Фольклорный праздник и декоративное рисование (по мотивам хохломской росписи) старшая группа
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Сигалева Светлана Владимировна

Задачи:

  1. Продолжить знакомить детей с русским народным творчеством через проведение обрядного праздника «Осенины».
  2. Закрепить умение проявлять творческие особенности детей в музыкальной и изобразительной деятельности.

«У ворот солнцеворот

Выходи плясать народ

Кто трудился от души

Веселись теперь, пляши!»

Под русскую народную музыку входят дети, приплясывают, кланяются гостям.

Хозяйка встречает друзей в русском костюме с караваем.

«Дорогих гостей встречаем

Круглым, пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Каравай мы вам подносим,

 Поклонясь отведать просим.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon folklornyy_prazdnik_i_dekorativnoe_risovanie.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Фольклорный праздник и декоративное рисование

(по мотивам хохломской росписи)

МБДОУ детский сад № 17

воспитатель Сигалева С.В.


Задачи:

  1. Продолжить знакомить детей с русским народным творчеством через проведение обрядного праздника «Осенины».
  2. Закрепить умение проявлять творческие особенности детей в музыкальной и изобразительной деятельности.

«У ворот солнцеворот

Выходи плясать народ

Кто трудился от души

Веселись теперь, пляши!»

Под русскую народную музыку входят дети, приплясывают, кланяются гостям.

Хозяйка встречает друзей в русском костюме с караваем.

«Дорогих гостей встречаем

Круглым, пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Каравай мы вам подносим,

 Поклонясь отведать просим.»

Воспитатель: «Без хлеба и медом сыт не будешь! Спасибо хозяюшка!»

Хозяйка: «Милости просим. Гостью в переднем углу место.»

Воспитатель: «Гостю почет – а хозяину честь.»

Муз.руководитель: «Говорят в народе: есть хлеб – будет и песня.» (песня «Патока с имбирем»).

Воспитатель: «Без труда и отдых не сладок.»

Муз.руководитель: «Без сноровки и ложку мимо рта пронесешь.»

Хозяйка: «Исстари люди отмечали праздник труда – осенины, оспожинки, где славили труд и показывали свое мастерство. Отмечали это праздник хождением в гости, широким хлебосольством. Милости прошу в горницу. Добрый гость всегда в пору.»

Дети проходят на стульчики.

Воспитатель: «Хлеб убирают – на небо взирают.»

Муз.руководитель: «Осень идет – дождь за собой ведет!.» («Дождик», вып. № 3)

Муз.руководитель: «Не зря говорят в народе – осень – перемен восемь.

 Закликайте-ка солнышко –ведрышко, чтоб светлее стало в нашей горнице.!.» («Солнышко», вып. № 4)

Хозяйка: «Рожь поспела – берись за дело. Созывай жниц в поле трудовой песней.» (песня жниц в исполнении взр. Д/в № 8-91 г. стр. 187)

Муз.руководитель: «Чье же это поле в золоте стоит?»

Хозяйка: «Сложа руки – снопа не обмолотишь. Выходите жницы, собирайте урожай.» (обрядовая игра «Урожайная», д/в № 8-91 г., стр.108)  

Хозяйка: «Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.»

«Верти цеп, крути.

Бей снопы, колоти.

Стучи и греми.

Да в овин относи!

Ну-ка выходите жницы, чей сноп гуще?»

(аттракцион «Кто больше соберет колосьев?»

 Воспитатель: «Жали – пожали

 Три пряди нажали.

 Первая прядь не еду,

 Вторая прядь – на семена,

 Третья прядь – про запас.»

«Прославим лучшую жницу величавой песней.» (величальная   песня, д/в № 8-91 г., стр. 108)

Муз.руководитель: «Дожали, дожили

 Оспожинки встретили,

 Каравай почали.»

Воспитатель: «Осень велика, зима долга. Лиха беда хлеба нажить, а с хлебом можно жить.»

Хозяйка: «Осенью и у кошки пиры. А чем еще щедра осень? Ловки ли вы разгадывать загадки?

  1. Стоит девица на грядках – вся в заплатках. Кто не взглянет – всяк заплачет.
  2. Маленький, горький – луку брат.
  3. Стоит Егорка в красной ермолке.»

Муз.руководитель: «А хотите мы с вами пойдем за грибами?» (игра «Грибы» - «Жаворонушки», стр. 118)

Муз.руководитель: «Издавна люди не любили лентяев. Их высмеивали, дразнили. А среди вас лентяев нет?» (дразнилка «Тит»)

Хозяйка: «А какая красивая у тебя ложка, солнечная, расписанная волшебными цветами. Где же расписывают такие ложки?»

Воспитатель: (показывает образцы хохломских изделий).

        «Семеновская хохлома

        Вся золотиста – круглолика

        В бочатах не полутьмя

        Не в сумрак в вазах и соломках

        Напоминает хохлома

        Родную милую сторонку.

        Где рощи, словно терема

        Где резвый Керженец струится,

Как солнце в небе – хохлома

Ясна, чиста и круглолика!»

(с одноименным показом – демонстрацией изделий золотой хохломы)

«А наши дети тоже умеют рисовать хохломские узоры»

Хозяйка: «Ай-да, молодцы, показывайте  свое умение.»

Дети садятся за столы, выбирают трафареты, изделия. Звучит негромко музыка, дети рисуют. Воспитатель подходит к каждому ребенку. По мере окончания работы выставляют на выставку.

Воспитатель: «Не хотите ли гости полюбоваться на чудо – чудное, диво – дивное и увезти его в края заморские. Честному миру показать, о семеновских умельцах рассказать.»

Анализ образов

(анализ детских работ дает воспитатель.)

Например, «На этой черной чаше расцвела золотая трава и как огоньки горят «красные ягоды». И еще 1 -2 изделия. Все работы оставляются для украшения зала.

Хозяйка: «Потрудились вы на славу, пора удаль да веселье показать.»

Муз.руководитель: «Эй, девчонки – хохотушки, запевайте-ка частушки. Запевайте поскорей, чтоб порадовать друзей!» (частушки)

Хозяйка: «Ай-да, молодцы, ай-да, девицы! Умеете вы и узоры выводить, и хороводы водить. А теперь можно и чайку попить, о том – о сем поговорить. Пошли.»

Воспитатель: «Чай пить – не дрова рубить. Пошли!»