Программа краеведческого кружка «Мой край, мой город»
учебно-методическое пособие (подготовительная группа) на тему

Рою Анна Николаевна

Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знания о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_moy_kray_moy_gorod.docx27.32 КБ

Предварительный просмотр:

Программа краеведческого кружка «Мой  край, мой город»

Постановка проблемы

Любовь к родному краю, знание его истории – вот основа, на которой и может осуществляться рост духовной культуры всего общества.

Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знания о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.

Д.С.Лихачев

 В современных условиях развития нашего общества, когда глубокие перемены, происходившие в жизни России, повлияли на ослабление внимания к патриотическому воспитанию подрастающего поколения, в общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству. В результате понижается нравственно-культурный уровень, возникает социальная пассивность, безразличие.

Выход из этого положения возможен в формировании активной жизненной позиции молодого поколения, приобщении его к нравственным, духовным ценностям, возрождении традиций нашей страны. Нет универсального рецепта, как воспитать ребенка, чтобы он стал настоящим гражданином, любящим свою Родину, в которой он родился, где корни его народа, который будет ею гордиться. Таким образом, воспитание патриотизма является одной из основных задач воспитания.

 Осуществление патриотического воспитания предполагает использование различных методических средств. Одним из таких средств является деятельность краеведческого кружка «Мой  край, мой город». Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в детском саду является одним из основных источников обогащения  знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является, интегрирующим звеном между учебной и  воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике краеведческого образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с краеведческой  направленностью для дошкольников.

Предлагаемая  программа кружка выполняет познавательную, развивающую, практико-ориентирующую и развлекательную функции, отвечая особенностям того возраста, для которого она предназначена (для дошкольников), призвана помочь увязать краеведческие  знания, полученные учащимися на уроках, с умением использовать их в реальной ситуации.

Кружковая работа входит в систему дополнительного образования. Сюда входят занятия с кружковцами, подготовка команды к предметным олимпиадам, интеллектуальным марафонам,  предметным турнирам, групповая работа,  подготовка к научным чтениям, исследовательская работа

Основные направления курса – краеведение, изучение родного края.

Пояснительная записка

Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков.

Задачи программы:

образовательные: структура программы позволяет формировать у школьников общее представление об истории родного края, о культуре, о ее богатстве и разнообразии;

развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;

воспитательные: воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина; воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.

Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 6-7 лет в течение одного года обучения в объёме 36 часов и предназначена для подготовительной к школе группы. На кружок отводится 1 час в неделю.

Содержание:

Введение (2 часа)

Краеведение- наука о родном крае. Экскурсия «Природа – наш второй дом»

Мой край на карте Родины (3 часа)

Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. Работа с географической картой России. Саратовская область  – частица России. Флаг, герб Саратовской области. Работа с географической картой Саратовского региона.. Моя малая Родина – город Саратов. Саратов на карте России . Флаг, герб, гимн города Саратова.

Природа нашего края (10 часов)

Климат. Сезонные изменения погоды в Саратовской области. Растительный мир Саратовского региона. Лиственные и хвойные деревья региона. Животный мир Саратовской области. Птицы  родного  края. Охранять природу – значит охранять Родину. Заповедники и заказники региона. Полезные ископаемые Саратовской области. Что дает наш край стране? Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с экспозицией «Природа, растительный и животный мир Саратовского края». Охраняемые памятники природы.

Город, в котором я живу (9 часов)

Город, в котором я живу. Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство историей возникновения родного города. Работа с документами об истории родного города. Исторические места города Саратова. Экскурсия по городу на тему «История города в названиях улиц». Беседа со старожилами об истории родного города. Саратов в годы Великой Отечественной войны.  Люди, прославившие Саратов. Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры родного города. Конференция «Достопримечательности родного города».

Мой край родной – мой Саратовский край (5 часа).

Сквозь столетия. Знакомство с историей возникновения родного края. Исторические корни нашего края. Легенды и предания. Саратовский край – сокровищница культурно – исторических памятников.

Музей- хранилище истории. (4 часов)

Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев. Музеи Саратовской области. Музей изобразительных искусств города Саратова. Музей боевой славы. Экскурсия в музей Радищева Знакомство с разделами экспозиции городского краеведческого музея.

Итоговые занятия (2 часа)

Итоговая викторина. Что узнали о родном крае и городе Саратове? Фотовыставка «Процветай, мой Саратовский край!»

Тематическое планирование

№ п/п

Раздел и тема

Теория

Практика

Дата

Подготовительная группа  – 36 чаов.

Введение (2 часа)

1

Краеведение- наука о родном крае.

1

2

Экскурсия «Природа – наш второй дом»

1

Мой край на карте Родины (3 часа)

3

Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. Работа с географической картой России.

1

1

4

Саратовская область   – частица России. Флаг, герб, Саратовского региона. Работа с географической картой Саратовской области.

0,5

0,5

5

Моя малая Родина – город Саратов. Саратов на карте России. Флаг, герб, гимн Саратова

0,5

0,5

Природа нашего края (10 часов)

6

Климат. Сезонные изменения погоды в Саратовской области.

1

7

Растительный мир Саратовского региона. Лиственные и хвойные деревья региона.

0,5

0,5

8

Животный мир Саратовского региона

0,5

0,5

9

Птицы родного  края.

1

10

Охранять природу – значит охранять Родину.

Заповедники Саратовского края: Национальный парк Хвалынска, Дьяковский лес в Краснкутском районе, природный парк «Кумысная поляна.  (виртуальная экскурсия)

1

11

Знакомство с понятиями «река», «озеро», «болото», «водохранилище». Изучение озер и рек Саратовского района.

1

12

Полезные ископаемые Саратовского региона.

1

13

Что дает наш край стране?

1

14

Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с экспозицией «Природа, растительный и животный мир Саратовского региона»

1

15

Охраняемые памятники природы. Саратовской области.

1

Город, в котором я живу (9 часов)

16

Город, в котором я живу.

1

17

Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство историей возникновения родного города. Работа с документами об истории родного города.

1

18

Исторические места города Саратова

1

19

Экскурсия по городу на тему «История города в названиях улиц».

1

20

Беседа со старожилами об истории родного города

1

21

Саратовцы в годы Великой Отечественной войны  

0,5

0,5

22

Люди, прославившие город Саратов.

0,5

0,5

23

Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры родного города  

1

24

 Конференция «Достопримечательности родного города» (выступления воспитанников)

1

Мой край родной – Саратовская область (5 часов)

25

Сквозь столетия. Знакомство с историей возникновения родного края.

1

26

Исторические корни нашего края. Легенды и предания.

0,5

0,5

27

Саратовский край – сокровищница культурно – исторических памятников.

1

28

Современная Саратовская область.

0,5

0,5

29

Географические названия населенных пунктов нашей местности.

0,5

0,5

Музей- хранилище истории. (4 часов)

30

Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев.

1

31

Музеи Саратовской области.

1

32

Музей изобразительных искусств г Саратова (виртуальная экскурсия)

1

33

Экскурсия в музей боевой славы, на Соколовой горе. г. Саратова.

1

34

Знакомство с разделами экспозиции городского краеведческого музея

1

Итоговые занятия (2 часа)

35

 Итоговая викторина. Что узнали о родном крае и городе Саратове?

1

36

Фотовыставка “Процветай, мой Саратовский край!"

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План эколого-краеведческого кружка "Волшебный сундучок" для старших дошкольников.

Вашему вниманию предлагаю перспективный план работы эколого-краеведческого кружка "Волшебный сундучок" для детей старшего дошкольного возраста. Это результат моего опыта работы по ознакомлению старших...

План Эколого-краеведческого кружка "Росинка" в старшей логопедической группе "Пчелка"

Расширять, углублять, систематизировать знания детей по экологии мне помогает экологический кружок «Росинка», который я организовала в группе, взяв за основу парциальные программы С.Н. Николаевой «Юны...

Проект краеведческого кружка " Десняночка"

план проведения кружка и его  предпологаемые результаты...

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ на занятиях краеведческого кружка «Северяночка»

Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, ее острота не ослабевали никогда. В пределах детского  сада воспитателю вручаются важные полномочия: он не только учит и воспитыва...

Программа краеведческо - туристического кружка «Туристята»

Основная цель программы – это создание оптимальных условий для всестороннего развития двигательных и психофизических способностей детей в естественных природных условиях, формирование элементарн...

Программа краеведческого кружка "Орлик"

Рабочая программа кружкапо туристско- краеведческому направлению «Орлик...

Программа краеведческого кружка по направлению познавательное развитие «По тропинкам родного края» (приобщение к социокультурным ценностям) для старших групп дошкольного возраста.

Любовь к своей Родине, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играют огромную роль в становлении личности ребенка. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уве...