Доклад на педагогическую конференцию
статья по теме

Подъяблонская Елена Александровна

Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: результаты, проблемы, перспективы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_fgos_na_konferentsiyu.docx45.75 КБ

Предварительный просмотр:

Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: результаты, проблемы, перспективы.

 

          Перед современным дошкольным образованием сегодня стоят довольно непростые задачи. Все они в той или иной степени связаны с созданием механизмов устойчивого развития системы образования в целом, обеспечением ее соответствия требованиям XXI в., социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства.

         Среди последних нормативных правовых документов в сфере образования детей дошкольного возраста ФГОС ДО выступает основным. В нем задаются новые координаты развития дошкольного образования и обозначаются критерии его качества.

           Впервые в государстве провозглашается теория политического детоцентризма – когда принятие любых государственных решений связывается с детством. Дать ребенку наиграться, создать для него достойную развивающую среду, помогать в ней развиваться, находясь при этом не над

ребёнком, а вместе, рядом. Развить в ребёнке главную мотивацию – «Хочу узнать»! Позволять детям говорить, мыслить самостоятельно, искать ответы на вопросы. Прививать детям жажду открытий в получении знаний – вот главная задача дошкольного образования ставшего отныне первой ступенью образования.

           Понятно, что ожидать сиюминутных результатов от внедрения ФГОС ДО не стоит, тем более что процесс его введения в соответствии с планом Минобрнауки России растянут во времени.

            В силу отсутствия вариативной методической базы полноценного внедрения ФГОС в системе дошкольного образования не получится. Однако уже сейчас на уровне образовательных организаций, для эффективного введения ФГОС ДО требуется решить ряд конкретных задач:

  • проанализировать и уяснить суть целевых установок и ориентиров современного дошкольного образования;
  • сопоставить представленные в ФГТ и ФГОС ДО задачи и принципы дошкольного образования;
  • проанализировать условия, созданные в каждой организации, каждой дошкольной образовательной группе;
  • выявить и постараться устранить существующие проблемы, находящиеся в ведении ДОО.

        В ФГОС ДО предлагаются специфичные для периода детства принципы дошкольного образования, которые ранее не упоминались в ФГТ:

  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства;
  • обогащение (амплификация) детского развития;
  • индивидуализация дошкольного образования;
  • учет этнокультурной ситуации развития детей и др.

Изучение этих принципов стало одной из важных задач работы методической службы дошкольной организации на этапе введения ФГОС ДО.

       В ФГОС ДО особый акцент сделан на создание системы условий для социализации и индивидуализации детей как «программы минимум» и их развития как «программы максимум», при этом в качестве обязательного выдвигается условие по созданию развивающей образовательной среды.

       Основная задача персонала ДОО на этапе введения ФГОС ДО осуществить детальный анализ по каждой группе требований и выявить, какие условия уже имеются в детском саду, какие необходимо создать и что для этого нужно предпринять. Кроме того, следовало определить, что нужно сделать дополнительно, исходя из особенностей функционирования самой организации.

        Современные требования к кадровым условиям предусматривают укомплектованность образовательной организации квалифицированными кадрами, компетентными:

— в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие;

— организации различных видов деятельности воспитанников;

— осуществлении взаимодействия с родителями (законными представителями)

воспитанников и работниками образовательной организации;

— методическом обеспечении образовательного процесса;

— реализации информационно-коммуникационных технологий;

— обеспечении инклюзивных подходов в работе с дошкольниками с особыми

образовательными потребностями, в том числе с ОВЗ.

         Как показывает практика, по отношению к ФГОС ДО у педагогических коллективов наблюдается сейчас очень настороженная позиция. В стандартах поставили новые цели и задачи, изменили структуру ООП ДО, требования к условиям ее реализации, задали новые ориентиры на результат дошкольного образования. В этих условиях педагоги оказались несколько дезориентированы, у многих снизилась мотивация к изменениям, готовность к принятию инноваций, появилось недоверие к их качеству.

          Как должен перестроиться педагог? Не просто давать знания и прививать навыки, не наталкивать, не давить своим авторитетом, а пробуждать активное мышление, любознательность, воображение, активизировать речь, растить личность. Научиться перестраивать модель воспитательно-образовательного процесса – не дети для нас, а мы для детей. Всё должно работать на личностное развитие ребёнка, на достижение целевых ориентиров, т.е. личностных качеств, всего того, что останется навсегда.

           В детском саду ребенок получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную активность.

         Однако на то, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, влияет отношение семьи к ДОО.

        Важность семейного воспитания в процессе образования и развития детей определяет  взаимодействие родителей и детского сада, на которое влияет ряд факторов, прежде всего представления и ожидания родителей и педагогического коллектива друг от друга.

           В последнее время наметились новые подходы к педагогическому взаимодействию детского сада и семьи. Практические работники считают, что традиционные формы взаимодействия не дают ощутимых результатов, снижается интерес к нему со стороны родителей, которые начинают

относиться ко всем мероприятиям в детском саду негативно. Признание авторитета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и ДОО, а именно сотрудничества и доверительности. Важным условием преемственности становится установление педагогического партнерства между семьей и ДОО. Ведущую роль в этом процессе призван сыграть педагог.

Решая эту проблему, в работе ДОУ используются следующие формы и методы взаимодействия с родителями:

— родительские собрания-тренинги;

— индивидуальные и подгрупповые консультации;

— развлечения с привлечением родителей;

— информирование родителей о мероприятиях группы через мини-сайт;

— открытые занятия для детей и родителей;

— анкетирование по вопросам воспитания и обучения дошкольников в семье и ДОО.

       Использование разнообразных форм и методов работы с родителями помогает объединить усилия ДОО и семьи, обеспечив ребенку двойную защиту, эмоциональный комфорт, условия для развития в детском саду и дома.

При этом работа с семьей продолжает оставаться важной составной частью социально-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Дети черпают в своих близких силы для преодоления болезненных состояний, выполнения малоприятных медицинских процедур и манипуляций, необходимых для поддержания их самочувствия.

        К сожалению, помощь таким семьям часто ограничивается незначительной финансовой поддержкой. Однако психологическая реабилитация — не менее важная часть социальной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, и нуждаются в ней не только сами ребята, но и их родители.

           Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

       Вступивший в силу ФГОС ДО четко регламентирует особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья:

– содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;

– в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам дошкольного образования, должны быть созданы специальные условия для получения дошкольного образования детьми с ОВЗ;

– под специальными условиями для получения дошкольного образования детьми с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких детей, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление

услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания образовательных организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ дошкольного образования детьми с ОВЗ.

         Период внедрения ФГОС ДО без сомнения сложная, кропотливая, постепенная работа по принципу: не навреди. Период информирования, разъяснения, целеполагания, поиска совместных решений, воспитания кадров готовых работать по-новому, используя современные инновационные технологии и программы.

           Таким образом, с введением Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ДО наметился позитивный поворот к дошкольному детству как к периоду, в котором заложены значительные образовательные ресурсы. Обозначены также и нормативно-правовые

механизмы эффективной модернизации системы дошкольного образования в соответствии с федеральным законодательством.

        Будем надеяться, что нововведения сегодняшнего дня позволят дошкольникам в будущем стать успешными и мобильными в любых социально-экономических условиях.

 

D:\Галя\Приказы ДОУ\Рыбка золотая\Рыбка.jpg  Муниципальное бюджетное дошкольное   образовательное учреждение

«Детский сад «Золотая рыбка»

д. 6 «а»,  2-й  микрорайон,  г. Уварово  Тамбовской области, 393460.

тел. (07558) 4-16-89, 4-03-98

   

Доклад

на городскую педагогическую конференцию по теме:

«Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: результаты, проблемы, перспективы».

Подготовил: Е. А. Подъяблонская,

воспитатель I квалификационной категории.

г. Уварово 2016 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогической конференции 26.08.2015 г.

Выступление-доклад на августовской педагогической конференции (секции работников дошкольного образования)....

Доклад на педагогической конференции работников образования

Тема выступления: "Современные образовательные технологии, обеспечивающие индивидуализацию образовательного процесса"...

Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР

     Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...

Доклад на педагогической конференции. Тема: «Метод проектов как средство приобщения детей к русским народным сказкам»

 «Сказка – это колыбель мысли сумейте поставить воспитание      ребенка     так, чтобы он на всю жизнь сохранил волнующие воспоминания об этой ...

Выступление на муниципальной педагогической конференции "Развитие муниципальной системы образования в контексте основных стратегических ориентиров". Тема доклада "Проблемы реализации инклюзивного образования в детском саду", о.Шикотан

С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным. И если для родителей нормально ра...

Доклад для педагогической конференции. Тема доклада "Ребенок и семья в цифровом пространстве".

пять плюсов дистанционного взаимодействия для родителей: Возможность оперативно получать информацию о текущих и предстоящих событиях в группе.Отсутствие ограничений во времени...

Доклад на педагогическую конференцию "ТРИЗ - педагогика как средство развития творческого воображения старших дошкольников"

Данный материал позволяет познакомиться с ТРИЗ - педагогикой, как игры, методы ТРИЗ способствуют развитию творческого воображения у старших дошкольников....