Программа краеведческого кружка по направлению познавательное развитие «По тропинкам родного края» (приобщение к социокультурным ценностям) для старших групп дошкольного возраста.
рабочая программа (старшая группа)

Хасанова Фатима Хазертальевна

Любовь к своей Родине, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играют огромную роль в становлении личности ребенка. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества. Маленький ребенок ещё не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах. Для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной. Патриотическое воспитание проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горячи за её неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Чувство патриотизма, выражаемое, прежде всего в привязанности к родным местам, так называемой малой родине, привычному укладу жизни, известно уже с давних пор.

Краеведение в ДОУ является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств, раскрывает связи родного края с Родиной. Краеведение разнообразно, многолико и охватывает все отрасли знаний. Чувство патриотизма начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям, это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Ребёнок восхищается и изумляется тем, что видит, это вызывает отклик в его душе, а впечатления, пропущенные через детское восприятие, играют огромное значение в становлении личности патриота. Не следует полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже прививаем любовь к Родине у детей. Необходимо показать зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа

краеведческого кружка

 по направлению познавательное развитие

 «По тропинкам родного края»

(приобщение к социокультурным ценностям)

на 2021-2022 учебный год

для старших групп дошкольного возраста.

Направление: познавательное развитие

Срок реализации: 1 год

Возрастная категория: 5-6 лет.

Уровень освоения программы: базовый

Авторы программы: Хасанова Фатима Хазертальевна - воспитатель

                                       

г. Майкоп, 2021 г.

Содержание

Ι. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.

Пояснительная записка.

стр.3

1.1.

Нормативно-правовые документы, на основе которых разработана программа краеведческого кружка по направлению познавательное развитие  «По тропинкам родного края» (приобщение к социокультурным ценностям)

стр.4

1.2.

Цель и задачи программыкраеведческого кружка по направлению познавательное развитие «По тропинкам родного края» (приобщение к социокультурным ценностям)

стр.5

1.3.

Принципы реализациикраеведческого кружка по направлению познавательное развитие «По тропинкам родного края» (приобщение к социокультурным ценностям)

стр.5

1.4.

Возрастные особенности обучающихся краеведческого кружка по направлению познавательное развитие «По тропинкам родного края» (приобщение к социокультурным ценностям)

стр.6

1.5.

Предполагаемый результат освоения программыкраеведческого кружка по направлению познавательное развитие «По тропинкам родного края» (приобщение к социокультурным ценностям)детьми.

стр.6

                     II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2

Перспективно-календарный план краеведческого кружка «По тропинкам родного края»

стр.8

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.

Расписание занятий кружка

стр.10

3.2.

Срок реализации и уровень освоения программы

стр.10

3.3.

Методы и приемы организации познавательной деятельности

стр.10

3.4.

Материально-техническое обеспечение

стр.10

3.5.

План работы с родителями

стр.11

Список литературы

стр.12

Ι. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1. Пояснительная записка

«Как у маленького деревца, поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине»

В. Сухомлинский

Любовь к своей Родине, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играют огромную роль в становлении личности ребенка. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества. Маленький ребенок ещё не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах. Для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной. Патриотическое воспитание проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горячи за её неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Чувство патриотизма, выражаемое, прежде всего в привязанности к родным местам, так называемой малой родине, привычному укладу жизни, известно уже с давних пор.

Краеведение в ДОУ является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств, раскрывает связи родного края с Родиной. Краеведение разнообразно, многолико и охватывает все отрасли знаний. Чувство патриотизма начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям, это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Ребёнок восхищается и изумляется тем, что видит, это вызывает отклик в его душе, а впечатления, пропущенные через детское восприятие, играют огромное значение в становлении личности патриота. Не следует полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже прививаем любовь к Родине у детей. Необходимо показать зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. Поэтому большое значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природо- экологическим своеобразием своего родного региона. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный период времени, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

В «Концепции модернизации российского образования» отмечена большая роль регионального компонента, позволяющего «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитывать патриотов России, граждан, обладающих высокой толерантностью». Региональность - опора на объект ближайшего окружения, учёт природных, экологических, социальных, культурных особенностей региона.

Одним из важных этапов работы с детьми по социальному развитию является формирование накопления жизненного опыта о своём ближайшем окружении, усвоения принятых норм поведения и приобщения к культурным ценностям. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности.

Актуальность краеведческой работы характеризуется тем, что одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного края. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его жителях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в приобщении к культуре родного края.

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства.

Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, в развитии их интеллектуального потенциала. Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого ─ к далёкому, от известного ─ к неизвестному, от простого ─ к сложному.

Вхождение ребёнка в современный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений, то есть вне социализации.

Программа разработана по направлению социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста

1.1.  Нормативно-правовые документы, на основе которых разработана программакраеведческого кружкапо направлению познавательное развитие «По тропинкам родного края»  (приобщение к социокультурным ценностям)

 

1.2. Цель и задачи программы краеведческого кружка по направлению познавательное развитие «По тропинкам родного края» (приобщение к социокультурным ценностям)

Цель: воспитание гражданина, любящего и знающего свой край, воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей Родине, семье. Формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города, села.

Задачи:

1. Формирование представления о Родине как месте, где человек родился и вырос, где он живет.

2. Расширение кругозора детей на основе материала, доступного их пониманию.

3. Развитие у дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.

4. Развивать интерес к культуре и традициям народов проживающих на территории республики Адыгея.  

5. Воспитание уважения к людям труда, знаменитым землякам.

6. Воспитание потребности узнавать о культурных и природных ценностях родного края, беречь и охранять их.

7. Воспитание чувства привязанности к своей малой родине, гордости за нее, восхищение ее красотой.

1.3. Принципы реализации краеведческого кружка по направлению познавательное развитие «По тропинкам родного края» (приобщение к социокультурным ценностям)

В основу реализации Программы положены следующие принципы:

  • принцип личностно-ориентированного общения - индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека.  В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающегомира  вместе  с  педагогом,  а  не  просто  пассивно  перенимают его опыт. Приоритетные формы общения педагога с детьми – партнёрство, соучастие и взаимодействие;
  • принцип научной обоснованности и применимости, т.е. сообщение знаний должно сочетаться с формированием эмоциональной базы и практики поведения;
  • принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
  • принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития детей;
  • принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности;
  • принцип последовательности предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе;
  • принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей;
  • принцип интегративности, как фактор создания эмоционального благополучия ребенка в детском саду, как важнейшее условие его целостного развития, первых творческих проявлений и становления индивидуальности и реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, музеем и т. п.

1.4. Возрастные особенности детей краеведческого кружка по направлению познавательное развитие «По тропинкам родного края» (приобщение к социокультурным ценностям) от 5 до 6 лет (старший возраст) – дети старшей группы.

Ребенок 5-6 лет крайне активен, импульсивен, энергичен. В этом возрасте  возрастает познавательная активность - развивается восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Происходит интенсивное становление личности, воли. Ребенок, усваивая нравственные представления, формы поведения, становится маленьким членом человеческого общества.

      Время в сегодняшнем мире постоянно наращивает свой темп. Мир вокруг меняется с невероятной быстротой, но то, что связано в нем со стабильностью, с привычным укладом жизни, называется традицией. Важно с дошкольного детства формировать в детях духовно-нравственные качества, воспитывать хранителя культурного наследия, хранителя традиций и обрядов, подчиняясь великому закону взаимодействия и взаимопроникновения культур. Сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.  Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении  общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.

        В процессе организации различных видов детской деятельности дети получают информацию о климатических особенностях Республики Адыгея и северного Кавказа, об особенностях растительного и животного мира, знакомятся с традициями и обычаями народов, проживающих  на данной территории,  историей родного края

1.5.  Предполагаемый результат освоения программы краеведческого кружка по направлению познавательное развитие «По тропинкам родного края» (приобщение к социокультурным ценностям) детьми.

  • Расширение знаний детей по краеведению, возрастание интереса к традициям народов проживающих на территории Республики Адыгея, к традициям своей семьи.
  • Воспитание любви и чувства гордости за малую Родину, бережного отношения к родному краю.
  • Развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков.
  • Повышение активной гражданской позиции семей дошкольников.
  • Сформировано понимание чувство Родины;
  • Дети проявляют ценностное отношение к родному городу, республике, имеют представление о дне Победы:
  • Имеют представление о коллективе ДОУ, о семье, родственных отношениях, о профессиях родителей. Знают свой адрес, свою фамилию. Имя, отчество, фамилию родителей, имена братьев и сестер.
  • Интересуется природой родного края.
  • Интересуется животным миром родного края. Ориентируется в окружающем мире растений (деревья, кустарники, травы).
  • Интересуется народным творчеством: загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки,  игры.
  • Знают и называют столицу республики, народные праздники, национальные блюда, национальную одежду.
  • Применять игры разных народов края для организации собственного досуга.
  • Уметь рассказывать о назначении объектов и достопримечательностях Республики Адыгея.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Перспективно-календарный план кружка

«По тропинкам родного края»

Месяц

Темы

Сентябрь

  1. Вводное занятие. Россия  - родина моя.
  2. Моя малая родина-Республика Адыгея.
  3. Майкоп - мой родной город.
  4. Мой детский сад.
  5. Символика Российской Федерации.
  6. Флаг Республики Адыгея
  7. Герб Республики Адыгея.
  8. Гимн Российской Федерации и Республики Адыгея.

Октябрь

  1. День рождение республики Республики Адыгея.
  2. Достопримечательности Республики Адыгея.
  3. История возникновения города Майкопа.
  4. Здания родного города.
  5. Архитектура прошлого и настоящего города.
  6. Достопримечательности нашего города.
  7. Транспорт нашего города.
  8. Моя улица.

Ноябрь

  1. Игра – викторина «Знаешь ли ты свой город?»
  2. Моя семья.
  3. Народы проживающие на территории Республики Адыгея.
  4. Прошлое адыгов.
  5. Культура и быт родного края.
  6. Русский народный костюм.
  7. Адыгейский национальный мужской костюм.
  8. Адыгейский национальный женский  костюм.

Декабрь

  1. Составление гениалогического древа своей семьи.
  2. Народные промыслы. Мастера своего дела.
  3. Народный орнамент.
  4. Изготовление поделок с народными орнаментами.
  5. Народная игрушка.
  6. Изготовление игрушек родного края.
  7. Русские народные игры.
  8. Адыгейские народные игры.

Январь

  1. Природа родного края.
  2. Животный мир Республики Адыгея.
  3. Растительный мир Республики Адыгея.
  4. КВН «Лесные обитатели»
  5. Реки и водоёмы родного края .
  6. Горы Республики Адыгея.
  7. Легенды Республики Адыгея.
  8. Полезные ископаемые Республики Адыгея.

Февраль

  1. Работа с географической картой Российской Федерации.
  2. Памятники природы Российской Федерации.
  3. Работа с географической картой Республики Адыгея.
  4. Памятники природы Республики Адыгея.
  5. Народная посуда.
  6. Национальные блюда народов проживающих на территории нашей республики.
  7. Адыгейские национальные блюда
  8. Адыгейский сыр.

Март

  1. Обряды и обычаи народов проживающих на территории Республики Адыгея.
  2. Обряд празднования дня равноденствия. Адыгейский новый год.
  3. Обряд встречи новорожденного ребенка.
  4. Обряд первого купания ребенка.
  5. Обряд укладывания ребенка в колыбель.
  6. Обряд первого шага ребенка.
  7. Обряд выбора профессии ребенка.
  8. Профессии наших предков.

Апрель

  1. Известные люди Республики Адыгея.
  2. Писатели и поэты Республики Адыгея.
  3. Знакомство с творчеством адыгейского писателя И.Ш.Машбаша.
  4. Художники  Республики Адыгея.
  5. Композиторы  Республики Адыгея.
  6. Изучение сказок, былин, народов проживающих на территории Республики Адыгея.
  7. Изучение пословиц, поговорок народов проживающих на территории Республики Адыгея.
  8. Музыкально – литературная гостиная «Песни и стихи для тебя - моя Адыгея!»

Май

  1. День Победы. «Победа в воздухе не вьется, а руками достается».
  2. Герои – защитники отечества.
  3. Мы дружбою сильны.
  4. Национальные музыкальные инструменты.
  5. Адыгейские музыкальные инструменты.
  6. Народные танцы.
  7. Танцы народов прощивающих на территории нашей республики.
  8. Итоговое занятие.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Расписание занятий кружка

Вторник - 15.05-15.35

Четверг - 15.05-15.35

  1. Срок реализации и уровень освоения программы

Срок реализации программы - 1 год.

Количество часов в год –72 часа.

Режим проведения занятий: 2 занятия в неделю по 30 минут каждое.

Сроки реализации программы: с сентября по май.

  1.  Методы и приемы организации познавательной деятельности:
  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения.
  • Эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику кружка: «По тропинкам родного края» необходимо использовать такие формы проведения организации познавательной деятельности как:

  •  экскурсии,
  •  занятия-встречи,
  • рисования,
  • аппликация,
  • танцевальные композиции,
  •  дидактические, подвижные, обрядовые игры,
  • праздники,
  • развлечения.

Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм.

  1. Материально-техническое обеспечение
  • аудио запись гимнов РФ и РА;
  • символы РФ и РА;
  • карта РА;
  • куклы в национальных костюмах;
  • иллюстрации и фотографии с достопримечательностями родного города, республики;
  • Наборы демонстрационных материалов: «Мир в картинках» - М.:МозаикаСинтез, 2012:
  • дидактические и наглядные пособия;
  •  современные средства ТСО (компьютер, проектор);
  •  методическая, краеведческая, художественная литература;
  •  репродукции и иллюстрации картин художников;
  • художественная литература о родном крае, о ВОВ, о Родине;
  • электронные презентации в соответствии с тематическим планированием;
  •  аудиозаписи;  
  • буклеты, наборы открыток достопримечательностей Республики Адыгея;
  • мини – музей «Мы разные, но мы вместе!»

  1. План работы с родителями

месяц

Название мероприятий

сентябрь

Анкетирование родителей «История родного края»

октябрь

Выставка рисунков «Моя Адыгея»

ноябрь

Беседа «Воспитание патриотизма через приобщение к адыгской народной культуре»

декабрь

Консультация «Роль народно-прикладного искусства в эстетическом развитии детей»

январь

Участие родителей в организации мини-музея в группе

февраль

Совместная организация экскурсии в Национальный музей РА

март

Консультация «Что рассказал музей?»

апрель

Мастер-класс «Украшение нарукавной подвески в технике «квилинг»

май

Выставка творческих работ «Это все-моя Адыгея»

Список литературы.

  1. Закон РФ «Об образовании»
  2. ФГОС дошкольного  общего образования.
  3. Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова. Москва, 2003 г. Как научить детей любить Родину. М.: АРКТИ. 2003 г.
  4. Н.С. Борисов.Методика историко-краеведческой работы в школе.М.:Просвещение. 1982 г.
  5. А.В. Даринский. Краеведение. М.: Просвещение. 1987 г.
  6. Д. В. Кацюба. Внеклассная робота по истории. М.: Просвещение. 1976 г.
  7. Э. М. Раковская. География: природы России. М.: Просвещение. 2002 г.
  8. В.В. Титов. Туристско-краеведческие кружки в школе.М.:Просвещение.1988г.
  9. А. Я. Юдовская и др. Новая история. М.: Просвещение. 2000 г.
  10. Анфимов Н. В., Джимов Б. М., Емтыль Р. Х. История Адыгеи (с древнейших времен до конца XIX в.) — Майкоп, 1993.
  11. Аутлев М. Г. Адыги : Историко-этнографический очерк — Майкоп, 1957.
  12. Аутлев М. Г. Адыгея в хронике событий — Майкоп, 1990.
  13. Бгажноков Б. Х. Адыгский этикет — Нальчик: «Эльбрус», 1978. 
  14. Бгажноков Б. Х. Черкесское игрище — Нальчик, 1991. 
  15. Бгажноков Б. Х. Адыгская этика.
  16. Земля адыгов — Майкоп, 1996.
  17. КазиевШапи, Карпеев Игорь. Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX в. — М.: Молодая гвардия, 2003.
  18. Марзей А. С. Черкесское наездничество — «ЗекІуэ» (из истории военного быта черкесов в XVIII — первой половины XIX века) — Нальчик, издание 1-е, 2000; издание 2-е, 2004. —Меретуков К. Х. Адыгский топонимический словарь — Майкоп, 1981.
  19. Тайсаев Д. М. Этногенез народов Кавказа. — Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых
  20. Шортанов А. Т. Адыгская мифология — Нальчик, 1982.
  21. Черкесы // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография,
  22. Народы России: живописный альбом — СПб.: типография Товарищества «Общественная Польза», Адыгская (черкесская) энциклопедия.