Методический семинар «Развитие творческих способностей детей посредством использования ИКТ на музыкальных занятиях, в рамках ФГОС ДО»
методическая разработка на тему
Пояснительная записка - Конкурсное задание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 29.91 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
«Развитие творческих способностей детей посредством использования ИКТ
на музыкальных занятиях, в рамках ФГОС ДО»
«Каждый участник образовательного процесса
сам решает, идти в ногу с будущим
или вышагивать пятками назад»
Анатолий Гин.
Руководитель международной
лаборатории Образовательных технологий
«Образование для Новой Эры»
В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития - ученые и политики, предприниматели и педагоги, все чаще говорят о наступлении информационной эры. И действительно, современную жизнь уже довольно сложно представить без использования современных информационных технологий. Информационно-коммуникационные технологии прочно вошли во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования предусматривает такие компетенции современного педагога, как умение владеть информационно-коммуникативными технологиями и способность применять их в воспитательно-образовательном процессе. В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» применение ИКТ раскрывает большие возможности в преподнесении музыкального и дидактического материала, предусмотренного образовательной программой дошкольного учреждения. Поэтому педагоги-музыканты, должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий музыкального образования.
Актуальность: Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ. Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка (исследования С.Л. Новосёловой, И. Пашелите, Г. П. Петку, Б. Хантер). Музыкальные занятия с применением ИКТ усиливают познавательный интерес дошкольников к музыке, активизируют детское внимание, позволяют повысить качество организации воспитательно-образовательного процесса. Ребёнок из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса. Красочные познавательные презентации, видеофильмы помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой и интересной. А главное открываются новые возможности музыкального образования для ребят и для поисковой деятельности музыкального руководителя. Я считаю, что эта тема является наиболее актуальной в наше время, поэтому я выбрала эту тему и хочу поделиться собственным опытом использования ИКТ в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в ДОУ.
Практическая значимость: В практике работы музыкального руководителя использование информационно-коммуникационных технологий является необходимым средством повышения качества воспитательно-образовательного процесса. Использование ИКТ с детьми осуществляется в образовательной музыкальной деятельности и индивидуальной работе.
Цель: Создание условий для выявления и развития способностей каждого ребёнка, формирования личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современной жизни.
С помощью ИКТ реализуются следующие задачи:
- обогащать методические возможности занятия музыки, придать ему современный уровень с учетом ФГОС;
- активизировать творческий потенциал ребёнка,
- способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре;
- формировать духовный мир ребенка.
- развить интегративные качества дошкольника.
ИКТ в музыкальном образовании детей дошкольного возраста можно применить как: средство подготовки выступлений; источник учебной, музыкальной информации; наглядное пособие; средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение.
Использование мультимедийных технологий на музыкальных занятиях дает ряд преимуществ: - информационная емкость; - компактность; - доступность; - наглядность и эмоциональная привлекательность; - мобильность; - многофункциональность
ФГОС ДОУ ставит задачу не только научить детей самостоятельно добывать знания, но и умело использовать их в повседневной жизни. Сейчас многие ДОО оснащены мультимедиа, ноутбуками, беспроводными графическими планшетами, интерактивными комплектами. Поэтому дошкольному учреждению необходима наиболее современная методика, преследующая главную цель: развитие ребенка как личности.
Из своего опыта работы я убедилась в том, что информационно-коммуникационные технологии являются необходимым средством повышения качества воспитательно-образовательного процесса. Благодаря использованию ИКТ в ДОУ более эффективно развиваются все виды восприятия у детей: зрительные, слуховые, чувственные. Детям проще усвоить полученную информацию, потому что они опираются на конкретные зрительные образы, сравнивают, анализируют, делают определенные логические выводы, эмоционально реагируют на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения. В своей работе с детьми я часто использую показ презентаций и видеоклипов. Подготовка презентаций - серьёзный творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия детей, обращаю внимание и на соблюдение санитарно-гигиенических норм. Очень важно, чтобы расстояние до экрана составляло не менее 50 см, изображение было чёткое. При создании электронной презентации определяю стиль презентации, подбираю фон, обрабатываю иллюстрации, и конечно самое важное, что материал должен быть доступен для ребёнка.
Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности: слушания музыки, пения, музыкально - ритмических движений, музыкально-дидактических игр, игры на детских музыкальных инструментах. Средства новых информационных технологий я включаю во все виды музыкальной деятельности.
В разделе «Слушание музыки» компьютерные презентации, незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей. С помощью ИКТ дети могут виртуально попасть в концертный зал, познакомится с разными музыкальными жанрами. Интересно, ярко и понятно знакомлю дошкольников с разными видами искусства, такими, как театр, балет, опера, продемонстрировав не только фотоматериал, но и видеоролики (Н-р: творчество П.И. Чайковского, слушание муз. произведения - «Подснежник» из цикла «Времена года» «Апрель»). Знакомство с нотной грамотой так же происходит с помощью ИКТ. Дети видят ноты, их расположение на нотном стане, выполняют музыкальные ребусы и загадки.
Музыкально-дидактические игры способствуют всестороннему развитию творческой личности ребенка: восприятие, зрительно-моторная координация, образное мышление, произвольная память, музыкально-слуховые представления, ладовое чувство и чувство ритма. Очень интересны дидактические игры на определение настроения музыки. Сначала дети слушают разнохарактерную музыку, дают ей определения, благодаря чему расширяется словарный запас, а затем отгадывают характер прозвучавшей музыки («Весело – грустно», «Три жанра музыки», «Определи ритм», «Узнай музыкальный инструмент»).
Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности тоже предполагает использование новых информационных технологий: - при проведении дыхательной гимнастики («Подуем на тучки, на снежинки, на одуванчик»); - в работе над чистотой интонирования (технологии Т. Э. Тютюнниковой «Рисуем голосом»); - в распевках для развития звуковысотного динамического, тембрового слуха из «Музыкального букваря» Н. Ветлугиной; - разучивание песен, попевок по графическому изображению, картинкам-подсказкам. В работе с детьми подготовительной группы применяю видео караоке знакомых детских песен. (Н-р: В.Я. Шаинский, «Улыбка»; р.н.п. «Два веселых гуся»)
Применение ИКТ при выполнении музыкально-ритмических упражнений, различных танцев помогает детям точно выполнять указания педагога. Выразительному исполнению танцевальных движений способствует просмотр видеороликов с показом качественного исполнения танцевальных композиций; анимации – схемы для обучения детей выполнению музыкально - ритмических движений. Такой процесс разучивания танцев с использованием учебных видеороликов становится увлекательным и занимает меньше времени, чем при словесном объяснении движений к танцам и упражнениям.
При обучении игре на детских музыкальных инструментах я использую видеозаписи концертов симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольное звучание различных инструментов; объясняю, что такое оркестр, группа инструментов, знакомлю с профессией дирижёра. Просмотрев видеозаписи, дети с удовольствием исполняют музыку на детских музыкальных инструментах. Очень интересны и увлекательны задания на ритм, дети с удовольствием простукивают ритм на различную тематику по видео-подсказкам. (Осень – ритм из овощей, листочков; Зима - ритм из снежинок, сосулек; Весна – капельки; Лето – цветочки, ягодки и др.)
При проведении досугов я использую различные презентации по теме праздника, презентации с различными заданиями, поздравительные видеоролики. Такие презентации сокращают время на подготовку к досугам, разнообразят их, очень нравятся детям. Например: презентация «Музыкальные загадки», «Угадай мелодию», «Знатоки природы». Презентации очень помогают при проведении праздников. Они могут использоваться как часть декорации.
В своей работе я использую следующие компьютерные программы:
- Pinnacle Studio (видеоредактор)
- Photoshop (графический редактор)
- Power point (программа для создания презентаций)
- Capture one (редактор фотографий)
- Nero (программа записи на электронный носитель)
- Sibelius (нотный редактор)
Также наиболее распространенной коммуникационной технологией стала технология компьютерного способа пересылки и обработки информационных сообщений. Электронная почта может использоваться педагогами для консультации и профессионального общения с коллегами. Умение пользоваться интернетом позволяет быть в курсе событий, происходящих в педагогических сообществах, отслеживать анонсы событий (проведение конкурсов, семинаров), получать консультации по актуальным проблемам, размещать свои работы на сайтах, там же знакомиться с разработками мероприятий своих коллег – педагогов.
Использование ИКТ происходит не только в работе с детьми. Консультации, семинары, мастер-классы для воспитателей также проходят с использованием презентаций, слайд-шоу. ИКТ позволяют в доступном виде представить документацию для воспитателей, специалистов и администрации. (Консультации, ознакомление с годовыми задачами, перспективным планом и отчет о проделанной работе)
В работе с родителями использую личный сайт, где размещаю консультации, фотографии с мероприятий, достижения воспитанников. На родительских собраниях провожу анкетирование - «Музыка детям», открытые занятия, совместные музыкально-спортивные праздники и развлечения, использую ИКТ для подготовки материалов по проблемам музыкального образования детей в родительские уголки. И что особенно важно, ИКТ – технологии дают большие возможности для обработки и хранения музыкального материала.
Применение ИКТ позволяет добиться следующих результатов:
Разработка и применение на практике собственных мультимедийных моделей, игровых пособий позволило повысить как интерес и желание детей заниматься музыкой, так и качество воспитательно-образовательного процесса, сделав процесс обучения интересным, а развитие ребенка более эффективным:
- Повышение эффективности процесса обучения.
- Повышение уровня профессионального мастерства и самооценки педагогов ДОУ.
- Активизация познавательной деятельности детей.
- Создание единой информационной среды.
- Повышение интеллектуального уровня развития ребенка посредством использования информационно-коммуникативных технологий.
Анализируя свой опыт работы, могу с уверенностью сказать, что «Использование ИКТ», является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить воспитание, обучение, а главное развить творческие способности ребенка. Использование мультимедиа превращает занятия в живое действие, вызывающее у детей неподдельный интерес, увлеченность изучаемым материалом. Ребенок не только видит, воспринимает, действует, он переживает эмоции. Ведь, как известно, только то, что заинтересовало дошкольника и вызвало какой-то эмоциональный отклик, станет его собственным знанием, послужит стимулом к дальнейшим открытиям.
Список используемой литературы
Интернет-ресурсы:
1. Петелина Н.В. «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки в начальной школе.
2. Афанасьева О.В. «Использование ИКТ в образовательном процессе»
3. Беляков Е.В. « Понятие ИКТ и их роль в образовательном процессе»
4. Круглова Л. «Информационные технологии, как часть культурно - информационной среды детей дошкольного возраста».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Развитие творческих способностей детей посредством использования нетрадиционных способов изобразительной деятельности"
конспект родительского собрания в старшей группе....
Родительское собрание "Развитие творческих способностей детей посредством использования нетрадиционных способов изобразительной деятельности"
конспект родительского собрания об использовании в работе с детьми таких нетрадиционных техник изображения, как "Пластилинография", "Бумагопластика", "Аппликация из круп"...
Сообщение из опыта работы "Развитие творческих способностей детей с кохлеарными имплантантами на музыкальных занятиях"
В данной статье представлен опыт организации музыкальнеых занятий с детьми с кохлеарными имплантами...
Статья Развитие творческих способностей детей посредством использования ИКТ
современную жизнь уже довольно сложно представить без использования современных информационных технологий. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) прочно вошли во все сферы жизни человека....
Семинар «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игры»
Уважаемые педагоги, предлагаем Вам поразмышлять и всем вместе ответить на вопросы «Что такое творчество?», «Что такое творческие способности?», «Какая роль отводится...
Родительское собрание "Развитие творческих способностей детей посредством использования нетрадиционных способов изобразительной деятельности"
Работа с родителями...
Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования музыкально-игровой драматургии
Дети должны жить в мире красоты,игры, сказки, музыки, рисунка,фантазии, творчества. ...