« Изучение ОПК как средство нравственного воспитания дошкольников»
статья на тему
«Наши дети – это наша старость.
Правильное воспитание -
это наша счастливая старость,
плохое воспитание –
это наше будущее горе,
это наши слезы.
Это наша вина
перед другими людьми».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 724.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад воспитателя Алтуниной Натальи Юрьевны на тему:
« Изучение ОПК как средство нравственного воспитания дошкольников»
«Наши дети – это наша старость.
Правильное воспитание -
это наша счастливая старость,
плохое воспитание –
это наше будущее горе,
это наши слезы.
Это наша вина
перед другими людьми».
Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится на приобщении его к культурному наследию своего народа. Культура - это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях.
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Сегодня большинство родителей увлечены интеллектуализацией детей, что не способствует духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость. Ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения благополучия детей.
В нашей группе ведется работа по духовно-нравственному воспитанию детей в виде кружковой работы. В данной работе основной упор делается на программу А .В. Бородиной, которая позволяет воспитать всесторонне развитую личность. Программа охватывает несколько образовательных областей и в целом направлена на выполнение целей ,определённых Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Целью нашей работы является целостное духовно-нравственное, патриотическое и социальное развитие личности ребенка-дошкольника, посредством его приобщения к высшим ценностям православной культуры, при освоении духовно-нравственных традиций народа (норм поведения, навыков общения и взаимной помощи). Данное содержание позволяет реализовывать целостное духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста в разных видах детской деятельности (непосредственно образовательная деятельность, игровая, продуктивная, трудовая, коммуникативная деятельность и т. д.) .
В группе создан уголок « Русская изба» , в котором собраны экспонаты быта, убранства, предметов первой необходимости.
Там же есть книги и журналы для самостоятельного изучения.
Дети работают по рабочим тетрадям А.В. Бородиной, которые хорошо иллюстрированы и их содержание соответствует возрастным особенностям детей. Изучают основные понятия в виде азбуки, обогащают и развивают словарный запас, что позволяет сделать речь детей более богатой и обогащенной. Хорошо подобран материал для художественного чтения в хрестоматии. Часто используем загадки, стихотворения. Детям нравится обсуждать содержание текстов. Так незаметно формируется и речь, и память, и мышление.
Сегодня мы закладываем маленькое зернышко в душу ребенка, которое прорастет в будущем. И каким оно вырастет, зависит от нас.
Проводим наблюдения за окружающим миром, учимся сравнивать и анализировать разные явления и события;
Также успешно применяю театрализацию сказок. Этот вид деятельности позволяет развивать не только коммуникативные навыки, но и учит добру, справедливости, взаимопомощи, уважению к старшим. Разбор житейских ситуаций учит видеть проблемы взаимоотношений людей, помогает быстро найти пути решения. Это пригодится во взрослой жизни.
В этом году А.В Бородина подготовила богатый иллюстрированный материал для дошкольников, что позволяет глубже изучать темы. Дети с удовольствием работают. Чувствуется их увлечённость данной работой.
Большой раздел отводится для изучения родиноведения, символики и жизни нашей страны.
Конечно же большое внимание уделяю родному краю. Знакомлю детей с храмами нашего района ,событиями и культурной жизнью. Формирую представления об общечеловеческих ценностях: крест, икона и т. д.
Проведение разнообразных игр позволяет закрепить полученные знания. («Собери колокол», «Угадай, о чем звенит колокольчик» и др.);
Проведение НОД по изучению народно-прикладного искусства помогает узнать о промыслах городов России, жизни людей в далёком прошлом, расширяет представления о профессиях. Ребята с удовольствием принимают участие в выставках рисунков и поделок на разные темы, особенно после проведения православных праздников. А им я уделяю особое место в работе.
Дети познакомились с историей таких праздников, как
« Рождество Пресвятой Богородицы», « Покров Пресвятой Богородицы», « Рождество», « Крещение», « Пасха» и др.
Проведение викторин, конкурсов (конкурс рисунков «Образ мамы», конкурс «Пасхальное яйцо»), тематических вечеров позволяет сплотить детей и родителей. Совместное творчество позволяет больше уделять внимание детям, в котором они так нуждаются. Формируется положительное отношение к семье и семейным ценностям.
Семья рассматривается как основа воспитания. Мы стараемся соблюдать принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и детском саду, главным условием которого является включение родителей в жизнь детского сада так, чтобы семья и ДОУ не заменяли, а дополняли друг друга. При взаимодействии с родителями я стараюсь использовать разнообразные формы работы с ними:
• анкетирование родителей;
• консультации;
• традиционные и нетрадиционные формы родительского собрания; • наглядная информация в родительских уголках;
• проведение совместных выставок, конкурсов;
• оформление семейных и групповых альбомов «Наша дружная семейка», «Моя родословная»;
• совместные с родителями праздники;
• изготовление костюмов к праздникам;
• помощь родителей детскому саду (облагораживание территории участка группы, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы, и др.);
• акции «Посади дерево», « Сделаем мир чистым»;
• неделя добра (родители совместно с детьми готовят подарки, представления для малышей) и др.
Духовно-нравственное воспитание – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее. В заключение хотелось бы сравнить каждого ребенка с цветком.
Смотреть, как растет маленький человек, - все равно, что наблюдать, как из крошечного бутона распускается цветок. Никто не знает точно, каким он будет, когда расцветет, - можно только мечтать и надеяться. Но тем больше наша гордость и радость, когда ты видишь, каким замечательным человеком становится ребенок.
(Использован материал сайтов
nsportal.ru, http://www.maam.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Произведения Л.Н.Толстого как средство нравственного воспитания дошкольников
В данном материале содержатся рассказы Л.Н.Толстого для детей. К ним разработаны задания для обсуждения нравственных вопросов. Материал может быть использован в непосредственной образовательной област...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/30/picture-358019-1385818878.jpg)
Использование макетов и моделей при формировании элементарных экологических представлений, как важнейшего средства нравственного воспитания дошкольников
Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, то...
Кубанские игры как средство нравственного воспитания дошкольников
Роль игр в становлении личности....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/30/picture-411698-1396206053.jpg)
Игра - ка средство нравственного воспитания дошкольников
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека.Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуальна в сложившейся ситуации в современном обществе. Возникший ценно...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/30/picture-411698-1396206053.jpg)
Игра - как средство нравственного воспитания дошкольников
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека.Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуальна в сложившейся ситуации в современном обществе. Возникший ценно...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/16/picture-267048-1371404287.png)
Русские народные подвижные игры как средство нравственного воспитания дошкольников
Дошкольный возраст имеет свои потенциальные возможности для формирования нравственных чувств. Для дошкольников ведущим является эмоциональный компонент нравственного воспитания. Эмоции ребенка –...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/24/picture-695452-1448391765.jpg)
Воспитание любви к природе родного края как одно из средств нравственного воспитания дошкольников
Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто славбее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствовует формированию у ребенка уверенности в себе....