Саморазвитие и творчество педагога в профессии
статья по теме

Творчество педагога не ограничивается отдельными методическими находками – это постоянное стремление вперед, к более совершенному, новому, и осуществление возникшего стремления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_vospitatelya.docx26.04 КБ

Предварительный просмотр:

Работа воспитателя или педагога дошкольного образования – одна из самых важных и сложных. При этом она существенна не только в процессе воспитания маленького человека, но и в становлении его личности.

Творчество педагога не ограничивается отдельными методическими находками – это постоянное стремление вперед, к более совершенному, новому, и осуществление возникшего стремления

Н. В. Кузьмина, доктор психологических наук, отмечает: «Творчество педагога видят в том, что он проектирует личность воспитанника, принимает самостоятельные решения в неожиданных ситуациях, строит учебный процесс в соответствии с особенностями детей… Профессиональное своеобразие педагогического труда состоит в том, что в нем невозможна полная алгоритмизация, хотя существует некоторое постоянство используемых приемов и навыков. Применение этих стандартизированных методов в постоянно меняющихся, нестандартных и нестационарных ситуациях требует постоянной модернизации и коррекции. Именно на стыке существующих технологий появляются новые педагогические методы и системы.

Творчество в практической деятельности воспитателя настолько разнообразно, что можно говорить о различных аспектах его проявления. Новизна в практической работе педагога может проявляться: в нестандартных подходах к решению проблем; в разработке новых методов, форм, приемов, средств и их оригинальных сочетаний; в эффективном применении имеющегося опыта в новых условиях; в совершенствовании, рационализации, модернизации известного в соответствии с новыми задачами; в удачном импровизировании на основе как точного знания и компетентного расчета, так и высокоразвитой интуиции; в умении видеть «веер вариантов» решения одной и той же проблемы; в умении трансформировать методические рекомендации, теоретические положения в конкретные педагогические действия.

Требования, предъявляемые к нынешним воспитателям, очень высокие. Родители уверены, у воспитателя детского сада должно быть как минимум педагогическое образование. Он должен уметь петь, танцевать, знать все развивающие методики и активно использовать их на занятиях с детьми в детском саду. Знание возрастных и индивидуальных особенностей, владение методикой работы с детьми помогают воспитателю успешно вести детей от группы к группе, поднимать их в развитии и воспитании со ступеньки на ступеньку.

Творчество педагога проявляется при решении коммуникативных задач. Наряду с логико-педагогическим аспектом творческой деятельности воспитателя,  необходимо выделить субъективно-эмоциональный – коммуникативные умения, особенно проявляющиеся при решении ситуативных задач. К числу таких умений следует отнести умение управлять своим психическим и эмоциональным состоянием, действовать в публичной обстановке (оценить ситуацию общения, привлечь внимание детей, используя разнообразные приемы и т.п.) и др. Творческую личность отличает и особое сочетание личностно-деловых качеств, характеризующих ее креативность.

Педагогу-творцу присущи такие качества, как инициативность, самостоятельность, способность к преодолению инерции мышления, чувство подлинно нового и стремление к его познанию, целеустремленность, широта ассоциаций, наблюдательность, развитая профессиональная память.

Важнейшее значение в структуре личности творческого педагога имеет умение мобилизовать воспитанников, понимать, возбуждать и удовлетворять их интересы.

В современном обществе происходят большие перемены, меняются ориентиры, переставляются акценты. Затронули эти изменения и систему дошкольного образования.

Реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые требования к ДОУ. Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения - важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Инновационная деятельность – процесс, который развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использовании и распространении новшеств (новые методики, технологии, программы). Развитие ДОУ, переход в новое качественное состояние не может осуществляться иначе, чем через освоение новшеств.

Этого требуют и принятые недавно Федеральные государственные  требования, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, новый Закон «Об образовании в Российской Федерации».

В современной образовательной системе педагоги дошкольных учреждений вовлечены в инновационные процессы, касающиеся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов преподнесения содержания детям.

Повышаются требования к воспитателям. Современному обществу требуется уже не специалист-исполнитель, а специалист-исследователь, инициативный, творческий, широко образованный. Педагог должен обладать определенной совокупностью знаний, умений, качеств личности и опыта деятельности. Не развивающийся, не компетентный, он никогда не сможет воспитать творческую, созидательную личность. Повышение профессионализма, развитие творчества педагогов – одно из важнейших условий реализации федеральных нововведений в образовательном процессе и улучшения качества дошкольного образования.

Творчество - одна из ключевых проблем современного образования. Ее актуальность обусловлена двумя главными чертами: социальным заказом на воспитание активной творческой позиции педагога, влиянием и требованием реализации гуманистической концепции образования. Каждый человек знает и использует понятие «креативность», но вкладывает в него свой смысл. 
       Творческий характер педагогической деятельности определяет специфику развития определенных категорий в педагогическом труде. Творческая индивидуальность воспитателя, его чутье, тактическая работа в меняющихся условиях - все это дает возможность говорить о педагогической деятельности как о творческом процессе. Важную роль в разработке основ теории педагогического творчества играет современная педагогическая наука, исследующая основные закономерности творческого процесса в самых разнообразных видах деятельности. Разнообразие состоит в особенностях объекта их деятельности, которым для каждого педагога является педагогический процесс, функционирующий как смена состояния систем "педагоги-дети". Следовательно, из сущности педагогического процесса, особенностей его управления и условий функционирования исходит творческая природа педагогической деятельности. 

Изменения и преобразования в любой сфере человеческой деятельности должны начинаться с изменения и преобразования её субъекта, её творца и созидателя. Существует философский принцип – подобное создаётся подобным: нравственность обучающегося формируется нравственностью педагога, знание – знанием, мастерство – мастерством. Никакие современные технологии обучения и технические средства не помогут педагогу выстроить свою творческую педагогическую деятельность, если он сам личностно и профессионально не готов к ней.

Воспитатель должен быть творческим, умеющим нетрадиционно, по-новому преподнести учебный материал, интересно организовать педагогическую работу, предоставить детям дошкольного возраста возможность проявить себя как творческим личностям.               

 Воспитатель в системе дошкольного воспитания является для ребенка образцом для подражания. Вследствие специфики детского возраста (впечатлительность, эмоциональность, легкая внушаемость) воспитатель оказывает педагогическое воздействие не только своими интеллектуальными и педагогическими способностями, но и личностными качествами. Значимость педагога во всех сферах жизни и деятельности детей в детском саду усиливает внимание ребенка к его личности.  

Роль воспитателя в ДОУ чрезвычайно велика. Он отвечает за жизнь и здоровье доверенных ему детей, изо дня в день ведет воспитательную работу, требующую больших душевных и физических сил. В то же время современные дети, растущие в насыщенном информационном пространстве, не позволяют его «душе лениться». Уважающий себя воспитатель стремится быть компетентным в глазах детей и их родителей, быть интересным для них. Он всегда выслушивает детские вопросы, а потом ищет в книгах ответы на них, увлеченно осваивает вместе с детьми новые оригинальные способы художественной деятельности, экспериментирует, проектирует, конструирует, моделирует и т.п. Именно такой педагог активно включается в экспериментальную и инновационную деятельность.

Воспитатель должен быть артистом. Артистизм - это неотъемлемое качество современного творческого педагога, работающего по призванию. Воспитатель должен выступать в роли творца не только в отношении самого себя, своей личности и своего жизненного пути, но и в отношении мира, окружающего его детьми, мира, который зовёт к свободному проявлению творческого начала в самых различных областях педагогической деятельности.
       Профессию воспитателя можно сравнить с профессией врача. Имеет ли право воспитатель на ошибку? – нет. «Будь осторожен! Не ошибись! Не навреди!». Эти слова он должен твердить каждый день, каждый час, каждую минуту.
       Сила разума, светлый, высокий ум, ответственная любовь к детям позволяют разрушить стену, отделяющую педагога и ребёнка, преодолеть отчуждение, способность сопереживать, сочувствовать, разделять беды и радости своих воспитанников, влиять на их эмоциональную жизнь, способность «отзываться» сердцем – необходимые качества современного творческого воспитателя.
       Сердце и разум должны быть в ладу, эмоциональная сухость и грубое проявление чувств убивают доверие детей к педагогу и разрушают его авторитет.

      
Современный воспитатель постоянно находится на пути творческого поиска, его путь не всегда бывает лёгким. Но, поверьте, вы будете вознаграждены – дети радостью одарят вас за этот труд и будут ждать от вас ежедневных сюрпризов и чудес, открытий, волшебств, превращений. И со временем по-старому вы работать не сможете. Повышая свой уровень, работая в постоянном поиске, в творческой атмосфере педагог всегда найдёт своё счастье.
       Формирование творческой личности дошкольника под силу лишь творческому воспитателю. Творчество начинается с непредвзятого взгляда на мир, с внутренней свободы, с нестандартного мышления, с потребности задавать вопросы, видеть новые проблемы. Реализация творческого потенциала личности воспитателя осуществляется в процессе профессиональной деятельности. Постоянно повышать свой профессиональный уровень, развивать свои творческие возможности, наблюдая за собой и результатами деятельности детей, повышая их творческую активность, жить в постоянном стремлении освоить новые виды и формы деятельности и использовать полученные умения и навыки в работе с детьми разного возраста, повышать качество усвоения пройденного материала – вот те заповеди, по которым должен жить современный творческий воспитатель.

Стремление воспитателя самостоятельно отыскивать новую информацию, выдвигать нестандартные идеи, творчески осваивать смежные области деятельности порождает в его сознании оригинальные идеи и способствует формированию у него творческой активности, которая на современном этапе развития дошкольного образования является одним из ведущих компонентов становления его как творческой личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация творчества педагога "Поэзия в рисунках" автор Гаврилова А.А.

В презентации представлен авторский комплект мнемотаблиц "Поэтический Петербург".Это схемы - рисунки, в которых заложена информация об обьектах города сиспользованием поэтического слова....

Саморазвитие и творчество педагога в профессии

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ...

Методическая разработка по ознакомлению старших дошкольников с различными видами труда и творчества «В мире профессий»

Методическая разработка цикла план- конспектов НОД «В мире профессий»  по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста  с профессиональной деятельностью взрослых с учетом тре...

Программа саморазвития «Система работы педагога в ДОУ в формировании навыков безопасности дорожного движения и профилактики ДТП с участием детей»

     Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей и особую тревогу за малолетних граждан испытывают работники детских учреждений, которые по роду своей деят...

Фестиваль детского творчества "Я выбираю профессию"

24 марта на базе МБДОУ «ЦРР – ДС «Аленушка» прошел фестиваль профессий, в котором приняло участие 8 воспитанников детских садов со всего района.  Ребята помогали определит...

Консультация для педагогов «Все профессии важны, все профессии нужны»

Помочь ребенку сделать правильный выбор - непростая задача для воспитателей и родителей. Но разностороннее развитие ребенка раннего возраста даст ему возможность найти во взрослой жизни работу, котора...

Сценарий проведения квест-игры «Творчество в педагогической профессии» между командами воспитателей ДОО

Цель: организация квест-игры, для обмена опытом между педагогами разных ДОО...