Использование пособия «Ромашка» в играх и игровых упражнениях.
учебно-методическое пособие на тему

Гусева Людмила Владимировна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_2.docx28.87 КБ

Предварительный просмотр:

Использование пособия «Ромашка»

в играх и игровых упражнениях.

Подготовила :

воспитатель высшей категории

Гусева Людмила Владимировна

г.Киржач

2016г.

Задача детей – собрать ромашку, т.е. подобрать лепестки с картинками в соответствии с заданием.

Основные достоинства пособия:

  • многофункциональная направленность, которая позволяет решать задачи различного характера, в зависимости от возраста детей;
  • участвовать в игре может как один ребенок, так и группа детей;
  • удобство при хранении, т.к. занимают очень мало места;
  • удобство в использовании: можно использовать на магнитной доске и как настольную игру.

Дидактическая игра - тренажер "Ромашка" позволяет решать следующие задачи:

1. Освоить и закрепить состав числа из двух слагаемых до 5, 10, 20 и т.д.
Учить детей складывать слоги, называть их.
2. Развивать коммуникативные навыки.
3. воспитывать желание участвовать в совместной деятельности, создавать эмоциональное положительное отношение к игре с тренажером- игрушкой.

Кроме этого, "Ромашка" имеет лепестки разных цветов, что позволяет использовать игру в разных областях познания.
экологическое воспитание - можно разместить на лепестках времена года, используя цвет - зима - голубой, весна - зеленый и т.д.

художественная литература - размещаем на лепестках (кармашках) героев сказки (например, Теремок) и просим ребенка назвать их и рассказать сказку.
Варианты размещения на "Ромашке" образовательных областей могут быть различны на усмотрение педагога.

Игра «Ромашка  с настроением».

- совершенствовать умение распознавать по внешним признакам  различные  эмоции  человека и животных; формировать   умение находить приемлемые способы из   различных ситуаций.

Лепестки раскладываются на столе в произвольном порядке. В центре ромашки пиктограмма с определенным настроением. Детям предлагается «оживить» ромашку, подобрать лепестки на которых изображены герои с тем же настроением, как в сердцевине. Далее идет обсуждение, верно ли подобраны все лепестки. Затем у ромашки «меняется настроение» ,прикрепляем другую пиктограмму, перемешиваем лепестки и снова подбираем персонажей с заданным настроением.

Дидактическая игра "Экологическая ромашка"

Цель: закрепить представления детей о характерных явлениях в живой и неживой природе в разные сезоны, их взаимосвязи и взаимозависимости.

Материал: четыре кружочка (серединки ромашки) разного цвета (белый, зеленый, желтый, красный) в соответствии с моделями времен года и набор лепестков с изображением различных явлений в живой и неживой природе в каждое время года, например: весной в ручейке плавают кораблики, расцвел ландыш, птицы вьют гнезда и др.

Ход игры:

Играют четыре ребенка, каждому необходимо собрать лепестки ромашки соответствующего сезона и рассказать о характерных явлениях как в неживой, так и в живой природе.

«Что лишнее?»

Цель: развитие логического мышления, внимания, связной речи, закрепление знаний о классификации предметов.

Водящий прикрепляет лепестки с картинками к сердцевине таким образом, чтобы одна из них не соответствовала данной квалификационной группе. Задача детей найти картинку с изображением предмета, который не подходит к остальным, и объяснить, почему он лишний.

«Чего не стало?»

Цель: упражнение детей в образовании существительных в винительном падеже единственного числа, развитие внимания, памяти.

Педагог предлагает детям посмотреть на ромашку и запомнить картинки на ее лепестках. После этого просит детей закрыть глаза, а сам убирает одну из картинок. Дети открывают глаза и отвечают на вопрос логопеда «Чего не стало?». Ответы должны быть полными: «Не стало груши».

Что за предмет?

Цель: учить называть предмет и его описывать.

Ход.

Ребёнок вынимает лепесток из серединки с изображением предмета, игрушки, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.»

Угадай игрушку

Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.

Ход.

На  лепестках изображены знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он опишет игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.

Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.

«Новоселье»

  Цель: дифференциация понятий «одежда» и «обувь».

 Ход игры. Создаётся следующая игровая ситуация: «У куклы Кати новоселье. Ей надо собрать свои вещи для переезда на новую квартиру. Помогите уложить вещи правильно, чтобы на новом месте ей было легко отыскать все свои платья и туфли. Одежду будем складывать в одну коробку, а обувь – в другую». Затем ребёнку дается два набора предметных картинок на лепестках и две серединки с изображением коробок, на каждой помещён свой символ: для одежды платье, для обуви – сапожки.

Лото «В мире растений»

Цель игры: Закрепление слов-обобщений: цветы, деревья, овощи, фрукты, ягоды; активизация словаря по данным темам.

Описание игры. Лото состоит из шести больших карт, в середине которых дана сюжетная картинка, изображающая данную группу растений в природе. По краям расположены предметные картинки, относящиеся к какому-нибудь одному родовому понятию, например, цветы или деревья. Кроме больших карт есть маленькие карточки с такими же предметными картинками.

Ход игры. Игра проходит по общему правилу игры в лото. Когда все маленькие карточки будут розданы, каждый играющий должен назвать одним словом всю группу своих слов - названий растений.

Звуковая ромашка.

Дидактическая игра «Звуковая ромашка».

Цель: Развивать фонематический слух. Развивать умение различать мягкие и твердые согласные и правильно соотносить их с символами, подбирать картинки к символам.

Материал. 2 кружка: синего и зеленого цвета, обозначающие твердые и мягкие согласные звуки соответственно – это середина цветка. 6 лепестков, с изображением предметов, при произношении которых есть определенный мягкий и твердый звук. Изображение букв.

Содержание. Перед детьми выкладывается определенная буква и 2 кружка – синего и красного цвета. Ставится задача – собрать две ромашки. Одна ромашка, у которой лепестки будут с предметами, в которых определенный звук будет твердым, у другой – мягким. Дети должны правильно подобрать лепестки к ромашкам.

«логопедические ромашки»  могут использоваться:

  • при автоматизации и дифференциации звуков;
  • при формировании фонетико-фонематических представлений;
  • в работе над слоговой структурой слова;
  • при подготовке к обучению грамоте;
  • при развитии словарного запаса;
  • в работе над развитием лексико-грамматического строя речи;
  • при формировании связной речи;
  • при формировании познавательных процессов.

Приведем некоторые варианты игр.

 «Найди свою картинку»

Цель: дифференциация звуков Л – Р в словах.

На сердцевинах буквы или символы дифференцируемых звуков. Логопед раскладывает лепестки с картинками, в названии которых есть звуки Л или Р. Затем логопед распределяет детей на две команды. Одна команда подбирает картинки со звуком Л, другая – со звуком Р.

Данную игру можно проводить на дифференциацию свистящих – шипящих, звонких – глухих, твердых – мягких звуков.

«Определи первый звук в слове»

Цель: упражнение в выделении первого звука в слове.

Логопед раздает детям лепестки с картинками, спрашивает, у кого из них находится предмет, название которого начинается со звука А ( У, И и т.д.). Тот, кто правильно называет предмет, прикрепляет лепесток к сердцевине с соответствующим символом или буквой.

«Мы ромашку собираем – слова с нужным звуком подбираем».

Цель: автоматизация звуков в словах, развитие умения подбирать слова с нужным звуком.

На сердцевине изображен символ автоматизируемого звука или буква. Детям предлагается подобрать лепестки с картинками, в названии которых есть нужный звук.

 «Раздели слово»

Цель: формирование умения делить слова на слоги.

В игре используются несколько сердцевин, на которых изображены схемы односложных, двухсложных, трехсложных слов. К каждой сердцевине нужно подобрать лепестки, в названии которых есть слова с нужным количеством слогов.

«Прочитай слоги»

Цель: закреплять навыки чтения слогов.

В кармашке сердцевины буква. На лепестках находятся буквы, обозначающие гласные звуки. Дети читают прямые и обратные слоги. Игру можно провести с символами звуков.

«Где находится звук?»

Цель: закреплять умение определять позицию звука в слове.

В игре используются три сердцевины, на которых изображены схематично позиции звука в слове. Дети подбирают лепестки, в названии которых звук находится в начале (конце, середине) слова.

«Кто где живет?»

Цель: учить различать домашних и диких животных.

На сердцевинах изображения домика и елки. На лепестках изображения диких и домашних животных. Педагог предлагает детям прикрепить картинки с дикими животными к елке, а с домашними – к домику.

Так же, подобрав подходящие символы, можно провести игру на дифференциацию овощей – фруктов, животных – птиц и т.п.

«Раскрась предметы»

Цель: согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

На сердцевинах изображены цветовые пятна. На лепестках – контурные изображения предметов. Дети называют предметы, согласуя названия с прилагательным в роде и числе, например, красный мяч, красная машина, красное ведро, красные сапоги.

«Посчитай-ка»

Цель: согласование числительных с существительными.

На сердцевине цифры 1, 2, 5, 9. Дети называют картинки на лепестках, согласуя названия с числительными.

«Чей  хвост (голова, лапы)?»

Цель: упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных.

На сердцевине находится схематичное изображение хвоста (головы, лап). На лепестках – картинки с изображением животных или птиц. Дети прикрепляют лепестки и называют притяжательные прилагательные, например, лисий хвост ( лошадиная голова, медвежьи лапы).

«Поможем повару»

Цель: упражнять детей в образовании относительных прилагательных.

На лепестках находятся картинки с изображением фруктов, овощей, продуктов. На сердцевинах изображения стакана с соком, кастрюли, банки с вареньем и т.п. Дети образуют относительные прилагательные, например, «Я сварю картофельный суп (клубничное варенье), сделаю вишневый сок».

«Где что находится»

Цель: упражнять детей в употреблении предлогов.

На сердцевинах изображены схемы предлогов. На лепестках – сюжетные картинки. Детям предлагается подобрать к схеме предлога подходящие картинки. Эту игру можно провести как на закрепление в речи одного предлога, так и на дифференциацию предлогов.

«Составь предложение»

Цель: развитие связной речи, логического мышления.

Логопед прикрепляет к ромашке лепестки с изображением предметов, не связанных друг с другом по смыслу, например, река, ослик, книга. Надо составить как можно больше предложений с этими словами. Можно менять падежи и использовать другие слова. Например, «Ослик уронил в речку книгу», «Ослик на берегу реки читает книгу».

«Расскажи по порядку»

Цель: развитие связной речи, умения составлять описательный рассказ, опираясь на схему.

На лепестках находятся символы схемы для составления описательного рассказа. На сердцевину прикрепляется изображение описываемого предмета. Дети берут по одному лепестку в соответствии с порядком описания и составляют предложения.

Ромашка

Количество игроков: по количеству лепестков ромашки

Действие направлено на развитие наблюдательности и ассоциативного мышления, сообразительности и чувства юмора. Для игры потребуется изготовить из бумаги так называемую ромашку, по количеству лепестков в ней должно быть и число игроков. На каждом лепестке цветка с обратной стороны пишется какое-то задание. Участники игры по очереди подходят к ромашке, отрывают лепестки, читают задание (про себя, не вслух) и затем выполняют его, то есть изображают что-то перед остальными участниками.

Те пытаются угадать, что же игрок так усердно показывает им? Вот различные варианты заданий.

1. Пофантазировать и изобразить:

– горячий утюг;

– закипающий чайник;

– телефон;

– кофемолку;

– вентилятор.

2. Попробовать изобразить походку человека, который:

– объелся;

– которому жмут ботинки;

– мучится радикулитом;

– заблудился.

3. Изобразить мимикой, походкой:

– встревоженного кота;

– грустного пингвина;

– восторженного кролика;

– хмурого орла;

– разгневанного поросенка.

4. Попрыгать, как:

– воробей;

– кенгуру;

– заяц;

– лягушка.

5. Изобразить жестами, мимикой, эмоциями пословицу:

– на чужой каравай рот не разевай;

– за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь;

– дареному коню в зубы не смотрят;

– одна голова хорошо, а две лучше;

– доброе слово и кошке приятно.

6. Попробовать представить себе и изобразить человека, который:

– жует арбуз;

– ест тающее мороженое;

– грызет морковь;

– пьет молоко с пенками;

– ест свежий лук;

– ест виноград;

– ест яйцо всмятку;

– ест горячую картошку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по использованию массажных приемов в пальчиковых играх и игровых упражнениях. Рекомендации к проведению пальчиковых игр с детьми от 2 до 3 лет.

Массажные движения благоприятно воздействуют на организм малышей и создают необходимые условия для мышечной деятельности, ускоряя передачу нервного возбуждения от одних элементов к другим. Рекомендаци...

Игры и игровые упражнения с использованием игровой деятельности с водой для детей младшего дошкольного возраста

Упражнение «Здравствуй водичка»Цель: создание позитивного настроения.-Посмотрите, какая вода? Прозрачная, светлая, чистая. Давайте с ней поздороваемся.-Приготовьте ладошки и нежно прикоснитесь к ней. ...

Игры и игровые упражнения с использование подвижной игровой деятельности для детей младшего дошкольного возраста

Игра "Прятки" - на преодоление страха замкнутого пространства, одиночества, темноты, нерешительности и эмоционального напряжения. Играть можно с 1 года. Оговариваем, где нельзя прятаться. С детьми пос...

Технологическая карта № 1, игрового упражнения "Купание малышей-голышей" с использованием набора "Мытье рук" из серии игровых упражнений Практической жизнью М. Монтессори.

Карточка разработана для более успешного, адаптированного использования игровых  упражнений Практической жизнью по методике М.Монтессори.Целью подготовки материала является: 1) простота и удобств...

Страничка для родителей «Опять расклеился» Игры и игровые упражнения - с родителями Дыхательная гимнастика - тренировка носового дыхания Релаксационные упражнения - упражнения для непосед

Страничка для родителей   «Опять расклеился» Игры и игровые упражнения - с родителями  Дыхательная гимнастика - тренировка носового дыхания Релаксационные упражнения - упражнения...

Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3–7 лет. Игры и игровые упражнения

Список используемой литературы Марина Михайловна Борисовая...