Кружок "Изонить" из опыта работы
консультация (подготовительная группа) на тему

Изонить – оригинальный вид декоративно-прикладного искусства, уходит корнями к народным промыслам Англии. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они вбивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали нити, получались ажурные изделия, которыми украшали жилища. Со временем технология несколько усовершенствовалась и распространилась на картон, в котором предварительно прокалывают дырочки. Тут, с моей точки зрения, начинается самое интересное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty.doc275.5 КБ

Предварительный просмотр:

"Искусства изобразительные и прикладные

                                                                                  таят    в себе  огромные   возможности

                                                                                       для   развития  творческого  потенциала,

                                                                                 фантазии и интуиции, для ощущения

                                                                          ребенком  радости  ручного  труда

                                           как творчества".

                                                                                                              Б.М.Неменский

       Цель моего опыта работы-  побудить детей к творчеству в доступной для них форме, помочь им освоить навыки владения иглой, показать основные приемы выполнения той или иной операции, выявить их способности к плоскостному моделированию.

      Каждый ребенок любит рисовать. Дети рисуют карандашами, красками, палочкой на снегу и пальцем на замерзшем окне, мелом на асфальте и угольком на случайной дощечке,  стеклышком на песке и многими другими инструментами и материалами. Оказывается, их можно научить рисовать и нитью. Изонить, - так называется этот вид деятельности.

    Изонить – оригинальный вид декоративно-прикладного искусства, уходит корнями к народным промыслам Англии. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они вбивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали нити, получались ажурные изделия, которыми украшали жилища. Со временем технология несколько усовершенствовалась и распространилась на картон, в котором предварительно прокалывают дырочки. Тут, с моей точки зрения, начинается самое интересное.

Изонить или нитяная графика - это графический рисунок, выполненный нитями, натянутыми в определенном порядке на твердой основе.  

    Используя эту технологию, можно создать великолепные открытки на память, обложки для рукописных книг, закладки, декоративные панно,  и даже оформить элементы одежды.

 «Умные руки» всегда помогали голове думать. Так считали многие великие: Менделеев, Ньютон, Максвелл, Эйнштейн.

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев»

                                                                                            В.А.Сухомлинский

         Поддержка детского творчества – одна из важнейших задач воспитания подрастающего поколения.

                                                  Хочу поделиться с вами своим опытом работы

по теме «Техника вышивания ИЗОНИТЬ».

Работаю  воспитателем в детском саду более 30 лет. В свободное время люблю вышивать. Работа с нитью развивает мышление, помогает сосредоточиться, даёт возможность творить и фантазировать. Вот я и подумала, а что если и детей привлечь к работе с изонитью. Но вышивать на ткани детям не просто. Чтобы упростить для них работу, я решила с ними шить на картоне.

Сначала сама овладела техникой изонити, убедилась в том, что дети могут справиться с этой работой. Вышила несколько образцов и показала детям, тем самым, привлекая их внимание к данному виду деятельности. В глазах детей я увидела интерес и желание научиться шить.

Работая с иголкой и нитью, дети не только учатся шить на картоне, но и расширяют свои представления об окружающем мире, учатся вглядываться в различные предметы, видеть их конструктивные части, сохранять целостность восприятия при создании геометрического узора.

    По опыту своей работы знаю, что воспитанники с удовольствием выполняют работы в технике изонить. Достоинство изонити в том, что выполняется она довольно быстро и аккуратно с первого раза. Техника изонити требует от воспитанника ловких действий, в процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность. А также работа в технике изонити развивает образное мышление, творческую активность формирует такие качества, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, воспитывает аккуратность, усидчивость, бережное отношение к труду, прививает любовь к красоте, созданной руками человека.

Изонитью  занимаюсь с детьми третий год. Центральное место на занятиях занимает практическая работа. Кроме непосредственно практической работы, определенное время отводится на приобретение воспитанниками знаний познавательного характера.

          Первым в плане было знакомство детей с историей о принцессе Иголочке. Затем дети узнали истории об иголке и ножницах, посетили их занятия, где научились правильно отмерять длину нитки, вставлять ее в ушко иголки и  завязывать узелок.

Я видела, с каким интересом дети слушают все эти истории, рассуждают о том, как нужно обращаться с ножницами и иглой, ведь это опасные предметы и необходимо соблюдать технику безопасности.

Рассказала детям, как можно научиться шить, какие необходимо материалы и инструменты для работы и как с ними работать. Дети выразили желание заниматься.

    Занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Изонитью» способствует умственному и эстетическому развитию, расширяет кругозор, формирует творческое отношение к окружающей жизни и нравственные представления,  воспитывает художественный вкус, учит наблюдать. Техника изонити конечно требует усидчивости, точности, ловкости рук, но все это приобретается в процессе занятий. Ребенок сначала рассматривает образец, анализирует его конструктивную структуру, приемы выполнения. Затем задание усложняется, и он сам моделирует предмет, выбирает основу, цвет нити.

Для работы с изонитью требуются следующие материалы:

  •  основа, на которой, собственно, предполагается вышивать (бархатная бумага, чаще картон);
  •  то, чем будем прокалывать дырочки в основе (шило или английская булавка с бусиной на конце);
  •  швейные нити (мулине, ирис);
  •  скотч или клей (для закрепления концов нитей с изнаночной стороны);
  •  иголка;
  •  тонкий пенопласт – подложка при прокалывании картона.

      Начнем с основы, она же фон. Для изонити наиболее часто используют картон или плотную бумагу. Менее плотная бумага мягкая и в процессе вышивки может легко помяться. Кроме того, она напитывает влагу с пальцев и сильнее деформируется. Чаще всего используют картон для детского творчества, с одной стороны цветной.

    Самым лучшим вариантом будет полностью однородный цветной картон. Он не слишком толстый, но очень плотный. Даже при случайных рывках нитки (например, на стадии подтягивания стежка), дырочки не прорываются. Кроме того, такая структура картона позволяет прокалывать дырочки ближе друг к другу, что положительно сказывается на ажурности изделия.

Цвет фона выбирают исходя из замысла картинки.

      Еще можно вышивать на бархатной бумаге, но она, как по мне, слишком тонкая. Это будет ювелирная работа, и выглядеть роскошно.

http://elena-kuzmina.ru/assets/images/new/odjpg.jpg

     Правильно подобранные нитки являются основой восприятия картины. Вышивать можно любыми не очень толстыми нитками. Работы выглядят лучше, если вышиты блестящими нитками, а не матовыми. Лучше вышивать кручеными нитями, чем в несколько рассыпающихся нитей.

     Наиболее часто используется мулине, поскольку с ним работать наиболее легко. Хорошие нити мулине должны обладать блеском и иметь равномерную прокраску. Обычно мулине поступает в продажу пасмами, состоящими из 6 ниточек. Если ниточки разделить, то каждая из них должна быть ровной по толщине и не должна лохматиться.

 Ирис также пригоден для вышивки, причем иногда он даже удобнее в работе, чем мулине. Нитки с блеском, крученые, нужной толщины, богатая цветовая гамма, есть и с переходом цвета.

    Не подходят для вышивки на картоне шерстяные нитки. Очень не симпатично выглядят картинки, вышитые обычными х/б нитками. Они неяркие, несколько ворсистые. Однако для массового творчества, для тренировки или как «черновик» при разработке собственной идеи вполне пригодны.

   Чтобы нить реже запутывалась, лучше не отмерять ее слишком длинной. Если же неприятность все же произошла, оттянуть ее назад и попытаться распустить. В начале и в конце работы нить хорошо закрепить. Мы используем узкий скотч, подклеивая с изнаночной стороны обрезки нитей и узелки. Избежать деформации картона можно, если нить не сильно натягивать. Но, при слишком свободном натяжении нити, узор получится неотчетливым. После окончания работы обратную сторону открытки аккуратно заклеить белой бумагой. Картину можно наклеить на лист картона большего размера клеем ПВА. При этом получается контрастная рамка и скрывается изнанка работы.

Для  освоения техники изонити достаточно знать два основных приёма: 

«Заполнение угла» и «Заполнение окружности».

Заполнение угла более лёгкий приём, поэтому с него мы и начали свою работу.

    Сначала предлагаю воспитанникам  заполнить угол и круг на небольших кусочках картона, а затем переходим к работе с образцами. Я предлагаю им схемы будущих рисунков, выполненные на бумаге из тетради в клетку, и готовые работы других воспитанников. Дети внимательно рассматривают образец, анализируют его конструктивную структуру, приемы выполнения. После этого они подбирают подходящий по размеру и цвету картон, прикрепляют схему к цветной стороне картона канцелярскими скрепками, делают проколы во всех отмеченных точках (таким образом, схема рисунка переносится на картонную основу), подбирают нитки и приступают к выполнению изонити.

      Для воспитанников среднего школьного возраста задание усложняется. Они сами моделируют предмет или придумывают орнамент на бумаге в клетку (на ней легче выполнять графические работы), самостоятельно выбирают основу и нитки для своего изделия.

     Дети сразу проявили интерес к данному виду деятельности, но в процессе работы испытывали трудности. Путались, в какую дырочку продевать иголку. Тогда я написала рядом с дырочками цифры. Это облегчило им работу и помогло быстро запомнить  цифры.

Также, обращала их внимание и на то, что с лицевой стороны ниточки должны переплетаться с одной стороны угла на другой, а с изнаночной – стежки располагаются строго по сторонам угла в виде пунктирных линий.

Освоив технику заполнения угла, дети стали выполнять работы на его основе: ёлочка, снежинка, паутинка и др. Постепенно освоили и технику заполнения окружности, стали вышивать: солнышко, цветы, снеговика. Рассказала детям и о разных способах изображения предметов. Например, вышивая угол, его потом можно легко превратить в грибок, дорисовав ножку, или в зонтик, дорисовывая ручку и т.д.

Дети с удовольствием вышивают, дорисовывают и получают очень интересные работы. Тем ребятам, которые лучше усвоили технику изонити, я предлагала объединять в сюжет оба приёма: на основе заполнения угла и окружности. Получились интересные работы: «Цветы в вазе», «Рыбка в море», «На полянке» и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...

Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)

Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....

Обобщение передового опыта работы .Тема педагогического опыта: «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений».

Метод – игровые формы обучения элементарным математическим представлениям в образовательном процессе.   В опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направ...

Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека...

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы..

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы.....

Выступление из опыта работы на ГМО воспитателей «Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»

laquo;Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение  персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»...

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г.

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г....