консультация для воспитателей "Народные промыслы"
консультация (подготовительная группа) на тему

Скиба Ольга Александровна

Декоративно-прикладное искусство

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narodnye_promysly.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №4»

Декоративно-прикладное искусство в детском саду

                                                                             Воспитатель: Скиба О.А.

г. Заречный

2017 г.

Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco — украшаю) — широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусствдекоративное и прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.

Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда,  декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфорфаянс, ювелирные и другие художественные изделия.
   В академической литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства 
по материалу (металл, керамикатекстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель,  игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.

Основные виды декоративно - прикладного искусства:

Значение использования декоративно-прикладного искусства в работе с дошкольниками.

Декоративно-прикладное искусство призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. Это искусство возникло на ранних этапах развития человечества. Люди стремились, чтобы вещи были не только практичными и удобными для пользования, но и привлекательными по внешнему виду. Строя жилище, изготавливая орудия труда, предметы обихода человек украшал их орнаментами, раскрашивал, совершенствовал форму.      Каждый народ под влиянием жизненных и природных условий создаёт свои традиции в развитии прикладного искусства. Характерные черты народного творчества легли в основу профессионального декоративно-прикладного искусства.

     Необходимым условием построения современной системы эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми.

   Известные педагоги и исследователи (А.П.Усова, Н.П.Сакулина, Н.Б.Халезова, Т.С.Комарова, Т.Н.Доронова и др.) отмечали, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждают в детях первые яркие представления о Родине, о её культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их необходимо включать в педагогический процесс в детском саду.

Задачи  по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством.

1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства.

2.  Формирование эстетического отношения к окружающей действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства.

3.  Формирование обобщённых знаний и умений:

- умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, гжельской и др. (понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов);

- освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.

 - умение создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах;

 - развитие при этом чувства формы, ритма, симметрии.

4. Развитие творчества, фантазии,  мышления и любознательности, наблюдательности и воображения.

5.Воспитание  уважительного  и бережного  отношения  к труду народных мастеров.

Методика ознакомления детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.

Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания. Народное искусство является национальным по содержанию, поэтому способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических чувств  ребёнка,  формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Приобщение дошкольников к народному искусству осуществляется посредством создания красивого интерьера детского сада, групповой комнаты, в оформление которых включают произведения народного творчества. Но для того, чтобы успешно проводить такую работу, педагог должен быть сам знаком с народными художественными промыслами, должен знать и понимать народное искусство, знать методику обучения детей декоративно-прикладному искусству.

 Рассматривая с воспитанниками предметы народного искусства, педагог учит  видеть детей и выделять элементы узора: мазки, точки, кольца, круги, прямые линии.

   У каждого вида народного искусства свои сочетания цветов и оттенков. Необходимо  показать это при рассматривании, обратить внимание детей на разнообразие цветов.    Успех обучения декоративному рисованию во многом зависит от того, насколько интересно организованно восприятие детьми изделий, использует ли он игровые приёмы, сюрпризные моменты.

Рассмотрим виды декоративно-прикладного искусства и выделим основные особенности каждого вида.

  • ГЖЕЛЬ
  • ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА
  • ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ
  • ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ
  • КАМЕШКИРСКАЯ РЕЗЬБА
  • МИХАЙЛОВСКОЕ СОЛОМЕННЫЕ КУКЛЫ
  • КОВРОДЕЛИЕ
  • НИКОЛЬСКИЙ ХРУСТАЛЬ
  • ЛОЗОПЛЕТЕНИЕ
  • ПУХОВЯЗАНИЕ
  • ВАЛЯЛЬНЫЙ ПРОМЫСЕЛ
  • ЛЫКОПЛЕТЕНИЕ

ГЖЕЛЬ

Название «гжель» происходит от слова «жечь». Есть версия, что изначально искусство именовалось «жгель», а после, в результате перестановки букв для собственного удовольствия, люди стали называть ее гжелью.

Характерные черты росписи следующие:

  • глазурирование поверхности;
  • снежно-белый фон;
  • узор, выполненный в синих или голубых тонах;
  • сложный растительный орнамент или узор в русском народном стиле;
  • неизменно ручная работа.

Интересный факт: сама краска имеет черный цвет, который меняется на синий только в процессе последующего обжига. Исходя из этого, тематика рисунка в стилистике гжель подразделяется на три основных направления:

  • Растительная. Такие рисунки — это классическая гжельская роспись. Все растения, которые изображаются, имеют несколько стилизованный вид, но основные черты четко просматриваются. Это травинки,  ягоды, цветы, основной цветок росписи гжель-это роза, которая наносится несколькими оттенками сразу.
  • Орнаментальные узоры. Такие рисунки стилизованные, оригинальные и в каждом просматривается определенная ассоциация. Наносится он согласно разработанным в старину сеткам. Самые известные орнаментальные гжельские сетки — это «усики», «травинки», «капли», «жемчужины» и «гребенки». Традиционные «шашечки» наносятся по кромке или вдоль бортика и представляют собой цепочку-поясок из кобальтово-синих квадратов.
  • Сюжетная роспись. Такой рисунок представляет самые древние народные промыслы, так как именно сюжет наглядно иллюстрировал сцены из жизни народа. Это могли быть зимние катания на санях, ярмарки, изображение природных явлений или времени года.

 

ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА

Золотая хохлома —  старинный  самобытный  русский  народный  промысел, на протяжении  веков  формирующий  быт  и  жизненный  уклад  целых  поколений  и является   неотъемлемой   частью  российской  культуры.  

Особенностью  хохломского промысла  является  изготовление  золоченой  деревянной  посуды  без  применения драгоценного  металла  и  своеобразная  растительно-травная  роспись.

Символом  хохломской  росписи  стала  огненная  жар-птица,  украшенная яркими цветами. Промысел был основан в лесном Заволжье, на территории нынешнего Ковернинского района Нижнегородской области. На протяжении столетий в этом промысле складывались и совершенствовались определенные типы деревянной посуды, отличающиеся благородной простотой силуэта, строгостью пропорций.  Ассортимент хохломских изделий сформировался давно. В его основе лежат резные ложкарные изделия и токарная посуда: чашки, миски, поставцы, бочата, солоницы, ложки.

В последние десятилетия были созданы новые формы бытовых вещей: комплекты посудных изделий для компота, ухи, салата, ягод, блинов и меда, наборы для кухни -поставки с полками, а также крупные декоративные изделия для украшения жилища – декоративные блюда, панно. Характерные черты следующие: определенная цветовая гамма рисунка с использованием всего лишь нескольких сочных оттенков (красный, желтый, зеленый, черный);  отсутствие строгой геометрии, плавность форм и линий. Элементы росписи ( осоки, завиток, капельки, кустики, криуль, куриная лапка, кудрина, рыжик).

ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ

Городецкая роспись берет начало от резных прялок, которые в Городце имели свою особенность: донце и гребень. Для украшения донец местные мастера использовали своеобразную технику инкрустации: из дерева другой породы вырезались фигурки и вставлялись в углубления, например, темный мореный дуб рельефно выделялся на светлой поверхности донца. Так, при помощи всего двух оттенков дерева и несложных инструментов городецкие мастера превращали поверхность обычной доски в настоящую картину. Несколько позже начали использовать подкраску – яркие желтые, синие, зеленые и красные цвета делали донце еще более красочным и нарядным. Городецкая роспись, которая украшала донца для прялок, сундуки, сани, дуги, мебель и многие другие предметы обихода, отличалась, прежде всего, содержательностью. Основное впечатление в росписях дают жанровые сцены – очень вольные, условные по характеру, декоративные по форме, и иногда граничащие с шаржем. Сюжеты для городецкой росписи берутся из жизни – это быт купечества и крестьянства. Значительную долю занимают цветочные мотивы, написанные широко и декоративно. Интересно и то, что в городецкой росписи часто встречаются сочетания жанровых реалистичных мотивов и идеализированных, декоративных образов животных и птиц. Используемые цвета: напряженно-красный, ярко-зеленый, бездонно-синий и черный, который еще больше подчеркивают декоративность мотивов городецкой росписи. Роспись ведется кистью, свободным ударом, без предварительного рисунка. Приемы весьма разнообразны: от широких мазков до тончайших линий и виртуозных штрихов, основные элементы: розаны,купавки, ромашки, листики, птицы.

ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ

Жостовская роспись возникла  на Урале, где в то время были сосредоточены крупные металлургические заводы России, а XIX веке распространилась  и в Московскую область, где и получила наибольшее развитие. Традиционно в жостовской росписи расписываются лишь металлические подносы, но в последнее время картинки в жостовском стиле можно встретить как на металлической посуде, так и на стекле, керамике, коже. Основной мотив жостовской росписи – это цветы, букеты из них, ветки или венки и гирлянды, преимущественно на черном или красном фоне. Причем роспись ведется сразу на подносе, без использования предварительных эскизов или шаблонов. Отличительной особенностью росписи является то, что цветы и листья окрашиваются яркими красками – синими, зелеными, красными  или желтыми, а их яркость дополнительно выделяется благодаря черному фону, по которому ведется роспись.

ЭТАПЫ ЖОСТОВСКОЙ РОСПИСИ

1 этап  ЗАМАЛЕВОК На подготовленную поверхность подноса разбавленной краской наносится силуэты элементов будущего рисунка. После этого замалевка, поднос сушится в печи еще несколько часов.

2 этап  ТЕНЕЖКАС помощью полупрозрачных красок, наносятся цветные тени. Это придает объем цветам, а у остальных растений проявляются теневые места.

3 этап  БЛИКОВКАНа этом этапе уточняются все детали, реализуется контраст и гармонизируется строй всей композиции – это самый ответственный этап росписи, происходит наложение бликов на весь рисунок, при этом букет становится как бы освещенным разными источниками света с разных сторон.

4 этап ЧЕРТЕЖКАВ завершение работы художник специальной тонкой кистью наносит заключительные штрихи – прожилки на листочках и семенца в центре чашечек цветов.

5 этап ПРИВЯЗКАЭто предпоследний этап росписи подноса. На этом этапе дорисовываются травинки, листья и усики, при помощи которых букет становится частью единого букета и связывается с фоном.

8 этап УБОРКАНа этом этапе украшаются борта подноса. Украшение может быть с помощью растительного или геометрического узора, без него поднос выглядит незаконченным. Без какой-то определенной «изюминки».

КАМЕШКИРСКАЯ РЕЗЬБА         

 В Камешкире прослеживается единый, но отличающийся от Пензенского, стиль построек. В данном случае, изобилие резьбы оконных наличников и скатов крыш, а так же пирамидальная форма крыши. Резьба по -дереву здесь развита с давних времен, наравне с горшечным производством и выкладкой некоторых построек из местного камня. Возможно, это связано с многообразием местных ресурсов: лес, камень, песок и прочее». В нар. архитектуре худож. традициями выделяется с. Рус. Камешкир, где большинство домов украшено пропильной резьбой. Наибольшую известность среди камешкирских мастеров-резчиков получили бр. Василий, Иван и Николай Сорокины, к-рые распространили навыки оформления жилых домов на украшение обществ. сооружений 

МИХАЙЛОВСКИЕ СОЛОМЕННЫЕ КУКЛЫ

Лунинская мастерица прославила Пензенский край изделиями из соломы, дошедшими до Лувра. Екатерина Медянцева возродила старинное ремесло.  Екатерина Константиновна послала в Пензу первые 70 кукол. Они попали на областную выставку, потом на зональную, а потом — на ВДНХ. И после этого пошли заказы — из Московского исторического музея, из Эрмитажа, из Суздаля, Киева.

Каким же обаянием, скрытой силой притяжения обладали ее куколки, если с первого взгляда люди влюблялись в них и понимали: это настоящее искусство.

Медянцева оставалась в Михайловке, а куклы ее гуляли по всему миру. Они зажили своей отдельной жизнью, как улетевшие из родного гнезда дети.

Это сегодня по недомыслию своему мы воспринимаем куклу исключительно как игрушку. Во времена, когда сказки еще не были сказками, а оставались частью реальной жизни, кукла была существом, через которое люди общались с силами добра и зла, с миром, который называем ныне ирреальным, высшим, божественным.Не случайно же именно куклам доверено беречь нас в колыбели, а потом вести через детство во взрослую жизнь.

Медянцева, упорством и природным талантом постигшая тайну притяжения игрушки из соломки, еще и постоянно совершенствовала свое мастерство. Она научилась делать танцующие куклы, «хороводные», как сама называла. Ставишь такую куклу на столик, выбиваешь по нему ритм, и она начинает танцевать. И это фантастическое кружение затягивает, будто уже не ты, а кукла задает ритм и о чем-то говорит. Вот только мы не понимаем ее языка...

НИКОЛЬСКИЙ ХРУСТАЛЬ

Сын основателя фамильного предприятия – Н.А.Бахметев спустя 25 лет после начала производства организовал Никольский музей стекла. К этому времени набралось большое число «экспонатов» как собственного производства, так и лучших европейских образцов. В витринах музея представлены изделия, выполненные в самых разнообразных техниках: стекло голубое, зелёное, синее, розовое, сиреневое, молочно-белое и бесцветное, хрусталь, кистевая роспись красками, золотом и серебром, эмаль, химическое матирование, пескоструйная обработка, гравировка и алмазная грань, венецианская нить, имитация под драгоценные камни, различные полировки. Здесь хранятся бесценные реликвии безвестных никольских умельцев.

По ценности и полноте собрания Никольский музей стекла и хрусталя  уникален и едва ли имеет себе равного в России. Он может сравниться с европейскими коллекциями Богемии и Франции, в музее более двух тысяч единиц.

ЛОЗОПЛЕТЕНИЕ

Плетение из лозы - одно из самых древних ремесел. Главная черта этого ремесла заключается в том, что каждое поколение людей легко приспосабливает его к потребностям своей повседневной жизни. Оно возникло намного раньше гончарного дела и занимало значительное место в жизни древнего человека. Из ветвей древесных растений возводили жилища, хозяйственные постройки, делали изгороди, детские колыбели, кузова саней и повозок, мебель, детские игрушки и посуду. А самыми распространенными изделиями из лозы были корзины. В последнее время  возрождается искусство плетения мебели, кресел, диванов такая мебель не только предмет функционального использования, но и предмет эстетического наслаждения.

ЛЫКОПЛЕТЕНИЕ

Лыкоплетение – промысел, который возник в крестьянском быту для изготовления обуви и домашней утвари. Сырьём служило лыко из липы и вяза, которое заготавливали весной, в начале сокодвижения.  Кору распрямляли, связывали в пучки и выдерживали под навесом около недели, до покраснения лыка. Затем разрезали на лычки до 1 см шириной, очищали от наружного слоя коры и связывали. Лычки досушивали и убирали на зиму. Зимой из заготовленного материала плели лапти и домашнюю утварь (кошели, тарелки для хлеба, чехлы для топоров, вёдра и др.). В настоящее время промысел существует как занятие отдельных мастеров по изготовлению лаптей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Народные промыслы России».

Ознакомление педагогов с народными промыслами....

Консультация для воспитателей " Ознакомление дошкольников с народными промыслами".

Консультация для воспитателей " Ознакомление дошкольников с народными промыслами"....

Консультация для родителей. «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».

Консультация для родителей. «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»....

Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов» (Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)

Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов»(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)Цель: Формировать знания детей...

Региональный конкурс образовательных проектов по ознакомлению детей с народными промыслами «Город мастеров» Тема проекта: «Народные промыслы России»

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное...

Консультация для родителей "Промыслы России".

Знакомство детей с бытом и традициями русского народа имеет важжное значение в нравственном и патриотическом воспитании дошкольников как полноправных граждан Росии....