" Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста"
статья на тему
Доклад на тему : " Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 18.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, "читать" эмоциональное состояние другого, во-вторых управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
При всей кажущейся простоте, распознание и передача эмоций - достаточно сложный процесс, требующий от ребёнка определённых знаний и определённого уровня развития.
Дети старшего дошкольного возраста в целом способны правильно воспринимать эмоциональное состояние человека. При этом легко отличают радость, восхищение, веселье и затрудняются в распознании грусти, испуга, удивления. Дети прежде всего обращают внимание на выражение лица, не придавая значения пантомимике-позе и жестам.
Источником переживаний малыша оказывается всё, к чему он прикасается, всё, что имеет для него интерес и значение. В взаимоотношениях с другими людьми-взрослыми(сначала близкими) и детьми-ребёнок остро чувствует и ласку, и несправедливость, добром отвечает на добро и гневом-на обиду. В сказке он вживается как в реально происходящее. Герои, попавшие в беду принимаются малышом близко к сердцу и сочувствие им заставляет порой вмешиваться в то, что происходит на сцене. Мир природы, ребёнок не склонен до поры отделять чёткой границей от мира людей(он жалеет сломанный цветок и сердится на дождь, из-за которого не пускают гулять. Ребёнок познает мир прежде всего в образах, наглядно, конкретно.
Наиболее сильный и важный источник переживаний ребёнка - его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда окружающее ласково относятся к ребёнку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, защищённости. Обычно в этих условиях у ребёнка доброе, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребёнка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.
Эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей эмоциональный контроль в семье и вне семьи. Именно эмоциональное благополучие является наиболее ёмким понятием для определения успешности развития ребёнка. Оно зависит не от культурных и индивидуальных особенностей ребёнка, а только от оптимальности системы «мать-дитя».
Одно из главных направлений развития чувств в дошкольном детстве - увеличение их «разумности», связанное с умственным развитием ребёнка. Ребёнок только начинает познавать окружающий мир, знакомиться с последствиями своих поступков, учиться разбираться в том, что такое хорошо и что такое плохо. Большое значение в поведении ребёнка-дошкольника имеют мотивы установления с сохранения положительных взаимоотношений с взрослыми и другими детьми. В отличие от трёхлетнего ребёнка, который может провоцировать(сознательно)конкретную ситуацию, просто чтобы, так сказать, посмотреть на результат, ребёнок возраста пяти-семи лет будет, не имея серьёзной на то причины, любым образом конфликтных ситуаций избегать.
Хорошее отношение со стороны окружающих необходимо ребёнку. Более того, малыша важно не только понимать, чувствовать, что к нему хорошо относятся, но и слышать об этом, и связывать это хорошее отношение именно с собой как с личностью, а не только с позитивной оценкой поступка.
Основной путь влияния взрослых на развитие личности детей - это организация усвоения моральных норм, регулирующих поведение людей в обществе. Эти нормы усваиваются ребёнком под влиянием образцов и правил поведения. Образцами поведения для детей служат, прежде всего, сами взрослые: их поступки, взаимоотношения. При этом конечно, важнейший составляющей влияния взрослого на ребёнка служит его, взрослого, собственная система эмоциональных реакций, оценок характеристик.
Если взрослый расположен к ребёнку, радуется вместе с ним его успехам и сопереживает неудачам, то ребёнок сохраняет хорошее, готовность действовать и преодолевать препятствия и в случае успеха. В условиях установления положительных взаимоотношений с взрослым ребёнком доверительно относится к нему, легко вступает в контакт с окружающими.
Во взаимоотношениях с ребёнком взрослый должен тонко подбирать эмоциональные формы воздействия. Положительные и отрицательные формы воздействия на ребёнка должны возникать не стихийно(в зависимости от настроения самого взрослого),а превращать в своеобразную технику общения, где основной фон составляют положительные эмоции, а отчуждение используется как форма порицания ребёнка за серьёзный проступок.