Картотека пальчиковых игр для детей 4 -5 лет "Говорим играя"
картотека (подготовительная группа) на тему

Макарова Людмила Сергеевна

Цель: развитие движений пальцев рук, их координированности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovyh_igr.docx25.86 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ «СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ» г.ТАТАРСК

Картотека  пальчиковых игр

для детей 4 -5 лет

"Говорим играя"

 

                                                                              Автор – составитель: Л. С. Макарова,

                                                                       воспитатель ГБУ НСО СРЦН г. Татарск,

                                                                       І  квалификационная категория

2017 г

    При некоторых речевых нарушениях у детей можно отметить выраженную в разной степени общую моторную недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Особое внимание следует уделить играм с пальчиками, которые сопровождаются небольшим стихотворным текстом. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук целесообразно использовать на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми.

    Цель: развитие движений пальцев рук, их координированности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

Эта цель реализуется в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, учебной, элементарно-трудовой. Тематика представленных игр разнообразна

Перечень

Пальчиковых игр для детей

дошкольного возраста

№ п/п

страница

1

Мама-ежиха

  3

2

Фрукты                            

3

3

Хлеб

3

4

На лужок

3

5

Детский сад

3

6

Мебель

4

7

Белочка

4

8

Кто спит зимой?

4

9

Наши пальцы

4

10

Игрушки

5

11

Погреемся

5

12

У сосны у пихты

5

13

Транспорт

5

14

Посчитаем

6

15

Компот

6

16

Наша армия

6

17

Наши мамы

6

18

Классическая

7

19

Сказки

7

20

Веселая встреча

7

«Мама-ежиха»

Гладила мама-ежиха ежат:

«Что за пригожие детки лежат!»

Массаж ладоней щеткой для волос (на ударные слоги). Не исключается и самомассаж.

«Фрукты»

Как у нашей Зины

Фрукты в корзине:

Дети делают ладошки «корзинкой».

Яблоки и груши,

Чтоб ребята кушали,

Персики и сливы -

До чего красивы!

Посмотрите на ранет!

Сгибают пальчики, начиная с мизинца.

Вкуснее наших фруктов нет!

Гладят живот.        

«Хлеб»

Муку в тесто замесили,

Сжимают и разжимают пальчики.

А из теста мы слепили:

Прихлопывают ладошками, «лепят».

Пирожки и плюшки,

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи -

Всё мы испечем в печи.

Поочередно разгибают пальчики, начиная с мизинца. Обе ладошки разворачивают вверх.

Очень вкусно!

Гладят живот.

«На лужок»

На лужок пришли зайчата,

Медвежата, барсучата,

Лягушата и енот.

На зеленый на лужок

Приходи и ты, дружок.

Сгибание пальцев в кулак в ритме потешки. При  перечислении животных считать пальцы на обеих руках поочередно.

«Детский сад»
В нашей группе все друзья (Дети ритмично стучат кулачками по столу.)
Самый младший- это я.
Это Маша, 
Это Саша, 
Это Юра, 
Это Даша. (Разжимают кулачки, начиная с мизинчика.)

«Мебель»

Мебель я начну считать:

Кресло, стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки.

Много мебели назвал -

Десять пальчиков зажал!

Поднимают зажатые кулачки вверх.

«Белочка»

Прыгает по веточкам

Невеличка-белочка.

Мелькает хвостик средь ветвей.

Кто угонится за ней?

Большим пальцем поочередно касаются остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной, затем другой рукой.

«Кто спит зимой?»

Медведь в берлоге крепко спит,

Всю зиму до весны сопит.

Спят зимою бурундук,

Колючий ежик и барсук.

Сжимают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

Только заиньке не спится -

Убегает от лисицы.

Показывают большой палец, вращая им.

Мелькает он среди кустов,

Напетлял - и был таков!

Соединяют большой палец правой руки с указательным пальцем левой и наоборот.

«Наши пальцы»

Дружно пальцы встали вряд -                         показываем ладонь

Десять крепеньких ребят.                                сжимаем пальцы в кулак.

Эти два – всему указка,                                    показываем указательные пальцы

Все покажут без подсказки.

Пальцы – два середнячка,                                демонстрируем средние пальцы

Два здоровых бодрячка.

Ну, а эти безымянны,                                        показываем безымянные пальцы

Молчуны, всегда упрямы.

Два мизинца – коротышки -                             вытягиваем мизинцы

Непоседы и плутишки.

Пальцы главные средь них -                             показываем большие пальцы

Два больших и удалых.                                     остальные пальцы сжимаем в кулак

«Игрушки»

У Антошки есть игрушки:

Вот веселая лягушка.

Вот железная машина.

Это мяч. Он из резины.

Разноцветная матрешка

И с хвостом пушистым кошка.

Поочередно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого.

«Погреемся»

Наши ручки замерзают,                        кулачки крепко прижать друг к другу

Поиграем-ка немножко,

Да похлопаем в ладошки.                      разжать кулачки, хлопать в ладоши

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп!                           пальчики, чтобы их согреть,

Сильно надо растереть.                           прижать  ладони друг к другу, тереть        

Пальчики мы согреваем,                         ладонь о ладонь

Их сжимаем, разжимаем.                        греем руки круговыми движениями,  

                                                                   сжимаем и разжимаем кулачки

«У сосны, у пихты»

У сосны, у пихты, елки

Очень колки иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

 Вас уколет можжевельник!

Даем ребенку колючий мяч или круглую щетку для волос. Ребенок катает мяч или щетку между ладонями.

«Транспорт»

Будем пальчики сгибать –

Сжимают и разжимают пальчики.

Будем транспорт называть:

Автомобиль и вертолет,

Трамвай, метро и самолет.

Поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца.

Пять пальцев мы в кулак

зажали,

Пять видов транспорта назвали.

Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого.

«Посчитаем»

Раз, два, три, четыре, пять -

Буду транспорт я считать.

Сжимают и разжимают пальчики.

Автобус, лодка и мопед,

Мотоцикл, велосипед,

Автомобиль и самолет,

Корабль, поезд, вертолет.

Поочередно сжимают пальчики обеих рук в кулачки, начиная с мизинца левой руки.

«Компот»

Будем мы варить компот
Фруктов нужно много. Вот:   Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим, сахарок.          Загибают пальчики по одному, начиная с большого.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ             Опять «варят» и «мешают»

«Наша армия»

Аты-баты, аты-баты!

На парад идут солдаты!

Вот идут танкисты,

Потом артиллеристы,

А потом пехота -

Рота за ротой!

Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки.

«Наши мамы»

Много мам на белом свете,

Всех их очень любят дети!

Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи.

Журналист и инженер,

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель -

Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке.

Мамы разные нужны,

Сжимают обе ладошки в «замочек».

Мамы разные важны!

Разводят руки, поднимают ладошками вверх.

«Классическая»

Раз цветочек,                                           пальцы рук согнуты, крутим кистью

                                                                  правой руки, изображая цветок

Два цветочек.                                          то же самое, левой рукой  

Ежики, ежики.                                        кистями рук поочередно изображаем ежиков

Наковальня, молоточек.                         поочередно кулаками стучим друг об дружку

Ножницы, ножницы.                              движение ножниц

Бег на месте, бег на месте.                     ногами – бег на месте

Зайчики, зайчики.                                   руками показываем заячьи уши

Ну-ка, дружно,

Ну-ка, вместе:                                        

Девочки!                                                  девочки кричат: «Девочки!»

Мальчики!                                               мальчики кричат: «Мальчики!»

«Сказки»

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть:

Вытягивают руки вперед, играя пальчиками.

Эта сказка - «Теремок».

Эта сказка - «Колобок».

Эта сказка - «Репка»:

Про внучку, бабку, дедку.

Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного.

«Веселая встреча»

Здравствуй, котенок!

Здравствуй, козленок!

Здравствуй, щенок!

И здравствуй, утенок!

Здравствуй, веселый, смешной

поросенок!

Разгибают пальцы, начиная с мизинца, пошевеливают каждым пальцем, приветствуя животных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пределы вмешательства взрослых в игры детей.(сюжетно - ролевая игра)

Консультация для педагогов,всех возростных групп ДОУ....

Сюжетно-ролевые игры в развитии детей. Как мы играем.

Как мы играем.Маленький ребенок это деятель. Ребенок играя все время стремиться в перед, а не назад. В играх дети как бы втроем:их подсознание, разум, фантазия, работают синхронно участвуют в осмыслен...

Совместное мероприятие для детей и родителей "Играют дети – играем вместе!"

Материал поможет привлечь родителей к участию в воспитании и обучении детей 4-5 лет через активное с ними взаимодействие....

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.

Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....

«Умные игры» Проект (краткосрочный) Тип: практико - ориентированный II младшая группа Проблема: -Внешний интерес детей и родителей к дидактическим настольным играм. Обоснование проблемы: 1. Неумение и нежелание детей младшей группы играть в настольно –

laquo;Умные игры»Проект (краткосрочный)Тип: практико - ориентированныйII младшая группаПроблема:-Внешний интерес детей и родителей к дидактическим настольным играм.Обоснование проблемы:1. ...

Мастер-класс для родителей по теме: «Игра – семейные традиции общения детей и взрослых. Играем в развивающие игры В.В. Воскобовича дома»

Цель: повысить уровень творческого потенциала родителей, их компетентности в сфере организации развития интеллектуальных способностей своих детейЗадачи:показать участникам мастер-класса разл...

Мастер-класс для родителей по теме: «Игра – семейные традиции общения детей и взрослых. Играем в развивающие игры В.В. Воскобовича дома»

Цель: повысить уровень творческого потенциала родителей, их компетентности в сфере организации развития интеллектуальных способностей своих детейЗадачи:·...