Интегрированное занятие «Подснежник» в подготовительной группе
план-конспект занятия на тему

Солдатова Татьяна Леонидовна

Вызывать эмоциональный отклик при рассматривании иллюстраций, прослушивания музыкального произведения. Показать синтез художественного слова, музыки, пластики, живописи, конструирования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение:

       детский сад № 1 «Аленушка» города Асино Томской области

         Интегрированное занятие

«Подснежник», муз. П.И.Чайковского

  в подготовительной к школе группе

                                                                Музыкальный руководитель:

                                                           Солдатова Татьяна Леонидовна

                                                 г. Асино

Интегрированное занятие «Подснежник» в подготовительной группе

Цель: Вызывать эмоциональный отклик при рассматривании иллюстраций, прослушивания музыкального произведения. Показать синтез художественного слова, музыки, пластики, живописи, конструирования.

Программные задачи:

Развивающие.  Развивать связную речь, внимание, память, эстетическое восприятие, воображение детей, их образные представления; умение выделять главное, отображать в работах художественные и музыкальные образы.

Воспитательные. Прививать любовь к живой природе - бережно относиться к подснежникам.

Образовательные. Формировать творческие способности детей. Расширять словарный запас детей музыкальными терминами, развивать образность языка. Побуждать в движении, пении выражать чувства, вызванные музыкой. Добиваться, чтобы дети сами определяли музыкальный образ, настроение в музыке.

Материал. «Подснежник» П.И. Чайковского (в записи). Картинки с изображением подснежников.

                                               Ход занятия

Дети спокойно входят в зал и рассаживаются на стульчики (полукругом)

Музыкальный руководитель: Дети, прежде чем послушаем новое произведение, я расскажу вам о Петре Ильиче Чайковском – великом русском композиторе, создавшем музыкальные произведения, известные во всем мире. Его знаменитые оперы, симфонии, концерты знают и любят люди разных стран. П.И. Чайковский умел передавать в музыке мысли, переживания, чувства человека – столкновение добра и зла, надежду на счастье. Его музыка очень мелодична, мелодии близки народным. Они просты, легко запоминаются и вместе с тем красивы и выразительны. П.И. Чайковский написал для детей два балета «Щелкунчик» и «Спящая красавица». Знаменитый «Детский альбом» он создал под впечатлением.  П.И. Чайковский много путешествовал и свои впечатления отражал в музыке. Так, в альбом вошли песни и танцы различных стран – итальянская, французская, немецкая песенки.

     Чтобы понимать язык музыки, надо не просто слушать ее – надо слышать ее. Можно слушать музыку не задумываясь над тем, что хочет рассказать композитор, а можно слушать внимательно. И тогда обязательно услышишь, какие чувства и настроения она передает, какие картины рисует. Если вы будете внимательно слушать, то поймете и полюбите великолепное произведение П.И. Чайковского «Подснежник» из альбома «Времена года».       Вот и наступила долгожданная весна! Природа просыпается, оживает после зимнего сна. Солнце начинает ярко светить, тает снег, бегут ручейки.

                              Голубенький, чистый

                              Подснежник – цветок.

                              А подле сквозистый

                              Последний снежок.

                              Последние слезы

                              О горе былом

                              И первые грезы

                              О счастье ином.             А. Майков.

      Сейчас послушаем произведение П.И. Чайковского «Подснежник» в записи.

Музыкальный руководитель: Как рассказывает музыка о природе?

Дети:  Нежно, ласково, красиво.

Музыкальный руководитель: Вы правы, пьеса по-весеннему взволнованная, она очень выразительно рассказывает о первом апрельском цветке (показываю картинки с изображением подснежников). Подснежник тянется к солнцу, и мелодия поднимается все выше и выше, звучит то светло (в высоком регистре), то более тревожно (в среднем и низком). Музыка нежная, полетная, ласковая. На какой танец она похожа?

Дети:  На вальс.

Музыкальный руководитель:  Верно. Давайте потанцуем, подвигаемся, выражая взволнованное, ласковое, доброе настроение, изображая нежный цветок, тянущийся к солнцу и качающийся на весеннем ветерке.

                      Дети выполняют творческое задание.

                                  Садятся  на стульчики.                                        

Музыкальный руководитель:  Сейчас мы посоревнуемся: кто придумает больше слов, подходящих к веселой и к нежной музыке.

Дети:  Веселая музыка – мажорная, радостная, игривая, задорная, озорная, шутливая, бойкая, смешливая, забавная, резвая, солнечная, весенняя, сверкающая, улыбчивая.

              Нежная музыка –  минорная, ласковая, задумчивая, мечтательная, светлая, добрая, мягкая, неторопливая, тихая, плавная.

Музыкальный руководитель:  Сколько красивых слов вы вспомнили! А поэт нашел для музыки вот такие слова:

                                 Выглянул подснежник.

                                 В полутьме лесной –

                                 Маленький разведчик,

                                 Посланный весной;

                                 Пусть еще над лесом

                                 Властвуют снега,

                                 Пусть лежат под снегом

                                 Сонные луга.

                                 Пусть на спящей речке

                                 Неподвижен лед, -

                                 Раз пришел разведчик,

                                 И весна придет!                             Е. Серова.

    Прекрасная музыка, прекрасные стихи. Часто они помогают понять музыку, понять, о чем она рассказывает. Давайте споем замечательную песню о подснежнике.

      Дети исполняют песню «Подснежник», муз. В. Герчик.

Музыкальный руководитель: А теперь давайте наклеим подснежники на лист ватмана. Садитесь за столы. Возьмите готовые формы: цветы, стебельки и листочки и выполняйте работу.

                 Дети наклеивают подснежники под музыку.

Музыкальный руководитель:  На этом наше занятие заканчивается. Обязательно поделитесь своими впечатлениями дома с близкими.

         - Что вам понравилось сегодня на занятии? (Ответы детей.)

         - Какие трудности вы испытывали на прослушивании пьесы? (Ответы детей.)

         - Если были, то какие, охарактеризуйте? (Ответы детей.)

         - Чтобы вам хотелось узнать и услышать нового? (Ответы детей.)

         - Что мы скажем нашим гостям на прощание? (До свидания.)

                                        До свидания.  

                     Под музыку дети выходят из зала.

                       

                                                      САМОАНАЛИЗ

        Интегрированное занятие «Подснежник» П. И. Чайковского было проведено в подготовительной к школе  группе.

        Выбор данного занятия обоснован тем, что одним из направлений в моей работе и работе ДОУ является развитие творчества в движении, расширения кругозора, воспитание эстетического вкуса у детей дошкольного возраста.

         При выборе темы занятия были учтены возрастные особенности детей, уровень и качество усвоения предыдущего материала по данному разделу.

         Прежде чем спланировать данное занятие, была проведена предварительная работа: знакомство детей с новым музыкальным произведением, его характером и содержанием.

         Данное занятие промежуточное. Исходя из знаний детей, опираясь на практический опыт, поставила следующие задачи:

        Образовательные

  Формировать творческие способности детей. Расширять словарный запас детей музыкальными терминами, развивать образность языка. Побуждать в движении, пении выражать чувства, вызванные музыкой. Добиваться, чтобы дети сами определяли музыкальный образ, настроение в музыке.

        Развивающие

  Развивать связную речь, внимание, память, эстетическое восприятие, воображение детей, их образные представления; умение выделять главное, отображать в работах художественные и музыкальные образы.

        Воспитательные

 Прививать любовь к живой природе - бережно относиться к подснежникам.

         Все задачи взаимосвязаны и вытекают одна из другой. Для решения данных задач было приготовлено соответствующее оборудование, место.

          Время выбрано рационально в соответствии с режимом дня.

          Форма организации детей  подгрупповая. Такая форма организации позволяет в большей степени охватить вниманием всех детей, добиться активного участия при ответах на поставленные вопросы, в практической деятельности.

           Занятие проведено в игровой свободной форме. Оно интересно, занимательно, способствует непринужденному общению детей.

            В ходе занятия использовалось техническое средство обучения (магнитофон).

            Из методов: наглядные, практические, словесные. Прием постановки вопросов, небольшие беседы.

            На данном занятии дети приобрели новые знания: рассказала о композиторе П.И. Чайковском (показ портрета); научились различать смену характера музыки, форму музыкального произведения, выделили выразительные средства – динамику, направление  мелодических интонаций,

побуждала детей к высказываниям об эмоционально – образном содержании произведения. Выполнили аппликацию «Подснежники». Дети были очень активны, доброжелательны, отзывчивы в отношении друг друга.

            Я, как музыкальный руководитель, проявляла педагогический такт, вступала в деловой контакт с каждым ребенком и последовательно решила поставленные задачи.

             Проведена рефлексия: Что вам понравилось сегодня на занятии? Каким бы вам хотелось видеть занятие? Трудности были на занятии? Если были, то какие, охарактеризуйте? Что мы скажем нашим гостям на прощание?    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие для детей подготовительной группы, тема занятия: «Урок красоты»

Самое красивое в нашем мире – человек и, научившись видеть, беречь и создавать красоту, мы научимся беречь и создавать человека и его мир, научимся жить по-человечески. Именно поэтому я выбрала эту те...

Конспект по ознакомлению с окружающим. Интегрированное занятие-развлечение. В подготовительной группе (6-7 лет) Тема занятия «23 февраля. День Защитника Отечества»

Предлагаю Вам конспект для детей подготовительной группы(6-7лет) по теме : «День защитника Отечества». Данный материал может быть использован воспитателями подготовительной группы. Это конспект познав...

Презентация к интегрированному занятию "Подснежник" в старшей группе

Цель: Приобщение к художественной литературе, формирование запаса литературных впечатлений.            Формирование представлений о необходимости охраны природы.  ...

Интегрированное занятие для детей подготовительной группы "Подснежник"

Интегрированное занятие  для детей подготовительной группы "Подснежник"...

Открытое интегрированное занятие для детей подготовительной группы. План-конспект музыкального занятия. Тема: « Зимняя музыкальная прогулка»

Открытое интегрированное занятие для детей подготовительной группы.План-конспект музыкального занятия.Тема: «Зимняя  музыкальная прогулка»...

Конспект итогового интегрированного занятия-конкурса в подготовительной группе с воспитанниками логопедической группы

Подвести итоги коррекционной работы за год, подчеркнуть значимость логопедических занятий для общего и речевого развития детей....

Конспект интегрированного занятия "Подснежники" (в средней группе)

: дать элементарные представления о первых весенних цветах -  подснежниках; активизировать речь; учить детей рисовать цветы на основе представления о внешнем виде растения (стебель, листья, цвето...