План по самообразованию
материал (старшая группа) по теме

Тархова Татьяна Геннадьевна

Тема: "Развитие творческих способностей детей дошкольного  возраста  с  помощью  оригами".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_po_samoobrazovaniyu.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 10»

                                                                                 

        

 

Воспитатель  старшей  группы

Тархова  Татьяна  Геннадьевна

г. Ярославль

2016 – 2017 учебный год

2017 – 2018 учебный год

Никакой человек в мире не родится готовым, то есть вполне сформировавшимся, но всякая жизнь его есть не что иное, как беспрерывно движущееся развитие, беспрестанное формирование.

Белинский В. Г.

Актуальность.

       Актуальность обусловлена большой значимостью ручного труда в развитии  творческих  способностей  детей  дошкольного  возраста.

       Работа руками и пальцами развивает  мелкую  моторику, стимулирует активность головного мозга. Одним из  вариантов такого ручного труда является  оригами – сложение фигурок из бумаги.

        Создавая бумажные игрушки и фигурки, дети отрабатывают точность и аккуратность, получают навыки: работы с ножницами; склеивания бумаги; одно- или многократного сгибания листа бумаги с обязательным разглаживанием сгибов и углов. Кроме того, в процессе создания бумажных композиций у детей  развивается  пространственное  воображение и конструктивное мышление, формируется  художественный вкус.

        Полученные фигурки дети используют  для игр, в том числе  и сюжетно-ролевых. При этом фигурки можно разукрасить красками или фломастерами, что само по себе является развивающим занятием.

        Ещё одной образовательной ценностью оригами является тот факт, что создавая игрушку, дети в игровой форме изучают  геометрические  понятия, фигуры. Оригами даёт возможность объяснить детям наглядно, что такое целое и его части, а также учит разбивать целое пополам, на три, четыре, и более частей.

Цель: 

  • Изучение особенностей  и  возможностей  развития и активизации творческих  способностей детей дошкольного возраста  в  процессе занятий  по  обучению  оригами.
  • Повышение профессионального уровня по вопросу развития творческих способностей детей старшего и подготовительного  дошкольного  возраста.
  • Расширение знаний о приёмах  и  методах конструирования  из  бумаги.

Задачи:

  • Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу обучения детей дошкольного возраста японскому искусству оригами.
  • Изучить процесс развития и активизации творческих способностей детей старшего и подготовительного дошкольного возраста.
  • Повысить свой профессиональный уровень знаний путём изучения необходимой  литературы по теме самообразования.
  • Разработать перспективный план работы с детьми.
  • Организовать работу кружка в старшей (подготовительной) группе.
  • Раскрыть особенности развития творческих способностей и воображения детей дошкольного возраста и их связь с интересами и эмоциями.
  • Разработать рекомендации для родителей по развитию творческих способностей детей. 
  • Освоить сложные способы сложения форм оригами, способом комбинирования, трансформирования.
  •  Обучить детей различным приёмам преобразования бумаги.
  • Разработать инструкционные карты для демонстрации процесса складывания изделия. На каждом  листе  такой  инструкционной  карты с помощью большого листа цветной бумаги показывается только одна операция по изготовлению изделия.
  • Обучить созданию выразительных образов и оформление художественного вкуса. Развитие художественно - творческих способностей и детского творчества.

Формы и методы работы.

  1. Проведение тематических занятий.
  2. Оформление выставок для детей.
  3. Изготовление поделок.
  4. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
  5. Создание среды в виде сказочного Фиолетового леса.
  6. Применение игр В.В. Воскобовича (игровой и прозрачный квадраты).
  7. Использование технологии проблемного диалога при развитии творческих способностей детей с помощью оригами.
  8. Составление перспективного плана, разработка конспектов занятий, создание развивающей среды.
  9. Проведение занятий, бесед.
  10.  Работа с методической литературой.

Приёмы и методы работы.

  • Словесный
  • Практический
  • Наглядный
  • Продуктивный
  • Проблемный
  • Частично-поисковый
  • Рассказ, беседа
  • Одобрение, похвала, поощрение, игровые эмоциональные ситуации, пример

Начало работы над темой: сентябрь 2016 г.

Окончание работы: май 2018 г.

Работа над темой рассчитана  на  два  года:

1-й год – работа с детьми старшего возраста;

2-й год – продолжение работы с этими детьми в подготовительной группе.

п/п

Раздел  плана

Сроки

Результат

1 год

старшая группа

2 год

подгото- вительная группа

1.

  • Изучение учебной, справочной, научно-методической литературы по вопросу обучения детей дошкольного возраста японскому искусству оригами.
  • Изучение процесса развития и активизации творческих способностей детей дошкольного возраста.
  • Изучение необходимой  литературы по теме самообразования.
  • Изучение «Азбуки» оригами.  

В  процессе всей  работы  над  темой

  • Создание накопительной папки с необходимой  информацией по изученным  вопросам.
  • Создание альбома, папки «Оригами».

2.

  • Разработка календарно – тематического планирования, конспектов занятий.
  • Организация работы кружка «Волшебный квадрат».

Сентябрь

Сентябрь – май

Календарно-тематическое планирование кружка «Волшебный квадрат»

3.

  • Разработка инструкционных карт для демонстрации процесса складывания изделия. На каждом  листе  такой  инструкционной  карты с помощью большого листа цветной бумаги показывается только одна операция по изготовлению изделия.
  • Освоение сложных способов сложения форм оригами, способом комбинирования, трансформирования.

В  процессе всей  работы  над  темой.

Папка  с инструкционными картами.

4.

Внедрение технологии проблемного диалога как средство развития творческих способностей детей

В  процессе всей  работы  над  темой.

Карточки  с  описанием проблемных  ситуаций при создании фигурок  оригами.

5.

  • Применение игр В.В. Воскобовича как средство развития творческих способностей  детей.
  • Создание  среды  «Фиолетового леса» по В.В. Воскобовичу.

В  процессе всей  работы  над  темой.

  • Карточки  с  описанием игр, упражнений  и  заданий.
  • Создание  альбома (папки) с фигурками оригами  обитателей «Фиолетового леса».

6.

Применение знаний и умений на практике.

Февраль – март

Персональная выставка работ

7.

Основные подходы к организации детской деятельности.

Март – апрель

Показ открытого занятия

8.

Разработать рекомендации для родителей по развитию творческих способностей  детей. 

Апрель

Оформление  уголка  для  родителей.

9.

  • Внедрение диагностических методик по развитию творческих способностей и уровню сформированности технических навыков.
  • Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми.

Апрель – май

Мониторинг

10.

  • Выставка детских работ.

  • Обобщение опыта работы.

Май

  • Открытое  занятие для родителей.  
  • Отчёт - презентация

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.

Дистервег А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...