Синтез искусств "Ложки хохломские, русские расписные"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Пузакова Вероника Николаевна

Конспект образовательной деятельности по синтезу исскуств в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_sintez.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

1.02.2017 Конспект по синтезу искусств «Ложки хохломские, русские расписные»

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе ознакомления с творчеством художников

Задачи:

1. Создать условия для:

- развития представлений детей о русской народной посуде - деревянной ложке;

2. Создать условия для приобретения опыта:

- знакомства с хохломской росписью, её цветами;

- ознакомления с историей появления ложки;

- игры на музыкальном инструменте – деревянных ложках;

- выражения детьми своих мыслей;

- развития умения работать в подгруппах;

3. Создать условия для воспитания интерес и любовь к народному искусству 

Организация детских видов деятельности:

  • коммуникативная деятельность (общение ребенка с взрослым, сверстниками);
  • познавательная деятельность

Ход образовательной деятельности:

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность

детей

Условия

Вводная часть

-Ребята, сегодня мы с вами поговорим…, а впрочем, отгадайте сами:

Загадка: Длиннохвостая лошадка

               Привезла нам каши сладкой.

               Ждёт лошадка у ворот,

               Открывай пошире рот.

-  Сегодня мы познакомимся со старинной русской деревянной ложкой!

Узнаем, как она появилась. А еще много интересного про обычную нашу ложку, которой вы пользуетесь каждый день.

-Где мы можем об этом узнать? Приглашаю вас на выставку посвященную ложке.

Дети высказывают предположения

рассуждают

Дети слушают стихотворение и отвечают на вопросы

Условия для:

- привлечения внимания;

- мотивации деятельности детей;

- выражения детьми своих мыслей;

-стимулирования речевой активности

Основная часть

Музей ложек: деревянная ложка, металлическая ложка, пластмассовая (по разному украшенные)

Деревянные ложки, ложки с хохломской росписью

Презентация «Откуда ложка появилась»

Аудиозапись Игра-хоровод «Ложки», слова и музыка О. Н. Васьковой

Шаблоны ложек, карандаши. фломастеры

- Посмотрите ребята, сколько разных ложек собранны в музее. Рассмотрим экспонаты музея. Для этого разделимся на подгруппы. Каждая подгруппа рассмотрит и опишет выбранную ими ложку по схеме.

1. Материал

2. Назначение

3. Чем украшена?

- Из чего сделаны ложки? Для чего они нам нужны? Все ли ложки одинаковы?

Хотите узнать, как появились ложки?

- Первую ложку человек выточил из камня. Она была очень тяжелая. Затем он сделал ложку из кости животного, но и она была не удобная. А затем русские мастера сделали ложки из дерева. Изготавливались ложки из разных пород древесины: липы, берёзы, рябины, дуба.

Центром ложечного промысла была Нижегородская губерния, село Хохлома.

Хохломские ложки славятся своей цветной и затейливой росписью. Деревянные ложки до сих пор живут в наших домах. И помогают нам в быту и служат украшением.

- Как вы думаете, из каких частей состоит ложка?

- Давайте рассмотрим наши ложки. Чем она украшена? Это неповторимые хохломские мотивы.

Физминутка

Птица хохломская крыльями махала (Руки в стороны)

Крыльями махала, злато рассыпала (Встряхиваем кисти рук)

Головой кивала, в стороны качала (Наклоны головы)

Да с землицы Русской травы собирала (Наклоны в пол, «собираем»)

Травы собирала, чаши украшала (Руки к груди, вперёд).

- А еще на Руси издавна умели играть на ложках. Обыкновенная с виду ложка из дерева выточена, раскрашена. А если мы её возьмём в руки, она заиграет в умелых руках. Послушайте, как играют на ложках музыканты – ложкари.

- Хотите побывать музыкантами? Поиграем и мы на ложках.

- А сейчас мы с вами будем хохломскими мастерами. У нас открывается мастерская по росписи ложек. Кто скажет, из каких растительных элементов состоит хохломской узор? (Ягоды, листья, цветы).

- Какие цвета используют мастера? (Красный, жёлтый, чёрный.)

- Приступайте к работе. Помните, что работать надо аккуратно!

- Вот у нас какие разнообразные, яркие и красивые получились ложки.

Дети отвечают на вопросы

Делятся на подгруппы, рассматривают ложки

Рассказывают о своей деятельности

Просмотр презентации

Дети рассуждают, рассматривают ложку

Выполняют движения по тексту

Слушают аудиозапись

В подгруппах играют на ложках

Отвечают на вопросы

Украшают ложку хохломской росписью

Условия для:

- выражения детьми своих мыслей;

-стимулирования речевой активности;

Создать условия для приобретения опыта:

- сравнивания репродукций картин  «Украшение ёлки в царской семье» и «Ёлка в крестьянской семье»;

- развития умения определять цвет как средство передачи художником настроения – состояния радости, грусти, загадочности и т.д.;

- развития умения с помощью живописи, музыки выделять оттенки настроений и выражать их словами, мимикой, пластикой движениями;

- выражения детьми своих мыслей;

Заключительная часть

- Ребята, где мы с вами сегодня побывали? Что  вы сегодня узнали?

-  Что вам больше всего понравилось?

- Все ли получилось сделать, в подгруппах?

Послушайте стихотворение:

Хохлома, хохлома

Весь народ свела с ума.

Яркая, лучистая,

Узоры золотистые.

Отвечают на вопросы

Высказывают своё мнение

Условия для:

 - стимулирования речевой активности;

- выражения своих мыслей;

- для развития умения рефлексировать свою деятельность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка с презентацией по изобразительному искусству "Лес точно терем расписной"

Методическая разработка с презентацией по изобразительному искусству "Лес точно терем расписной"Для того, чтобы у нас подольше сохранились воспоминания о красоте осени, воспитатель предлагает детям за...

"В тереме расписном я живу"

конспект занятия в музее "Русская изба" для детей старшего возраста....

Занятия по ознакомлению дошкольников с историей и культурой русского народа в подготовительной группе. Тема : « В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»

Программное содержание: Дать детям знание о дереве, как традиционном материале русских построек и предметов обихода. Уточнить знания детей о русском гостеприимстве. Приобщить детей к устному народному...

Фонематический анализ, синтез и фонематические представления как сложные умственные действия. Роль фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений в процессе обучения грамоте.

Актуальность темы. Сформированность фонематического анализа, синтеза  звукового состава слова, а также представлений о звуковом составе слова является одной из предпосылок для овладения грамотой ...

Проект долгосрочный творческо- информационный «Ложки расписные, да звонкие такие!» Тема: «Искусство игры на деревянных ложках – как средство приобщения детей к традиционной русской культуре»»

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о...

Конспект НОД по рисованию для детей подготовительной к школе группы "Расписные ложки" (хохломская роспись)

Данный конспект поможет воспитателям дестких учреждений познакомить детей с народно - прикладным искусством - хохломской росписью, а детей почувствовать себя настоящими мастерами народной росписи....