Обзор психолого-педагогической литературы по использованию информационно-коммуникационных технологий в обучении дошкольников
статья на тему

Шахова Татьяна Александровна

Материал для воспитателей детских садов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Обзор литературы21.45 КБ

Предварительный просмотр:

Обзор психолого-педагогической литературы по использованию информационно-коммуникационных технологий в обучении дошкольников

Бурное развитие нашего современного общества предполагает необходимость в широком применении информационно-коммуникационных технологий  в образовании, что определяется рядом факторов.

Во-первых, внедрение информационно-коммуникационных технологий в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного социального  опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.

Во-вторых, современные информационные технологии, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку более успешно адаптироваться к происходящим социальным изменениям.

В-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором обновления системы образования в соответствии с требованиями современного общества.

Информационные технологии (от англ. informationtechnology) — широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, а также создания данных, в том числе, с применением вычислительной техники.

В обществе, под информационными технологиями, чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, информационные технологии имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации.

В России информатизация общего образования уже имеет свою историю и традиции. Компьютерные технологии уже довольно активно вошли в жизнь каждого из нас, стали необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей.

На современном этапе воспитания и обучения детей дошкольного возраста наблюдается рост использования информационно-коммуникационных технологий. В настоящее время это обусловлено необходимостью значительных перемен в системе дошкольного образования. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базами дошкольных учреждений. Одним из важных условий обновления и является использование новых информационных технологий.

Использование современных информационных (компьютерных) технологий в  обучении и развитии дошкольников является одним из приоритетных и широко изучаемых направлений. Возникает необходимость формирования готовности современного ребенка к жизни в обществе, широко применяющем компьютерные (информационные) технологии в разных сферах.

Все существующие исследования по проблеме можно условно разделить на  два направления:

· работы, в основе которых лежат идеи  пропедевтической подготовки дошкольников к освоению основ информатики и использованию компьютерных технологий в более старшем возрасте  (А.А. Столяр, А.В. Горячев, Н.В. Ключ, Е.В. Иванова и др.). Согласно данным исследованиям, в дошкольном возрасте необходимо развитие  логических операций, необходимых умений, обеспечивающих формирование определенного «алгоритмического стиля мышления, системного подхода в решении проблем», «предваряющих предстоящее освоение основ формальной логики» (А.В. Горячев). Развитие умений обобщать посущественным признакам, устанавливать закономерности, определять  иерархию понятий, формулировать суждения и умозаключения и т.п.  может осуществляться и без применению компьютерных средств и основываться на  применении специальных  игр, упражнений. По данному принципу построены разработки, выполненные под руководством А.А. Столяра и  ряд программ  (например, А.В. Горячев, Н.В. Ключ «Все по полочкам»). В ряде исследований 80 гг. XX века, в случае применения компьютерных средств, акцент  также делался на развитии начальных представлений о компьютере как средстве познания и умений взаимодействия с ним (Е.В. Иванова), что предусматривало ознакомление с некоторыми языками программирования (простыми командами) и организацию игр и упражнений, направленных на формирование умений управления курсивом, клавишами клавиатуры и т.п.;

· работы, предусматривающие использование современных (компьютерных) технологий в  большей мере для осуществления обогащенного развития дошкольников посредством компьютерных игр. Роль компьютерных игр  состоит в «сопровождении и сопутствовании» развития познавательной деятельности дошкольников и освоения разнообразного содержания (Ю.М. Горвиц, С.Л. Новоселова, Г.П. Петку, О.Ю. Тараненко и др.).

Основные идеи об использовании  компьютерных технологий в развитии дошкольников были сформулированы в работах Ю.М. Горвица, С.Л. Новоселовой, Г.П. Петку, Н.А. Зворыгиной. Использование компьютерных технологий в дошкольных образовательных учреждениях предусматривает не обучение детей основам информатики, а применение новых, научно обоснованных средствдля развития детей, создание условий для обогащения их опыта познания окружающего, использования компьютерных возможностей в совершенствовании  осваиваемых представлений и умений.

Учитывая возрастные возможности, а также игру как ведущую деятельность  в данном периоде, применение информационных технологий  осуществляется в рамках использования специально разработанных компьютерных игр.

В работах С.Л. Новоселовой, Ю.М. Горвица, Г.П. Петку, Н.А. Зворыгиной, И.В. Ивановой, О.Ю. Тараненко, Н.В. Чудновой, Л.А. Леоновой и др.  доказано, что использование компьютерных технологий возможно в дошкольном возрасте и способствует  всестороннему развитию детей, развитию познавательной сферы, повышению интереса к обучению; рассматриваются возможности применения компьютерных технологий в развитии сенсорных, интеллектуальных, творческих способностей детей, коррекции (зрения, осанки,  вестибулярного аппарата и т.п.), освоения различного содержания, становления качеств личности (самостоятельности и т.п.).

Проблемой математического развития детей занимались такие исследователи как А. В. Брушлинский, А.А. Столяр, В. А. Крутецкий, В. В. Давыдов, А.В. Белошистая, И. В. Дубровина и др.

Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций.

В настоящее время делаются попытки разработки и внедрения в образовательную среду детского сада математических компьютерных игр и программ, которые облегчают процесс восприятия детьми количественных, геометрических, пространственных, временных и числовых представлений.

Использование интерактивных способов объяснения и актуализации знаний, особенно в игровых проблемных ситуациях, способствует развитию произвольного внимания детей. Мультимедиа презентации позволяют представить образовательный и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить в память детей информацию о величинах, множествах и числах не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде.

Применение мультимедиа презентаций в математическом образовании детей дошкольного возраста имеет следующие преимущества:

· возможность демонстрации различных математических объектов (цифр, математических знаков, геометрических фигур и пр.), с помощью мультимедиа проектора и проекционного экрана в увеличенном виде;

· компенсация объема математической информации, получаемого детьми из различных источников за счет объединения аудио, видео и анимационных эффектов в единую презентацию;

· активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка.

Анализ отечественных и зарубежных исследований показал, что благодаря мультимедийному способу подачи информации в организации математической деятельности детей достигаются следующие результаты:

· легче усваиваются понятия формы, цвета и величины;

·  глубже постигаются понятия числа и множества;

· быстрее возникает умение ориентироваться в пространстве;

· активно пополняется словарный запас;

· формируется координация движений глаз;

· уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора в решении математических проблемных ситуаций и задач;

· воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;

· развивается воображение и творческие математические способности;

· развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.

Особую роль играет применение компьютерных технологий в логико-математическом развитии дошкольников:

1. способствует целостному развитию  познавательных процессов (восприятие, внимание, память, словесно-логическое и наглядно-образное мышление), различных логических операций (сравнение, анализ, обобщение, классификация, сериация и т.п.), показателей  и умений (произвольность, быстрота и  последовательность выполнения действий, умение прогнозировать результат, действовать по алгоритму и т.п.), воспитанию целеустремленности и собранности (это особо «созвучно» логико-математическому развитию детей и является одной из значимых задач данного процесса);

2. компьютер осваивается дошкольниками как средство познания мира, активного получения и  переработки информации; инструмент, облегчающий деятельность и позволяющий решать ряд практических и познавательных задач;

3. использование данных игр способствует  дифференцированию представлений о свойствах и отношениях (форме, пространстве, размере, количестве, временных отношениях и т.п.) на основе активизации разнообразных действий  (преобразование, воссоздание), что соответствует идеям логико-математического развития дошкольников;

4. использование компьютерных игр активизирует  детский познавательный интерес к свойствам и явлениям, новой технике, желание экспериментировать;

5. компьютерные игры позволяют моделировать совершенно новые ситуации, демонстрация которых затруднена или невозможна дидактическими средствами, наглядно представлять математические связи и отношения;

6.  в компьютерных играх представлены все структурные компоненты игры (игровая задача, игровой мотив, способы и средства ее решения), что способствует превращению  процесса обучения в забаву, развлечение, насыщенные положительными эмоциями;

7. особое построение программ компьютерных игр часто позволяет «подстраиваться» под реальный уровень развития  детей; обеспечивает  реализацию принципа самоконтроля (проанализировать и оценить результат); интерактивность  позволяет ребенку  как бы «воздействовать» на  ситуацию, в связи с этим,  обучение  приобретает занимательный характер.

В специально разработанных для дошкольников компьютерных играх задано содержание представлений и умений, осваиваемых детьми, согласно  образовательным задачам, продуманы способы его оптимального преподнесения (игровая задача, сюжет, персонажи, реакция на верное или неверное выполнение задания). Данные программы ограничены по времени. Содержательные (сюжет, интересный детям; опора на игровую и практическую  мотивацию; использование изображения персонажей «близких»  детскому опыту)  и формальные (визуальный способ представления  информации; звуковое сопровождение, цветовые решения) параметры учитывают наглядно-образный уровень мышления дошкольников, позволяют поддерживать и активизировать  их внимание.

В процессе компьютерной игры проявляется интеллектуальная активность детей, формируются значимые познавательные мотивы и эмоции, что отражается в  активном отношении детей к новому, в умении принимать и самостоятельно ставить игровые задачи, находить оптимальные способы их решения, «открывать» более сложные способы действий, экспериментировать с предметами,  анализировать и оценивать ход игры и ее результаты (Ю.М. Горвиц, С.Л. Новоселова, Г.П. Петку).

Информационно-коммуникационные технологии, в отличие от обычных технических средств обучения, позволяют не только помочь ребенку усвоить большое количество готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать творческие, интеллектуальные способности. Позволяет уже с раннего детства ребенку учиться самостоятельно, приобретать новые знания.

Таким образом, информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование информационно-коммуникационных т технологий в условиях ДОУ. Сопровождение педагогов учреждения в использовании нового сайта в конструкторе E-pablich для эффективной работы с родителями»

Обновление содержания и изменение условий образовательной деятельности повлекли за собой преобразование организации управления и методической работы, потребовали совершенствования уровня профессиональ...

Технология психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса: «Информационно-коммуникационная технология в работе с дошкольниками».

Современный этап развития общества массовой глобальной коммуникации характеризуется активным использованием средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) во многих областях деятельности ч...

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий «Школа юных космонавтов»

Конспект непосредственно образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возрастапо формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационн...

Презентация к конспекту НОД с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий «Школа юных космонавтов»

Презентация к конспекту непосредственно образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возрастапо формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-комму...

Консультация «Использование коррекционно-развивающих технологий в обучении дошкольников»

В последнее время во многих образовательных учреждениях России осуществляется постепенное становление педагогической системы коррекционно-развивающего обучения детей, испытывающих трудности в осв...