Картотека речевых игр – «Большой – маленький»
картотека (средняя группа) на тему

Клементьева Инна Игоревна

Картотека речевых игр –

«Большой – маленький»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igroteka-rechevyh-igr.docx23.05 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека речевых игр –

«Большой – маленький»

Игра 1. «Назови, не ошибись»

Педагог раздает детям одну картинку из пары, изображающих большой или маленький предметы и выставляет на наборное полотно оставшиеся парные картинки. Затем педагог называет выставленные на наборном полотне картинки, выделяя голосом суффикс с ум.-ласк. значением и объясняет, что этот «кусочек слова» сделал предмет маленьким.

После этого педагог предлагает детям выйти к доске, выставить свою парную картинку и назвать их правильно (стул – стульчик).

Игра 2. «Большой – маленький»

Педагог выставляет картинки, изображающие большие и маленькие предметы, и напоминает детям о том, что предметы бывают большие и маленькие. Далее педагог показывает детям пару картинок из выставленного набора и спрашивает, чем отличаются эти предметы. Педагог просит назвать дин большой предмет (стол) и объясняет, что

маленький надо назвать ласково (столик) и т.д. Аналогичная работа проводится с другими парами картинок.

Игра 3. «Чудо»

Педагог выставляет на наборное полотно изображение волшебника и карточки, изображающие большие предметы. Затем педагог говорит детям, что они сегодня будут помогать волшебнику превращать большие предметы в маленькие. Дети по очереди берут «волшебную палочку», дотрагиваются до любого предмета и называют его ласково.Если ребёнок назвал предмет правильно, педагог выдает ему соответствующее изображение.

Игра 4. «Большой медведь и маленький мишка»

Педагог выставляет на наборное полотно изображения большого медведя и маленького медвежонка, а карточки с изображением больших и маленьких предметов раздает детям. Далее педагог объясняет детям, что большому медведю нужны большие предметы, а маленькому медвежонку- маленькие. После этого педагог читает начало предложения, а дети заканчивают его, подбирая нужное слово и выставляя соответствующую карточку на доску.

Большой медведь живет в (избе), а маленький медвежонок …

У большого медведя на полу лежит (ковёр), а у медвежонка …

Большой медведь сел за (стол), а медвежонок …

Большой медведь сел на (стул), а медвежонок…

Большой медведь подошёл к (шкафу), а медвежонок …

Большой медведь пошёл за водой с (ведром), а медвежонок …

Большого медведя укусил (комар), а медвежонка …

Большой медведь вышел на (крыльцо), а медвежонок …

Большой медведь нашёл (гриб), а медвежонок …

Игра 5. «Ну, посади!»

Педагог выставляет на наборное полотно изображение волка и зайца и рассказывает детям историю. Что однажды заяц и волк решили посадить деревья. Волк сказал, что будет сажать большие деревья, а зайцу разрешил сажать маленькие.

Взялись за дело дружно. Сажают, сажают, а волк думает: « Как бы зайчатинки отведать?» Не выдержал волк, бросил лопату и пустился вдогонку за зайцем.

Вот какой волк. Ребята, давайте остановим волка, поможем зайке и закончим работу. Педагог раздает детям парные карточки и предлагает помочь посадить волку деревья, а зайцу – деревца.

Игра 6. «Придумай предложение»

Педагог выставляет на наборное полотно две картинки (например, стол–ложечка) и просит детей придумать любое предложение. Например, на столе лежит ложечка. Аналогичная работа проводится с другими парами картинок.

Игра 7. «Кто самый внимательный?»

Педагог выставляет на доску пары картинок. Дети делятся на две команды Педагог предлагает по очереди называть только маленькие картинки. За каждый правильный ответ команда получает фишку. Ни одна названная картинка не убирается с полотна. Если дети одной команды дважды называют одну картинку или ошибаются при назывании маленького предмета, право следующего хода передаётся другой команде. Игра заканчивается, когда названы все  маленькие картинки. Побеждает команда с наибольшим количеством фишек.

Игра 8. «Давай меняться»

Перед началом игры выбирается выбирается водящий – гном. Педагог раздаёт каждому ребёнку по 1-3 карточки с изображением маленьких предметов и говорит детям: «Гному нужны маленькие предметы, но у него в мешочке большие предметы. Давайте поможем гному поменять большие предметы на маленькие»

После этого дети зовут гнома: «Гномик, гномик, выходи, маленький предмет

Возьми! »Гном наугад достает из своего мешочка картинку, показывает её детям и называет(например, стол). Тот ребёнок, у которого есть парная картинка, отвечает ласково (столик). После этого гном и ребёнок меняются картинками.

Игра 9. «Расскажи про гнома»

Педагог предлагает детям послушать рассказ о гноме. Передначалом

прослушивания  педагог напоминает детям, что гномпо размеру маленький и все предметы, которые его окружают, тоже маленькие, поэтому их надо называть ласково. По ходу рассказывания, дети выставляют на доску соответствующие картинки.  Текст  «Знакомство с гномом»

Жил-был на свете гном. Он жил в маленьком домике с крошечным крылечком.

Все предметы в домике тоже были маленькие: шкафчик, кроватка, стульчик. А во дворе росли два невысоких деревца: рябинка и берёзка. Гном каждое утро брал ведёрко и шёл их поливать. Гному хорошо жилось на свете, он радовался жизни и никогда не скучал. Вот такой он, наш гном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе "Размер предметов: понятия большой, маленький, больше, меньше"

Данный материал включает в себя подробную разработку конспекта занятия в подготовительной группе и картинки, которые используются в ходе занятия....

Авторский конспект непрерывной образовательной деятельности в области речевого развития и социально – коммуникативного развития в младшей группе.По теме: «Большой - маленький. Один, много, ни одного».

Авторский конспект непрерывной образовательной деятельности в области  речевого развития и социально – коммуникативного развития  в младшей группе.По теме: «Большой - маленький. ...

Освоение понятий больше -меньше, большой -маленький, один –мало -много.

Основы математического развития в младшей группе...

Картотека дидактических игр – «Большой – маленький»

Картотека дидактических игр – «Большой – маленький»...

Речевая игра "Большой - маленький"

 Игры способствуют обогащению, уточнению и активизации словаря детей, совершенствованию грамматического строя речи, развитию внимания, памяти, словесно-логического мышления.   Ре...

Конспект НОД по речевому развитию «Большие и маленькие» с использованием игровой технологии «Коврограф «Ларчик»

Конспект НОД по речевому развитию «Большие и маленькие» с использованием игровой технологии «Коврограф «Ларчик»Примерная основная общеобразовательная программа: &laq...