Программа моей стажировки
рабочая программа на тему

Шибут Елена Владимировна

Стремительно происходящие изменения в нашей стране, как и во всем мире,  связаны,  прежде  всего,  с  переходом  общества  от  индустриального этапа  развития  к  информационному.  Наряду  с  процессом  глобализации экономики в мире происходит сближение образовательных систем разных стран.  В этой связи представляются ценными два вектора выстраивания образовательной политики в дошкольном образовании: с  одной  стороны  —  поиск  общих  критериев  качества  образования  детей в мировой педагогической культуре, с другой — сохранение и преумножение российских культурно-педагогических традиций. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_stazhirovki_shibut.docx37.22 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская программа стажировки

  1. Информационный блок программы

1.1. Ф.И.О  разработчика, должность, место работы:   Шибут Елена Владимировна, воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №24 "Искорки"

1.2.  Название программы: «Внедрение концептуальных идей и элементов педагогики Reggio Emilia  в ДОУ как эффективное  средство  реализации ФГОС ДО»

1.3. Цель программы: развитие профессиональной компетентности участников стажёрской площадки  в области реализации требований ФГОС ДО средствами внедрения современных эффективных технологий зарубежных стран.  

1.4.  Задачи программы:

- включить стажеров в практико-ориентированную деятельность по заданным модулям; 

- обозначить  проблему изменений в современном отечественном дошкольном образовании, уточнить  нормативно-правовые   документы   и   рассмотреть  актуальные   вопросы   в  контексте заданной темы;

- сформировать  у стажёров представления  о концептуальных основах и  организационно-структурных  особенностях систем  дошкольного образования  зарубежных  стран (на примере педагогики Reggio Emilia) в сравнении с изменениями в современном дошкольном образовании России;

- обеспечить освоение стажёрами  основных  принципов  и  направлений педагогики  Reggio Emilia  в контексте соотнесения с задачами ФГОС ДО;

- сформировать у стажёров умение выделять и адаптировать идеи и элементы зарубежных технологий в собственную педагогическую деятельность;

 - создать кейс материалов, подготовленных стажёрами «Идеи и элементы Reggio Emilia с возможностью адаптации в образовательном процессе ДОУ».

1.5. Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажёры

Стремительно происходящие изменения в нашей стране, как и во всем мире,  связаны,  прежде  всего,  с  переходом  общества  от  индустриального этапа  развития  к  информационному.  Наряду  с  процессом  глобализации экономики в мире происходит сближение образовательных систем разных стран.  В этой связи представляются ценными два вектора выстраивания образовательной политики в дошкольном образовании: с  одной  стороны  —  поиск  общих  критериев  качества  образования  детей в мировой педагогической культуре, с другой — сохранение и преумножение российских культурно-педагогических традиций.

 Федеральный государственный образовательный стандарт провозглашает основные принципы современного российского дошкольного образования, которые  совпадают с принципами педагогической системы Reggio Emilia:

  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
  • построение  образовательной  деятельности  на  основе  индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования;
  • содействие  и  сотрудничество  детей  и  взрослых,  признание  ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество организации с семьей;
  • приобщение  детей  к  социокультурным  нормам,  традициям  семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная  адекватность  дошкольного  образования  (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития ребенка).

Reggio Emilia - это целый мир эмоций и чувств, абсолютно новая философия, которая рассматривает воспитание детей через их взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Она помогает осознать, насколько это взаимодействие равноценно и уникально, учит относиться к достижениям ребенка с особым трепетом и уважением.

Опыт Реджио Эмилия не поддается буквальному переносу в другую культуру, в другие условия, к другим людям. Он может быть усвоен и переработан, но повторить его можно, только изменив, приспособив к своим нуждам и создав творческий, постоянный, слаженный коллектив взрослых, заинтересованных в этом типе работы с детьми.

 Данная стажёрская программа познакомит  педагогов с современными  тенденциями дошкольного  образования,  с  идеями и принципами  Реджио – педагогики и возможностями адаптации их в собственную педагогическую деятельность. Стажёрам будут созданы условия для апробации элементов педагогики Reggio Emilia  в образовательном пространстве ДОУ.

              Данная программа основана  на компетентностном и личностно-деятельностном  подходах, предусматривает комплекс  различных форм обучения: деловая игра, мастер-классы, педагогические мастерские, лекционные занятия и практические семинары.

             Основные формы, методы, приемы обучения: «SWOT-анализ», «Фишбоун», «Снежный ком», «World cafe», «Стратегия Идеал», Дебаты, полипозиционный диалог. Различные формы рефлексии: «Дерево желаний», «Синквейн», «Горячий стул».

         2.Содержательный блок программы

2.1. Перечень необходимого оборудования для проведения  стажёрской площадки

Дошкольное учреждение обладает достаточным количеством аудиторных площадей: музыкальный и спортивный зал, 6 групповых помещений, комната развивающих игр, методический кабинет.

Аудиторный фонд оснащен современным мультимедийным оборудованием: проектор,  экран (переносной),  4 персональных компьютера и ноутбук, аудио, видео и фотоаппаратура, оргтехника, безлимитный Internet.

Методический кабинет оснащен достаточным количеством методических пособий, дидактических средств для реализации программы базовой площадки.

   2.2. Программа стажировки (формулировки понятийных или практических задач, решаемых на стажировке, количество часов, содержание  работы по теме)

       

       Программа   стажировки   включает 4 модуля  и рассчитана на 24 часа.

               1 модуль направлен на осознание стажёрами актуальности изменений в системе дошкольного образования, анализ и выявление проблем реализации требований ФГОС ДО, необходимости использования новых эффективных технологий в современном образовательном процессе. Предполагает позиционное самоопределение стажёров, готовность к осуществлению инновационной педагогической деятельности.

Предполагает повышение педагогического мастерства  стажёров за счёт включения теоретико-практического блока ознакомления с концептуальными основами и  организационно-структурными  особенностями систем  дошкольного образования  зарубежных  стран, в том числе педагогики Reggio Emilia.  

         Основные формы, методы, приёмы на данном этапе: тестирование, деловая игра, «Стратегия «Идеал», «Кейс идей», семинар-практикум, полипозиционный диалог, презентации из опыта работы,  индивидуальные задания.  

          2 модуль направлен на изучение стажёрами основных  принципов  и  направлений  педагогики  Reggio Emilia  в контексте соотнесения с задачами ФГОС ДО. Предполагает ознакомление стажёров с опытом инновационной деятельности педагогов, изучающих и внедряющих элементы Реджио-педагогики.

              В данном модуле предусматривается углублённая работа по  освоению стажёрами технологии  проектного метода в образовательном процессе, как основополагающего элемента педагогики Reggio Emilia. 

                  Основные формы, методы, приёмы: сравнительный анализ, RAFT- технология, метод «Снежный ком», совместное игровое имитационное моделирование, общегрупповые обсуждения, полипозиционный диалог, работа с раздаточным материалом.

         3 модуль предусматривает углублённую работу по освоению стажёрами методов оптимизации развивающей предметно-пространственной среды в группе, в соответствии с принципами Реджио-педагогики и требованиями ФГОС дошкольного образования.

                Содержание модуля направлено на разработку стажёрами индивидуальных и групповых проектов по внедрению элементов Реджио-педагогики в образовательный процесс в рамках требований ФГОС ДО.

             Основные формы, методы, приемы: мастер-класс, метод ««World cafe», работа в малых группах над созданием совместных проектов с последующей презентацией результатов, общегрупповые обсуждения, технология управления изменениями (экспертиза и доращивание проектных идей), круглый стол.

       2.3.  Учебный план стажировки:

 

Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки

Количество часов

Лекции

Практические занятия

Стажерская проба

Оценочное событие

1 модуль

Актуализация запроса стажеров по теме стажировки – входящее тестирование.

0,5

Создание условий для активного погружения стажеров в Событие по разработанным темам стажировки «Стратегия «ИДЕАЛ».

1

Обзор нормативных документов в призме изменений современного образования (сравнительный анализ).

1

Позиционное самоопределение стажёров, готовность к внедрению инновационных технологий. Деловая игра «Инновации в образовании с точки зрения родителя, ребёнка, педагога.

1

Представление стажёрами элемента любой инновационной методики или технологии в соответствии с ФГОС ДО.

2

Ознакомления с концептуальными основами и  организационно-структурными  особенностями систем  дошкольного образования  зарубежных  стран. Круглый стол по теме.

1

Рефлексия: «дерево желаний».

0,5

   2 модуль

- Изучение стажёрами основных  принципов  и  направлений  педагогики  Reggio Emilia. Лекторий,

RAFT-технология.

 1

 1,5

Соотнесение принципов и задач ФГОС ДО с принципами Реджио-педагогики .

1

Погружение в образовательный процесс с целью ознакомления с опытом инновационной деятельности педагога, внедряющего элементы Реджио-педагогики.

1

1

Освоение метода проекта как основополагающего элемента педагогики Reggio Emilia  - имитационное моделирование, «Снежный ком».

1

Самостоятельная деятельность стажёров по организации детей в рамках реализуемого проекта.

2

«Деловой круг» по результатам стажёрских проб.

0,5

Рефлексия «Синквейн».        

0,5

3 модуль

Создание условий для освоения стажёрами принципов создания развивающей предметно-пространственной среды как «третьего воспитателя» дошкольников (мастер-класс)

1

Стажёрская проба «Оптимизация предметной среды в группе ДОУ»

2

Работа стажёров в малых подгруппах. Отбор материалов для кейса «Идеи и элементы Reggio Emilia с возможностью адаптации в образовательном процессе ДОУ»

2

Презентация содержания кейса «Идеи и элементы Reggio Emilia с возможностью адаптации в образовательном процессе ДОУ»

1

Рефлексия «Мои успехи и дефициты» - Горячий стул

1

Закрытие работы площадки. Тестирование - выход

0,5

Всего:  24 часа

1

5,5

14

3,5

3. Способы оценки результатов стажировки

3.1. Внешняя оценка результатов  стажёров:

Вид (форма) оценки

Эксперты

Способ фиксации результатов

1

Анкетирование участников  стажёрской площадки

Участники стажёрской площадки

баллы

2

Отзывы о результатах работы  стажёрской площадки

Участники   стажёрской площадки

Качественная оценка

3

Рецензии на созданные материалы

Методисты Городского методического центра

Качественная оценка

4

Экспертная оценка стажерских проб

Методисты Городского методического центра, экспертная группа педагогов -стажистов МБДОУ д/с 24

баллы

3.2. Самооценивание  стажёрами собственных результатов:

     

Как и в какой форме организована самооценка

Кем будет организована оценка

Способ фиксации самооценки

Рефлексия в особых формах (см. учебный план стажировки) по каждой теме стажировки.

стажер

Дневник стажировки

1.Метод «Пять вопросов»

  • Чему Вы научились сами?
  • Чему Вы научили других?
  • Как пришли к образовательному результату?
  • Чего не хватило?

Способы преодоления дефицитов.

стажер

Индивидуальное интервью

На листе самооценки со шкалой семантического дифференциала – шкала разрядов между двумя биполярными мнениями, в которой опрашиваемый выбирает точку, соответствующую направленности и интенсивности его чувств.

стажёр

заполнение листа самооценки

«Стоп-кадр События» - стажер выбирает личностно значимый момент стажировки.

стажёр

фотоальбом

     



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа стажировки по проблемам реализации технологий, обеспечивающих развитие дошкольников в игровой деятельности

Применение системы "Модуль-игра" С.Л.Новоселовой для развития игровой деятельности дошкольников....

Программа образовательной стажировки по теме "Программа "Мозаика": мастерские творческих игр для развития потенциала дошкольников"

Цели программы:создание условий для обогащения профессионального опыта стажеров средствами ПМК «Мозаичный ПАРК»;освоение способов самостоятельного создания условий для совместной и самосто...

программа семинара-практикума со стажировкой " Коррекционно-развивающая работа с детьми от дошкольного до подросткового возраста"

Совершенствование профессиональных компетенций педагога в вопросах коррекционно-развивающей работы с детьми от дошкольного до подросткового возраста....

Авторская программа стажировки заявителя по проблемам реализации технологий, обеспечивающих развитие дошкольников в игровой деятельности

Авторская программа стажировки заявителя по проблемам реализации технологий, обеспечивающих развитие дошкольников в игровой деятельности...

Программы «Моей земли лицо живое»

У каждого человека есть свой любимый город, село и чаще всего это место, где человек родился, где прошло его детство. И сколько бы лет не прошло он всегда помнит какие то события из своего детства, а ...

Программа образовательной стажировки

Программа образовательной стажировки по проекту "Музыка для всех"...