествие по Воркуте»;

Д/и «Кто больше назовёт» (улицы, площади города, известные здания, социальные объекты); «Подскажи словечко» (подбор эпитетов к объектам города);

Эстафета «Оленьи упряжки» ( с санками); Спортивный праздник «Привет Спартакиаде народов Севера»; Час движения и игры «Юные воркутинцы – сильные, смелые, ловкие».

Решение проблемных ситуаций «Почему так происходит… (осень в Воркуте похожа на зиму, короткий световой день и т.п.);

Активизирующее общение «Я воркутинец», «История Воркуты», «Воркута сейчас и 30 лет назад», «Профессии воркутинцев», «Традиции и праздники Воркуты», «Знаменитые фамилии в названиях улиц родного города», «Как я ходил смотреть на состязания оленьих упряжек».

Целевые (исследовательские) прогулки по Воркуте: «Самые красивые здания Воркуты – что в них есть, история создания»; «Что есть на центральной улице»,

Экскурсии: «Площади Воркуты», «Скверы и парки города»;

Наблюдения за изменением продолжительности светового дня; за состоянием погоды, внешнего вида деревьев, неба, направлением ветра.

- Изготовление рамочек для рисунков о Воркуте; помощь взрослым в оформлении фотовыставки «Я воркутинец»;

Расчистка дорожек от снега на прогулочном участке;

Рисование «Мой дом», «Наш детский сад», «Воркутинские дети гуляют», «У фонтана – площадь Мира», «Лыжник», «Салют в Воркуте»;

Аппликация «Снегопад в родном городе», «Украсим малицу», «Орнамент на пимах», «Украсим чум».

Лепка «Воркутинка в длинной шубке»,

Художественный труд Изготовление открыток «День Города», поделок-сувениров ко Дню Города;

- Посещение драматического и кукольного театров;

- Литературно-музыкальное развлечение «С Днём Рождения, Воркута».

- Разучивание стихов о Воркуте.

ДЕКАБРЬ

Виды деятельности

/ Темы

Игровая

Двигательная

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

Трудовая

Продуктивная

Музыкально-художественная

1. Зима пришла!

Д/и «Найди ошибки»; «Какое время года?»

Р/и «Времена года – по своим домикам»; «Зима – хорошо или плохо?».

П/и  «Кто дальше?», «Берегись – заморожу», «Снежиночки- пушиночки», «Снежинки и ветер»; «Найди снегурочку»; «Мороз – красный нос»;

Хороводные игры: «Зайка беленький сидит»; «Зимний хоровод»;

Игры-забавы с санками; на ледяных дорожках, на лыжах; катание с горки по одному; катание на санках друг друга; «Ледяная карусель», «Перетяжки» «Гонки с шайбой»; «Попляши и покружись, самым ловким окажись», «Хоровод с санками».

Активизирующее общение: «Здравствуй, зимушка-зима»; «Зимний парк»; КРК: «Чем зимний лес отличается от зимней тундры?»; «Красота зимней Воркуты»; «Зимний спорт», «Зимние развлечения»; «Как уберечь здоровье зимой?»; «Чем опасен мороз?», «Правила безопасности на зимней прогулке»;

Рассматривание картин и беседы по ним, составление описательных рассказов: серия «Зимующие птицы», «Зимние развлечения», «Как дети спасали птиц», В.Коровин «Зимой», Г.Низский «Зима»; Э.Грабарь «Зимний пейзаж», К.Ф.Юон «Волшебница-зима», Д.Я.Александров «Зимняя сказка»; «Северные олени».

Составление рассказа по схеме-модели «Что зимой бывает».

Наблюдения:, снежинки, облака. Восход и заход солнца. Ворона (каркает, ищет пищу). Зимнее небо. Зимний пейзаж. Явления природы: снегопад, метель, вьюга, пурга, оттепель. Следы на снегу (сравнение следов взрослого и ребёнка, собаки и птиц). Снежинки при свете фонаря. Сугробы, лёд. Узоры на стекле. Снег в зависимости от погоды. Рассматривание снежинок через лупу. Повадки зимующих птиц.

Целевая прогулка в парк в поисках диковинных снежных фигурок.

Опыты : защитные свойства снега; Определение причины разных состояний воды.

Моделирование: изготовление схемы-модели «Что зимой бывает»; схемы-алгоритма «Правила безопасной прогулки», «Как вести себя в мороз».

- Расчистка дорожек от снега.

- Замораживание цветных льдинок. Устройство горки для куклы. Устройство берлоги для самого большого игрушечного медведя.

- Уборка участка после снегопада; -- Изготовление и вывешивание замороженных льдинок на участке;

- Изготовление кормушки для птиц.

- Подкормка птиц;

- Поливка водой ледяных дорожек и построек;

- Изготовление поделок и украшений к Новому году.

Лепка: «Снеговик», «Птичка, с которой дружит снеговик»; «Кто живёт в зимнем лесу?»,

Аппликация: «Бусы для будущей ёлки», «Украсим ёлочный шарик узором»; «Пдает снежок» (обрывание); «Деревья зимой» (коллективная; обрывание полосок);

Рисование: «Мой друг Снеговичок», «Вот зима – кругом бело», «Снегопад» (набрызг); срисовывание с картин И.Шишкина «Зима», И.Бродского «Зимнее утро»;

«Заиндевелое дерево»;

Песенки, потешки, заклички, небылицы: «Уж ты зимушка-зима»; «Ты мороз, мороз, мороз…»;

Чтение, пересказ, разучивание:

И.Никитин «Зашумела, разгулялась…», «Встреча зимы»; К.Бальмонт «Снежинка».

В.Берестов «Снегопад», А.Чепурнов «Вьюга по полю не скачет»; С.Дрожжин «Улицей гуляет»;

Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; сказка «Лисичка сестричка и волк» (обр. М.Булатова); «Зимовье» (обр. И. Соколова-Микитова); С.Козлов «Зимняя сказка»; Н.Павлова «Деревня зимой»; В.Осеева «На катке»;

Настольный театр «Снегурушка и лиса»; «Дед Мороз»

Концерт  «Снег ложится белый-белый»;

2. Что могут люди.

С/р игры «Шофёры», «В магазине», «Строители», «Школа», «Детский сад», «Семья».

Д/и «Что для людей, что для зверей»; Лото «Разные профессии», «Какому мастеру что нужно», пиктограммы «Настроения».

Р/и «Запомни узор» (развитие памяти, воспитание сенсорной культуры);

Народные игры «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем»; «Гуси-гуси».

Игры-забавы «Прятки», «Жмурки с колокольчиком», «На одной ножке вдоль дорожки»;

п/и «У медведя во бору», «Пастух и стадо»; «бег наперегонки»; «Пробежки со скакалками», «Кольцеброс», «Затейники», «Ноги от земли», “Эстафета парами», «Отдай ленту».

Р/и «Я начну, а ты продолжи», «Подскажи словечко», «Правильно, не правильно».

Активизирующее общение  «Что умеют делать дети?», «Что должны делать дети?», « Что умеют делать взрослые?», «Что должны делать взрослые»; КРК: «Профессии Республики Коми», «Профессии в  Воркуте»; «За что бы я сказал спасибо воспитателю (повару, родным, продавцу, врачу, пожарному, полицейскому, шахтёру и т.п.»; «Добрые дела людей – зачем они нужны?», «Я молодец, потому что я умею…».

Цикл бесед «Правила человека разумного, или…(как не навредить себе; как не навредить другим людям, как не навредить природе)»

Составление рассказов по картинкам «Профессии», по  схемам-моделям «Что сделано людьми», «Что сделано природой».

Целевые и поисково-исследовательские прогулки по городу: наблюдение за пешеходами, дворниками, водителями, детьми и взрослыми (поведение, занятия, добрые дела и т.п.); «Что вокруг нас сделано людьми, а что создано природой».

Экскурсии: в ДТДМ (чему учатся дети в кружках и секциях); в библиотеку (для чего нужна; труд библиотекаря).

Игры-экспериментирования: с воздухом ( «Откуда дует ветер и что есть на белом свете», «Как сделать ветер в помещении», «Как воздух играть помогает?»; с водой «Нырки», «Ловкие пальчики», «Мыльные пузыри», !У кого пена выше и пышнее», «Сделаем живую воду», «Волшебник повар, или вода не имеет вкуса»; с бумагой «Снежки», «Веера», «Отпечатки», «Гармошка».

- Сооружение разнообразных построек из снега, используя приём выравнивания; Окапывание снегом деревьев; Уборка участка после снегопада;

Аппликация «Весёлый цирк», «Автобус»; «Маски и короны для новогоднего праздника»; «Машины на нашей улице»; «Дом с резными ставнями, или мы строители».

Рисование «Самолёты за облаками»; «Кого Емеля увидел в проруби?»; «Дом, в котором ты живёшь»; «Наш город», по сюжетам любимых сказок, рассказов.

Лепка «Клоуны».

Конструирование  «Лодочка плывёт»,

Чтение, пересказ, разучивание:

Песенки, потешки: «»Знаешь, мамка, где я был?», «Сапожник», «Тень-тень-потетень».

Сказки: «Рукавичка» (укр., обр.Н.Благинина); «Три брата» (хакасская, пер. В.Гурова); К.Чуковский «Федорино горе», Д.Биссет «Про мальчика, который рычал на тигров»;

Стихи: Е.Благинина «Научу обуваться я братца», «Посидим в тишине»; А.Кушнер «кто разбил большую вазу»; Б.Заходер «Шофёр»; С.Маршак «Вот какой рассеянный»; Э.Мошковская «Жадина»,

Рассказы: С.Козлов «Дружба», Н.Носов «Ступеньки», Б.Житков «Что я видел»;

Театр на фланелеграфе  «Маша и медведь», «Как вести себя на улице»;

Драматизация «Красная Шапочка»;

3. «Безопасность дома».

Д/и игры «Вызов скорой помощи», «Вызов пожарных»; «Разговор по телефону с незнакомцем»;

«Опасные предметы»; «Правильно – не правильно»;

Игры-фантазирования «В стране безопасности», «В гостях у Мойдодыра»; «В стране полезных продуктов»;

Режиссёрские игры: с помощью игрушек разыгрывание сюжетов на тему «Один дома», «Опасная ситуация»,

С/р игры «Стирка», «Сервировка стола», «Семья» с использованием в сюжете правил безопасности.

Игровые этюды «Водичка-водичка», «Так привыкли мы к порядку»;

- Упражнения на равновесие и развитие координации: ходьба обычная, на носках, с высоким подниманием бедра, с остановками, с приседанием, с изменением темпа; ходьба между линиями, шнурами, по доске; то же с перешагиванием предметов, рейки лестницы; ходьба по наклонной доске.

- Игровые упражнения для развития быстроты;

«Быстро возьми, быстро положи», «Кто соберёт больше цветочков», «Мыши и кот», «Карусель», «Скорее в круг»;

Bus и упражнения для развития скоростно-силовых качеств: «Лошадки» ( бег с высоким подниманием бедра); «Мячики» (подскоки на месте 2-3 серии по 25-30 раз); «Кузнечик» (стоя у гимнастической стенки и взявшись двумя руками за одну рейку, быстро вставать на 2-ую, 3-ю снизу рейки и спускаться на пол) и др.

- Активизирующее общение с применением иллюстративного материала:  «Лекарства – не игрушки!», «Огонь – наш друг и огонь – наш враг», «Расскажи, почему этот ребёнок попал в беду», «Чтобы предметы в доме были друзьями»; «Чем опасны разбросанные игрушки».

Решение проблемных ситуаций: «Как ты умаешь, что будет дальше, если…», «Предложи способ, позволяющий предотвратить опасность», «Найди ошибку» (в сказке, сюжетной картинке, рисунке)»,  «Как правильно оказать первую помощь себе и другим»,;

- Придумывание и разучивание рифмованных строчек (слоганов) о правилах безопасного поведения в быту;

Наблюдения за процессом безопасного умывания, пользования водой, мылом (для малышей) и практическое закрепление этих умений у других детей.

Моделирование схем и алгоритмов:  «Чтобы не было пожара», «Правильное поведение дома – залог безопасности и здоровья»; «Действия при пожаре», «Если тебя преследует незнакомец».

- Проект «Энциклопедия безопасных ситуаций», «Книга полезных советов»; «Правила безопасности в картинках и рисунках».

- Практические действия, поручения на закрепление навыков правильной и безопасной манипуляции с ножницами и другими предметами.

- Наведение порядка в игровых уголках, закрепление правил обращения с игрушками.

Рисование: «Знаки разрешающие», «Знаки запрещающие» (придумывание и рисование знаков-эмблем по типу дорожных на тему «Безопасность ребёнка в доме»); «Полезные продукты»;

Коллективные коллажи, плакаты «Помни эти правила», «Безопасное и радостное детство»;

Чтение, обсуждение и пересказ : сказка «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка»; «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»;

А.Шабад «Лесенка»; С.Капутикян «Маша обедает»; Г.Кружков «Стихи о чистой посуде», К.Мурзалиев «Твой дом»; Ю.Тувим «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу»; Г.Остер «Вредные советы»; С.Маршак «Вот какой рассеянный», «Как себя вести», «Сказка о глупом мышонке».

Н.носов «Бобик в гостях у Барбоса»; Е.Шварц «Сказка о потерянном времени».

4. «Эмоции человека».

Р/и «Настроения», «Весело – грустно», «Почему так?», «Выбери нужную ситуацию к картинке с эмоцией»;

- Игры-митации и игровые ситуации «Живиые картинки», «Изобрази, о чём расскажу», «Кто поможет?», «Поищем и найдём хорошие слова»,

Игровые дидактические этюды: «В гостях у матрёшки», «Кукла Таня у нас в гостях», «Кукла Таня простудилась», «Как бы ты поступил», «Учимся правильно принимать подарки», «Кто помоет найти добрые слова для…(ребёнка, воспитателя, родителей, друзей, игрушки)»..

Игры-фантазирования «Письма доброго сказочника», «Встреча с добрыми, хорошими людьми», «Что было бы, если бы…»

п/и «Зарядка зверей», «Пляшущие человечки», «Огуречик, огуречик», «Солнышко и дождик», «Быстрые и меткие», «Через бревно», «Неваляшки», «Изобрази смешную фигуру», «Наперегонки парами», эстафета «Преодолей полосу препятсвий».

Час игры и творчества «Смешные упражнения».

Активизирующее общение:  «Я и дети», «Я и детский сад», «Я и моя мама», «Я и мой папа»; «Чему люди огорчаются», «Чему люди радуются», «Когда человек: удивляется, сердится, боится, радуется, грустит…» ( с использованием иллюстративного материала); «За что меня можно похвалить».

Решение проблемных ситуаций «Кто же прав?», «Как поправить настроение другу?».

Придумывание рассказов по пиктограммам «Эмоции человека» и по сюжетным картинкам, отражающим эмоциональную реакцию людей на поступки окружающих.

Беседы и рассказы воспитателя «Добрые поступки помогут улыбнуться», «Когда это бывает». Беседа в процессе игровой экскурсии по фотовыставке «Удивляюсь, злюсь, боюсь, улыбаюсь, радуюсь…», «Правила поведения со сверстниками», «Друга найди, а нашёл – береги», «Как улучшить своё настроение».

- Рассматривание репродукций, картин, фотографий, рисунков о культуре поведения и об эмоциях человека, вызванных поведением других людей.

- Речевое творчество (придумывание) «Письмо больному другу».

- Творческое развивающее упражнение «Определи эмоции человека по картинкам».

- Составление схем-моделей и алгоритмов «Правила поведения»  для  настоящего человека», «Мой день дома и настроения членов семьи».

- Оформление фотовыставки «Удивляюсь, злюсь, боюсь, улыбаюсь, радуюсь…».

- Проект «Энциклопедия добрых дел», «Коллекция настроений», «Доставим людям радость добрыми делами».

- Выполнение поручений в процессе дежурства по занятию, по столовой.

- Взаимопомощь в процессе сбора на прогулку, в уборке игрушек.

- Помощь взрослым в подготовке фотовыставки.

Лепка и обыгрывание результатов: «Ай, качи-качи-качи, вот баранки-калачи», «Ой, ладушки, ладушки, испечём оладушки», «Новогодние подарки игрушкам», «Зверюшки на празднике ёлки»,

Аппликация и обыгрывание результатов:  «Украсим варежку для лисоньки», «Колобок катится по дорожке», «Новогодние ёлочные игрушки»;

Рисование  и обыгрывание результатов:  

«Котята играют с клубочками»; «Волшебные картинки», «Снегурочка из леса к нам пришла».

Изготовление комплекта пиктограмм «Эмоции и настроения».

Чтение и эмоциональное обыгрывание:

Песенки, потешки, заклички, небылицы «Жили у бабуси», «Мыши водят хоровод», «Котик, коток», «Ты, собачка, не лай»,

Стихи В.Берестов «Больная кукла», «Бычок», «Котёок»», К.Чуковский «Мойдодыр», «Ёжики  смеются»; Э.Мошковская «Не буду бояться», В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?»; Ю.Мориц «Хохотальная путаница»

Рассказы, повести: Л.Воронкова «Маша-растеряша», К.Ушинский «Петушок с семьёй», Г.Балл «Новичок на прогулке», С.Прокофьев «Когда можно плакать?», «Маша  и Ойка», Л.Хармс «Врун».

Театр на фланелеграфе «Три медведя», «Как вести себя на улице».

ЯНВАРЬ

Виды деятельности

/ Темы

Игровая

Двигательная

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

Трудовая

Продуктивная

Музыкально-художественная и чтение

1. Зимние сказки.

- Игры-драматизации по мотивам сказок «Лисичка сестричка и волк» (обр. М.Булатова); «Зимовье» (обр. И. Соколова-Микитова); «Заюшкина избушка», «Снегурочка» и т.п..

Р/и «Времена года – по своим домикам»; «Зима – хорошо или плохо?», «Кто больше назовёт героев «зимних» сказок», «Узнай сказку по отрывку», «Подбери нужные картинки к сказке».

Игры-забавы с санками; на ледяных дорожках, на лыжах; катание с горки по одному; катание на санках друг друга; «Ледяная карусель», «Перетяжки» «Гонки с шайбой»; «Попляши и покружись, самым ловким окажись», «Хоровод с санками».

Активизирующее общение: «Кто больше назовёт сказок о зиме», «Если бы я был…(Снегурочкой, Дедом Морозом, Морозко, волком из зимнего леса), то я….»(рассказывание от имени сказочного персонажа; «Здравствуй, зимушка-зима»; «Зимний парк»;

Придумывание сказок по тексту стихов:  И.Никитин «Зашумела, разгулялась…», «Встреча зимы»; К.Бальмонт «Снежинка».

В.Берестов «Снегопад», А.Чепурнов «Вьюга по полю не скачет»; С.Дрожжин «Улицей гуляет»;

Рассказывание, беседы по иллюстративному материалу «К какой сказке подходит эта картинка и почему?»

Наблюдение: снежинки, облака. Восход и заход солнца. Ворона (каркает, ищет пищу). Зимнее небо. Зимний пейзаж. Явления природы: снегопад, метель, вьюга, пурга, оттепель. Следы на снегу (сравнение следов взрослого и ребёнка, собаки и птиц). Снежинки при свете фонаря. Сугробы, лёд. Узоры на стекле. Снег в зависимости от погоды. Рассматривание снежинок через лупу. Повадки зимующих птиц.

Целевая прогулка в парк в поисках диковинных снежных фигурок.

Опыты : защитные свойства снега; Определение причины разных состояний воды.

Моделирование: изготовление схемы-модели «Что зимой бывает»; схемы-алгоритма «Правила безопасной прогулки», «Как вести себя в мороз»

- Расчистка дорожек от снега.

- Замораживание цветных льдинок. Устройство горки для куклы. Устройство берлоги для самого большого игрушечного медведя.

- Уборка участка после снегопада; -- Изготовление и вывешивание замороженных льдинок на участке;

- Изготовление кормушки для птиц.

- Подкормка птиц;

- Поливка водой ледяных дорожек и построек;

- Изготовление поделок  - героев «зимних сказок» из природного и бросового материала.

Рисование «В рождественскую ночь», по впечатлениям от сказки «12 месяцев», «Дворец Снежной королевы», «Снегурочка», «По щучьему велению» и др.; «Расстелила зимушка белоснежные узоры»; «Северный олень из сказки про Снежную королеву».

Аппликация «Украсим шубку для Снегурочки», «Ели в зимнем лесу», «Шапочка для Снегурочки», «Снежинки», «Украсим волшебный посох Морозко».

Коллективный коллаж  «Зима в сказках».

Кукольный спектакль «12 месяцев»,

Драматизация «Снегурочка»;

Театр на столе «По щучьему велению», «Заюшкина избушка», «Волк и лиса».

Чтение, пересказ, разучивание:

В.Одоевский «Мороз Иванович», Г.Х.Андерсен «Снежная королева»,

Стихи С Есенин «Пороша»; Ф.Тютчев «Чародейкою зимою». И.Никитин «Зашумела, разгулялась…», «Встреча зимы»; К.Бальмонт «Снежинка».

В.Берестов «Снегопад», А.Чепурнов «Вьюга по полю не скачет»; С.Дрожжин «Улицей гуляет»;

Литературно-музыкальная викторина «Любимые «зимние сказки».

2. Безопасность на улице

С/р игра «Поездка в автобусе», «Шофёры», «Пешеходы гуляют по улице».

Д/и-соревнование «Собери светофор»,

Сюжетно-дидактическая игра «Посмотри на лево, посмотри направо»,

Д/и «Наша улица», «Поставь дорожный знак», «Улицы города», «Виды перекрёстков», «Чудо-автобус», «Найди по описанию вида и действия»;

Моделирование игровой ситуации на макете «Движение транспорта»;

Строительные игры «Гараж», «Улица с автобусными остановками».

- П/и «Воробушки и автомобиль»; «Цветные атомобили», Катание на санках с закреплением правил безопасности седока и везущего санки, «Весёлое соревнование», Спуски с горки на ледянках с закреплением правил безопасности взаимодействия на горке; «Весёлые старты». Игры-эстафеты с включением аттракционов;

Викторина «Слушай, запоминай»;

Беседы «Что на улице может быть опасным», «Если к тебе подошёл незнакомый человек», «Бродячие животные на улице», «Не поднимай мусор и отходы», «Моя дорога в детский сад».

Активизирующее общение «Какая часть улицы для чего служит?», «Чем опасны лужи и гололёд», «Проезжая часть для машин, тротуар – для пешехода»; «О ступеньках под землю и полосатой зебре»; «Перед тем как выйти на улицу, или особенности безопасного поведения в зимний период»;

Рассказ воспитателя с использованием иллюстраций «Колесо истории, или древнейшие средства передвижения», «светофор», «Дороги», «Из истории развития ПДД».

Встреча с инспектором ГИБДД.

Целевая прогулка с наблюдением за поведением тех, кто находится на улице, выявление потенциально опасных ситуаций и мест, а также грамотного и безопасного поведения людей

«По улице, где находится детский сад», «По центральной улице».

Моделирование: изготовление схем и алгоритмов «Правила безопасности на улице – не только правила ДД», «Как переходить улицу», «Как правильно двигаться по тротуару»; «Опасно  и безопасно».

- Расчистка дорожек от снега, прокладывание дорожек для игрушечного транспорта.

- Художественный труд и аппликация : изготовление дорожных знаков и пособий для дидактических игр по ПДД.

Рисование «Едут машины», «Светофор», «Улица моей мечты».

Музыкально-литературный досуг «Красный, жёлтый, зелёный», «Петрушка на улице».

Театр на столе «Уважайте светофор»,

Чтение, разучивание, пересказ. М.Ильин, Е.Сигал «Машины на нашей улице», С. Михалков «Моя улица», А. Дмоховский «Чудесный островок», Я. Пишумов «Азбука города», Г Тумаринсон «Новые дорожные приключения Буратино», В. Семерин «Запрещается — разрешается», И. Кончаловский «Самокат».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерное комплексно-тематическое планирование в старшей группе детского сада по программе "От рождения до школы"

Комплексно - тематическое планирование по программе " От рождения до школы" включает в себя все разделы непосредственно  образовательной деятельности, организацию развивающей среды и взаимодейств...

Комплексно-тематическое планирование для старшей группы детского сада. Образовательная область "Познавательное развитие".

Комплексно-тематическое планирование для старшей группы детского сада. Образовательная область "Познавательное развитие" . Развитие познавательно-исследовательской деятельности ознакомл...

Примерное комплексно-тематическое планирование в старшей группе детского сада

Примерное комплексно-тематическое планирование в  старшей  группе  детского сада...

Примерное комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по теме: «Первые шаги в науку»

Цель – учить обращать внимание на новые, интересные и необычные свойства, характеристики, черты объекта, предмета, явления; развивать познавательную активность, любознательность, стремление дете...

Примерное комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по теме: «Осень в гости к нам пришла. Что с собою принесла?»

Цель – Расширять представление детей об осени.Задачи: расширять представление детей о времени сбора урожая, о некоторых овощах, фруктах, ягодах, грибах. Развивать умение устанавливать простейшие...

Примерное комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по теме: «Зимующие птицы» (Январь, старшая группа)

Примерное комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по теме: «Зимующие птицы» (Январь, старшая группа)Задачи – Создание условий для формирования и р...