Семинар-практикум "Мотивация детей раннего и дошкольного возраста"
материал на тему

Кириллова Марина Александровна

Семинар-практикум "Мотивация детей раннего и дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар - практикум «Мотивация детей раннего и дошкольного возраста»

Цель семинара:

- способствовать психологическому просвещению воспитателей по проблеме формирования и развития мотивации у детей раннего и  дошкольного возраста.

Задачи семинара:

1. Расширить знания педагогов о мотивационной сфере дошкольников, о ее формировании на разных возрастных этапах.

2. Рассмотреть процесс формирования социальных мотивов у дошкольников.

Оборудование и материалы:

- видеотехника для показа презентации.

        

Содержание семинара:

1 слайд «Мотивация детей раннего и дошкольного возраста».

- Тема нашего сегодняшнего семинара – «Мотивация детей раннего и дошкольного возраста».

2 слайд «Понятия «мотив» и «мотивация».

Мотив —материальный или идеальный предмет, который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок, ради которого они осуществляются.

Мотивация - это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Источником побудительной силы мотивов выступают потребности.

3 слайд «Группы потребностей».

Можно выделить следующие группы потребностей: биологические, социальные и идеальные. Для того, чтобы удовлетворить ту или иную потребность – возникает мотив.

Поскольку процесс формирования мотива (мотивация) связан с ис пользованием многих личностных образований, постепенно формирующихся по мере развития личности, очевидно, что на каждом возрастном этапе будут иметься какие-то особенности мотивации и структуры мотива.

 4 слайд «Период младенчества»

Сказать, с какого возраста у ребенка появляются мотивированные, т. е. сознательные действия, чрезвычайно трудно. Альбрехт Пейпер писал: «Мы отказываемся судить о содержании сознания грудного ребенка; последнее недоступно исследованию; невозможно установить, когда именно у растущего ребенка появляется сознание. Ведь единственным способом узнать об этом является самонаблюдение, а его в первый год жизни не существует»

Так, ребенок трех месяцев кричит во время подготовки к кормлению, поскольку ожидание для него непереносимо; однако к концу года в той же ситуации он может смеяться, предвосхищая удовольствие. Речь, следовательно, должна уже идти об эмоционально положительном переживании потребности в связи с восприятием предмета и условий удовлетворения потребности.

Вопрос о времени появления мотивированных действий можно связать с вопросом о появлении у младенцев первых произвольных движений, хотя и в отношении них много еще неясного. Считается, что первые произвольные хватательные движения грудных детей появляются в возрасте 4,5-7 месяцев. Произвольные же движения напрямую связаны с волей, преднамеренностью, следовательно, и с мотивами.

Для «ползунков» и малышей характерно повторение определенного действия, например бросание игрушки на пол. Эти повторяющиеся действия приписываются влиянию циркулярного рефлекса. Однако поражает настойчивость ребенка в осуществлении этих действий, которые к спонтанным не отнесешь, они явно доставляют ему удовольствие. Та же настойчивость проявляется маленькими детьми, умеющими еще только стоять, в надевании очков родителям, если те их снимают.

Поведение ребенка до года зависит от доминирующей потребности (биологической) и от внешних побудителей: предмета или игрушки.

5 слайд «Период раннего детства»

В возрасте полутора лет наряду с такими побудителями, как пред мет или родители, относящимися (по К. Левину) к «психическому полю», возникают и внутренние психические побудители — представления и образы воображения (цели), вызывающие стремление ребенка к достижению внешнего стимула (на пример, игрушки) даже тогда, когда этот стимул исчезает (прячется взрослыми) из поля непосредственного восприятия. Так, если раньше достаточно было убрать привлекавшую ребенка игрушку (вещь), чтобы он успокоился, позабыл о ней, то в возрасте 14-15 месяцев ребенок уже настойчиво добивается ее, несмотря на попытки отвлечь или переключить его внимание на другой предмет. Если вещь убирается, он плачет и ищет ее, а при переключении внимания через некоторое время снова воз вращается к поиску исчезнувшей вещи. Это объясняется тем, что внешняя среда начинает у ребенка переноситься во внутренний план, который все чаще определяет его поведение. В возрасте около двух лет важным моментом в развитии ребенка становятся переживания выбора, когда он поймет, что на указания родителей можно ответить не только «да», но также и «нет». Однако выбор предметов желаний еще затруднен в связи с тем, что все желания обладают одинаковой силой и соподчинение их отсутствует. Например, если ребенка 2-3 лет попросить выбрать себе одну из нескольких новых игрушек, он будет долго рассматривать и перебирать их. Затем все-таки выберет одну, но, после просьбы уйти с ней в другую комнату, снова начнет колебаться. Положив игрушку на место, ребенок будет перебирать остальные, пока его не уведут от одинаково притягательных вещей.

Желания в этом возрасте носят ситуативный характер: висящий плод вызывает у ребенка желание съесть его, вид игрушки — поиграть с ней и т. д. По этому поводу С. Л. Рубинштейн писал: Каждое непосредственно на ребенка воздействующее побуждение имеет в раннем детстве еще очень большую власть над ребенком. Поэтому внутренняя мотивация еще очень не устойчива: при каждой перемене ситуации ребенок может оказаться во власти других побуждений. Неустойчивость мотивации обусловливает известную бессистемность действий. 

Таким образом, для детей этого возраста характерна мотивация, возникающая из-за привлекательности объекта. Хотя, В 3-летнем возрасте ребенок начинает решать мотивационные конфликты, когда надо делать выбор между двумя отрицательными альтернативами (из двух зол выбирает наименьшее). А несколько ранее, приблизительно в 2-летнем возрасте, он решает конфликты, где выбирает между положительной и отрицательной альтернативами.

На третьем году жизни в мотивационный процесс могут включаться мотиваторы из блока «внутреннего фильтра», так как начинает формироваться нравственная сфера ребенка (он начинает понимать со слов старших, что хорошо, а что плохо, что правильно, а что неправильно, как красиво, а как некрасиво себя вести и т. д., причем эти критерии он принимает «на веру»). Таким образом, его нравственность ориентирована на взрослых, и оценка себя и своих поступков осуществляется с учетом их оценок и мнений. А это означает, что у малыша становится выраженной потребность в сотрудничестве со взрослыми и в получении от них одобрения.

6 слайд «Период дошкольного детства»

Ведущий в этот возрастной период вид деятельности дошкольников — игра — способствует развитию мотивационной сферы ребенка. Возникают новые интересы и связанные с ними цели. Появляется постановка цели и ее достижение, первоначально разделенные между деть ми и родителями, затем объединяются в деятельности ребенка. Многие четырехлетние дети, например, уже до рисования говорят, что собираются нарисовать, т. е. обозначают цель-объект. В пятилетнем возрасте уже 80% детей составляют предварительный план рисунка, в шестилетнем — все дети при рисовании обозначают цель, т. е. то, что должно получиться.

В 4 года появляется соподчиненность потребностей, желаний. Они приобретают разную силу и значимость. Появляются доминирующие установки: у одних — престижные (эгоистические), у других, наоборот, — альтруистические, у третьих — на достижение успеха. Правда, у некоторых детей даже к 7 годам доминирующие мотиваторы не появляются. Разнообразные интересы приобретают относительную устойчивость. Вследствие всего перечисленного начинает складываться индивидуальная мотивационная система (сфера) ребенка.

В процессе игры со сверстниками дошкольники учатся подчинять свое поведение определенным правилам, вступающим в противоречие с их мимолетными желаниями. Как отмечал Л. С. Выготский, в игре ребенок учится действовать в познавае мой, т. е. мысленной, а невидимой ситуации, опираясь на внутренние тенденции и мотивы, а не на мотивы и побуждения, которые идут от вещи.

Сдерживанию непосредственных побуждений ребенка способствует присутствие взрослого или других детей. В более старшем дошкольном возрасте ребенок начинает сдерживаться уже при воображаемом контроле других: образ другого человека помогает ему регулировать свое поведение вследствие предвидения осуждения, наказания. В последующем начинается усвоение этических норм, которые тоже учитываются ребенком при планировании своих поступков. Происходит подавление внутренних побуждений в связи с привлекательностью предметов, а не только выбор одного предмета из многих, как у младших дошкольников.

Если у младших и средних дошкольников «внутренний фильтр» используется детьми в процессе мотивации от случая к случаю, то в преддошкольном возрасте он начинает принимать активное участие в процессе принятия решения, что связано с развитием не только нравственной, но и волевой сфер личности. К шести годам у детей отчетливо проявляется способность ставить себя на место другого человека {идентификация) и видеть вещи с его позиции, учитывать не только свои желания, принимать их в расчет. Появляется чувство долга, регулирующее поведение ребенка в простых ситуациях. Ради достижения желаемой цели старшие дошкольники могут выполнять работу, не вызывающую у них интереса: подметать пол, мыть посуду (чтобы разрешили поиграть, посмотреть кинофильм и т. п.)

7 слайд «Мотивы поведения дошкольников на разных возрастных этапах»

Мотивационно - потребностная сфера дошкольников существенно изменяется на протяжении дошкольного детства. Если в раннем возрасте преобладают биологические потребности, то на более поздних этапах начинают доминировать социальные и идеальные потребности.

Младший дошкольник большей частью действует, как и ребенок в раннем возрасте, под влиянием возникших в данный момент ситуативных чувств и желаний, и при этом не отдает себе ясно отчета в том, что заставляет его совершать тот или иной поступок.

Поступки старшего дошкольника становятся гораздо более осознанными. Во многих случаях он может вполне разумно объяснить, почему поступил в данном случае так, а не иначе.

В преддошкольном возрасте у детей появляются новые мотивы: достижения успеха, соревнования, соперничества, избегания неудачи. Равнодушие младших до школьников к удачам и неудачам сменяется у средних дошкольников переживанием успеха и неуспеха (успех вызывает у них усиление мотива, а неуспех — уменьшение его). У старших дошкольников стимулировать может и неуспех. В игровой мотивации смещается акцент с процесса на результат: если дети 3-5 лет получа-ют удовольствие от процесса игры (поэтому, по данным ученицы Е. Ф. Рыбалко В. П. Вальковой, 1972, 5-летние дети в половине случаев предпочитают для игры  тех, с кем интересно играть), то 5-6-летние получают удовольствие не только от процесса, но и от результата игры, т. е. от выигрыша (Н. И. Гуткина, 1993). В связи с этим, как отмечает В. П. Валькова, в 6-7 лет дети более дифференцированно подходят к выбору партнеров по играм, называя несколько причин: их умение играть в группе, умение хорошо играть, наличие у них творческих способностей в игре, оказание помощи в процессе игры. В связи с этим Е. Ф. Рыбалко (1990) считает, что формирование игровой мотивации является одним из важных показателей зрелости психического развития дошкольников.

8 слайд «Мотивы, характерные для дошкольников»

Вместе с тем можно выделить некоторые виды мотивов, типичных для дошкольного возраста в целом, оказывающих наибольшее влияние на поведение детей. Рассмотрим их:

Мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением действовать как взрослые. Желание быть похожим на взрослого руководит ребенком и в ролевой игре. Нередко подобное желание может быть использовано взрослым и как средство, позволяющее добиться от ребенка выполнения того или иного требования в повседневном поведении. «Ты ведь большой, а большие одеваются сами», — говорят ребенку, побуждая его к самостоятельности.

9 слайд «Мотивы, характерные для дошкольников»

Другая важная группа мотивов— мотивы игровые, связанные с интересом к самому процессу игры. Эти мотивы появляются в ходе овладения игровой деятельностью и переплетаются в ней со стремлением действовать как взрослый. Любое дело ребенок может превратить в игру. Очень часто в то время, когда взрослым кажется, что ребенок занят серьезным трудом или прилежно чему-либо учится, он в действительности играет, создавая для себя воображаемую ситуацию (например, ребенок моет посуду, вытирает пыль)

10 слайд «Мотивы, характерные для дошкольников»

Большое значение в поведении ребенка-дошкольника имеют мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми. Хорошее отношение со стороны окружающих необходимо ребенку. Желание заслужить ласку, одобрение, похвалу взрослых является одним из основных рычагов его поведения. Стремление к положительным взаимоотношениям со взрослыми заставляет ребенка считаться с их мнениями и оценками, выполнять устанавливаемые ими правила поведения.

11 слайд «Мотивы, формирующиеся у старших дошкольников»

В период старшего дошкольного детства формируются новые мотивы, связанные с усложнением деятельности детей. К ним относятся познавательные и соревновательные мотивы. Уже в три-четыре года ребенок задает вопросы: «А как? », «Зачем? ». Позднее преобладающим становится вопрос «Почему? ».

Развитие совместной деятельности со сверстниками, особенно игр с правилами, способствует возникновению новой формы мотивов— стремление выиграть, быть первым. Почти все настольные игры, предлагаемые детям среднего и особенно старшего дошкольного возраста, и большая часть спортивных игр связаны с соревнованием.

12 слайд «Мотивы, формирующиеся у старших дошкольников» Особое значение в развитии мотивов поведения имеют нравственные мотивы, выражающие отношение ребенка к другим людям. Эти мотивы изменяются и развиваются на протяжении дошкольного детства.

Среди нравственных мотивов поведения все большее место начинают занимать общественные мотивы — желание сделать что-то для других людей, принести им пользу.

13 слайд «Соподчинение мотивов»

Изменения в мотивах поведения на протяжении дошкольного детства состоят не только в том, что меняется их содержание, появляются новые виды мотивов. Между разными видами мотивов складывается соподчинение, иерархия мотивов: одни из них приобретают более важное значение для ребенка, чем другие. Соподчинение мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности дошкольника. Возникающая иерархия мотивов придает определенную направленность всему поведению.

По мере ее развития появляется возможность оценивать не только отдельные поступки ребенка, но и его поведение в целом как хорошее или плохое.

Наиболее сильным стимулятором для дошкольника является поощрение, получение награды. Более слабое стимулирующее воздействие оказывает наказание (в общении с детьми — это, в первую очередь, исключение из игры). Еще слабо действует собственное обещание ребенка, что свидетельствует о неустойчивости его мотивационных установок. Поэтому высказывается точка зрения, что требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вредно, так как они не выполняются, а ряд невыполненных заверений и клятв подкрепляют формирование таких негативных личностных качеств, как необязательность и беспечность. Но самым слабым внешним воздействием на принимаемые ребенком решения обладает прямое запрещение каких-то его действий, не усиленное другими дополнительными мотиваторами, хотя взрослые чаще всего возлагают надежды именно на этот вид воздействия.

        

14 слайд «Мотивационная готовность к школе»

Мотивационная готовность - готовность ребенка к принятию позиции ученика. Мотивационная готовность определяется наличием у детей желания учиться и развивается постепенно. Первым этапом как раз и является интерес к внешней стороне учебы, к процессу обучения, то есть к походу в школу, к школьным принадлежностям, к правилам поведения в школе. Конечно, такой интерес недолог и он быстро, в течение 2-3 месяцев исчезает. Именно тогда и должен возникнуть интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний, то есть собственно познавательная мотивация.

15 слайд «Выводы»

Развитие социальных мотивов и эмоций является центральным звеном в сложном и длительном процессе формирования детской личности.

Мотивы поведения ребенка существенно изменяются на протяжении дошкольного детства.

Возникновение мотива определяется появлением у ребенка эмоциональных переживаний.

Родители и педагоги должны понимать основные мотивы поведения ребенка и способы их реализации, знать, как эти мотивы соотносятся с социальными, нравственными нормами его жизни и деятельности, способствовать развитию социальных и общественных мотивов поведения, формировать мотивационную готовность к школе.

16 слайд. «Спасибо за внимание! »

Практическая работа в группах: 

Темы «Брошенная булка», «С чего начинается Родина», «В гостях у сказки» - сформулировать мотивацию и предложить итоговое мероприятие.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАДОУ «Детский сад № 6» Мотивация детей раннего и дошкольного возраста .

Слайд 2

Понятие мотива и мотивации

Слайд 3

Группы потребностей

Слайд 4

Период младенчества

Слайд 5

Период раннего детства (1 – 3 года)

Слайд 6

Период дошкольного детства

Слайд 7

Мотивы поведения дошкольников на разных возрастных этапах

Слайд 8

Мотивы, характерные для дошкольников Мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением действовать как взрослые

Слайд 9

Мотивы, характерные для дошкольников Игровые мотивы, связанные с интересом к самому процессу игры

Слайд 10

Мотивы, характерные для дошкольников Мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми

Слайд 11

Мотивы, формирующиеся у старших дошкольников Познавательные мотивы Соревновательные мотивы

Слайд 12

Мотивы, формирующиеся у старших дошкольников Нравственные мотивы, выражающие отношение ребенка к другим людям Общественные мотивы — желание сделать что-то для других людей, принести им пользу

Слайд 13

Соподчинение мотивов иерархия мотивов: одни из них приобретают более важное значение для ребенка, чем другие. самое важное новообразование в развитии личности дошкольника.

Слайд 14

Мотивационная готовность к школе готовность ребенка к принятию позиции ученика наличие у детей желания учиться развитие познавательных интересов

Слайд 15

Выводы:

Слайд 16

Спасибо за внимание! Старший воспитатель Кириллова М.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Музыка» для детей раннего и дошкольного возраста (1,5-7 лет)

В соответствии с современной научной концепцией дошкольного воспитания (В. В. Давыдов, В. А. Петровский) о признании самоценности периода дошколь...

«Социально-коммуникативное развитие детей раннего и дошкольного возраста в условиях ФГОС дошкольного образования."

Современным дошкольникам интересен не только мир предметов и игрушек, дети хотят узнать многое о человеке, окружающем мире, природе, они живут в мире, в котором компьютеризиров аны многие стороны жизн...

Презентация "Развитие игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"

«...Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!»[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9220206","attributes":{"alt":"","cla...

Содержательные аспекты адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ

В 2016 году в рамках ФЦПРО на 2016 – 2020 годы реализуется проект «Разработка примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраст...

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата

В материале представлен фрагмент адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями...

Программа адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи

Министерством образования Российской Федерации определены основные подходы к созданию системы помощи детям с проблемами в развитии на основании Конвенции ООН «О правах ребѐнка», Закона РФ ...