«Инновационная деятельность в ДОУ»
консультация на тему

Септел Валентина Уран-ооловна

       В Российской педагогике в настоящее время развивается новая область научного знания – педагогическая инноватика.

      Педагогическая инноватика рассматривается как отрасль педагогической науки, изучающая процесс обновления педагогической деятельности, ее принципы, закономерности, средства.

      Педагогическая инноватика как наука имеет свой категориальный аппарат, Ее основными понятиями являются «новое», «новшество», «инновация», «инновационный процесс», «инновационная среда», «инновационный потенциал».

      Новшество:

-          идея, являющаяся для конкретного лица новой;

-          средство (новый метод).

Инновация:

-          обновление, изменение;

-          введение чего-либо нового;

-          процесс освоения новшества.

Педагогическое новшество – содержание возможных изменений, ведущих к ранее не известному состоянию, результату в области педагогической действительности, развивающих теорию и практику обучения и воспитания (Р.Н.Юсуфбекова)

Инноватика  как наука изучает закономерности создания, освоения и распространения новшеств; в частности изучает феномен сопротивления новшествам (В.А.Сластенин, Л.С.Подымова).

Инновация – содержательная сторона инновационного процесса (научные идеи и технологии реализации).

    Нововедение:

-          механизм использования инновации (новшество и процесс введения его в практику);

-          целенаправленное изменение, которое вносит в определенную социальную единицу (организаци, общество, группу) новые, относительно стбильные элементы (А.И.Пригожин);

-          комплексный, целенаправленный процесс создания, распространения и использования новшества, цель которого – удовлетворение потребностей и интересов людей новыми средства, что ведет к определенным качественным изменениям (способов обеспечения эффективности, стабильности и жизнеспособности) (В.А.Сластенин, Л.С.Подымова);

-          динамическая система, характеризующаяся как внутренней логикой (структура и этапы инновационного процесса),  так и закономерным развитием во времени ее взаимодействия с окружающей средой (жизненный цикл новшеств)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  Детский сад  «Аленушка» с.Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва

Консультация

для воспитателей

«Инновационная деятельность в ДОУ»

Выполнила: старший воспитатель

Септел В.У.У.

с.Кызыл-Мажалык 2016 г.

Цель:  Повышение научно-теоретического уровня педагогов по изучаемой теме.

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с научно-теоретическими основами  инновационной деятельности в ДОУ.
  2. Дать представление  об уровнях профессионального развитии педагогов.
  3. Выявить способности педагогов к развитию.

Предварительная работа: разработка лекции,  подготовка анкеты.

Методы:  лекция,  анкетирование, обсуждение.

I часть. Теоретическая

       В Российской педагогике в настоящее время развивается новая область научного знания – педагогическая инноватика.

      Педагогическая инноватика рассматривается как отрасль педагогической науки, изучающая процесс обновления педагогической деятельности, ее принципы, закономерности, средства.

      Педагогическая инноватика как наука имеет свой категориальный аппарат, Ее основными понятиями являются «новое», «новшество», «инновация», «инновационный процесс», «инновационная среда», «инновационный потенциал».

      Новшество:

  • идея, являющаяся для конкретного лица новой;
  • средство (новый метод).

Инновация:

  • обновление, изменение;
  • введение чего-либо нового;
  • процесс освоения новшества.

Педагогическое новшество – содержание возможных изменений, ведущих к ранее не известному состоянию, результату в области педагогической действительности, развивающих теорию и практику обучения и воспитания (Р.Н.Юсуфбекова)

Инноватика  как наука изучает закономерности создания, освоения и распространения новшеств; в частности изучает феномен сопротивления новшествам (В.А.Сластенин, Л.С.Подымова).

Инновация – содержательная сторона инновационного процесса (научные идеи и технологии реализации).

    Нововедение:

  • механизм использования инновации (новшество и процесс введения его в практику);
  • целенаправленное изменение, которое вносит в определенную социальную единицу (организаци, общество, группу) новые, относительно стбильные элементы (А.И.Пригожин);
  • комплексный, целенаправленный процесс создания, распространения и использования новшества, цель которого – удовлетворение потребностей и интересов людей новыми средства, что ведет к определенным качественным изменениям (способов обеспечения эффективности, стабильности и жизнеспособности) (В.А.Сластенин, Л.С.Подымова);
  • динамическая система, характеризующаяся как внутренней логикой (структура и этапы инновационного процесса),  так и закономерным развитием во времени ее взаимодействия с окружающей средой (жизненный цикл новшеств)

       Изменение – замена одного на другое (перемена, вариация) как видимое отклонение от прежнего (если в лучшую сторону, то это новшество).

      Новшество и изменение в широком масштабе, для всей системы – это реформа.

     Новизна как критерий оценки исследования, ценность, свойство нововведения конкретно-исторична (абсолютно или относительно новое).

      Показатели инноваций:

а) нацеленность на решение актуальных проблем (педагогическая инновация содержит новое решение этой проблемы);

б)  возможность использования в широкой педагогической практике. Использование педагогических инноваций должно приводить к обновлению  педагогического процесса, получению качественно новых (устойчивых) результатов. Эффективность – влияние реализованного потенциала на различные параметры системы, в которых реализуется инновация;

в) адаптируемость (вне зависимости от условий);

г) наличие научной идеи;

д) завершенность (степень реализации инновационного потенциала; в идеале переход от простого воспроизводства к расширенному.

     Специфика новшеств ((В.А.Сластенин, Л.С.Подымова, А.И.Пригожин и др.):

  • педагогические новшества сохраняют все родовые черты инновации;
  • объект воздействия и предмет деятельности – развивающаяся личность;
  • на возникновение и существование новшества влияет социальный заказ;
  • необходима психологическая готовность педагогического сообщества к восприятию, принятию и реализации новшеств;
  • существуют как идеальные продукты деятельности новаторов;
  • наблюдается относительная растянутость инновационных процессов во времени (жизненный цикл);
  • целостный характер целей инновации;
  • существующая зависимость инновационных процессов от социально-педагогических условий; сложность определения результатов инноваций.

Требования к новшествам:

  • сбалансированность целей с целями ДОУ;
  • стабильность (относительная).

Классификация новшеств

1

по уровню инновационного потенциала

  • построение известного в другом виде-формальная новизна (фактически отсутствие нового)-условная новизна
  • повторение известного с несущественными изменениями –частная новизна
  • уточнение, конкретизация уже известного
  • дополнение известного существенными элементами
  • создание качественно нового объекта

2

По массовости

-  единичные

- массовые

3

По масштабу

  • частные
  •  модульные
  • системные

4

По новизне

-абсолютно новые

относительно (субъективно) новые

5

По типу возникновения

  • стихийные
  • целенаправленные

6

По типу новшества

  • материально-технические
  • социально-педагогические

7

По характеру возникновения

  • внешние (заимствования, инициируемые органами управления)
  • внутренние (ноу-хау)

8

По инновационному потенциалу

  • модификационные (изменение существующего)
  • комбинаторные (сочетание элементов прежнего)
  • радикальные (принципиально новые)

9

По характеру нацеленности на будущее

  • оперативные
  • стратегические

10

По отношению к существующими

  • замещающие
  • открывающие
  • отменяющие
  • ретровведение

11

По характеру получаемых результатов

  • ожидаемые
  • случайные (неплановые)

12

По своевременности

  • своевременные
  • несвоевременные

или

  • актуальные
  • нацеленные на будущее

13

По завершенности

  • завершенные
  • незавершенные

14

По процессу освоения

  • легко осваиваемые
  • трудно осваиваемые

     Определены две сферы, которые требуют инноваций в ДОУ:

  1. управление учреждением:
  2. структура и содержание образовательного процесса.

      Данные сферы взаимодействуют посредством создания и освоения новшеств.

        Основные позиции классификации новшеств, где показаны связи основных аспектов инновационного процесса на содержательном и управленческом уровнях:

    Область применения педагогических новшеств:

  • цели
  • содержание
  • формы
  • методы
  • структура

масштаб изменений:

  • частные
  • модульные
  • системные.

Потенциал:

  • модификационный
  • комбинаторный
  • радикальный

Характер возникновения:

  • внутренний
  • внешний

Способы возникновения:

  • плановые
  • стихийные

Область системы управления:

  • ценностные ориентации
  • образ желаемой системы управления
  • состав, строение коллективного субъекта управления;
  • содержание новшества
  • изменения в ресурсном обеспечении
  • изменения в результатах обучения, воспитания.

Объект управления:

  • новое в управлении ступенями образования;
  • в управлении процессами основного и дополнительного образования
  • межпредметными связями
  • функциями ДОУ
  • внешними связями
  • педагогическим коллективом
  • технологиями обучения и воспитания.

Закономерности протекания инновационных процессов.

  1. Закон необратимой дестабилизации педагогической инновационной среды. Инновация обуславливает необратимые деструктивные изменения в инновационной социально-педагогической среде: начиная с разрушения целостных представлений, образов и конкретного сознания, взглядов отдельных субъектов.
  2. Закон финальной реализации инновационного процесса. Инновационный процесс рано или поздно должен реализоваться. Новшество пробивает себе дорогу: другой вопрос – жизнеспособно ли оно? На  каком уровне с точки зрения оптимальности, эффективности процесс происходит?
  3. Закон стереотипизации педагогических процессов. Инновация устаревает, происходит стереотипизация, возникают штампы мышления, деятельности, следовательно, рутинизация/кризис.
  4. Закон цикличной повторяемости, возвращаемости новшества. Возрождение новшества в новых условиях.

Структура инновационного процесса: мотив-цель – задачи –содержание – формы – методы – результаты.

Субъектная структура: деятельность субъектов развития (органы управления образованием, лица, вовлеченные в процесс обновления ДОУ), функциональное и ролевое соотношение всех участников инновационного процесса на каждом этапе.

Уровневая структура: деятельность субъектов на разных уровнях (международном, федеральном, региональном, городском, сельском, внутри ДОУ).

Содержательная структура: рождение, разработка, освоение. Характеризует инновационные процессы с точки зрения их проникновения в разные области педагогической действительности: в содержание образования, технологии, формы, структуру ДОУ (системы управления).

Структура жизненного цикла включает в себя следующие этапы:

  1. возникновение (идея, ее оформление)
  2. рост (детализация, конкретизация)
  3. зрелость
  4. освоение (диффузия, проникновение)
  5. насыщенность
  6. рутинизация (для основной части субъектов инновация перестает быть новой)
  7. кризис
  8. финал: новшество становится  повседневным или заменяется.

      Управленческая структура: программа развития.

      Организационная структура: диагностика-пронозирование-организация –практика-обобщение-внедрение.

Жизненный цикл новшеств.

  1. Этап открытия: зарождение, возникновение концепции новшества
  2. Разработка: изобретение, создание новшества, воплощенного в объекте (материальном или духовном).
  3. Реализация нововведения: практическое применение, доработка: результат стойкий, эффект (самостоятельное существование новшества при условии восприимчивости).
  4. Распространение, тиражирование: широкое внедрение, диффузия или господство новшества в конкретной области: новшество перестает быть таковым, теряет свою новизну.
  5. Эффективная альтернатива, или его замена, или сокращение масштабов применения новшества.

            Линейность этапов может нарушаться: внутри одного этапа допустимы другие, возможны разрывы, выпадение фаз и т.д. С четвертого этапа идет усовершенствование.

Источники идей развития (нововведений):

       К основным источникам идей улучшения и развития дошкольного образования относятся следующие:

  • Социальный заказ общества, страны, региона, города, районных округов образования;
  • Социальный заказ родителей как основных потребителей образовательных услуг;
  • Директивные и нормативные документы органов власти и управления образованием;
  • Достижения науки в различных областях знаний: философии, педагогике, психологии, нейрофизиологии, медицине, социологии, экологии и др.);
  • Педагогическая практика, передовой педагогический опыт (массовый и собственный опыт коллектива ДОУ);
  • Информационные технологии (печатная продукция, подписные издания учреждения, библиотечный фонд, компьютерные информационные системы);
  • Анализ результатов процесса функционирования и развития ДОУ (поиск путей преобразования);
  • Научно-исследовательская и опытно-экспериметальная работа;
  • Собственный творческий поиск руководителей и педагогов ДОУ.

Основания выбора идей – те главные факторы, которые необходимо учитывать, чтобы идея была максимально полезной, обеспечивала развитие ДОУ в соответствии с современными требованиями и в оптимальные сроки.

          Эффективность  инновационного процесса  зависит от готовности  педагогического коллектива к восприятию новшеств.

         В результате исследований выделили пять групп педагогов с различным отношением к деятельности:

1 группа – педагоги, для которых характерно стремление к творческому росту, активность к инновационной деятельности.

2 группа – педагоги, для которых характерны как стремление к достижению успехов в своей профессиональной деятельности, так и ориентация на саморазвитие.

3 группа – педагоги, ориентированные на внешние оценки своей деятельности, весьма чувствительны к материальным стимулам, что позволяет руководителям даже при ограниченном количестве организационных, включая финансовые, ресурсов эффективно влиять на их труд.

4 группа - так же, как педагоги предыдущей группы, они ориентируются на внешние оценки своей работы, но при этом для них в большей степени актуальны потребности в безопасности, они стремятся избегать дисциплинарных взысканий и критики.

5 группа – педагоги, которые отрицательно относятся к организационным изменениям и инновациям в педагогической деятельности, уделяют повышенное внимание к условиям труда.

Уровни профессионального развития педагога.

  1. Базовой характеристикой деятельности педагога считают педагогическую умелость, под которой понимают достаточно хорошее владение им системой обучающих и воспитательных умений и навыков, которые  в своей совокупности позволяют ему осуществлять воспитательно-образовательный процесс на грамотном профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения и воспитания дошкольников. Совокупность различных профессиональных умений воспитателя  называют педагогической техникой.

            Понятие «педагогическая техника» включает две группы компонентов:

  • первая группа связана с умением педагога управлять своим поведением: владение свои организмом (мимика, пантомимика, управление эмоциями, настроением; социально-перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение),  техника речи (дикция, темп речи и т.д.) и др.
  • вторая группа компонентов связана с умением воздействовать на личность и раскрывает технологическую сторону педагогического процесса: дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные, диагностико-аналитические и др.умения.
  1. Следующая ступень профессионального роста педагога является педагогическое мастерство.  В настоящее время педагогическое мастерство включает 4 компонента:
  • систему знаний;
  • специальные способности;
  • педагогическую технику;
  • гуманистическую направленность личности.

Для современного педагога приоритетным являются теоретические знания ( знание современных психолого-педагогических концепций) методологические знания (знание общих принципов изучения педагогических явлений, закономерностей социализации обучения и воспитания) и технологические знания (знание не только традиционных, но и инновационных образовательных технологий).

        При освоении новых педагогических принципов и технологий необходимым условием является не только совершенствование технических педагогических приемов, но и личностное саморазвитие педагога, самоактуализация его личности. Процесс самоактуализации включает в себя переход потенциальных особенность человека в актуальные.

        В связи с этим выделяются  психологические требования к личности педагога, осваивающего новые педагогические технологии, включающие вариативность мышления, эмпатийность (способность к сопереживанию), синтонность (способность настроиться на «волну» другого человека), толерантность (терпимость к инакомыслию), коммуникативность (культуру диалога) и др.

  1. Развитие этих качеств, высокий уровень  общей культуры,  психолого-педагогическая и технологическая компетентность, креативные (творческие) способности педагога. Все это способствует повышению уровня его готовности к инновациям.

Готовность к нововведенеиям – это такое личностное проявление творческого стиля деятельности, в котором своеобразно сочетаются определенная личная направленность (стремление, потребность внедрять новое), знания и практические умения реализовывать новые способы и формы осуществления профессиональной деятельности.

  1. Педагогическое творчество – это более высокий уровень квалификации педагога. Оно связано не столько с продуцированием новых идей и принципов, сколь с их модернизацией, видоизменением.

Только на высшем уровне своей профессиональной деятельности – новаторстве – педагог выдвигает и реализует новые, прогрессивные идеи, приемы в процессе обучения и воспитания.

      Педагог-новатор – это автор новой педагогической системы, т.е. совокупности взаимосвязанных идей и соответствующих технологий.

      Воспитатель,  владеющий современными педагогическими технологиями и обладающий технологической культурой, должен проявлять гибкость при использовании методов и средств обучения, уметь модифицировать свои профессиональный действия, разрабатывая при этом свою собственную педагогическую технологию.

  1. Готовность педагога к созданию авторской технологии, характеризующейся согласованностью методических приемов, оригинальностью их сочетания в целостной системе, соответствующей единому замыслу и личностному опыту педагога, авторским стилем его педагогической деятельности, - один из важнейших показателей личностного роста педагога.
  2. Важнейшим условием, механизмом и результатом формирования готовности педагога к созданию авторской педагогической технологии является индивидуальный - авторский – стиль деятельности педагога.
  3. Разработка и усовершенствование образовательных технологий – одно из самых распространенных направлений  инновационного педагогического поиска в ОУ. К таким программно-методическим регулятивам творческой деятельности педагога относятся:
  • четкая рефлексия того, где, в чем и зачем намеривается педагог провести инновацию, каким требованиям должна отвечать авторская программа
  • в ней должны быть представлены не только «знаниевый» (т.е. образовательный стандарт), но и личностный аспект (личный опыт педагога и детей) образования. Здесь установка на творческое сотрудничество взрослого и ребенка при решении взаимозначимых задач, субъект-субъектное обучение.

8. Авторская методическая система – это совокупность индивидуальных приемов, средств, а также оптимальных для педагога, его индивидуального стиля деятельности форм и методов, характеризующихся   целостностью, оригинальностью и результативностью их применения.

9. Высшим уровнем профессионального саморазвития педагога является создание им собственной авторской системы работы, состоящей из индивидуальной дидактической, индивидуальной воспитательной и индивидуальной методической систем. Результатом дидактической и воспитательной системы являются авторские программы и технологии, а результатом индивидуальной методической системы – индивидуально-авторский стиль и педагогическая техника.

         

Этапы восприятия новшества по Эрику Роджерсу.

  1. Ознакомление: человек впервые слышит об инновации, еще не готов к получению дополнительной информации.
  2. Появление интереса: интерес + поиск дополнительной информации: пока невозможна внутренняя потребность в принятии новшества (субъект не примеряет его на себя).
  3. Оценка:  субъект примеряет новшество и решает, применять ли его, ищет уточняющую информацию, критично оценивает ее.
  4. Апробация: порционное применение в практике, в зависимости от результата – принятие или отказ.
  5. Окончательное восприятие: следует решение о принятии новшества, широком использовании в практике (через оценку результатов четвертого этапа).

         

Наиболее значимые профессионально-личностные качества педагога, обеспечивающие инновационную деятельность.

  • Самовоспитательная и самообразовательная потребность;
  • Стремление к духовной работе над собой;
  • Склонность к риску;
  • Лидерство;
  • Открытость новому;
  • Сила воли;
  • Целеустремленность;
  • Организованность;
  • Увлеченность;
  • Порядочность;
  • Честность;
  • Чувство юмора.      

II часть. Практическая

      Одним из показателем инновационного потенциала педагогического коллектива является восприимчивость педагогов к новому – это потребность в постоянном профессиональном росте.

     Анкетирование педагогов с целью выявления педагогов к развитию (см. Приложение 1).

III часть. Подведение итогов.

Рефлексия.

        Инновации призваны синхронизировать и интегрировать основные аспекты функционирования и развития ДОУ в целях обеспечения качества дошкольного образования.

Приложение 1

АНКЕТА

Цель: выявить способности педагогов к развитию

Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, около каждого номера балл:

5 – если данное утверждение полностью совпадает вашему мнению

4 – скорее соответствует, чем не.

3 – и да и нет;

2 – скорее не соответствует;

1 – не соответствует.

  1. Я стремлюсь изучить себя.
  2. Я оставляю время для развития, как бы ни была занята.
  3. Возникшие препятствия стимулируют мою активность
  4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.
  5. Я рефлексирую свою деятельность.
  6. Я анализирую свои чувства и опыт.
  7. Я много читаю.
  8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.
  9. Я верю в свои возможности
  10. Я стремлюсь быть более открытым человеком.
  11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.
  12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты
  13.  Я получаю удовольствие от освоения нового.
  14. Возрастающая ответственность не пугает меня.
  15. Я положительно бы отнеслась к продвижению по службе.

Подсчитайте общую сумму баллов.

55 и более баллов – вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии

от 36 до 54 баллов –  необходимо признать, что у вас отсутствует сложившиеся система развития

от 15 до 35 баллов – должны понять, что вы находитесь в стадии остановившегося развития.

Литература:

Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Белоусова Р.Ю. Управление инновационным процессом в дошкольном образовательном учреждении: методическое пособие. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007.

Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: методическое пособие. – М.:. Айрис-пресс, 2008.

Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. - М.: ТЦ Сфера, 2003.

Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы. _ Волгоград: Учитель, 2007.

Прохорова Л.Н. Мастер-класс по созданию творческого коллектива в ДОУ. – М.: «5 за знания», 2008.

Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление образованием по результатам. – М.: Новая школа, 20001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект инновационной деятельности как инструмент продвижения инновационных технологий эффективной социализации детей

Разработка проекта, в условиях которого возможно организовать сопровождение саморазвития специалистов ОУ, семей воспитанников по проблеме эффективной социализации личности ребенка - это путь совреме...

Информация о слушателе 382 от 26.01.2018г Инновационная деятельность педагога обобщение и диссеминация инновационного опыта.

Информация о слушателе 382 от 26.01.2018г Инновационная деятельность педагога обобщение и диссеминация инновационного опыта....

«Инновационная деятельность. Инновационные технологии в культурных практиках».

В сов   В современной системе дошкольного образования возрастает роль инновационной деятельности, которая приобретает все более массовый характер, так как возникает потребность в достижении ...

Проект инновационной деятельности как инструмент продвижения инновационных технологий эффективной социализации детей в ДОУ и школе.

Аннотация: Разработка проекта, в условиях которого возможно организовать сопровождение саморазвития специалистов ОУ, семей воспитанников по проблеме эффективной  социализации личности ребенка -...

консультация«Инновационная деятельность в ДОУ» (использование инновационно-педагогических технологий в ДОУ)

Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученн...