Конспект (конструкт) проведения НОД: «Прогулка по весеннему лесу». (Дикие животные)
план-конспект занятия (младшая группа) на тему

Чумичева Елена Александровна

 

 

 

 

Цель: уточнить и закрепить знания детей о диких животных.

 

Задачи:

 

 1) Воспитательная:  воспитывать  интерес к деятельности; вызывать эмоциональный отклик. Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, любовь к природе и животным.  Формирование нравственно-эстетических чувств к природе.

 

 2)  Развивающая: развивать  воображение, любознательность, память и мышление детей; повышать речевую активность детей; развивать умение отвечать на вопросы; развивать зрительное восприятие.

 

 3) Образовательная: уточнить знания детей о диких животных; упражнять в произношении детенышей животных; закрепить в речи детей названия жилищ животных: логово, дупло, берлога, нора. Уточнить и расширить словарь по теме. Закрепить представления о характерных признаках весны. Совершенствование грамматического строя речи. Опыт: «Плавает-тонет» - учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут).

Методы воспитания и обучения: пояснение, показ, похвала, рассматривание иллюстраций, художественное слово, сравнение, анализ, сюрпризный момент, игровая ситуация, дидактическая игра,  создание ситуации успеха.

 

Принципы воспитания и обучения:

- традиционные: принцип наглядности, доступности, сознательности и активности;

- развивающего обучения: принцип деятельности, взаимодействие со сверстниками и педагогом; интеграции (реализация в игровой, речевой, познавательной деятельности).

 

Форма организации: фронтальная, индивидуальная.

 

Планируемый результат: дети принимают заинтересованное участие в образовательном процессе; используют вербальные и невербальные средства общения; способны решать интеллектуальные и личностные задачи адекватные возрасту; овладевают универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

 

Нормативно-правовая основа:

1.     Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва

2.     Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред.

Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой  М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г.

3.     Рабочая программа МБДОУ «Детский сад №25 комбинированного вида» на 2014 – 2015 гг. во второй младшей группе №2 (разработчики: Староверова Н.В., Чумичёва Е.А.).

Список литературы:

1.     Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром. Вторая младшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 64с.

2.     Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений. Вторая младшая группа.  Планы занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 48с.

 

Оборудование:   Панорама весеннего леса. Объемные игрушки: Лесовичок, ежик, зайчик, лиса, белочка, волк, медведь. Картинки диких животных, жилищ диких животных, солнышко, тучка, ёлочки, березы, весенний лес.  Грецкие орехи. Для опыта: ёмкость для воды, камни, перо птицы, шишки, веточки.

 

Связь НОД с другими образовательными областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

 

 

План:

1.     Организационный момент

2.     Мотивационно-целевой

3.     Закрепление знаний

4.  Подведение итогов занятия

Ход занятия

Этапы

занятия

Задачи

Методы

 

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Планируемый результат

Организационный момент

Задачи: подготовить детей к занятию

Сюрпризный момент, создание положительного эмоционального подъема

Дети проходят в группу и становятся лицом к гостям:

Воспитатель:

Утром встали малыши,

В детский садик свой пришли.

Вам мы рады, как всегда.

Гости здесь у нас с утра,

Поздоровайтесь, друзья!

А сейчас, давайте, ребята,  встанем в круг!

Игровое упражнение «Улыбка». Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг. Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас весь день было хорошее настроение. 
Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся! 

Ребята, сегодня я предлагаю отправиться на прогулку в лес.
Надевайте свои шубы, теплые шапки, валенки.  Да варежки с рукавицами не забудьте. Что такое? Вы не согласны? Почему?


Да, вы правы, уже давно пришла весна, ярко светит солнышко, вокруг много цветов,  стало очень тепло и нам не нужна теплая зимняя одежда. А какую одежду наденем для весенней прогулки? Как называется такая одежда, которую мы носим весной?

А какую обувь наденем сегодня? А теплые сапоги и валенки нужны для какого времени года? Ну что, все оделись и готовы? Тогда в путь!

Собирайтесь скорее

В необычный поход.

Ждут нас тайны лесные,

В лес тропинка зовёт.

Дети приветствуют гостей. После приветствия дети встают в круг.

 

 

 

 

 

Дети выполняют упражнение. 

 

 

Потому что сейчас весна!

 

 

 

Весенняя одежда.

Джинсы, легкие куртки, легкие шапки, ветровки, перчатки. Ботинки, кроссовки.

Теплые сапоги нужны зимой.
 

Дети настроены на занятие

Мотивационно-целевой

Задачи: Привлечь внимание детей к выполнению заданий

Создание проблемной ситуации

Воспитатель:

В лес идем, в лес идем!

Не спешим, не отстаем!

Зайку, ежика увидим

Никого там не обидим.

Вот так и добрались мы до лесной полянки. А как красиво весной в лесу. А как поют птицы. А какой свежий и чистый воздух! Давайте, почувствуем его! А для этого вдох делаем носиком, а выдох – ртом, не спеша.

Ой, кто это? Ребята, это же Лесовичок!

Лесовичок: Здравствуйте, детишки? С чем пожаловали?

Воспитатель: Лесовичок, мы пришли к тебе в гости, хотим лес посмотреть, да поиграть с тобой.

Лесовичок:      Я старик совсем седой,

                         Лесовик я добрый,

                         Поиграйте вы со мной,

                         Но совсем немного!

А расскажите мне, ребята, что вы знаете о весне?

(Назовите признаки весны).

 

 

 

 

 

 

 

Молодцы, ребята! Вы знаете о весне очень много!

 

Воспитатель:  Дети, посмотрите, надвигается туча, что-то потемнело. Это туча закрыла солнышко. Давайте позовем солнышко, чтобы оно снова выглянуло к нам из-за тучки!

Чтение детьми наизусть хором заклички

«Солнышко-ведрышко»

Солнышко, снарядись!
Красное, покажись!
Выйди из-за тучи,
Дам орехов кучу!

Самомассаж рук «Дам орехов кучу!»

Возьмите в руку по одному ореху. Покатайте его между ладошками. Между пальчиками. Протяните ладошки с орешками солнышку. А теперь сложите орехи на блюдо. Сколько орехов на блюде? Много, целая куча! И солнышко выглянуло из-за туч. А нам пора продолжить прогулку по весеннему лесу.

 

 

 

 

Дети садятся на стульчики.

Аудиозапись – пение птиц.

Дети выполняют упражнение

Дети здороваются.

 

 

Весной тает снег, дни становятся длиннее, ярче светит солнышко, идут весенние дожди, распускаются листья и цветы, появляется травка, поют птицы.

 

 

 

 

 

Чтение детьми заклички

 

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют самомассаж рук

 

Закрепление знаний

Задачи:

Закрепить знания детей о домашних животных

Игровая ситуация, пояснение

Лесовичок:

А сейчас ребята, мы с вами поиграем.

Словарная работа «Назови жителей и растения леса»

Дети вспоминают названия знакомых им лесных обитателей.

А как их называют? А почему дикие животные?

А как вы считаете, можно ли жителей леса уносить домой? Почему?

А какие деревья растут в лесу?

А знаете ли вы кто из животных где живет?

Дидактическое упражнение «Кто где живет?»

Волк живет в логове.
Белка живет в дупле.
Медведь живет в берлоге.
Лиса живет в норе.
Заяц живет в норе.

 

 

 

Потому что, они живут в лесу, сами добывают еду, сами строят жилище!

Ель, береза.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают.

Актуализация знаний детьми

Динамическая пауза

 

Воспитатель: ребята, а сейчас давайте немного отдохнем.

Давайте, выйдем на луг, встанем в круг и возьмемся за руки.

Физминутка «Вместе по лесу идем»

Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг.
(Ходьба на месте).

Тысяча цветов вокруг!
(Потягивания - руки в стороны).

Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо, и налево.
(Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот - правой ступни левой рукой).

К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули.
(Потягивания - руки вверх).

Отдохнуть мы все успели
И на место тихо сели.

 

 

 

 

Дети выполняют физминутку, сопровождая действия словами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети возвращаются

на стульчики.

 

2-е задание

Задачи:

Закрепить знания детей о домашних животных и их детенышах

Вопросы, игровая ситуация, пояснение, похвала, создание ситуации успеха, дидактическая игра, анализ

Лесовичок: А сейчас еще одна игра.

Дидактическое упражнение «Назови детенышей»

Детеныши волка – волчонок – волчата
Детеныши зайца – зайчонок – зайчата
Детеныши ежа – ежонок – ежата
Детеныши лисы – лисенок – лисята
Детеныши медведя – медвежонок – медвежата
Детеныши белки  - бельчонок – бельчата.

Молодцы, ребята!

Вы помните, что нужно кричать в лесу, если отстанешь от взрослых, потеряешься? Попробуйте все вместе.

Опыт «Плавает – тонет»:

Воспитатель:

Во время прогулки по лесу, ребята, я собрала несколько предметов: камни, веточки, шишки, перышки.  А слышите – где-то недалеко журчит ручей, я набрала в нем воды, чтобы посмотреть, что произойдет с этими предметами, если их опустить в воду. Камни «утонули» в воде, а перышки, шишки и веточки остались на поверхности? Какой можно сделать вывод?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают.

 

Ау!

 

 

Аудиозапись – журчит ручей.

Участие детей в опыте.

Легкие предметы остаются на поверхности, а тяжелые тонут.

 

3-е задание

Задачи:

закреплять знание детей о домашних животных

Вопросы, использование художественного слова, иллюстрация

 Лесовичок:  Раз уж вы такие догадливые, помогите отгадать загадки.  И описать того животного, которого вы угадали!

Отгадывание загадок

·        В шар свернулся под ногами.
На спине с тремя грибами.
Не споткнись — вдруг упадешь!
Это же колючий … еж.

·        Летом серый,

           Зимой белый.

·        Пушистый хвост торчит с верхушки,

Что за странная зверюшка?

Щелкает орехи мелко.

Ну конечно, это…

·        Эта рыжая плутовка,
Кур ворует очень ловко.
Волку серому сестричка,
А зовут её 

·        Дружбу водит лишь с лисой,

Этот зверь сердитый, злой.

Он зубами щёлк да щёлк,

Очень страшный серый ...

 

·        Он зимой в берлоге спит,

Потихонечку храпит,

А проснется, ну реветь,

Как зовут его - …

Лесовичок:  Какие вы молодцы! Все загадки отгадали.

Воспитатель: Но прогулка наша подошла к концу и пора нам возвращаться обратно в детский сад.

Лесовичок:  Ребята, приходите еще в лес! Мне очень понравилось с вами играть! Вы молодцы!

Воспитатель:  Погуляли мы в лесу,

                         Повидали всю красу,

                         А теперь пора прощаться,

                         В детский садик возвращаться.

Дети:

 

 

 

 

 

 

 

Ёж (колючий)

 

 

 

Заяц (трусливый)

 

Белка

(прыгучая, ловкая)

 

Лисичка

(рыжая, хитрая)

 

 

Волк

(серый, злой)

 

 

 

 

Медведь

(косолапый, большой)

 

 

 

 

Дети прощаются с Лесовичком

Дети определяют домашних животных по соответствующим признакам

Подведение итогов

Задачи:

Систематизировать знания детей

Обобщение

Воспитатель:

Погостили мы в лесу,

Повидали мы лису.

И других лесных зверей,

Вместе было веселей.

В гости снова мы придем!

А сейчас не отстаем!

Вот мы в детский сад вернулись

И друг другу улыбнулись.

Вам понравилась прогулка в лес?
А что понравилось больше всего? Каких животных мы с вами встретили? А какие растения запомнили? А что нужно кричать в лесу, если заблудились? А можно ли уносить домой диких животных?
Молодцы, мне тоже очень понравилось гулять с вами в весеннем лесу.

Ответы детей.

Дети обобщают в краткой форме результаты своей деятельности

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия во второй младшей группе на тему: «Дикие животные в весеннем лесу»

Занятие направлено на ознокмление с окружающим с использование ИКТ.  Предварительная работа: Игра Кто что ест?, Кто где живет?, Кто как двигается?...

Конспект интегрированной образовательной деятельности «Прогулка по весеннему лесу»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для воспитанников старшей группы компенсирующей направленности (дети с ОНР), в котором представлена интегрированная деятельность воспитателя, учит...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Прогулка по весеннему лесу"

Дети вместе с воспитателем путешествовали по весеннему лесу, встречая гостью весну, знакомились с ее признаками, а также им повстречались пернатые друзья....

Конспект занятия по логоритмике: "Прогулка в весеннем лесу"

Конспект занятия по логоритмике: "Прогулка в весеннем лесу"...

Конспект ООД с родителями «Прогулка по весеннему лесу »

2 младшая группа, образовательная область "Познавательное развитие"...

Презентация "Прогулки по лесу. Дикие животные" для детей подготовительной группы.

Презентация "Прогулки по лесу. Дикие животные" для детей подготовительной группы. Расширять и уточнять знания детей о жизни диких животных, их внешнем виде и образе жизни....