статья "Развитие одарённости у дошкольников в условиях ДОУ"
статья по теме

Ерескина Светлана Юрьевна

Особенности проявления одарённости у детей дошкольного возраста. Виды одарённости. Способы развития одарённости у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ОДАРЁННОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

В УСЛОВИЯХ ДОУ

Педагог-психолог МБ ДОУ  д/с №76 г. Орла Ерескина С. Ю.

                         

  В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить.

Сократ.

В дошкольном возрасте происходит начальное формирование задатков, способность к какой-либо деятельности находится на стадии развития. По мнению В.Серебрякова [3], «задатки – это такие природные возможности, которые могут превратиться в способности, а могут и не превратиться».  Поэтому всем детям необходимо создавать условия для всестороннего развития, чтобы не угасли способности, которые по мере взросления, созревания позволят говорить об уникальных возможностях ребёнка, его одарённости.

Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни человека качество, которое определяет возможность достижения им по сравнению с другими людьми более высоких результатов в различных видах деятельности.

        Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст [1] . Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. Основными особенностями дошкольного возраста являются фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления; кроме того, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее.

 Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять у детей  предпосылки одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей.

Таким образом, работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений всей работы дошкольного учреждения,  а так же -  неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого потенциала личности.

В работе с маленькими детьми особенно важно учитывать не только способности, которые уже проявились, но и те, которые могут проявиться.        Проявления творчества выражаются в детстве прежде всего как более быстрое развитие речи, мышления, как ранняя увлечённость музыкой, рисованием, счётом, как любознательность и исследовательская активность ребёнка. При этом мотивация играет доминирующую роль [2].  Как правило, одарённые дети успешны в нескольких видах деятельности.

         Определение видов детской одарённости достаточно условно, так как происходит взаимовлияние и взаимопроникновение  психических процессов в разных видах деятельности, но наиболее яркие особенности разных видов одарённости можно выделить (см. таблицу).

Виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности.

Виды

одаренности

Составляющие

Как проявляются

Академичес-кая

одаренность

Мотивационно-личностные характеристики

Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому

Способности к обучению

Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов

Творческая

одаренность

Художественная одаренность

Проявление фантазии в творческих художественных работах, Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки)

Музыкальная одаренность

Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух

Литературная одаренность

Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов

Артистическая одаренность

Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память

Конструкторская одаренность

Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации

Психо-

моторная

одаренность

Спортивная одаренность

Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость

Хореографическая одаренность

Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память

Коммуника-тивная одаренность

Социально-личностная   одаренность

Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты

Лидерская одаренность

Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию

   Целесообразным видится организация работы с одарёнными детьми в виде интегрированной деятельности, охватывающей различные сферы детской одарённости: как уже ярко выраженные способности, так и не проявленные.  

   Ниже приведён конспект НОД для развития творческой одарённости дошкольников посредством интегрированной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие с родителями, как условие положительной динамики коррекционной работы с дошкольниками в условиях логопункта.

В материале представлено обобщение опыта взаимодействия с родителями детей, посещающими коррекционные занятия с логопедом....

«Развитие математической одарённости старших дошкольников»

Консультативный материал для педагогов об использовании игровой технологии в при изучении математики в детском саду....

"Работа педагога-психолога в развитии одарённости у дошкольников"

Статья вошла в сборник межрегиональной научно-практической интернет-конференции "Развитие одарённости в современной образовательной среде: опыт, проблемы, перспективы"....

Развитие литературной одарённости у дошкольников

Хочу поделиться своим опытом по развитию литературной одарённости у дошкольников....

СООБЩЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ: «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ В МБДОУ ПО РАЗВИТИЮ ОДАРЁННОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

СООБЩЕНИЕНА    ПЕДСОВЕТЕ:«ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ   ПЕДАГОГОВ  В  МБДОУ  ПО  РАЗВИТИЮ  ОДАРЁННОСТИ  У  ДОШКОЛЬНИКОВ...

"Музыкально-дидактические игры, как одно из условий развития музыкальной одарённости старших дошкольников"

Подборка музыкально-дидактических игр для использования с детьми старшего дошкольного возраста...

Самообразование «Особенности работы с одарёнными детьми: выявление, поддержка, условия для развития»

laquo;Особенности работы с одарёнными детьми: выявление, поддержка, условия для развития»...