Программа краеведческого кружка "Орлик"
рабочая программа (подготовительная группа)

Суворова Наталья Юрьевна

Рабочая программа кружка

по туристско- краеведческому направлению «Орлик

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_orlik_1.docx201.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Слободской детский сад «Пряничный домик»

Бобровского муниципального района

Воронежской области

Рабочая программа кружка

по туристско- краеведческому направлению «Орлик»

Составитель:

Суворова Наталья Юрьевна

учитель- логопед

 МБДОУ «Слободской детский сад

«Пряничный домик»

с. Слобода

2018 г.


 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка по туристско- краеведческому направлению «Орлик» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа курса «Орлик» составлена для работы со старшими дошкольниками и направлена на социокультурную адаптацию, на формирование гражданской позиции и духовно-нравственных ценностей обучающихся. В основе программы - развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края. 

Программа «Орлик» является актуальной т.к. занимается решением важной проблемы – воспитанием юных патриотов своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо хорошо знать свои истоки, культуру, обычаи. Изучение родного края необходимо уже на дошкольном уровне образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. Не зря народная мудрость гласит: «Мира не узнаешь, не зная края своего!».  

Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному краю, Отечеству. Изучение краеведения даёт возможность привлечь учащихся к охране и бережному, уважительному отношению к памятникам истории и культуры, которые находятся непосредственно на территории села, города, области. Данная программа способствует усилению познавательного интереса к предметам окружающего мира и литературного чтения. Краеведение является эффективным способом вовлечения школьников в научный процесс на самой ранней стадии развития.  

Цель: пробуждение у дошкольников интереса к истории и культуре своего народа, обогащение духовного мира, формирование нравственных и патриотических чувств Задачи:         

  • Расширить представления о родных селах Слобода, Хреновое, о названиях улиц и достопримечательностях.
  • Вызвать интерес, положительное отношение к изучению истории родного села.
  • Познакомить с обычаями и традициями сельской культуры.
  • Сформировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края, культуре, природе, сохранению традиций региона;
  • Воспитывать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
  • Воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
  • Воспитывать         такие         личностные         качества         как         доброта,         честность, взаимопомощь.

Программа «Орлик» предназначена для детей 5 - 7 лет и рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 2 раз в неделю по 1 часу, всего 72 часа в год.

Культурные практики основаны по проектной технологии, куда включены разные виды деятельности детей.

Результаты изучения программы 

Обучающиеся имеют представления:

   о названии региона и родного села;

  • о символике села;
  • о традициях русского народа и семьи,
  • о правилах грамотного и безопасного поведения на улице;
  • о достопримечательностях и традициях села;
  •  о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, и т.д.;
  • о труде взрослых,

У обучающиеся развиты способности:

  • вести простейшие наблюдения в окружающем мире;
  • проводить самостоятельно исследования жизни села;
  • сравнивать предметы и явления прошлого и настоящего;
  • сравнивать         природные         объекты         и         находить         в         них         существенные отличительные признаки;
  • составлять небольшие рассказы о своей Родине ее культуре, истории и великих людях, о достопримечательностях малой Родины.

Учебно-тематический план

 

Название проекта

теория

практика

всего

 1

«Под крышей дома моего!

0.30

13.7

14

2

«По страницам истории  с.Хренового»

0.30

14.7

15

3

«По страницам истории с.Слобода»

0.30

14.7

15

4

«Родина Орлика»

0.30

13.7

14

5

«Деревни рядом с нами»

0.30

13.7

14

 

Итого

1.5

70.5

72

1.Познавательно – исследовательский проект

Тема проекта: «Под крышей дома моего»

Цель: обогащение детско-родительских отношений опытом совместной

творческой деятельности. Формирование у детей понятие «семья», «дом» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка;

Задачи: 

развивать способности задавать вопросы, рассуждать, устанавливая и понимая

простые причинные взаимосвязи «если… то…» в процессе формирования

представлений о себе, своей семье, своем доме.

способствовать закреплению интереса к своей семье, воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, формировать и развивать личность, развивать партнерские отношения с семьей.

Области развития:

социально‑коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие;

художественно‑эстетическое развитие.

Методы:

Наблюдение

Эвристические беседы

Методика 3 вопросов

Дид.игры

Худ.слово

Экскурсии

Виды деятельности:

Коммуникация, конструирование, ознакомление с художественной литературой

Роли: журналист-репортер, конструктор, художник, наблюдатель, поэт, режиссер,

Фотограф, библиограф.

Маршрутный лист:

РППС:

Музейный центр: старинная изба в разрезе, различные пазлы , Д/и лото «Мама, папа и я», «Чей малыш»

Театральный салон: костюмы 18 века, бумага цветная, листы А-4, цветной картон, цветные карандаши, краски, клей, фотографии.

Легоцентр: конструктор Лего, Цветные счетные палочки Кюизенера.

Изостудия: альбом, цветные карандаши, краски.

2.Творческо  – исследовательский проект «По страницам истории с.Хреновое»

Цель: Создание условий для патриотического воспитания детей на основе культуры родного края. формирование духовно-нравственного отношения и чувство сопричастности к родному дому, улице, селу.

Задачи:

 Способствовать расширению знаний о родном селе, об истории, символике, достопримечательностях.

Воспитывать уважительное отношение к человеку – труженику, результатам его

труда, защитникам Отечества.

Воспитать любовь к своему селу, гордость за него, умение видеть прекрасное.

пути следования от дома до детского сада;

Области развития: социально‑коммуникативное развитие; познавательное развитие;

речевое развитие; художественно‑эстетическое развитие.

Методы:

Методика 3 вопросов

Дид.игры

Худ.слово

Экскурсии

 Создание карты нашего района».

Виды деятельности:

Коммуникация, конструирование, ознакомление с художественной литературой

Роли: журналист-репортер, конструктор, художник, наблюдатель, фотограф, исследователь, повар, библиограф.

 

Маршрутный лист:

РППС:

Театральный салон: альбом, фотографии, «Книга памяти. Воронежская область. Бобровский район», клей, карандаши, ножницы, карточки, пазлы «Моя Родина»,

«Узнай по описанию»,  д.игра «Найди и угадай» и т.д.

Изостудия: листы А-4, цветные карандаши, краски, кисточки.

Музей детского сада: Предметы старины, книга «История Бобровского района»

Пекарня: фотоаппарат.

Улицы села:

Фотоаппарат, карта села.

3.Поисково – исследовательский проект «По страницам истории с.Слобода»

Цель: Познакомиться с нашей малой родиной, рассказать о её прошлом и настоящем, о людях, делавших её историю. Дать начальное представление о своём селе, о жизни людей

Задачи:

- сформировать представления  родном селе: истории, достопримечательностях;

- расширить знания о знакомых улицах, где находится дом, детский сад, пути следования от дома до детского сада;

- познакомить детей с традициями, трудом и бытом селян;

- Воспитывать у детей любовь к Родине, к родному селу и его истории, желание трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства. Вовлечь каждого ребёнка в активный познавательный, исследовательский, творческий процесс.

Области развития: социально‑коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно‑эстетическое развитие.

Методы:

Методика 3 вопросов

Дид.игры

Худ.слово

Экскурсии

           

Виды деятельности:

Коммуникация, конструирование, ознакомление с художественной литературой

Роли: журналист-репортер, конструктор, художник, наблюдатель, фотограф,

Исследователь.

 Маршрутный лист:

РППС:

Театральный салон: альбом, фотографии, «Книга памяти. Воронежская область. Бобровский район», клей, карандаши, ножницы, карточки, пазлы «Наша Россия»,

«Узнай по описанию»,  д.игра «Сравни предметы» и т.д.

Изостудия: листы А-4, цветные карандаши, краски, кисточки.

Музей детского сада: Предметы старины, книга «История Бобровского района»

Улицы села:

Фотоаппарат, карта села.

Дом культуры: фотоаппарат, тетрадь, ручки, карандаши.

Библиотека: фотоаппарат, диктофон, ручка, тетради, карандаши, увеличительное стекло.

Парк воинам ВОВ: фотоаппарат, цветы, увеличительное стекло, предметы для уборки(ведро, веник, пакеты для мусора).

4.Творческо – исследовательский проект «Родина Орлика».

Цель: изучить историю разведения породы «Орловский рысак» и основании старейшего конного завода России; о истории создания ипподрома , о самых примечательных вехах его существования, известных скакунах.

Задачи:

1. Изучить научно-популярную, художественную и публицистическую литературу о лошадях;

2. Посетить краеведческий музей в с.Хреновое.

- развивать интерес к разведению лошадей, их родословной;

-знакомить детей с наиболее значимыми объектами, историческими событиями.

- способствовать  бережному отношению к животным.

Области развития:

социально‑коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно‑эстетическое развитие.

Методы:

Интервьюирование,

работа с архивами музе

Встреча с интересными людьми

Наблюдение

Эвристические беседы

Методика 3 вопросов

Дид.игры

Худ.слово

Экскурсии

Виды деятельности:

Коммуникация, конструирование, ознакомление с художественной литературой

Роли: журналист-репортер, архивариус, конструктор, художник, наблюдатель,

Писатель, режиссер, фотограф, конюх, наездник.

Маршрутный лист:

РППС:

Театральный салон: книга «Конный завод и порода» И. А. Кузнецов, Г. А. альбомы, краски, кисти, цветные карандаши, раскраски, клей, фотографии, картинки. Дид.игра  «Кто больше, кто меньше», «Найди маму» и т.д., пазлы «Домашние животные», игрушки «Животные», коробки, конструктор Лего, набор кубиков.

Библиотека:  книга В.А.Щёкин, В.С.Гриц «Хреновской государственный конный завод, фотоаппарат, диктофон, ручка, тетрадь.

Музей конного завода: фотоаппарат, диктофон, ручка, тетрадь, варианты детей.

Памятники: фотоаппарат, диктофон, ручка, тетрадь, варианты детей.

5.Познавательстко – исследовательский проект «Деревни рядом с нами».

Цель проекта: обогащение представлений детей о родном селе, о деревнях, находящихся по соседству, о людях, живущих рядом. Подведение детей к осознанию того, что каждый ребёнок-это часть окружающего мира и неразрывно с ним связан.

Задачи:

-формировать общее представление о  родном крае, о взаимодействии соседних сел и деревень, об особенностях каждой из них.

- воспитывать умение видеть красоту родного края;

- воспитывать чувство гордости за свой родной край, любовь к родным местам, доброжелательное и бережное отношение ко всему живому;

- приобщать детей к истокам народной культуры, фольклору, песням, танцам;

- развивать речь, расширять кругозор детей, обогащать словарный запас.

Области развития:

социально‑коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно‑эстетическое развитие.

Методы:

Наблюдение

Эвристические беседы

Методика 3 вопросов

Дид.игры

Худ.слово

Экскурсии

Виды деятельности:

Коммуникация, конструирование, ознакомление с художественной литературой

Роли: картограф, конструктор, художник, наблюдатель, писатель, режиссер, фотограф.

Маршрутный лист:

РППС:

Театральный салон: книга «История Бобровского района», альбомы, краски, кисти, цветные карандаши, линейки, клей, фотографии, картинки. Дид.игра  «Найти и отметь», ««Большая цепочка»» «Кто где живёт?», и т.д., пазлы «Польза-вред», игрушки «Животные», «Овощи, Фрукты», карты местности, конструктор Лего.

Библиотека:  фотоаппарат, диктофон, ручка, тетрадь, варианты детей.

Музей детского сада: предметы старины, фотографии, картинки.

Изостудия: альбомы, краски, карандаши, линейки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Югорчата" программа краеведческой направленности

Программа дополнительной образовательной услуги для детей старшего дошкольного возраста краеведческой направленности «Югорчата» направленна на формирование знаний по краеведению города Нижневартовска,...

Программа краеведческого кружка «Мой край, мой город»

Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знания о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень....

Программа краеведческо - туристического кружка «Туристята»

Основная цель программы – это создание оптимальных условий для всестороннего развития двигательных и психофизических способностей детей в естественных природных условиях, формирование элементарн...

Дополнительная образовательная программа краеведческой направленности "Родной край"

Программа расчитана на старший дошкольный возраст. Программа способствует формированию у детей ценностного отношения к своей малой родине....

Дополнительная образовательная программа краеведческой направленности "Юный краевед" для детей 6-7 лет

Для работы педагога по дополнительному образованию "Краеведение".  Дополнительная образовательная программа "Юный краевед" для детей 6-7 лет....

Рабочая программа краеведческого образования детей старшего дошкольного возраста «Мой край родной» в рамках работы« STEAM- лаборатории»

Развивающий потенциал  краеведения  очень велик. Ребенок, познающий новые, неизвестные для него стороны в историческом развитии своей малой родины, чувствует себя первооткрыв...