Программа краеведческого кружка "Орлик"
рабочая программа (подготовительная группа)
Рабочая программа кружка
по туристско- краеведческому направлению «Орлик
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 201.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Слободской детский сад «Пряничный домик» Бобровского муниципального района Воронежской области |
Рабочая программа кружка
по туристско- краеведческому направлению «Орлик»
Составитель:
Суворова Наталья Юрьевна
учитель- логопед
МБДОУ «Слободской детский сад
«Пряничный домик»
с. Слобода
2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка по туристско- краеведческому направлению «Орлик» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа курса «Орлик» составлена для работы со старшими дошкольниками и направлена на социокультурную адаптацию, на формирование гражданской позиции и духовно-нравственных ценностей обучающихся. В основе программы - развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.
Программа «Орлик» является актуальной т.к. занимается решением важной проблемы – воспитанием юных патриотов своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо хорошо знать свои истоки, культуру, обычаи. Изучение родного края необходимо уже на дошкольном уровне образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. Не зря народная мудрость гласит: «Мира не узнаешь, не зная края своего!».
Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному краю, Отечеству. Изучение краеведения даёт возможность привлечь учащихся к охране и бережному, уважительному отношению к памятникам истории и культуры, которые находятся непосредственно на территории села, города, области. Данная программа способствует усилению познавательного интереса к предметам окружающего мира и литературного чтения. Краеведение является эффективным способом вовлечения школьников в научный процесс на самой ранней стадии развития.
Цель: пробуждение у дошкольников интереса к истории и культуре своего народа, обогащение духовного мира, формирование нравственных и патриотических чувств Задачи:
- Расширить представления о родных селах Слобода, Хреновое, о названиях улиц и достопримечательностях.
- Вызвать интерес, положительное отношение к изучению истории родного села.
- Познакомить с обычаями и традициями сельской культуры.
- Сформировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края, культуре, природе, сохранению традиций региона;
- Воспитывать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
- Воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
- Воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь.
Программа «Орлик» предназначена для детей 5 - 7 лет и рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 2 раз в неделю по 1 часу, всего 72 часа в год.
Культурные практики основаны по проектной технологии, куда включены разные виды деятельности детей.
Результаты изучения программы
Обучающиеся имеют представления:
▪ о названии региона и родного села;
- о символике села;
- о традициях русского народа и семьи,
- о правилах грамотного и безопасного поведения на улице;
- о достопримечательностях и традициях села;
- о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, и т.д.;
- о труде взрослых,
У обучающиеся развиты способности:
- вести простейшие наблюдения в окружающем мире;
- проводить самостоятельно исследования жизни села;
- сравнивать предметы и явления прошлого и настоящего;
- сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки;
- составлять небольшие рассказы о своей Родине ее культуре, истории и великих людях, о достопримечательностях малой Родины.
Учебно-тематический план
| Название проекта | теория | практика | всего |
1 | «Под крышей дома моего! | 0.30 | 13.7 | 14 |
2 | «По страницам истории с.Хренового» | 0.30 | 14.7 | 15 |
3 | «По страницам истории с.Слобода» | 0.30 | 14.7 | 15 |
4 | «Родина Орлика» | 0.30 | 13.7 | 14 |
5 | «Деревни рядом с нами» | 0.30 | 13.7 | 14 |
| Итого | 1.5 | 70.5 | 72 |
1.Познавательно – исследовательский проект
Тема проекта: «Под крышей дома моего»
Цель: обогащение детско-родительских отношений опытом совместной
творческой деятельности. Формирование у детей понятие «семья», «дом» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка;
Задачи:
развивать способности задавать вопросы, рассуждать, устанавливая и понимая
простые причинные взаимосвязи «если… то…» в процессе формирования
представлений о себе, своей семье, своем доме.
способствовать закреплению интереса к своей семье, воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, формировать и развивать личность, развивать партнерские отношения с семьей.
Области развития:
социально‑коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие;
художественно‑эстетическое развитие.
Методы:
Наблюдение
Эвристические беседы
Методика 3 вопросов
Дид.игры
Худ.слово
Экскурсии
Виды деятельности:
Коммуникация, конструирование, ознакомление с художественной литературой
Роли: журналист-репортер, конструктор, художник, наблюдатель, поэт, режиссер,
Фотограф, библиограф.
Маршрутный лист:
РППС:
Музейный центр: старинная изба в разрезе, различные пазлы , Д/и лото «Мама, папа и я», «Чей малыш»
Театральный салон: костюмы 18 века, бумага цветная, листы А-4, цветной картон, цветные карандаши, краски, клей, фотографии.
Легоцентр: конструктор Лего, Цветные счетные палочки Кюизенера.
Изостудия: альбом, цветные карандаши, краски.
2.Творческо – исследовательский проект «По страницам истории с.Хреновое»
Цель: Создание условий для патриотического воспитания детей на основе культуры родного края. формирование духовно-нравственного отношения и чувство сопричастности к родному дому, улице, селу.
Задачи:
Способствовать расширению знаний о родном селе, об истории, символике, достопримечательностях.
Воспитывать уважительное отношение к человеку – труженику, результатам его
труда, защитникам Отечества.
Воспитать любовь к своему селу, гордость за него, умение видеть прекрасное.
пути следования от дома до детского сада;
Области развития: социально‑коммуникативное развитие; познавательное развитие;
речевое развитие; художественно‑эстетическое развитие.
Методы:
Методика 3 вопросов
Дид.игры
Худ.слово
Экскурсии
Создание карты нашего района».
Виды деятельности:
Коммуникация, конструирование, ознакомление с художественной литературой
Роли: журналист-репортер, конструктор, художник, наблюдатель, фотограф, исследователь, повар, библиограф.
Маршрутный лист:
РППС:
Театральный салон: альбом, фотографии, «Книга памяти. Воронежская область. Бобровский район», клей, карандаши, ножницы, карточки, пазлы «Моя Родина»,
«Узнай по описанию», д.игра «Найди и угадай» и т.д.
Изостудия: листы А-4, цветные карандаши, краски, кисточки.
Музей детского сада: Предметы старины, книга «История Бобровского района»
Пекарня: фотоаппарат.
Улицы села:
Фотоаппарат, карта села.
3.Поисково – исследовательский проект «По страницам истории с.Слобода»
Цель: Познакомиться с нашей малой родиной, рассказать о её прошлом и настоящем, о людях, делавших её историю. Дать начальное представление о своём селе, о жизни людей
Задачи:
- сформировать представления родном селе: истории, достопримечательностях;
- расширить знания о знакомых улицах, где находится дом, детский сад, пути следования от дома до детского сада;
- познакомить детей с традициями, трудом и бытом селян;
- Воспитывать у детей любовь к Родине, к родному селу и его истории, желание трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства. Вовлечь каждого ребёнка в активный познавательный, исследовательский, творческий процесс.
Области развития: социально‑коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно‑эстетическое развитие.
Методы:
Методика 3 вопросов
Дид.игры
Худ.слово
Экскурсии
Виды деятельности:
Коммуникация, конструирование, ознакомление с художественной литературой
Роли: журналист-репортер, конструктор, художник, наблюдатель, фотограф,
Исследователь.
Маршрутный лист:
РППС:
Театральный салон: альбом, фотографии, «Книга памяти. Воронежская область. Бобровский район», клей, карандаши, ножницы, карточки, пазлы «Наша Россия»,
«Узнай по описанию», д.игра «Сравни предметы» и т.д.
Изостудия: листы А-4, цветные карандаши, краски, кисточки.
Музей детского сада: Предметы старины, книга «История Бобровского района»
Улицы села:
Фотоаппарат, карта села.
Дом культуры: фотоаппарат, тетрадь, ручки, карандаши.
Библиотека: фотоаппарат, диктофон, ручка, тетради, карандаши, увеличительное стекло.
Парк воинам ВОВ: фотоаппарат, цветы, увеличительное стекло, предметы для уборки(ведро, веник, пакеты для мусора).
4.Творческо – исследовательский проект «Родина Орлика».
Цель: изучить историю разведения породы «Орловский рысак» и основании старейшего конного завода России; о истории создания ипподрома , о самых примечательных вехах его существования, известных скакунах.
Задачи:
1. Изучить научно-популярную, художественную и публицистическую литературу о лошадях;
2. Посетить краеведческий музей в с.Хреновое.
- развивать интерес к разведению лошадей, их родословной;
-знакомить детей с наиболее значимыми объектами, историческими событиями.
- способствовать бережному отношению к животным.
Области развития:
социально‑коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно‑эстетическое развитие.
Методы:
Интервьюирование,
работа с архивами музе
Встреча с интересными людьми
Наблюдение
Эвристические беседы
Методика 3 вопросов
Дид.игры
Худ.слово
Экскурсии
Виды деятельности:
Коммуникация, конструирование, ознакомление с художественной литературой
Роли: журналист-репортер, архивариус, конструктор, художник, наблюдатель,
Писатель, режиссер, фотограф, конюх, наездник.
Маршрутный лист:
РППС:
Театральный салон: книга «Конный завод и порода» И. А. Кузнецов, Г. А. альбомы, краски, кисти, цветные карандаши, раскраски, клей, фотографии, картинки. Дид.игра «Кто больше, кто меньше», «Найди маму» и т.д., пазлы «Домашние животные», игрушки «Животные», коробки, конструктор Лего, набор кубиков.
Библиотека: книга В.А.Щёкин, В.С.Гриц «Хреновской государственный конный завод, фотоаппарат, диктофон, ручка, тетрадь.
Музей конного завода: фотоаппарат, диктофон, ручка, тетрадь, варианты детей.
Памятники: фотоаппарат, диктофон, ручка, тетрадь, варианты детей.
5.Познавательстко – исследовательский проект «Деревни рядом с нами».
Цель проекта: обогащение представлений детей о родном селе, о деревнях, находящихся по соседству, о людях, живущих рядом. Подведение детей к осознанию того, что каждый ребёнок-это часть окружающего мира и неразрывно с ним связан.
Задачи:
-формировать общее представление о родном крае, о взаимодействии соседних сел и деревень, об особенностях каждой из них.
- воспитывать умение видеть красоту родного края;
- воспитывать чувство гордости за свой родной край, любовь к родным местам, доброжелательное и бережное отношение ко всему живому;
- приобщать детей к истокам народной культуры, фольклору, песням, танцам;
- развивать речь, расширять кругозор детей, обогащать словарный запас.
Области развития:
социально‑коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно‑эстетическое развитие.
Методы:
Наблюдение
Эвристические беседы
Методика 3 вопросов
Дид.игры
Худ.слово
Экскурсии
Виды деятельности:
Коммуникация, конструирование, ознакомление с художественной литературой
Роли: картограф, конструктор, художник, наблюдатель, писатель, режиссер, фотограф.
Маршрутный лист:
РППС:
Театральный салон: книга «История Бобровского района», альбомы, краски, кисти, цветные карандаши, линейки, клей, фотографии, картинки. Дид.игра «Найти и отметь», ««Большая цепочка»» «Кто где живёт?», и т.д., пазлы «Польза-вред», игрушки «Животные», «Овощи, Фрукты», карты местности, конструктор Лего.
Библиотека: фотоаппарат, диктофон, ручка, тетрадь, варианты детей.
Музей детского сада: предметы старины, фотографии, картинки.
Изостудия: альбомы, краски, карандаши, линейки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Югорчата" программа краеведческой направленности
Программа дополнительной образовательной услуги для детей старшего дошкольного возраста краеведческой направленности «Югорчата» направленна на формирование знаний по краеведению города Нижневартовска,...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/14/picture-815712-1473835463.jpg)
Программа краеведческого кружка «Мой край, мой город»
Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знания о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень....
Программа краеведческо - туристического кружка «Туристята»
Основная цель программы – это создание оптимальных условий для всестороннего развития двигательных и психофизических способностей детей в естественных природных условиях, формирование элементарн...
Дополнительная образовательная программа краеведческой направленности "Родной край"
Программа расчитана на старший дошкольный возраст. Программа способствует формированию у детей ценностного отношения к своей малой родине....
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/20/picture-1156217-1687276848.jpg)
Дополнительная образовательная программа краеведческой направленности "Юный краевед" для детей 6-7 лет
Для работы педагога по дополнительному образованию "Краеведение". Дополнительная образовательная программа "Юный краевед" для детей 6-7 лет....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/05/picture-1275007-1601892321.jpg)
Рабочая программа краеведческого образования детей старшего дошкольного возраста «Мой край родной» в рамках работы« STEAM- лаборатории»
Развивающий потенциал краеведения очень велик. Ребенок, познающий новые, неизвестные для него стороны в историческом развитии своей малой родины, чувствует себя первооткрыв...