Беседа о музыке П.И.Чайковского "Детский альбом"
материал (старшая группа) на тему

Дети в форме исказки знакомятся с музыкой "Детского альбома" П.И.Чайковского. Произведения: "Утренняя молитва", "Полька", "Зимнее утро", "Новая кукла", .т.д.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_beseda_o_muzyke_p.i.chaykovskogo.docx25.28 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБДОУ д/с "Золотой петушок"

с. Бутырки

2016 г

БЕСЕДА 

О МУЗЫКЕ

П.И.Чайковского

"Детский альбом"

Музыкальный руководитель Хлебникова Ирина Александровна


Цель: создать условия для знакомства с "Детским альбомом" П.И.Чайковского


Задачи: 
- Познакомить детей с жизнью и творчеством великого русского композитора П.И. Чайковского.
- Познакомить детей с музыкальным альбомом П.И. Чайковского «Детский альбом».
- Способствовать формированию интереса к музыке П.И. Чайковского.
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения.
- Развивать слуховое внимание и память.


Демонстрационный материал: презентация с использованием: мультфильма «Детский альбом», режиссер: Инесса Ковалевская, СССР, 1976 г.;
музыкальных произведений:
П.И. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» 
П.И. Чайковский Пьесы из «Детского альбома»: 


Методические приемы: Рассказ воспитателей, сюрпризный момент, показ слайдов, просмотр отрывков мультфильма, слушание музыки, рефлексия, подведение итогов.

Ход:

Слайд 1 (бабочки)
Тихо, тихо сядем рядом,
Входит музыка в наш дом 
В удивительном наряде 
Разноцветном, расписном. 
И раздвинутся вдруг стены - 
Купол неба голубой, 
Это музыка торопит 
И ведёт нас за собой. 

Звучит пьеса  "Утренняя молитва"

Есть на Урале небольшой городок - Воткинск. Много лет назад в этом городе родился мальчик, и назвали его Петей. Все его любили, потому что он был удивительно добрым. Петя очень боялся кого-нибудь обидеть и огорчался, если кто-то другой был невнимательным к людям. Няня считала, что у него очень доброе сердце, а мама говорила, что оно просто золотое. 
        Но была у Пети одна странность, которая всех удивляла. Иногда он бросал игру, уходил куда-нибудь в дом или глубоко в сад и сосредоточенно к чему-то прислушивался. А прислушивался он к звукам, которые раздавались внутри него. 
        Однажды произошел такой случай: в доме были гости, играла музыка, и все без устали танцевали. Петя был вначале оживлен и весел. Но к концу вечера так утомился, что ушел к себе в спальню раньше всех. Когда в комнату вошла няня, он не спал: лежал в своей кроватке и плакал. Няня спросила, что с ним. Он ответил, указывая на голову: «Музыка звучит у меня здесь». А на самом деле в комнате никакой музыки не звучало. Но Петя настаивал: «Избавьте меня от нее, она не дает мне покоя».

Таким был маленький Петя, неизвестный до поры мальчик, которого узнали потом и полюбили за то, что он любил людей, природу, свою Родину, и за то, что весь свой путь он выразил в музыке.

Слайд 2 портрет П.И Чайковского
         Имя этого доброго и умного человека известно всем. Его зовут Петр Ильич Чайковский.
        Петр Ильич Чайковский - русский композитор, дирижёр, педагог. Один из величайших композиторов в истории музыки. Во всем мире музыкальные произведения Чайковского звучат чаще любой другой музыки. 

Слайд 3 (На экране дом-музей П. И. Чайковского в Воткинске)
        Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля почти 177 лет назад.


Слайд 4 (На экране портреты отца и матери композитора)
        Отец композитора - Илья Петрович Чайковский (1795-1880) - выдающийся русский инженер, директор Камско-Воткинского завода. Мама - Александра Андреевна Чайковская, хорошо пела, играла на фортепиано, в доме нередко проводились музыкальные вечера.


Слайд 5 (На экране муз. инструменты: оркестрина и фортепиано)
        В семье Чайковских часто звучала музыка. Иногда в гостиной заводили оркестрину, механический инструмент, исполнявший музыку Моцарта. Мама играла на фортепиано.

Слайд 6  (На экране фото семьи Чайковских и юный Петя)
        В семье кроме Пети было еще пятеро детей. Все они были очень дружны между собой. Способности к музыке проявились у Пети рано: уже в возрасте пяти лет он умел играть на фортепиано, еще через три года превосходно играл по нотам, а в восемь лет читал ноты и записывал свои музыкальные впечатления. Но ему долго не разрешали заниматься музыкой, т. к. считали, что он еще мал для серьезных занятий. Но, несмотря на запреты родителей, он тайком по ночам подбегал к роялю и пытался подобрать какие-то мелодии. Он часто плакал и жаловался: «Я слышу музыку! Я хочу ее играть!...» И, наконец, родители разрешили маленькому Пете учиться музыке. Он учился в Петербурге, а когда переехал в Москву, сам стал учить будущих пианистов и композиторов, но самое главное - он продолжал сочинять музыку.

Все своё свободное время Пётр Ильич проводил в кругу своих племянников. «Цветы, музыка и дети, - часто говорил композитор, - составляют лучшее украшение жизни!» И что он только не придумывал для своих маленьких друзей! Веселые походы в лес, в поле, за цветами, грибами, пикники, костры, фейерверки, музыкальные спектакли, вечера с танцами. 
        Любил Петр Ильич слушать как ребята, а их было семеро, занимаются музыкой. Особенно он восхищался Володей Давыдовым – маленьким Бобом, или бобиком, как его ласково называли в семье. Мальчик был любимцем Петра Ильича. Володя подолгу и усердно занимался на фортепиано.
Слушая игру маленького Боба, Петр Ильич не раз думал о том, что музыки, предназначенной для детей, не так уж много.

Слайд 7 (На экране портрет П. И. Чайковского и обложка «Детского альбома»)

Тогда-то и было задумано создать альбом пьес для ребят.
И вот мы перелистываем страницы «Детского альбома»: здесь 24 маленьких пьесы, каждая из них – живая детская сценка, а все вместе составляют интересный рассказ о жизни детей далекого от нас времени, что их окружало, как они проводили время?

Слайд 8 (На экране открывается страница «Детского альбома,

Бим-бом, бим-бом,
Открывается альбом.
Не простой, а музыкальный,
Сочиненный для ребят
Много лет тому назад.
Нарисованы картинки – 
Не карандашами,
Музыкальные картинки
Встанут перед нами. (В. Берестов)

звучит «Полька» П. И. Чайковского

Слайд 9 (картина зимней природы)

Слышите, так звучит «Зимнее утро». Со звуками этой музыки мы перенесемся в далекие времена. Дом большой. Красивый. Все готовятся к приему гостей, ведь скоро Новый год. В доме уютно, тепло, а за окном снежное, вьюжное зимнее утро. Метет метелица и летит снег.


Звучит музыка "Зимнее утро"

Слайд 10 (Нарядная ёлка)

        Однажды, в такой зимний предновогодний вечер к девочке   Саше, пришли гости. В руках у них была какая-то коробка.

Достать коробку, празднично оформленную и перевязанную лентой. В коробке лежит  новая кукла.

- Это тебе, Сашенька! – сказал они.

 -Что же там такое, - сгорая от любопытства, думала Сашенька.

Знакомый развязал ленточку, открыл крышку и протянул коробку девочке…

Там лежала прекрасная кукла. У неё были большие синие глаза. Когда куклу покачивали, глаза открывались и закрывались. Хорошенький маленький ротик улыбался девочке.

Светлые кудрявые волосы ложились на плечи. А из-под бархатного платьица были видны белые чулочки и чёрные лаковые туфельки. Настоящая красавица!

Сашенька смотрела на куклу и не могла наглядеться.

Девочка потянулась и вынула куклу из коробки. Чувство радости и счастья переполняли её. Девочка порывисто прижала куклу к груди и закружилась с ней по комнате, словно в вальсе.

 - Какое счастье, получить такой подарок! – думала Саша.

Послушайте пьесу «Новая кукла»


        По произведениям из «Детского альбома» Чайковского был создан мультфильм, который так и называется «Детский альбом». Сейчас мы посмотрим его. Не только посмотрим, но и внимательно послушаем. 

В одной семье жили-были дети. Старшая девочка любила играть на фортепиано и придумывать сказки, а малыши очень любили слушать их. 
        Однажды старшая девочка играла пьесу «Сладкая грёза» и вдруг случилось чудо…

Просмотр мультфильма "Детский альбом.

(Смотрим отрывок из мультфильма по пьесе «Сладкая греза»)


3:20

Фея превратила старую куклу в принцессу, юлу – в карету, а деревянных лошадок – в настоящих коней и они помчали принцессу во дворец на бал. Смотрим мультфильм и слушаем пьесу П. И. Чайковского «Игра в лошадки».

4:05
        У ворот дворца нашу юную принцессу встретил эскорт солдат. Они приветствовали юную барышню. 
Мы деревянные солдаты, 
Мы маршируем левой-правой. 
Мы стражи сказочных ворот, 
Их охраняем круглый год. 
Мы маршируем чётко, браво. 
Нам не страшны путей преграды. 
Мы охраняем городок, 
Где музыка живёт! 
Слушаем пьесу П.И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков» (На экране отрывок из мультфильма по пьесе «Марш деревянных солдатиков»)

4:54
        И вот наша принцесса прибыла во дворец. Дверь отворилась, и девушка услышала прекрасную музыку Чайковского «Вальс». (На экране отрывок из мультфильма по пьесе «Вальс»).
Но праздник длился недолго, в 12 часов ночи волшебство исчезло… 

7:08
        Вот и закончился наш рассказ. Вам понравилась сказка? На какую сказку похожа наша сказка? Верно, на сказку «Золушка».
А вы слышали, какая звучала музыка? Верно: нежная, спокойная, веселая, задорная, бодрая,…

А теперь отправимся в путешествие вместе с музыкой Петра Ильича Чайковского. Композитор много путешествовал по Европе , бывал в Германии, Франции, Италии, Чехии. Во всех странах, где побывал композитор, он записывал народные мелодии, которые в качестве темы ложились в основу пьес «Детского альбома». 

Слушаем пьесы:

  • "Шарманщик поёт"
  • "Итальянская песенка"
  • "Старинная французская песенка"
  • "Неаполитанская песенка"

12:48

Одна сказка закончилась, но наши знакомые дети попросили няню рассказать им еще одну. Слушайте пьесы:

  • «Нянина сказка»
  • Баба Яга"
  • "Русская песня"

        16:19

  • "Камаринская"

Наша сказка благополучно закончилась. 

Слайд 11 (на экране портрет П. И. Чайковского)
        Чьи музыкальные произведения мы слушали? Верно: музыку П. И. Чайковского.
Звучали пьесы из какого альбома? Верно: из «Детского альбома».
Сейчас на экране появятся герои музыкальных пьес из «Детского альбома» Чайковского. 

Слайд 12  (на экране появляются герои пьес: Баба Яга, лошадки, деревянные солдатики.) 

        Узнали? Назовите их. Как называются музыкальные пьесы, героями которых стали наши гости(«Баба Яга», «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков»)? Прозвучит музыка, а вы вспомните, как называется это музыкальное произведение.

Слайд 13 (на экране памятник композитору в г. Воткинске).  

Прошло много лет с тех пор, как был написан «Детский альбом». Но и сейчас музыка из «Детского альбома» кажется нам удивительной и неповторимой. Сегодня мы послушали с вами лишь небольшую часть «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского.

Пусть музыка всегда живет,
И радость всюду побеждает!
Пусть сердце русское поет!
Чайковского повсюду знают! 
(С. Дроздова.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл бесед о музыке

Поэтапное проведение занятий в средней группе по слушанию музыки и развитию эмоциональной отзывчивости....

Тематическая беседа по музыке

Беседа о городе, его архитектуре и культуре....

Занятие по музыке дл детей средней группы:Беседа о Музыке

Познакомить детей с понятием "композитор".Рассказать детям,откуда берётся музыка.Научить детей слышать звуки природы,бытовые,городские звуки....

«Поговорим о музыке» Беседа первая «Музыка, музыка всюду слышна» Приложение к слушанию музыки

Приобщить детей к музыкальному искусству. Научить детей слушать музыку.Учить детей сопереживать чувствам, выраженным в музыке....

Беседы о музыке. С.С. Прокофьев "Петя и волк"

Занятие по ознакомлению с симфонической сказкой С. Прокофьева "Петя и волк"....

"Музыка любимого композитора. Детский альбом П.И.Чайковского"

О чем рассказывает музыка? Как рассказывает музыка? "Детский альбом" рассказывает о детях детям....

Проект долгосрочный по слушанию музыки из цикла "Детский альбом" П.И.Чайковского

Проект долгосрочный по слушанию музыки из цикла  "Детский альбом" П.И.Чайковского...