Духовно – нравственное воспитание детей на народной культуре русского народа
проект (старшая группа) на тему

Андреева Татьяна Васильевна

Актуальность

  На развитие ребенка в значительной степени оказывают влияние наследственность, среда и воспитание.

  Безусловно, что благоприятная развивающая среда способна оказывать позитивное влияние на развитие способностей ребенка, выступать в роли стимулятора, движущей силы в процессе становления личности ребенка, способствовать раннему проявлению разносторонних способностей.

  Многие дошкольные методики «заточены» под то, чтобы дать ребенку большой объем информации, но в форме слова – устного и печатного, а от детей требуется не постижение, а заучивание. Но еще физиолог И.П. Павлов доказал: если в мозг подавать не подкрепляемую чувствами и эмоциями информацию, в коре формируется центр нейтрализации этой информации.

  Мы, воспитатели, должны научить чувствовать, видеть, проживать красоту, чувства.

  Решая одну из самых актуальных и сложных проблем – развитие духовно-нравственного воспитания через приобщение детей к истокам русской народной культуры, мы обратились к развитию и обогащению среды по народной культуре.

  Система работы в этом направлении требует создания такой обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечила бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. Характерной особенностью этой среды должны стать предметы быта и старины, народные игрушки, предметы народно-прикладного искусства и творчества, русская одежда и ее элементы. Случайных предметов и вещей не должно быть! Дети должны не только прикоснуться к чудо произведениям, но и сами в доступной форме творить «живую культуру», ибо творчество – главное средство освоения опыта, движущая сила развития личности.

  Духовное и материальное состояние общества зависит от тех основ, которые заложили в сознании детей, поэтому очень важно создать такую среду, которая поможет в целостном процессе становления личности ребенка, духовно-нравственном развитии.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

МБДУ «Детский сад №256»

Духовно – нравственное воспитание детей

на народной культуре русского народа

(проект по предметно – развивающей среде)

                                          Выполнила

                                                                                  Воспитатель МДОУ Андреева Т.В.

Актуальность

  На развитие ребенка в значительной степени оказывают влияние наследственность, среда и воспитание.

  Безусловно, что благоприятная развивающая среда способна оказывать позитивное влияние на развитие способностей ребенка, выступать в роли стимулятора, движущей силы в процессе становления личности ребенка, способствовать раннему проявлению разносторонних способностей.

  Многие дошкольные методики «заточены» под то, чтобы дать ребенку большой объем информации, но в форме слова – устного и печатного, а от детей требуется не постижение, а заучивание. Но еще физиолог И.П. Павлов доказал: если в мозг подавать не подкрепляемую чувствами и эмоциями информацию, в коре формируется центр нейтрализации этой информации.

  Мы, воспитатели, должны научить чувствовать, видеть, проживать красоту, чувства.

  Решая одну из самых актуальных и сложных проблем – развитие духовно-нравственного воспитания через приобщение детей к истокам русской народной культуры, мы обратились к развитию и обогащению среды по народной культуре.

  Система работы в этом направлении требует создания такой обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечила бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. Характерной особенностью этой среды должны стать предметы быта и старины, народные игрушки, предметы народно-прикладного искусства и творчества, русская одежда и ее элементы. Случайных предметов и вещей не должно быть! Дети должны не только прикоснуться к чудо произведениям, но и сами в доступной форме творить «живую культуру», ибо творчество – главное средство освоения опыта, движущая сила развития личности.

  Духовное и материальное состояние общества зависит от тех основ, которые заложили в сознании детей, поэтому очень важно создать такую среду, которая поможет в целостном процессе становления личности ребенка, духовно-нравственном развитии.

Цель

  Развитие и реализация познаний у детей культурного наследия русского народа через создание предметно-развивающей среды.

Задачи проекта

1. Создание оптимальных условий и эмоционального комфорта для гармоничного развития личности каждого ребенка в группе.

2. Насыщение пространства предметами, материалами, изделиями народно-прикладного искусства для индивидуальной художественно-творческой деятельности.

3. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию.

4. Осознание смысла и значения духовных ценностей музейных предметов и работ народных мастеров.

Принципы:

  • доминирования воспитания над обучением
  • приоритета отечественных народных культурных традиций и регионального культурного наследия
  • свободы и права выбора ребенком вида деятельности
  • опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка
  • уважения к потребностям и нуждам ребенка

Партнеры проекта

1. Руководство и специалисты ДОУ.

2. Родители подготовительной группы №2.

3. Детская библиотека.

4. Школа.

5. Мастерская народного творчества.

Формы работы

  • Занятия: тематические, интегрированные.
  • Беседы познавательные.
  • Игровая и творческая деятельность.
  • Выставки.
  • Праздники.
  • Концерты.
  • Работа с литературой.
  • Детско-взрослая благотворительность.
  • Взаимодействие с социумом: школа, библиотека,

                                                        краеведческий музей,

                                                        мастерская народного творчества.

Методы и приемы:

  • наглядный (наглядно-слуховой, наглядно-зрительный)
  • словесный
  • практический
  • игровой
  • творческий

Виды деятельности:

  • художественно-речевая
  • изобразительная
  • музыкальная
  • культурно-просветительская

Ожидаемые результаты

1. Приобщение к таланту и мастерству предков через музейные предметы и работы народных мастеров.

2. Обеспечение развития эстетического вкуса, положительных эмоций, познавательной активности через произведения народного искусства, экспонаты старины.

3. Развитие самостоятельной, индивидуальной деятельности через насыщение среды специально подобранными материалами и предметами.

4. Получение сенсорных впечатлений.

5. Создание эмоционально-насыщенного характера межличностного общения взрослых и детей, ребенка со сверстниками.

Режим функционирования

Режим развития

Демонстрационный материал:

  • Государственная символика России
  • Российская геральдика и гос. праздники
  • Карты (страны и области)

Административная карта Кемеровской области

Оформление центра:

  • полочка красоты
  • фотостенд (с рамками, фотографиями)

Альбомы:

Основы народно-прикладного искусства

  • Городецкая область
  • Русские матрешки

Альбомы:

Основы народно-прикладного искусства

  • Русские матрешки
  • Сказочная гжель
  • Народный костюм
  • Народная игрушка

Изделия прикладного искусства Сибири:

  • матрешки в наборе:

Провинциальная, сказочная, потешечная

  • игрушки из глины: водоноска, петушок
  • кукла в русском костюме
  • предметы из бересты: туесок, кружка
  • роспись и резьба: хохломская посуда – ложки, доска, плошки.
  • Игрушки деревянные: свистульки, птицы из щепы.

Изделия народных мастеров: из дерева, соломы, папье-маше; предметы быта из бересты, работы: вышивка, кружево, бисероплетение.

 

Изделия с росписью: гжельская, Городецкая, хохломская, народные игрушки (семеновская, палехская)

Методическая литература:

  • «Праздники народов России», Москва. «Росмэн», 2004 г.
  • «История Кузбасса», Кемерово, 2007 г.
  • «Природа Кузбасса», Кемерово, 2004 г.
  • «Кто есть кто», Новокузнецк, 2005 г.
  • «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях», Л.В. Кокуева. Москва, 2005 г.
  • «Золотые зернышки», О.А. Кулолаева. Новокузнецк, 2005 г.
  • «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Санкт-Петербург, 2002 г.
  • «Народные праздники в детском саду», Зацепина. Москва, 2008 г.
  • фольклор.муз.театр. Москва, 1999 г.
  • Детская литература (по фолькл. жанрам)

Методическая литература:

Методическая литература по духовному воспитанию детей, по приобщению детей к народной культуре.

Музыкальные инструменты:

  • бубен
  • ложки деревянные

Музыкальные инструменты:

  • свистульки
  • дудочки
  • треугольник
  • трещотки
  • погремушки берестяные
  • колокольчики

Элементы народных костюмов:

Ленточки атласные, кокошник, сарафан

Элементы народных костюмов:

Элементы народных костюмов (кокошники, кушаки, платочки, украшения, бусы)

Музыкальная фонотека

Русские народные песни

Музыкальная фонотека

Музыкальные фольклорные жанры

Детская литература:

  • Русские народные сказки
  • Русские волшебные сказки
  • Русские пословицы, поговорки, загадки

Детская литература:

  • Новинки детской литературы по русским фольклорным народным жанрам
  • Былины о русских богатырях

Перспективный план

Месяц

Мероприятия

Ответственный

IX

Изучение литературы и разработка проекта по теме

Воспитатель

X

Защита проекта

Воспитатель

Администрация МДОУ

XI

Пополнение предметно-развивающей среды:

  • изделия народных мастеров
  • полочка красоты.

Изготовление альбомов

«Народная игрушка»

«Народный костюм».

Родители

Воспитатель

Администрация МДОУ

XII

Изготовление элементов народных костюмов (кокошников, бус, платочков).

Оформление стенда с фотографиями.

Родители с детьми

Кастелянша

Воспитатель

I

Пополнение детской библиотеки литературой по фольклорным жанрам.

Приобретение музыкальных инструментов.

Родители

II

Пошив костюмов для кукол в уголок народного творчества.

Приобретение новых альбомов по народно-прикладному искусству.

Родители с детьми

Администрация МДОУ

III

Приобретение музыкальной фонотеки (муз. фольклор).

Оформление материала (конспекты, журналы, ширма).

Родители

Воспитатель

Финансовый план

Название

Сумма

Источник финансирования

1

Полочка красоты

200

Добровольные пожертвования родителей

2

Фотостенд (рамки под фотографии)

300

3

Альбомы (основы народно-прикладного искусства)

200

4

Изделия народных мастеров

6000

5

Методическая литература

300

6

Детская литература

200

7

Музыкальные инструменты

200

8

Музыкальная фонотека

200

9

Элементы народного костюма (украшения, ленты)

300

10

Оформление материала (конспекты, фото, разработки праздников)

200

    Итого : 8 100


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры

В данной статье представлена система работы «Духовно – нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры», целью которой является воспитание духовно-нравственной личности ребе...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традицияхрусской народной культурыДуховно-нравственное воспитание дошкольников в традицияхрусской народной культуры...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры

Статья расскажет о том,  как через традиции русской  народной культуры  развивать  у дошкольников  чувство патриотизма....

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русского народа

Духовно-нравственное воспитание дошкольниковна традициях русского народа Вид проекта - практико-ориентированный (прикладной). Проект ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое...

»Пришла Коляда-отворяй ворота...” Духовно-нравственное воспитание, приобщение к истокам русской народной культуры.

Одной из главной традицией славянского народа были народные праздники,гуляния. Красочные и каллоритные мероприятия всегда привлекали своей небывалой душевной красотой . Столетиями предки сохраня...

Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры Автор В.В. Малова

В пособии приводятся конспекты занятий с дошкольниками всех возрастных групп. Цельзанятий – знакомство с материалом русской народной культуры (песнями, потешками,прибаутками, сказками, хороводам...