Совет педагогов "Художественно-эстетическое воспитание детей в ДОУ в процессе изобразительной деятельности"
материал на тему

Цель: "Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок" (В. А. Сухомлинский)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovet_pedagogov.docx51.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад «Пукане» комбинированного вида города Ядрин Чувашской Республики

Совет педагогов

Разработал:

Воспитатель I квалификационной категории Абрамова О. И.

Ядрин, январь – 2017 г.

Согласно требованиям ФГОС ДО художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т. д.

Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого. На  консультации  по нетрадиционному рисованию, мы с вами уже говорили, о том чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности.

По мнению Т. Г. Казаковой, изобразительная деятельность будет успешной для детей дошкольного возраста, если выполнять следующие педагогические условия:

1. Последовательная система заданий строится с учетом конкретных задач программы эстетического воспитания детей дошкольного возраста, задач формирования у них предпосылок творчества.

2. Работа с детьми организуется таким образом, чтобы дети могли не только следовать образцу, но и действовать самостоятельно. При этом воспитатель использует прием сотворчества, создает игровые ситуации и т. п.

3. Комплексное воздействие различных видов искусства, художественной деятельности обеспечивает активное вхождение ребенка в образ.

4. Использование различных материалов, пособий, игрушек, картин, произведений прикладного искусства помогает восприятию и воспроизведению наиболее ярких особенностей художественного образа.

5. Взаимосвязь методов и приемов обеспечивает не только обучение детей изобразительным навыкам и умениям (показ действий, которым надо следовать, но и формирование способов самостоятельных действий (как на занятиях, так и вне их).

Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием.

Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия.

Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления. Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит, конструирует не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то сказал, чтобы изображенное им узнали.

Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей. Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей.

Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

При организации  восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (растения в разные времена года), разное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зерна, рыбка плавает в разных направлениях и т. д.); детали конструкций также могут быть расположены по-разному.

На основе сходства предметов по форме возникает общность способов изображения в рисунке, лепке.

Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании.

Как указывают психологи, для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе рисования, аппликации и конструирования.

Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается также в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т. п.

Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств,

которые возникают у них.

В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Изобразительная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками.

Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества –желание получить результат, создать определенное изображение.

Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя самостоятельными.

Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата. Формированию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребят в подготовке к  занятиям,  уборке рабочих мест.

Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания.

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.

Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма.

Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинках, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунке, лепке, аппликации. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», – утверждал В. А. Сухомлинский. Вот почему так важна в дошкольном возрасте изобразительная деятельность. Она служат улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей. Учит детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

 

Круглый стол «Красота – это то, что создает человек»

 

Ведущий:        

- Сегодня я приглашаю вас  поработать общей командой в мастерской художника, где будем принимать заказы,  различные работы. А чтобы попасть в мастерскую, ведь в нынешнее время  каждое учреждение под замком, нам надо разгадать  кроссворд «Помощники художника». Для этого выберите  себе карандаш под любым номером  и отгадывайте слово  под своим номером.

Игра-разминка «Разгадай Кроссворд»

Ответы:

(1 означает слово  бумага, 2  - рамка, 3 - кисть, 4- палитра, 5-мел, 6 - карандаш, 7- краски, 8 - картина, 9 - глина, 10 - тряпка)

Задача – подобрать слова к готовому слову «мастерская».  

Ведущий: Итак,  мы с вами в мастерской художника. Добро пожаловать на нашу  творческую работу.

Перед рабочим днем  нам надо собраться. Для этого проведем « мозговой штурм»                                    

Игра-разминка «Мозговой штурм»

• Какого русского художника называли «певцом русской природы»? (Ивана Ивановича Шишкина,

• Какие вы знаете картины этого художника («Сосна», «Рожь», «Утро в сосновом бору»,

• Как называется известная картина Шишкина с медведями? ("Утро в сосновом лесу")

• Точная передача произведения художника, сделанная в типографии (репродукция)

• Назовите русского художника, автора картин: «Волна», «Черное море»,  «Девятый вал» и др. (Иван Константинович Айвазовский.

•. Как звали основателя знаменитой картинной галереи, которая находится в Москве?

 (Петр Михайлович Третьяков)

• Как называют художника, отдающего предпочтение изображению природы? (пейзажист)

• Объект изображения (натура)

• Изображение художника самого себя (автопортрет)

• Один из лучших пейзажей какого художника называется «Золотая осень»? (Исаака Левитана.)

• Назовите единственную картину Исаака Левитана, где изображен человек. («Осенний день в Сокольниках».)

- Назовите три  главных цвета, и докажите, почему? (красный, желтый и синий. При их смешивании образуются все цвета светового спектра.)

- Назовите цвета, составляющие цветовой круг. (все цвета радуги)

- Назовите материалы, используемые на занятиях по изобразительной деятельности. (Простые и цветные карандаши, восковые мелки, тушь, кисти разных размеров, гуашь, акварельные краски, глина, пластилин, соленое тесто, цветная бумага)

- Назовите виды традиционного и нетрадиционного рисования. (К первому виду относится рисование, предметное и сюжетное, красками, цветными карандашами; нетрадиционные виды рисования отличаются необычными приемами работы и сочетанием разных художественных материалов: рисование нитками, руками и пальцами, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, свеча в сочетании с акварелью, картофельные штампы, набрызг, яичная скорлупа.)

Ведущий:  А сейчас я приглашаю посмотреть  презентацию о жанрах  живописи.

     

Так как  к нам пришел заказ от МБДОУ «Детский сад «Пукане» г Ядрина – реставрировать картины (репродукции картин) предлагаемых примерной основной образовательной  программой « Истоки») Приступим к работе.

Дидактическая игра: «Художники-реставраторы»   (как разрезные картинки)

Задачи: собрать из кусочков целую картину, и назвать  автора и название картины, и какой жанр. Каждая репродукция картины в конверте  под  номерами соответственно карандашу.

(проверка: показ слайдов)

Ведущий: Еще один заказ:  все воспитатели знакомят детей с книжной графикой  нам надо  помочь  вспомнить  художников - иллюстраторов детских книг.

Дидактическое  упражнение: «Определи художника - иллюстратора детских книг»

(среди разложенных иллюстраций найти 2 иллюстрации одного автора

и назвать самого автора).

Авторы:

Ю. Васнецов, А. Елисеев, В Лебедев, В. Сутеев, И. Билибин, В.Конашевич, Е Рачев,  А. Пахомов В Чижиков, М Митурич, В.В. Траугот. (Е Чарушин, Н Орлова. Л.Токмаков. Э. Радлов, А. Лаптев, Б. Дехтерев и другие).

Ведущий: А сейчас принят  такой  вид работы – найти к вопросу - правильный ответ.

Дидактическая игра: «Вопрос – ответ»

Раздаются на отдельных листках вопросы и ответы. Один участник прочитает вопрос, другой  у кого подходящий, верный  ответ предложит  его.

- Какие виды изобразительного искусства вы знаете? (Ответ: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно – прикладное искусство)

- Что такое живопись? ( Ответ: работа выполненная в цвете, красками, на плоскости)

- Что такое графика? ( Ответ: работа выполненная линиями, штрихами, на плоскости без красок)

- Что такое скульптура? ( Ответ работа выполненная в объеме путем высекания, лепки, отливки)

- Что такое декоративно-прикладное искусство? ( Ответ: искусство украшать)

- Что такое архитектура? (Ответ: искусство создавать здания, сооружения, комплекс сооружений)

- Как называют художника, отдающего предпочтение изображению моря? Животных? (маринист, анималист)

- Жанр живописи, изображающий предметы быта, цветы и т. д. (натюрморт)

Морской пейзаж (марина)

- Как называют художника, отдающего предпочтение изображению лица человека? Военных действий (портретист, баталист)

- Как называют постройки из дерева (зодчество)

Ведущий: Молодцы. Все заказы мы выполняем во время. В детском  саду «Пукане» ведется работа по ознакомлению с произведениями разных видов изобразительного искусства, поддерживается интерес к народному искусству. И сейчас проверим наши знания.

Кроссворд «Народно-прикладное искусство в работе с детьми»

Заполнив горизонтальные строки кроссворда, в выделенных вы сможете прочитать название русского праздника – торга (ярмарки, на котором все посетители от мала до велика, считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку или берестяную дудку.

1. Гжель всем нравится своим цветом. Какой он? (Синий.)

2. Основной материал, из которого изготавливают изделия в селе Полховский Майдан. (Дерево.)

3. Материал, из которого изготавливают дымковскую игрушку. (Глина.)

4. Название промысла, для которого характерно изготовление подносов. (Жостово.)

5. Благодаря этому цвету хохлому часто называют так. (Золотая.)

6. Обобщающее слово, которым можно назвать изделия мастеров Дымково Филимоново, Каргополья. (Игрушка.)

7. Профессия мастеров, чьими руками изготовлялись глиняные расписные игрушки в одном из главных культурных центров русского Севера в Каргополье. (Гончар.)

8. Поскольку изделия малой декоративной пластики (изделия дымковских каргопольских, филимоновских мастеров) являются объемными, то к какому виду пространственных искусств их можно отнести? (Скульптура.)

9. Предмет домашней утвари, которым особенно прославились Городецкие мастера. (Прялка.)

10. По вертикали прочитайте название русского праздника – торга.

1 с и н и й

2 д е р е в о

3 г л и н а

4 ж о с т о в о

5 з о л о т а я

6 и г р у ш к а

7 г о н ч а р

8 с к у л ь п т у р а

9 п р я л к а

Ответ - свистунья

Ведущий: Давайте приступим к работе.

Дидактическая игра: «Лото»

(с росписями народных промыслов: хохлома, гжель,  мезенская,

городецская,  дымковская,  чувашский орнамент)

Задачи: собрать лото и рассказать о росписи. Каждая карточка под номерами соответственно карандашу.

Шпаргалка для ведущей:

Чувашский орнамент: вышивка использовалась в основном в одежде. Отличалась у низовых чувашей от верхних. Орнаменты выбирались геометрические, в которых можно наблюдать древнее представление о картине мира.

Мезенская роспись: северная река Архангельской области – Мезень дала название этой росписи в основном домашнюю утварь (прялок, ковшей, коробов и т.д.). Использовали 2 цвета: красный и черный (сажа и черный). Роспись начиналась негрунтованное дерево тиской (специальная деревянная палочка) или пером глухаря и тетерева. Затем изделие олифилось.

Хохломская: родилась в селе Хохлома Нижегородской губернии. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели. Цвета: красные, зеленые и золотистые тона по черному.

Городецкая: используют жанровые сцены, фигурки коней, цветочные узоры, петухи. Украшали домашнюю утварь. Особой цветностью пользовались городецкие прялки, их с удовольствием покупали благодаря забавным расписным картинкам на днище прялки. После окончания работы такими донцами хозяйки украшали стены, вместо картин.

Жостовская роспись: заключает в себе роспись металлических подносов. Деревня Жостово, Московской области, основной мотив – цветочный букет.

Филимоновская: из деревни Филимонова Тульской области. На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины. При просушке пластичная чрезмерно жирная глина быстро деформируется покрывается мелкими трещинами, которые приходиться заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается приобретая непропорциональную форму. Помимо вытянутых форм фигурок, стиль их росписи: несложный аляповатый орнамент.

Полхов - майданская роспись: поселок Вознесенское Нижегородской области. Расписывали посуду, матрешки, пасхальные яйца, кубки для вин и подставки. Мотивы: цветы, птицы, животные, сельские и городские пейзажи.

Гжель: местность располагавшаяся на уге-востоке Московской области. Одной из причин развития послужила качественная гжельская глина. Три цвета: белая, синяя, голубая.

Ведущий: Мы с вами дружно поработали, пора и чай попить. Пока кипит самовар, мы с вами  побеседуем.

- Назовите способы лепки. (Пластический (скульптурный), конструктивный, комбинированный.) и рассказать о них

- Назовите основные приемы, используемые на занятиях лепкой. (раскатывание, сплющивание, вытягивание, прищипывание, примазывание, свертывание, раскатывание под углом.)

- Назовите основные способы украшения вылепленных изделий. (Налеп, углубленный рельеф при помощи стеки.)

- Назовите основные задачи по аппликации в возрастных группах (готовые геометрические формы, предметная аппликация; средняя – вводят ножницы, прямолинейные предметы, вырезывание округлой формы, деление полоски на квадраты, симметричные формы; разнообразие тематики, мелкие детали, силуэтное вырезывание, сюжетная и пейзажная аппликации.

- С какого возраста приобщают детей с произведениями разных видов изобразительного искусства? (живопись, натюрморт, иллюстрации картин известных  художников)

Ведущий: А теперь я хотела бы раздать памятки на тему: «Основные приемы, используемые педагогом на первом, втором и третьем этапах ознакомления дошкольников с живописью»

Игра «Шаг в правильном направлении – без чего невозможна аппликация».

Цель: уточнить знания педагогов о материале, предварительной работе, роли и значении аппликации для развития дошкольников.

1. Перечислите материалы, необходимые для выполнения

Аппликации (бумага, картон, солома, засушенные растения, тополиный пух и т.д.).

2.Перечислите оборудование, необходимое для выполнения аппликации (ножницы, клеевые кисти, карандаш, баночки, клеенка, салфетки, подставка для клея, коробка для обрезков).

3. Перечислите приемы вырезывания изображения:

(разрезание бумаги по прямой, по сгибам, и на глаз, вырезывание округлых форм путем закругления углов, симметричных и несимметричных форм, сложение в двое, гармошкой, силуэтное, по контуру, путем обрывания).

4.На какие три группы делятся виды аппликации (по тематике: предметная, сюжетная, декоративная,

По форме: объемная, плоская; по цвету: монохромная, полихромная, ахроматическая).

III часть. Заключительная часть

        И раз мы сегодня говорим о художественно – эстетической деятельности, то и притча сегодня тоже будет о деятельности

Двое мудрецов отправились по свету посмотреть, как люди живут. В одном не большом городе они встретили толпу людей, которые носили огромные камни, было видно что им очень тяжело, руки были в кровяных мозолях, по лицу скатывался пот. Мудрецам стало интересно, что же делают эти люди.

- Что ты делаешь? - спросили они у одного человека. - Я таскаю камни наверх.

- А ты что делаешь? - спросили они другого. - Я зарабатываю детям на еду.

- Ну, а ты что делаешь? – спросили они третьего.

- Я строю храм Божий!

        И поняли тогда мудрецы одну простую истину - не важно, что ты делаешь, важно, как ты к этому относишься.

        Уважаемые коллеги, спасибо за  дружную  творческую работу в нашей мастерской. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности средствами дифференцированного подхода

Приоритетной задачей дошкольного образования в современной концепции дошкольного воспитания обозначено как максимальное содействие воспитанию творческой личности в условиях субъективно-личностного вза...

Презентация «Удовлетворение детей в самовыражении в процессе изобразительной деятельности»

Изобразительная  деятельность одно из первых и наиболее допустимых средств самовыражения ребенка, в котором проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисунок является мощным средство...

Статья по рисованию на тему :«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник и материалов»

Каждая деятельность требует особого рода движений. В  изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом  изображения. В статье представлен опыт работы по ра...

Консультация для педагогов по теме: «Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности»

Духовностью называют то, что отличает человека разумного - совокупность нематериальных ценностей: моральных, нравственных, гуманистических, эстетических. Это общечеловеческие ценности, которые ни...

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности средствами дифференцированного подхода

Приоритетной задачей дошкольного образования в современной концепции дошкольного воспитания обозначено как максимальное содействие воспитанию творческой личности в условиях субъективно-личностного вза...