« Изучение ОПК как средство нравственного воспитания дошкольников»
статья на тему

Алтунина Наталья Юрьевна

«Наши дети – это наша старость.

Правильное воспитание -

это наша счастливая старость,

плохое воспитание –

это наше будущее горе,

это наши слезы.

Это наша вина

перед другими людьми».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_vospitatelja_altuninoj_natali_jurevny_na_te.doc724.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад воспитателя Алтуниной Натальи Юрьевны на тему:  

« Изучение ОПК как средство нравственного воспитания дошкольников»    

«Наши дети – это наша старость.

Правильное воспитание -

это наша счастливая старость,

плохое воспитание –

это наше будущее горе,

это наши слезы.

Это наша вина

перед другими людьми».

Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится на приобщении его к культурному наследию своего народа. Культура - это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Сегодня большинство родителей увлечены интеллектуализацией детей, что не способствует духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость. Ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения благополучия детей.

В нашей группе ведется работа по духовно-нравственному воспитанию детей в виде кружковой работы. В данной работе основной упор делается на программу А .В. Бородиной, которая позволяет воспитать всесторонне развитую личность. Программа охватывает несколько образовательных областей и в целом направлена на выполнение целей ,определённых Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Целью нашей работы является целостное духовно-нравственное, патриотическое  и социальное развитие личности ребенка-дошкольника, посредством его приобщения к высшим ценностям православной культуры, при освоении духовно-нравственных традиций народа (норм поведения, навыков общения и взаимной помощи). Данное содержание позволяет реализовывать целостное духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста в разных видах детской деятельности (непосредственно образовательная деятельность, игровая, продуктивная, трудовая, коммуникативная деятельность и т. д.) .

В группе создан уголок « Русская изба» , в котором собраны экспонаты быта, убранства, предметов первой необходимости.

Там же есть книги и журналы для самостоятельного изучения.

Дети работают по рабочим тетрадям А.В. Бородиной, которые хорошо иллюстрированы  и их содержание соответствует возрастным особенностям детей. Изучают основные понятия в виде азбуки, обогащают и развивают словарный запас, что позволяет сделать речь детей более богатой и обогащенной. Хорошо подобран материал для художественного чтения в хрестоматии. Часто используем загадки, стихотворения. Детям нравится обсуждать содержание текстов. Так незаметно формируется и речь, и память, и мышление.

Сегодня мы закладываем маленькое зернышко в душу ребенка, которое прорастет в будущем. И каким оно вырастет, зависит от нас.

Проводим  наблюдения за окружающим миром, учимся сравнивать и анализировать разные явления и события;

Также успешно применяю театрализацию сказок. Этот вид деятельности позволяет развивать не только коммуникативные навыки, но и учит добру, справедливости, взаимопомощи, уважению к старшим. Разбор житейских ситуаций учит видеть проблемы  взаимоотношений людей, помогает быстро найти пути решения. Это пригодится  во  взрослой жизни.

В этом году А.В Бородина подготовила богатый иллюстрированный материал для дошкольников, что позволяет глубже изучать темы. Дети с удовольствием работают. Чувствуется их увлечённость данной работой.

Большой раздел отводится для изучения родиноведения, символики и жизни нашей страны.

Конечно же большое внимание уделяю родному краю. Знакомлю детей с храмами нашего района ,событиями  и культурной жизнью. Формирую представления об  общечеловеческих ценностях: крест, икона и т. д.

Проведение разнообразных игр позволяет закрепить полученные знания. («Собери колокол», «Угадай, о чем звенит колокольчик» и др.);

Проведение НОД по изучению народно-прикладного искусства помогает узнать о промыслах городов России, жизни людей в далёком прошлом, расширяет представления о профессиях. Ребята с удовольствием принимают участие в выставках рисунков и поделок на разные темы, особенно после проведения православных праздников. А им я уделяю особое место в работе.

 Дети познакомились с историей таких праздников, как

« Рождество Пресвятой Богородицы», « Покров Пресвятой Богородицы», « Рождество», « Крещение», « Пасха» и др.

Проведение викторин, конкурсов (конкурс рисунков «Образ мамы», конкурс «Пасхальное яйцо»), тематических вечеров  позволяет сплотить детей и родителей. Совместное творчество позволяет больше уделять внимание детям, в котором они так нуждаются. Формируется положительное отношение к семье и семейным ценностям.

Семья рассматривается как основа воспитания. Мы стараемся соблюдать принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и детском саду, главным условием которого является включение родителей в жизнь детского сада так, чтобы семья и ДОУ не заменяли, а дополняли друг друга. При взаимодействии с родителями я стараюсь использовать разнообразные формы работы с ними:

• анкетирование родителей;

• консультации;

• традиционные и нетрадиционные формы родительского собрания; • наглядная информация в родительских уголках;

• проведение совместных выставок, конкурсов;

• оформление семейных и групповых альбомов «Наша дружная семейка», «Моя родословная»;

• совместные с родителями праздники;

• изготовление костюмов к праздникам;

• помощь родителей детскому саду (облагораживание территории участка группы, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы, и др.);

• акции  «Посади дерево»,  « Сделаем мир чистым»;

• неделя добра (родители совместно с детьми готовят подарки, представления для малышей) и др.

Духовно-нравственное воспитание – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее. В заключение  хотелось бы сравнить каждого ребенка с цветком.

     Смотреть, как растет маленький человек, - все равно, что наблюдать, как из крошечного бутона распускается цветок. Никто не знает точно, каким он будет, когда расцветет, - можно только мечтать и надеяться. Но тем больше наша гордость и радость, когда ты видишь, каким замечательным человеком становится ребенок.

 (Использован материал  сайтов

nsportal.ru,  http://www.maam.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Произведения Л.Н.Толстого как средство нравственного воспитания дошкольников

В данном материале содержатся рассказы Л.Н.Толстого для детей. К ним разработаны задания для обсуждения нравственных вопросов. Материал может быть использован в непосредственной образовательной област...

Использование макетов и моделей при формировании элементарных экологических представлений, как важнейшего средства нравственного воспитания дошкольников

Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, то...

Игра - ка средство нравственного воспитания дошкольников

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека.Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуальна в сложившейся ситуации в современном обществе. Возникший ценно...

Игра - как средство нравственного воспитания дошкольников

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека.Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуальна в сложившейся ситуации в современном обществе. Возникший ценно...

Русские народные подвижные игры как средство нравственного воспитания дошкольников

Дошкольный возраст имеет свои потенциальные возможности для формирования нравственных чувств. Для дошкольников ведущим является эмоциональный компонент нравственного воспитания. Эмоции ребенка –...

Воспитание любви к природе родного края как одно из средств нравственного воспитания дошкольников

Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто славбее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствовует формированию у ребенка уверенности в себе....