Конструкт НОД для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в лесопарк"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Ольга Пузикова Александровна

Пояснительная записка

Форма НОД:технология путешествие по карте

Форма организации: групповая

Учебно-методический комплект: Воронкевич О.А. добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб.: «Детство пресс», 2014

Средства:

Наглядные: Карта парка лесоводов России, набор предметных картинок «Что необходимо в путешествии?» (компас, инструменты, посуда, аптечка и т.п.), напоминающие знаки (для обозначения на карте мест,  где происходит проблема), вырезки-метки (животные, растения, люди), искусственный загрязненный водоем.

Мультимедийные: проектор, экран, презентация

Музыкальные: музыка «Звуки природы» 

Оборудование: для «очистки» водоема ( воронка, вата, стаканчики),  лейки с водой, семена, ёмкость для посадки семян.

Цель: Расширить представления детей об экосистемах ( лес, водоём). Систематизировать знания детей о взаимодействии живого и неживого в природе.

Задачи:

Обучающие: формировать умение ориентироваться по карте. Самостоятельно строить маршрут по карте и следовать заданному маршруту.

Развивающие:  развивать умения самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах ( при исчезновении каких-либо живых организмов в составе сообщества изменяются условия среды, что может привести к исчезновению других организмов).

Развивать познавательные процессы: умение  анализировать, сравнивать.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к экосистемам и поведению в них. Стимулировать желание экспериментировать и узнавать новое.

Планируемые результаты:

1.     Ориентируются по карте, самостоятельно строят маршрут и следуют ему.

2.     Дети устанавливают причинно-следственные связи.

3.     Формулируют свою точку зрения.

4.     Прочитывают и используют знаки, схемы.

5.     Проявляют познавательную активность.

 

Ход взаимодействия

 

Части  этапы

Содержание деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей

Планируемый результат

Приветствие

Выбор пункта назначения

Ребята! Поздороваемся и улыбнёмся! От наших улыбок стало сразу светлее и теплее.

В: Ребята, что это? (показываем карту лесопарка)

 

Знаете ли вы, что на карте обозначают голубым, зеленым цветами?

В: Вы слышите тревожный сигнал? А что это за значки? В каких случаях  подают сигнал «СОС»?

 В каких природных зонах случилась беда? Как можно это определить?

Улыбается.

 

 

Стимулирует интерес.

Показывает карту.

 

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления;

Включает запись сигнала.

 

 Инициирует поиск ответов на вопросы.

Предоставляет возможность детям обсудить.

Улыбаются в ответ.

 

 

Рассматривают карту.

 

Отвечают на

Вопросы

 

Слушают запись сигнала.

 

Рассуждают в каких природных зонах случилась беда

 

 

 

 

Проявляют  заинтересованность

И инициативу в обсуждении данной проблемы.

 

 

Выбор транспортного средства передвижения

Определение маршрута по карте, прокладывание его цветными маркерами на карте

В: На каком транспорте мы можем отправиться в лесопарк? Откуда поступает сигнал СОС?

 

В: К какому пункту оправимся сначала? А потом?  Как можно  это определить? Как  настоящие путешественники, обозначим маршрут на карте.

 

 

 

Выслушивает варианты детей.

 

 

 

Организует групповую работу детей у карты. Предлагает маркеры 3 цветов  для 3 команд для обозначения маршрута на карте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Придумывают свой вид транспортного средства, выбирают лучший.

 

Работают с картой

Намечают маршрут, по которому будут следовать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывание предположений о том, что и кто может встретиться в пути, данной местности, что дети знают о пункте назначения

В: Как мы  определили,  где случилась беда?

Для кого лес является домом?

 Для кого водоём является домом?

 

 

 

Как можно узнать, что произошло,

 можем ли мы помочь им? (показ презентации: лес после пожара, загрязнённый водоём)

 

В: Наше путешествие может быть трудным, что нужно сделать, прежде чем оправиться?  Предлагаю подумать, что нам понадобится в дороге?

Д/и «Что возьмем с собой в поход»

 

Обсуждение проблемы с детьми, подведение детей к постановке цели путешествия.

 

Демонстрация слайдов

 

 

 

Выслушивает варианты детей

 

 

Предлагает наглядный материал (карточки)

 

 

Выясняют по условным знакам на карте, что сигналы поступают из леса и водоема.

Рассказывают  о жителях леса и водоема.

Формирование цели путешествия.

 

 

 

 

 

 

 

Выбирают, что возьмут с собой в путешествие

Само путешествие.

В: Мы с вами хорошо подготовились, пора отправляться в путешествие!

Займем места и отправимся.

 

 

 

 

Остановка № 1 Лес

( показ слайдов – лес после пожара)

В: Ребята, как вы думаете,

почему это могло случиться?

 

 

 

 

 

 

 

 

Использует информационные средства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инициирует общее обсуждение, задает вопросы стимулирующие процесс логического мышления.

«Садятся» в свое транспортное средство и «перемещаются» к месту первой остановки.

 

 

Выражают собственные чувства, которые у них возникают, когда они видят лес после пожара.

 

 

 

 

 

Выстраивают логическую цепочку.

Приходят к выводу, что гибель растений приводит к гибели животных, т.к. нечем питаться, негде жить, воздух становится бедным, происходит нехватка кислорода.

 

В: Я предлагаю вам сделать первый шаг для возрождения леса, у нас есть посадочный материал - семена трав, кустарников. Выберите то, что вы хотите посадить.

В какой последовательности будете работать?

 -Для возрождения леса нужно  много времени, мы положим для этого начало.

 

Что можно сделать для того, чтобы люди не забывали о правилах поведения в лесу?

-Напоминающие знаки

 

 

 

 

 

 

В: А нам с вами пора двигаться дальше, ведь у нас есть еще один уголок природы, который требует помощи.

 

 

Остановка № 2 Речка

( показ слайдов – загрязнённые водоёмы)

 

В: Посмотрите на  водоем?

-Что случилось?

-Как думаете, кто-нибудь из живых организмов сможет выжить в такой воде?

-Раньше в этой речке водилось много разной рыбы, но теперь она вся куда-то исчезла. Что же произошло?

 

 

В: А как вы считаете, человек пострадал как - то от загрязнения водоема?

-И как же можно исправить эту ситуацию?

- Очистить воду через фильтры, чтобы она была пригодна для использования человеком.

Проведём опыт: (используем для очистки водоёма вату, марлю).

Сравним очищенную и неочищенную воду. Что вы заметили?

 

 

 

 

 

Что можно сделать для того, чтобы люди не забывали о правилах поведения на водоёмах?

 

Организует на самостоятельную деятельность и проявление инициативы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использует информационные средства.

 

Вовлекает в рассуждение

Выслушивание вариантов предложенных детьми.

 

 

 

 

 

 

Наводящие вопросы к цели опыта.

 

 

 

 

 

 

 

Проводит опыт с объяснением.

Вовлекает в совместную деятельность

Контролирует и направляет детей, объяснение совместных действий.

 

Сажают семена трав, кустарников, деревьев в емкость с землей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают предположения

Подбирают и устанавливают знаки в новом лесу: «Береги лес от пожара»

«Не разжигай костров у деревьев»

«Уходя из леса - потуши костер»

 

Садятся в свой транспорт и «перемещаются» к месту следующей остановки.

 

 

 

 

Выражают собственные суждения, высказывания. Выстраивают логическую цепочку.

Приходят к выводу что из-за загрязнений погибли животные и растения в реке.

 

Воду нельзя употребить в пищу, купаться в ней.

Рассказы из личного опыта.

 

 

 

Выполняют задание в соответствии с инструкцией.

 

 

 

 

 

 

Подбирают и устанавливают знаки у очищенного водоема

«Не бросай мусор в воду», Не рви водные растения», «Не мой машины в реке»

Заполнение участков контурной карты линиями пройденных маршрутов

Возвращение домой

В.: наше путешествие заканчивается и нам пора возвращаться

У вас есть незаполненные карты, на которых отображены те места, где мы побывали? Отметим эти места и наш маршрут? Как мы это сделаем?

 

 

 

 

 

Поощрение к ответам, рассуждениям.

Предлагаются различные вырезки животных и растений

 

 

 

 

Работают с индивидуальными картами

 

Подведение итогов, проверка предположений, что узнали нового.

В: Ребята, вам понравилось наше с вами сегодняшнее путешествие?

Какие добрые поступки вы совершили, кому помогли?

Что нового вы узнали сегодня?

А что бы вы хотели узнать еще?

 

В: В дальнейшем мы с вами зарисуем свои впечатления и разместим их в «Журнале путевых заметок»

Поощрение к ответам, рассуждениям.

Нацеливание на дальнейшую продуктивную деятельность по теме.

Рассуждают о полученных результатах.

Делают выводы, анализируют  деятельность,

Проявляют радостные эмоции. Делятся впечатлениями

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт непосредственно-образовательной деятельности по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста «Цветик-семицветик»

Развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников. Развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком. ...

Конструкт сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Пекарня»

Конструкт сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного  возраста «Пекарня»...

Конструкт интегрированной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (старшая группа) по теме: "Веселое путешествии".

Конструкт итогового занятия включающий в себя интеграцию нескольких образовательных областей (ФЕМП. Познавательное развитие. Развитие речи. Физическая культура.) Это занятие показывает знания детей за...

Конструкт образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Кот Музик»

Конструкт образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста«Кот Музик»...

Конструкт по образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) Тема: "КВН по теме "Комнатные растения""

Конструкт по образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие» для детей  старшего дошкольного возраста (подготовительная группа)Тема: КВН по теме "Комнатные ...

конструкт непосредственно-образовательной деятельности по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста "Доброе слово лечит, а злое калечит"

Цель занятия: развитие коммуникативных навыков и социальной активности, отношений партнерства и сотрудничества дошкольников....

Конструкт конкурса чтецов детей старшего дошкольного возраста, посвящённый Дню 8 Марта «ВЕСЕННИЙ ЖЕНСКИЙ ДЕНЬ»

Цель: актуализация проблемы формирования коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.Задачи:мотивировать педагогов и родителей на совместную деятельность с детьми в на...