Тема: «ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ ПО МОТИВАМ ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Силиванова Маргарита Ивановна

Учить рисованию волнистой линии, коротких завитков и травинок слитным, плавным движением; упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти; закреплять умение равномерно чередовать ягоды и листья на полосе; развивать чувство цвета, ритма, умение передавать колорит Хохломы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvenn_25.01.16.docx19.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад с.Грачёв Куст

Перелюбского муниципального района

Саратовской области»

413753 Саратовская область, Перелюбский район, с.Грачев Куст, ул.Центральная 19.

               

Художественно-эстетическое развитие (рисование) в разновозрастной группе.

Тема: «ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ ПО МОТИВАМ
ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ».

                               

             Подготовила воспитатель:

             Силиванова Маргарита Ивановна

             Образование: среднее специальное

              Педагогический стаж: 6 лет

              Категория:  первая

                                                                          2016



Художественно-эстетическое развитие (рисование) в старшей разновозрастной группе.

Тема: «ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ ПО МОТИВАМ
ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ».

Дата проведения:_______________

Реализация содержания программы в образовательных областях: «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды детской деятельности: двигательная, коммуникативная,  восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная.

Цели: Учить рисованию волнистой линии, коротких завитков и травинок слитным, плавным движением; упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти; закреплять умение равномерно чередовать ягоды и листья на полосе; развивать чувство цвета, ритма, умение передавать колорит Хохломы.

Задачи:

Образовательная: Формировать  представление об особенностях техники росписи хохломских узоров.

Развивающая: пересказывать содержание стихотворения о Хохломе и хохломской росписи

Воспитательная:  эмоционально реагирует на красоту изделий Хохломы.

Материалы и оборудование: хохломская посуда; полоска желтой и лист белой бумаги для упражнений (на каждого), гуашь зеленая, желтая, красная и черная; предметы с хохломскими узорами.

Содержание
организованной деятельности детей

1. Вводное слово воспитателя.

– В селе Хохлома домашние животные ушли в лес. Давайте поможем птичнице вернуть домашних животных на ферму .Но для этого нам надо научится наносить узоры.

2. Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи.

А теперь в селе Хохлома праздник.

Послушайте стихотворение Н. Глазкова:

Стоит студеная зима,

Снежинки крутит буйный ветер,

А солнечная Хохлома

Напоминает нам о лете.

Грустят деревья и дома,

Невесел минусовый градус,

Но сохраняет Хохлома

В рюмашках, в ложках, в плошках –

Радость!

Ладья. Цветущий хвост – корма,

Нос – петушиная головка.

Плывет по лету Хохлома,

Расписанная очень ловко.

Бочонок солнечен весьма,

На нем цветы и земляника –

Семеновская Хохлома

Вся золотисто-краснолика.

В тарелочках не полутьма.

Не сумрак в вазах и солонках, –

Напоминает Хохлома

Родную, милую сторонку.

– Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

- Что вы представили, слушая стихотворение?

- Какие цвета вы бы использовали для росписи?

-  О каком русском промысле сочинил свое стихотворение поэт Н. Глазков?

Физкультминутка:

Название промысла произошло от названия села Хохлома, где традиционно изготовляли и продавали изделия хохломской росписи. Их отличает оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Выточенные из дерева предметы, в основном посуда, после специальной обработки расписывают растительным узором в свободной кистевой манере письма, а затем покрывают лаком и закаливают в специальной печи.

 Для изделий хохломы характерно сочетание красного и черного цвета с золотистым.

 Используются несколько типов росписи: травка, ягодка, яблочко, листик, виноград. 

Золотая хохлома – это огненные краски узоров, которые складываются из разнообразных завитков трав, цветов и ягод и восхищают нас своей неповторимой торжественной красотой, богатством фантазии. Хохлома всегда роскошна, наполнена каким-то радостным светом, по-праздничному красива.

Посмотрите на предметы, расписанные узором хохломской росписи. Выросла золотая травка на ложке, распустился красный цветок мальвы на плошке. Ягодка клюква поспела на поварешке. Клюет эту ягодку птица – золотое перо.

– Полюбуйтесь на эти чудо-ложки, чашки и бочонки, сахарницы и бокалы, вазы и подносы, широкие блюда и утицы, ковши.

– Начало золотой росписи ведут от древних мастеров-живописцев.

- Послушайте легенду: «Давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшеничную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чаша стала золотой».

Была и еще одна история в селе Хохлома:

«Жил мужичок, у которого большого богатства не было. Все в гости к нему приходили и дивились его чудной посудой. Как-то спросил один барин:

– Что же ты так хвалишь свое искусство?

А  мужичок  отвечает:  «Золото  Хохломы  в  воде  не  тонет  и  в огне не горит».

И правда, опустишь в воду – не тонет, а когда проходит специальную обработку в жаркой печи не горит. Вот так и прославился мастер в селе Хохлома, и сейчас его помнят».

На самом деле вырезанную посуду покрывают льняным маслом, натирают алюминиевым порошком, расписывают и обжигают, после чего и заиграют ее бока золотым светом.

– В далекие времена на ярмарках продавались изделия разных мастеров окрестных деревень. В Заволжье крестьяне ремесленники любили узоры «золото» и «травка». Золото олицетворяло счастье, богатство, жизнь, красоту и чистоту. Трава же и ягоды, цветы и листья-побеги напоминали людям о молодости и силе.

Роспись хохломская,

Словно колдовская,

И нигде на свете

Нет таких соцветий,

В сказочную песню

Просится опять.

Всех чудес чудесней

Наша хохлома.

– Давайте рассмотрим внимательно изделия Хохломы.

- Какой орнамент используют художники? (Травяной, растительный, видны листья, ветви и т. д.)

- Какие основные цвета в росписи? (Красный, черный, зеленый, желтый, золотистый.)

- Почему именно эти цвета используются мастерами? (Это яркие цвета природы.)

-  Какие чувства символизируют эти цвета? (Красный – радость, золотой – тепло, счастье, богатство, красота и чистота; зеленый – цвет жизни, природы; черный – торжественность.)

Главный элемент росписи – травка, художников называли «травниками». Травка, ягодки, цветы, птицы – все это символы счастливой жизни. И такая разукрашенная посуда создает вокруг себя праздник, олицетворяет мечту людей о счастье. Рассмотрите узоры-бордюры на предметах с хохломской росписью. Одинаковые элементы расположены друг за другом. (Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов, называемых «травка», «ягодка», «яблочко», «листик», «виноград».) Покажите в воздухе прием проведения волнистой линии и завитка концом кисти.

– Давайте поупражняемся на отдельном листе бумаги. Затем выполним бордюр на полосе бумаги.

Дети под руководством воспитателя упражняются в нанесении узора, затем изображают узор-бордюр на полосе бумаги.

 Итог занятия.

– Рассмотрите все рисунки и выберите наиболее выразительные и самые аккуратные.  Что вы узнали о хохломской росписи?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорный праздник и декоративное рисование (по мотивам хохломской росписи) старшая группа

Задачи:Продолжить знакомить детей с русским народным творчеством через проведение обрядного праздника «Осенины».Закрепить умение проявлять творческие особенности детей в музыкальной и изобразительной ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно -эстетическому развитию в подготовительной группе «Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи» с использованием приемов пластилинографии.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно -эстетическому развитию  в подготовительной группе «Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи» с использо...

Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи.

Занятие в подготовительной группе по ИЗО: Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи. Программные задачи:1. Уточнить знания о хохломской росписи;2. Развивать умение аккуратно раскрашива...

Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи

Приобщение детей к русским народным традициям, к народной культуре через стихи, песни, игры, народное декоративное творчество....

Конспект занятия по рисованию в смешанной дошкольной группе на тему Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи

Цели: Учить рисованию волнистой линии, коротких завитков и травинок слитным, плавным движением; упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти; закреплять умение равномерно чередовать ягоды и...